Философия в советский период истории (1917-1991 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в советский период истории (1917-1991 гг.)



В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для самостоятельного существования и разви­тия в формах различных типов. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и жесткого кон­троля со стороны государства и правящей партии фило­софия постепенно превращалась в служанку политики. Она использовалась для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его историческо­го развития. Крайне негативное воздействие на развитие философской мысли в нашей стране оказала высылка в 1922 г. за рубеж большой группы философов (Н.А.Бер­дяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Уровень философии в со­ветском обществе значительно снизился, что отрицатель­но сказалось на всей духовной культуре общества.

В Советском Союзе уже в 20-х годах единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального уче­ния. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма.

В 20—30-х годах происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и самостоятельные (Н.И.Бу­харин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходи­ли личности тусклые и малообразованные, стоявшие на позициях «революционного сознания» и «классового под­хода». Многообразие мнений и течений постепенно под­менялось единообразием и даже прямым администриро­ванием. Издававшийся в 20-х годах группой А.М.Дебо-рина (ученик Плеханова) журнал «Под знаменем марк­сизма» был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На «философском фрон­те» все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин и др.). В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта ста­тья была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии и методо­логии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия развитие философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных ми­ровоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет и др.) либо погибли в лагерях, либо были надолго реп­рессированы (А.Ф.Лосев и др.).

После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить также «Философские науки», позже была издана «Философ­ская энциклопедия» в пяти томах. Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внес­ли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус. Происходили иссле­дования в области логики (А.Ф.Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П.В.Копнин) и теории личности (А.Н.Леонтьев), эти­ки, эстетики. В 50-60-х годах на волне «оттепели» по­явились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильен­ков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библер и др. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты) существовавшего обществен­но-политического строя и осмысления практики «комму­нистического строительства» в нашей стране.

В 70 —80-х годах наступил завершающий период в раз­витии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней имел место культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование материалов съездов КПСС. Существовал жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кад­ров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического, т.е. не­творческого, застывшего марксизма, превращенного фак­тически в разновидность религии.

Советский период в истории отечественной филосо­фии можно назвать трагическим. Ведь здесь философ­ская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования – интеллектуальной свободы. Неудивительно, что в философии образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.005 с.)