Отсутствие в месте жительства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие в месте жительства.



В случае длительного отсутствия гражданина в месте жительства возникает юридическая неопределенность, ущемляющая права других лиц (иждивенцев, кредиторов, самого отсутствующего гражданина). Устранение этой неопределенности обеспечивается институтами безвестного отсутствия и объявления умершим. Признание б.о. или умершим возможно только по суду (особое производство), на основании заявления заинтересованных лиц, которые не обязаны разыскивать отсутствующего (суд сам производит необходимые действия – рассылает запросы в милицию, ЖЭКи и т.п.). при наличии данных о преднамеренном отсутствии гражданина в м.ж. суд должен воздержаться от признания его б.о. или умершим.

Основания признания гражданина б.о. – отсутствие сведений о нем в его м.ж. в течение 1 года. Срок исчисляется со дня получения о нем последних сведений, если день определить нельзя, срок исчисляется с первого числа следующего месяца, если нельзя определить месяц, то с первого января следующего года (ст. 42 ГК).

Последствия признания гражданина б.о.: (ст.43 ГК)

1) из имущества б.о. гражданина выделяются средства для иждивенцев и погашаются требования кредиторов;

2) при необходимости имущество передается на основании решения суда органами опеки и попечительства в доверительное управление (орган опеки и попечительства может назначить д.у. и до истечения года (п.2. ст.43 ГК)). В случае явки гражданина д.у. отменяется на основании решения суда (ст.44 ГК);

3) прекращается действие доверенности выданной им или ему (п.1 ст.188 ГК);

и т.д.

основания признания гражданина умершим: (ст.45 ГК)

1) если в его м.ж. нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет;

2) в течение 6 месяцев, если гражданин пропал при обстоятельствах, угрожавших смертью, или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (срок исчисляется со дня, когда произошел несчастный случай);

3) в течение 2 лет, если гражданин пропал в связи с военными действиями (срок исчисляется со дня окончания военных действий).

Днем смерти считается день вступления в законную силу решения суда (м.б. и день его предполагаемой гибели – 2)).

Последствия признания гражданина умершим те же, что и при фактической смерти: открывается наследство; прекращаются обязательства, носящие личный характер; иждивенцы получают право на пенсии и пособия; прекращается брак, однако если гражданин жив, то его правоспособность и дееспособность не прекращается.

В случае явки гражданина (ст.46 ГК), объявленного умершим, или обнаружения места его пребывания, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Гражданин вправе потребовать возврата имущества, которое перешло от него новым владельцам безвозмездно, кроме денег и ценных бумаг на предъявителя, имущество перешедшее возмездно м.б. истребовано, если будет доказано, что приобретший имущество знал, что гражданин объявленный умершим жив. Если возврат имущества в натуре невозможен, возмещается его стоимость. Брак м.б. восстановлен по совместному заявлению супругов, если ни один из них не вступил в новый брак (ст.26 СК).

 

Вопрос 5. Государство и муниципальные образования, как субъекты гражданских правоотношений.

Характеристика субъектов. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (публичные образования) составляют особую группу участников гражданских правоотношений, так как обладают властными полномочиями, однако в силу п. 1 ст. 124 ГК выступают в гражданских правоотношениях, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, то есть слагают с себя эти полномочия. (Законодатель зачастую отходит от этого правила, устанавливая в ином отраслевом законодательстве (в первую очередь бюджетном) фактические преимущества для публичных образований – например, практически устанавливая иммунитет по применению к ним мер имущественной ответственности).

К публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юр. лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). (Юридико-технический прием в целях правовой экономии, хотя некоторые авторы (Е.А. Суханов) считают их «юридическими лицами публичного права». Однако публичные образования не являются юридическими лицами, отличаясь от них а) особым порядком создания, б) функциональной направленностью деятельности – участие в обороте исключительно с целью реализации задач публичной власти).

Вопрос о правоспособности публичных образований является спорным. Некоторые авторы (В.А. Плетнев, М.И. Брагинский) полагают, что она общая, так как они, осуществляя законодательные функции, в принципе могут осуществлять любые права. Другие (большинство) считают, что обладают специальной правоспособностью (целевой или функциональной – различия считаются лишь терминологическими), так как она необходима им лишь для реализации задач публичной власти.

Формы участия. От имени публичных образований в гражданских правоотношениях выступают их органы в рамках своей компетенции, а также юр. лица и граждане (как представители) (ст.125 ГК). Публичные образования могут участвовать в гражданском обороте и опосредовано – путем создания юр. лиц, собственниками имущества которых остаются указанные субъекты, а юр. лицам оно передается на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Виды отношений, в которых участвуют публичные образования. Публичные образования могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (см. ст. 125 ГК).

Имущественные правоотношения:

1) вещные - могут обладать имуществом на праве собственности (ст. 214, 215 ГК), при этом для них существуют специальные способы приобретения (бесхозяйные вещи, находка, клад) и прекращения права собственности (выкуп недвижимости в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, конфискация, реквизиция и проч.);

2) являются участниками обязательственных правоотношений (договорных и внедоговорных):

а) договорные - делятся на отношения, в которых публичные образования выступают наравне с другими участниками оборота (доверительное управление, агентский договор и т.п.) и отношения, в которых они являются исключительными субъектами (поставка, подряд, НИОКР для государственных или муниципальных нужд и др.). особенностями последних является порядок их возникновения, исполнения и прекращения (ФЗ-94);

б) внедоговорные - могут возникать из односторонних сделок и правонарушений, это деликтные обязательства (возмещают вред причиненный незаконными действиями их органов и должностных лиц (ст. 16 ГК) и неосновательное обогащение (гл. 60 ГК).

3) наследственные - публичные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ и по закону (п. 2 ст. 1116 ГК).

Личные неимущественные правоотношения:

Гражданско-правовую природу имеют отношения по использованию наименований «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а так же отношения по использованию иной символики, принадлежащей публичным образованиям. Кроме того публичному образованию может принадлежать право на обнародование произведения науки, литературы или искусства.

Ответственность публичных образований:

Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, кроме случаев, когда они принимают на себя гарантию (поручительство) (п. 5, 6. ст. 126 ГК) (согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 гарантия это не поименованный способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств);

Публичные образования также не отвечают по обязательствам созданных ими юр. лиц (унитарных предприятий), кроме бюджетных учреждений и казенных предприятий по обязательствам которых они несут субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК) (по обязательствам учреждения только при недостаточности у него денежных средств);

Публичные образования отвечают имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества:

а) которое закреплено за созданными ими юр. лицами на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) которое может находиться только в гос. или муниципальной собственности, (при этом обращение взыскания на землю и др. природные ресурсы допускается только в случаях предусмотренных законом (ст. 126 ГК), в настоящее время закон такой возможности не предусматривает).

Имущество, на которое может быть обращено взыскание составляет казну, которая делится на бюджет (денежные средства) и иное имущество (п. 4 ст. 214 ГК). Взыскание в первую очередь может быть обращено на средства бюджета и только при их отсутствии на иное имущество казны. При возмещении вреда за счет казны от ее имени выступает соответствующий финансовый орган (ст. 1071 ГК) (судебная практика исходит из того, что ответчиком является публичное образование, в лице финансового органа);

Особенности ответственности публичных образований в отношениях с иностранными лицами заключаются в том, что государство обладает иммунитетом (см. ст. 127 ГК), то есть не допускается предъявление иска в суде другого государства, его обеспечение и исполнение решения суда без согласия самого государства.

Закон об иммунитете пока не принят, однако процессуальное законодательство (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), закрепляют абсолютный судебный иммунитет государства (помимо России Китай придерживается принципа абсолютного иммунитета, в США и Англии господствует принцип ограниченного (функционального) иммунитета).

Законом допускается добровольный отказ государства от иммунитета (например ст. 23 ФЗ «О СРП»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.011 с.)