Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия в советский период истории (1917-1991 гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для самостоятельного существования и развития в формах различных типов. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и жесткого контроля со стороны государства и правящей партии философия постепенно превращалась в служанку политики. Она использовалась для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Крайне негативное воздействие на развитие философской мысли в нашей стране оказала высылка в 1922 г. за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества. В Советском Союзе уже в 20-х годах единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма. В 20—30-х годах происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, стоявшие на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и течений постепенно подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-х годах группой А.М.Дебо-рина (ученик Плеханова) журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На «философском фронте» все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин и др.). В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия развитие философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет и др.) либо погибли в лагерях, либо были надолго репрессированы (А.Ф.Лосев и др.).
После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить также «Философские науки», позже была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус. Происходили исследования в области логики (А.Ф.Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П.В.Копнин) и теории личности (А.Н.Леонтьев), этики, эстетики. В 50-60-х годах на волне «оттепели» появились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библер и др. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране. В 70 —80-х годах наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней имел место культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование материалов съездов КПСС. Существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического, т.е. нетворческого, застывшего марксизма, превращенного фактически в разновидность религии. Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим. Ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования – интеллектуальной свободы. Неудивительно, что в философии образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.005 с.) |