Стратегии и основные направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии и основные направления



ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Антинаркотическая работа предусматривает комплекс мер и, следовательно, тре­бует системного подхода. Ведущие направления антинаркотической работы: противо­действие незаконному обороту наркотиков; профилактика наркопотребления и наркоти­зации; лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная).

Если к первому направлению медицинские работники фактически не имеют отно­шения (оно — прерогатива правоохранительных структур), то в реализации двух осталь­ных медицинской сфере принадлежит одно из приоритетных мест. Отсюда следует, что научное обоснование названных направлений требует проведения специальных меди­ко-социальных исследований.

Эффективная реализация мероприятий по противодействию наркопотреблению требует, как минимум: 1) формирования правовой базы антинаркотической работы; 2) создания программного документа; 3) формирования системы механизмов (прежде всего, центра ответственности) и технологий антинаркотической работы; 4) обеспечения целевого финансирования антинаркотической работы.

30.1. Мнения представителей министерств и ведомств

В данном параграфе представлены обобщенные результаты 30 глубинных формали­зованных интервью с представителями министерств и ведомств Республики Татарстан, координирующих или осуществляющих руководство работой по профилактике нарко­мании. Относительно оптимизации деятельности по профилактике наркотизма были выдвинуты следующие основные положения.

1. Характеризуя масштабы наркотизации, эксперты единогласно назвали ее «нацио­нальной катастрофой». И чиновники высокого уровня, и представители общественных организаций осознают ее опасность. При этом эмоциональное восприятие ситуации, связанной с наркотизацией населения, в последние годы сменилось рациональным осмыслением и поиском способов решения проблемы. Сложилось убеждение, что нар­комания — тяжелая, порой неизлечимая социальная болезнь, обусловленная социо­культурными, политическими и экономическими особенностями развития современ­ного российского общества.

2. Республиканские, городские, районные ведомства, специалисты социально-психо­логических служб, представители школ, училищ, техникумов, вузов, родители признают, что преодолеть такую серьезную социальную проблему, как наркотизация, молено только путем создания эффективной системы профшактики. Функционирует ряд ведомств и служб, призванных осуществлять эту работу, но катастрофически не хватает социальных, социально-психологических служб и центров, особенно в малых городах и районных цен-


726 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации

трах республики. При этом социально-психологические службы, занимающиеся профи­лактикой наркотизации молодежи, имеют минимальную финансовую поддержку.

3. Оценивая работу министерств и ведомств, городских и районных служб в деле профилактики наркотизации, эксперты единогласно отметили, что наиболее серьезная проблемаэто отсутствие межведомственной координации. Существует достаточ­ное количество концепций и методик по профилактике наркотизации, для работы с наркоза­висимыми, однако многие из них дублируют друг друга, отражают интересы определен­ного ведомства или учреждения, системно не связаны, иногда противоречат друг другу.

4. В каждом министерстве или ведомстве работа по профилактике наркотизации обычно поручена одному человеку, несущему, как правило, целый ряд нагрузок по другим проблемам. Профилактика наркотизации —лишь одна из его многочисленных обязанностей, и далеко не первостепенная. В связи с этим высказывались идеи о необхо­димости создания в министерствах и ведомствах секторов или групп, непосредствен­но занимающихся данными вопросами.

5. Крайне необходим «идеолог» и координатор всех действий, направленных на профилактику наркотизации.

6. Несмотря на то что издано много монографий, брошюр, методик, посвященных профилактике наркотизации, часто они недоступны для практиков-психологов, соци­альных работников, социологов, социальных психологов, непосредственно занимаю-ющихся профилактической работой. Особенно остро это ощущают представители малых городов и районных центров, поселков, сельских школ и социальных служб.

1. Самое слабое место в системе профилактики наркотизации молодежи в Рос­сии — отсутствие системы работы с семьей, родителями, т. е. отсутствие государствен­ной семейной политики.

8. Необходимо провести масштабные исследования молодежной наркотизации, позволяющие иметь адекватное представление о проблеме, наиболее популярных спо­собах досуга молодых людей, детерминантах молодежной жизни.

30.2. Мнения работников системы образования

Общеизвестно, что наиболее эффективный способ предупреждения и преодоления наркотизации молодежи — эффективная профилактическая работа с учетом особенно­стей разных возрастных групп, рода занятий, тендерных и других различий. Очевидно, меры профилактики не Moiyr и не должны быть едиными для школьников, учащихся ПТУ и техникумов, студентов вузов, для представителей городской и сельской молодежи, для девушек и юношей.

Высшая школа. С целью выяснить, каким образом реагируют на проблему нарко­тизации представители вузов, были проведены формализованные интервью с проректо­рами по воспитательной работе высших учебных заведений.

1. Общим для всех интервью стало определение того, что к студентам, употребля­ющим наркотики, не должны применяться карательные меры. Они рассматриваются как больные, нуждающиеся в лечении и последующей реабилитации.

2. Серьезная проблема для руководства вузовопределение реальных масшта­бов употребления студентами наркотических веществ и выделение группы риска. В вузах подобная статистика не ведется.

3. В качестве основного вида деятельности вузов в области решения проблем наркотизации эксперты отмечали профилактику. Лечение и последующая реабили­тация студентов, употребляющих наркотики, не являются профильной задачей вузов.


Мнения работников системы образования



4. Усилить позитивное отношение студентов к проблеме сохранения и поддер­жания своего здоровья невозможно без создания «моды» на здоровый образ жизни, как это имеет место в ряде зарубежных стран. Отсюда одной из задач средств массовой информации и других социальных институтов должно стать формирование в обще­стве установок на здоровый образ жизни.

5. Приоритет в организации антинаркотических инициатив при проведении до­суга студентов следует отдавать не сугубо развлекательным формам, а творческим и интеллектуальным (фестивали, конкурсы, брейн-ринги и пр.).

6. Подчеркивается значимость студенческого самоуправления в общежитиях ву­зов, когда проживающие в них студенты сами отвечают за безопасность и отсле­живают случаи употребления и распространения наркотиков. Помимо поощрения инициатив студенческих общественных организаций руководство вузов пытается актив­но включить в работу по профилактике наркомании службы студенческой безопаснос­ти, обеспечивающие в основном порядок в зданиях и общежитиях.

7. Уровень знаний студентов и преподавателей о наркотиках и последствиях их употребления крайне низок (например, устойчив миф о том, что некоторые наркотики безвредны). Ни студенты, ни преподаватели, ни представители студенческих служб безо­пасности не знают, как оказать первую помощь человеку в состоянии наркотического опьянения или передозировки. У студентов зачастую возникают проблемы этического характера, когда они не могут сообщить руководству института о фактах употребления наркотиков их сокурсниками.

Система профессионально-технического образования (ПТО). В целях более де­тального изучения проблем, связанных с предупреждением наркотизации учащихся в системе профтехобразования, были проинтервьюированы 50 преподавателей и замес­тителей директоров по воспитательной работе учреждений ПТО. Результаты исследова­ния позволили определить, какие стратегии реагирования на проблему наркотизации учащихся выбирают специалисты системы ПТО.

1. Одной из причин наркотизации учащихся профтехучилищ специалисты называ­
ют социальную незащищенность, «ненужность» детей, обучающихся в этой систе­
ме.
В учреждениях ПТО проходят обучение около 80% социально незащищенных детей
(малообеспеченных, сирот, детей из многодетных и безработных семей). Дополнитель­
ным фактором риска является то, что в училищах работают группы для глухонемых,
коррекционные группы для больных шизофренией, с болезнями позвоночника и т. д,
Несмотря на такую ситуацию, в системе профтехобразования наблюдается дефицит
специалистов по социально-психологической работе:
не хватает ставок психологов (в
110 училищах Татарстана работают всего 33 психолога), практически нет социальных
работников (кроме учреждений, которые имеют статус лицея).

Кроме того, по мнению экспертов, рост наркозависимости среди учащихся проф­техучилищ напрямую связан с отсутствием нормальных условий для отдыха детей.

2. В качестве основных проблем обеспечения антинаркотической работы в системе
ПТО респонденты отметили следующее:

• до сих пор не отлажена эффективная система работы с семьями;

• о профилактике наркотизации молодежи и о работе с наркозависимыми много говорят, но мало делают;

• в системе ПТО фактически отсутствуют специалисты (социальные педагоги, психоло­ги), которые могли бы работать с наркозависимыми и проводить профилактическую работу.

3. Наиболее эффективными мерами профилактики наркотизации учащейся моло­
дежи системы ПТО,
по мнению респондентов, являются:


728 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации

• открытие молодежных клубов по интересам, спортивных залов, подростковых клу­бов;

• введение в каждом учебном заведении ставок социального педагога, психолога, специализирующихся по данной проблеме;

• создание городских информационных банков о наличии служб (психологических, социальных, медицинских, правоохранительных) с указанием координат специалистов и информации о видах услуг, которые можно получить.

Система среднего образования. По мнению директоров и завучей общеобразова­тельных средних школ, основными проблемами организации профилактики наркотиза­ции в среде учащихся системы среднего образования являются следующие:

1. Данный образовательный институт имеет первоочередное значение с точки зре­ния формирования позитивного мировоззрения, здорового образа жизни, антинаркоти­ческих личностных установок, обладает огромным потенциалом в плане профилактики наркотизации, однако в настоящее время эти возможности эффективно и хотя бы минимально системно не используются.

2. Самая распространенная реакция педагогов, завучей и директоров школ относи­тельно проблемы наркотизации молодежи — непризнание таковой в стенах собственно­го учреждения и отсутствие желания обсуждать эти вопросы публично.

3. Антинаркотическая работа в средней школе ведется в основном на интуитив­ном уровне и держится на отдельных энтузиастах. Каждый педагог-энтузиаст создает собственные методы и технологии работы с детьми по профилактике наркотизации.

4. Эксперты отмечают необходимость тренинговой работы с детьми и родителями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.016 с.)