Договор международной аренды и лизинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор международной аренды и лизинга



Аренда — это вид предпринимательской или профессио­нальной деятельности, при которой собственник имуще­ства (арендодатель) с целью получения прибыли передает его во временное владение и пользование или только в пользование другому лицу (арендатору) за согласованную арендную плату. Обычно лизинг (leasing) отождествляют с долгосрочной арендой, поскольку в английском языке «lease» означает «арендовать», «сдавать в наем».В международной практике лизинг подразделяется на два вида: оперативный лизинг, предусматривающий неоднократ­ную сдачу объекта в аренду на короткий срок от нескольких часов до 2—3 месяцев (например, сдача в прокат (renting) спортинвентаря, автомобилей, сеялок,
комбайнов) и на средний срок — от нескольких месяцев
до 2—3 лет (hiring) (например, дорожно-строительных машин, компьютеров, светокопировальной техники и т.д.); финансовый лизинг, предусматривающий однократную сдачу объекта на длительный срок, обычно равный или
близкий к нормативному сроку амортизации сданного
в аренду имущества. Объектами финансового лизинга
могут быть здания, сооружения, предприятия, техноло­гическое и медицинское оборудование, дальнорейсовые автопоезда, самолеты, суда и т.д. К операциям по международному оперативному и финан­совому лизингу относятся те, в которых лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных стран.

Правовыми основами международного лизинга являются Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи(Вена, 1980г.) и Конвенция ЮНИДРУА о международном финансовом лизинге(Оттава, 1988г.), к которой Россия присоединилась в 1998 г. К основным нормативно-правовым актам РФ, прямо регулирующим международный лизинг, относятся Закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ, а также Гражданский кодекс РФ. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. Таким образом, положения Закона не могут применяться, если они противоречат положениям ГК. Указанная Конвенция ЮНИДРУА не противоречит Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О лизинге” и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем экономическом обороте Российской Федерации, и к договорам о лизинге, заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным.

Основными разделами договора международного лизинга являются:

Определение сторон договора.

Договор международного оперативного лизинга является двусторонним документом, заключаемым лизингодателем одной страны и лизингополучателем другой страны.

Договор международного финансового лизинга может быть двусторонним, когда лизингодателем выступает сам изго­товитель или поставщик объекта, либо трехсторонним, когда лизингодатель по указанию лизингополучателя при­обретает в собственность объект с техническими характе­ристиками и условиями поставок, заранее согласованны­ми между лизингополучателем и поставщиком, а затем сдает его в финансовую аренду лизингополучателю. Трехсторонний договор состоит из двух частей, включаю­щих договор купли-продажи между лизингодателем и изготовителем или поставщиком необходимого лизингополучателю объекта и договор между лизингодателем и лизингополучателем. Например: «Лизинговая компания Interlease, именуемая в дальнейшем «Лизингодатель», с одной стороны, АО «Дорстрой», именуемое в дальнейшем «Лизингополучатель», с другой стороны, и Caterpille Corp., именуемая в дальнейшем «Поставщик», с третьей стороны, заключили настоящий дот вор о нижеследующем»

Предмет договора

Предмет договора международного оперативного лизинга формулируется по аналогии с договором купли-продажи. Например: «Лизингодатель сдал, а Лизингополучатель принял на условиях CIF порт Находка (Incoterms-2000) гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, содержащимися в Приложении №1 к настоящему договору».

Если бульдозеры- объект международного финансового лизинга, то предмет договора формулируется следующим образом: «Лизингодатель по просьбе Лизингополучателя приобрел у указанного им Поставщика науси виях CIF порт Находка {Incoterms-90) 5 гусеничных бульдозеров типа ВС-370 W36 с техническими характеристиками, согласованными между Лизингополучателем и Поставщиком, и передал их на усло­виях финансового лизинга Лизингополучателю».

Срок лизинга

Срок оперативного лизинга устанавливается сторонами в договоре и начинается с момента передачи объекта во владение и пользование лизингополучателю или с даты выполнения обязательств по поставке в трактовке Incoterms. Договором устанавливается дата окончания ли­зинга, когда лизингополучатель обязан физически вер­нуть объект лизингодателю или отгрузить его лизингодателю на согласованных базисных условиях в трактовке Incoterms.

Срок финансового лизинга начинает течь с момента от­грузки поставщиком объекта лизингополучателю на ого­воренных в трехстороннем договоре базисных условиях, чаще всего в трактовке Incoterms. Срок окончания финансового лизинга обычно совпадает с окончанием выплат лизинговых платежей нормативного срока амортизации в стране лизингодателя. Если иное не предусмотрено договором, по окончании срока финансо­вого лизинга собственность на объект автоматически пе­реходит с лизингодателя на лизингополучателя.

Управление объектом лизинга

Договоры оперативного лизинга могут предусматривать обязательство лизингодателя передать объект лизингопо­лучателю в пользование с водителем, пилотом, командой, обслуживающим персоналом. Договор оперативного лизинга на морское или воздушное судно с экипажем называется чартером, без экипажа — бербоутом. При некоторых видах рентинга в его стоимость входит страховка лизингополучателя (например, при рентинге легковых автомашин, горных лыж, парапланеров и т.д.).

Договоры финансового лизинга в подавляющем большинстве случаев предусматривают, что управление объекта осуществляет сам лизингополучатель за свой счет.

Страхование

Лизиногодатель обычно предпочитает сам осуществлять в свою пользу следующие виды страхования: транспортное; от рисков повреждения или утраты объекта лизинга в период нахождения его во владении и пользовании лизингополучателем; от претензий третьих лиц, которые могут возникнуть в связи с использованием объекта лизингополучателем; от рисков неплатежеспособности лизингополучателя и невыполнения им обязательств по возврату объекта лизинга.

Техническое обслуживание объектов лизинга

При краткосрочном оперативном лизинге техническое обслуживание обычно осуществляет лизингодатель. При среднесрочном оперативном лизинге лизингодатель обеспечивает обслуживание в том случае, если объект сдан в лизинг с водителем, экипажем или обслуживающим пер­соналом. Во всех остальных случаях стороны согласовывают и указывают в договоре, какая из сторон организует и оплачивает его техническое обслуживание.

При финансовом лизинге обычно техническое обслужива­ние объекта осуществляет за свой счет лизингополучатель или своими специалистами, или привлекая для этого спе­циалистов изготовителя имущества либо специализирован­ную фирму. При среднесрочном оперативном лизинге и при финансо­вом лизинге лизингодатель обычно оговаривает в договорах свое право контролировать правильность эксплуатации и технического обслуживания взятого в лизинг имущества, не допуская его преждевременного физического износа.

Ставки лизинговых платежей

В зависимости от видов объектов оперативного лизинга и специфики их использования могут устанавливаться сле­дующие разновидности ставок:

• повременные — за час, день, месяц и т.д. нахождения объекта во владении лизингополучателя;

• специальные — за километраж пробега, налет часов, еди­ницу выпущенной продукции и т.д.

Лизинговые ставки на широко распространенные виды объектов (например, автомобили, серийные самолеты. компьютеры, светокопировальные аппараты и т.д.) устанавливаются на рынке под воздействием конкуренции, в разных регионах они различаются по величине, но достаточно хорошо известны сторонам договоров оперативно лизинга.

Поскольку срок финансового лизинга обычно близок или равен нормативному сроку амортизации объекта, то общая стоимость финансового лизинга делится на число помесячных или поквартальных плате­жей, содержащихся в нормативном сроке амортизации. Поскольку при финансовом лизинге техническое обслу­живание, как правило, оплачивает лизингополучатель, а обязательства по различным видам страхования делятся между сторонами договора, то стоимость лизинга соответственно уменьшается на расходы лизингополучателя.

Финансовые гарантии платежей и возврата объекта лизинга

Наиболее часто применяемыми финансовыми гарантиями в пользу лизингодателя являются: гарантии солидных банков; блокированные денежные депозиты в банках; резервные аккредитивы; векселя и переводные векселя, авалированные солидными банками; нотариально заверенные поручительства солидных компаний; различные схемы взаимных зачетов; договоры залога на имущество, принадлежащее лизингополучателям, а также на их продукцию и на право получения причитающихся им платежей.

Ответственность сторон (Слайд 2, Раздел: Дополнительные материалы Темы 6 Учебно-практического издания)

Порядок предъявления претензий и санкций аналогичен тому, который практикуется при исполнении контрактов международной купли-продажи.

Базисные условия поставок

В различных видах международных контрактах, особенно в международных контрактах купли-продажи особое место принадлежит базисным условиям поставок, основанным на международной торговой практике и торговых обычаях. Международная торговая палата (МТП) впервые в 1923 г. опубликовала сборник сведений о принятых в ряде стран обычаях относительно базисов поставки товаров, в котором при­водилось толкование 10 базисных условий в 18 странах. В результате проведенной МТП работы по унификации этих условий в 1936 г. были изданы Правила толкования международных торговых терминов (International Commercial Terms (INCOTERMS)). В 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. в документ были внесены значительные изменения и допол­нения. В настоящее время Инкотермс действует в редакции 2000 г. Целью "Инкотермс" является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Термины "Инкотермс" включаются в контракт международной купли продажи товаров по обоюдному согласию сторон.

Термины "Инкотермс" представляют собой так называемые базисные условия поставки — специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара(Слайд 3, Раздел: Дополнительные материалы Темы 6 Учебно-практического издания), а также устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

В "Инкотермс 2000" условия базисной поставки сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу:

Группа Е — Отправление

Согласно этой группе, продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца EXW — Франко завод (... название места) (Рис.1)и не несет никаких обязанностей, в том числе по транспортировке лежит на покупателе.

           
   
Перевозка до
 
Основная перевозка
 
 
 
Покупатель Перевозка после
Продавец

 


Рис.1. Условие поставки EXW- EX WORKS

 

Риск случайной утраты, повреждения или гибели товаров переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на складе продавца в срок, предусмотренный контрактом и при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта. Продавец также не несет ответственности за таможенную очистку. Следовательно, данное условие поставки возлагает на продавца минимальные обязанности, а на покупателя- максимальные.

2. Группа F — Основная перевозка не оплачена включает:

FCA— Франко перевозчик (... название места назначения) (Рис.2) ; FAS — Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) (Рис.3) ; FOB— Франко борт (... название порта отгрузки) (Рис. 4). В соответствии с этими терминами продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем, одновременно происходит переход риска случайной гибели с продавца на покупателя.

3. Группа С — Основная перевозка оплачена включает:

CFR — Стоимость и фрахт (... название порта назначения)( Рис.5); CIF — Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения) (Рис.6); СРТ — Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения) (Рис.7); CIP — Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения) (Рис.8). Термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки.

 

Продавец Покупатель

 

Рис.2. Условие поставки FCA- FREE CARRIER

 

По условию FCA продавец обязан передать прошедший таможенную очистку для экспорта товар в распоряжение указанного покупателем перевозчика. В этот момент на покупателя переходит и риск случайной гибели и порчи товара.

 

Рис. 3. Условие поставки FAS- FREE ALONG SIDE SHIP

 

По условию FAS продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт погрузки и расположить его на пристани вдоль борта судна. Покупатель должен выполнить экспортные формальности, обеспечить подачу зафрахтованного судна, погрузить товар и оплатить все последующие расходы. Риск случайной гибели переходит на покупателя, в момент фактического размещения товара вдоль борта судна в обусловленном порту отгрузки в срок, указанный в договоре.

Рис. 4. Условие поставки FOB- FREE ON BOARD

Условие FOB отличается от FAS тем, продавец обязан погрузить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, и оплатить экспортные формальности. Все дальнейшие расходы и риски переходят в момент пересечения товаром релинга (поручня) судна.

Рис.5. Условие поставки CFR-COST AND FREIGHT

По условиюCFRпродавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок, оплатить выполнение экспортных формальностей. Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент пересечения товаром поручней судна.

4. Группа D – Прибытие включает:

DAF — Поставка до границы (... название места доставки) (Рис.9); DES — Поставка с судна (... название порта назначения) (Рис.10); DEQ — Поставка с пристани (... название порта назначения) (Рис. 11); DDU — Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения) (Рис.12);

DDP — Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) (Рис.13). Термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения.

 

Рис.6. Условие поставки CIF-COST INSURANCE AND FREIGHT

В соответствии с CIF продавец обязан застраховать товар от транспортных рисков. Все остальное, включая момент перехода рисков с продавца на покупателя, аналогично условию CFR.

Рис.7. Условие поставки CPT-CARRIAGE PAID TO

 

В соответствии с CPT продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товаров до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Покупатель оплачивает все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение перевозчика в срок, предусмотренный договором.

Рис. 8. Условие поставки CIP-CARRIAGE AND INSURANGE PAID TO

Условие CIP отличается от CPT тем, что продавец обязан застраховать товар и оплатить страховую премию страховой компании. Страхование должно компенсировать стоимость товара по контрактной цене плюс 10%.

Рис. 9. Условие поставки DAF- DELIVERED AT FRONTIER

В соответствии с условием DAF продавец оплачивает все расходы и несет риски до момента передачи товара в распоряжение покупателя в обусловленном месте на границе. Это может быть граница страны продавца, покупателя или какой-либо третьей страны. Продавец обязан уплатить таможенную пошлину, налоги и сборы в стране отправления товара. Покупатель обязан принять доставленный в обусловленный пункт товар в свое распоряжение, и нести в последующем все расходы и риски.

Согласно условию поставки DES (Рис. 10), продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения, указанном в контракте; оплатить все расходы, связанные с доставкой товара до обусловленного порта. Дальнейшие расходы, включая выгрузку и таможенную очистку, оплачивает покупатель. Риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя на борту судна в порту назначения, в момент его передачи в распоряжение покупателя.

Рис.10. Условие поставки DES-DELIVERED EX SHIP

Покупатель

Рис. 11. Условие поставки DEQ- DELIVERED EX QUAY(Duty Paid)

В соответствии с условием поставки DEQ продавец оплачивает все расходы по доставке товара в срок, обусловленный в контракте, на причал в согласованном порту назначения, включая оплату фрахта, расходы по выгрузке и размещению его на причале. Покупатель оплачивает все расходы и несет все риски с момента предоставления товара в его распоряжение на причале в согласованном порту назначения.

Рис.12. Условие поставки DDU- DELIVERED DUTY UNPAID

 

При условии DDU продавец оплачивает все расходы, в том числе расходы по доставке товара до указанного места назначения в стране ввоза, за исключением уплаты налогов, пошлины и других расходов, связанных с таможенной очисткой.

Рис.13. Условие поставки DDP- DELIVERED DUTY PAID

 

Условие DDP предполагает максимальные обязательства продавца, в которые входят: заключение договоров перевозки; уплата экспортных и импортных пошлин; получение лицензий; как правило, оплата выгрузки товаров. Покупатель принимает товар в обозначенном в контракте пункте назначения и несет все последующие расходы и риски.

Рассмотренные нами 13 терминов «Инкотермс -2000» обозначают различные виды транспорта, используемые для поставок товаров:

Любой вид транспортировки
Группа Е EXW Франко завод (... название места)
Группа F FCA Франко перевозчик (... название места назначения)
Группа С СРТ CIP Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)
Группа D DAF DDU DDP Поставка до границы (... название места доставки); Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения); Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
Только морской и внутренний водный транспорт
Группа F FAS FOB Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки); Франко борт (... название порта отгрузки)
Группа С CFR CIF Стоимость и фрахт (... название порта назначения); Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
Группа D DES DEQ Поставка с судна (... название порта назначения); Поставка с пристани (... название порта назначения)

 

 

На основе Международных правил толкования торговых терминов осуществляются учет и статистика внешней торговли. При этом экспортные поставки учитываются в ценах FOB(ФОБ), импортные — в ценах CIF (СИФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.05 с.)