Структура, стратегия и оперативная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, стратегия и оперативная деятельность



 

Предпринимательство выступает в самых различных формах. А предприниматели отличаются друг от друга своим отношением к трем основным аспектам предпринимательства.

Структурные вопросы касаются купли-продажи ком-

­ Конец страницы 22 ­

¯ Начало страницы 23 ¯

паний или хозяйственных организаций в целях создания более эффективных структурных образований и получения денег в результате изменения структуры. Люди, наделенные подобного рода талантом, могут быть и «корпоративными налетчиками» и «скромными» честолюбцами, которые предпочитают структурные решения, зачастую отличающиеся широкомасштабным характером. Такого рода действия часто требуют крупных денежных сумм и могут быть осуществлены лишь в том случае, если между всеми заинтересованными лицами установились отношения, характеризующиеся высоким уровнем доверия. Действия по изменению структуры часто являются результатом корпоративной стратегии, примером чему могут служить решения, принимавшиеся компаниями «Электролюкс», «Симменс» или «Плесси». Но они могут выступать и как самоцель, достигаемая путем продажи, купли и перестройки компаний.

Стратегические вопросы в данном контексте тесно связаны с экономической стратегией, целью которой является объединение фондов для осуществления комплексных действий, направленных на достижение различных преимуществ в конкурентной борьбе и на решение специфических задач. Это вызывает к жизни такой вид предпринимательства, который в основном зиждется на эффективной конкурентной борьбе с другими компаниями. Главное в данном случае — не смотреть на своих конкурентов как на врагов, которых следует уничтожить, а создавать конкурентоспособные направления, т. е. искать пути наилучшего удовлетворения запросов клиентуры, побеждая таким образом своих конкурентов. Между «структуралистами» и «стратегами» нет резких граней. Примеры компаний «Электролюкс», «Симменс» и «Плесси» убеждают нас, что способности, необходимые руководителю для принятия решений по изменению структуры, во многом смыкаются со способностями, требуемыми для выработки эффективной стратегии. Подобные примеры, хотя и не как правило, но часто указывают на то, что талант «структуралиста» перевешивает талант «стратега».

Третий тип предпринимательства проявляется как склонность к решению оперативных вопросов. Это находит свое наиболее полное воплощение в успешном управлении ресурсами. Бизнесмены подобного толка отличаются исключительной способностью выявлять

­ Конец страницы 23 ­

¯ Начало страницы 24 ¯

свободные ресурсы в виде бесполезных затрат и капитала и умением от них избавляться. Соответствующим примером в Англии может служить опыт компании «Бритиш Эйрвейз», а в Соединенных Штатах — преобразования в корпорации «Крайслер», осуществленные Якоккой. Успех этих компаний нельзя связывать исключительно с оперативными способностями руководителей, но факт остается фактом — новое руководство смогло определить причины неудач своих предшественников, которые не сумели добиться необходимых результатов, маневрируя имевшимися у них ресурсами.

Можно привести и другой пример. Анализируя состояние одной горно-рудной компании, консультанты, признанные специалисты, привлеченные компанией со стороны, убедительно доказали, что уровень затрат был слишком высок по сравнению со средними ценами на металлы, зарегистрированными на рынке. Решение оперативных вопросов, связанных с предложением, осложняется тем, что объем продажи и цены не могут быть просто изменены, поэтому единственный выход в этом случае состоит во внимательном анализе структуры затрат и капитала. Именно этот шаг и был предпринят данной компанией. Налаживание оперативной деятельности помогло избавить от убытков строительные фирмы и многие другие компании.

Успехи, достигнутые компанией САС, можно рассматривать как следствие умелого руководства и в оперативном, и в стратегическом плане. В будущем же мы, безусловно, станем свидетелями усиления «структурного» подхода к предпринимательству на всех европейских авиалиниях, что может, конечно же, затронуть и САС.

Совсем не обязательно, что подобное разделение предпринимательства на три направления сохранится и в дальнейшем. Не следует также считать, что эти три направления взаимно исключают друг друга. Но упомянутая классификация позволяет лучше понять, в какой области сильнее Вы, а в какой — другие. (См. в Глоссарии: приобретение; функциональная стратегия.)

Предпринимательское развитие: что-то новое!

В 1989 г., когда стало известно о возникновении новых подходов и о тех изменениях, которые произошли в направлениях, по которым мы двигались в течение

­ Конец страницы 24 ­

¯ Начало страницы 25 ¯

всего прошедшего десятилетия, могло возникнуть предположение, что новейшая эпоха просвещения приблизиласьк своему закату. Это, безусловно, далеко от истины, хотя, как отмечалось выше, в последнее десятилетие мы действительно столкнулись с невиданными ранее темпами перемен, которые растут день ото дня. Новые знания всегда относительно слабее старых.

Новые подходы еще недостаточно хорошо продуманы, новым знаниям не хватает отточенности форм, терминологии и методов. Именно в таком положении сейчас находится предпринимательство. В своей книге «В поисках эффективного управления», опубликованной в 1982 г., Т. Питере и Р. Уотермен как бы открывают эту область знаний для читателей литературы на английском языке. Как и большинство других книг, она показалась читателям слишком многословной, аморфной и путаной. Но в условиях, когда новые подходы с такой стремительностью входят в жизнь, это вполне естественно. Старые знания оформлены в строгие структуры и опираются на устоявшуюся терминологию. Между тем представления о субъекте предпринимательского развития начинают формироваться только сейчас.

Методы операционных исследований, такие как теория массового обслуживания, линейное программирование или теория игр, никогда не найдут своего применения в этой сфере, поскольку ее формальные структуры более свободны, а теория в данном случае оперирует огромным количеством понятий, которые не могут быть сведены лишь к точному математическому языку. В силу этого каждый автор обладает большей степенью свободы, что может служить преимуществом для того, кто умеет извлекать из этого пользу. Оборотная сторона медали состоит в том, что субъект вызывает к жизни самые неожиданные процессы.

Надеемся, что читатели настоящей книги смогут отличить реальное мышление от ситуаций, когда термины и выражения используются без какого-либо точного смысла.

История предпринимательства

На заре экономического анализа представления о предпринимательстве складывались на основе наблюдений за повседневной хозяйственной деятельностью. Бизнес-

­ Конец страницы 25 ­

¯ Начало страницы 26 ¯

мены считались обычными людьми, ничем не отличающимися от других, им не уделялось особого внимания, а их деятельность не служила предметом специального анализа.

Социальная среда неизбежно порождает сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Однако первые попытки теоретически осмыслить этот феномен были сделаны лишь в XVII в. Впрочем, задолго до этого ученые выявили четкие различия между бизнесом и другими видами труда. Появление этих различий можно отнести примерно к XV в..

Кантильон был первым теоретиком бизнеса, его перу принадлежит широко известная книга, в которой дается систематическое описание предпринимательства. Именно он ввел в научный оборот термин «предприниматель». Кантильон определял предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация.

Таким образом, Кантильон понимал предпринимательство как функцию особого рода и подчеркивал элемент риска, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности. Это положение, как и многие другие идеи Кантильона, было подхвачено физиократами, и его труд получил самую широкую известность во Франции.

Ж.-Б. Сей стал, если так можно выразиться, продолжателем французской традиции и сделал следующий шаг в области анализа. Сей обладал личным опытом в сфере бизнеса и поэтому отличался его образным восприятием, чего были лишены другие классические экономисты. Для Сея предприниматель — это человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и теории распределения, что оказало влияние на многих теоретиков-экономистов.

Адам Смит находился под сильным влиянием Кантильона и физиократов. Смит много говорил о работодателях, мастерах, купцах и предпринимателях, но, как ни странно, никакого внимания не уделял бизнесменам, которые, таким образом, играли на удивление малую

­ Конец страницы 26 ­

¯ Начало страницы 27 ¯

роль в его анализе экономических процессов. Более того, складывается впечатление, что он считал эти процессы самоинициирующимися и самоподдерживающимися.

Адаму Смиту была свойственна склонность к переоценке значения труда и недооценке всего бизнеса и целом, в рамках которого между тем осуществлялся труд. Он пытался поставить знак равенства между владельцами капиталов и бизнесменами. Как и многие другие теоретики, он верил, что при наличии капитала, труда и сырьевых материалов бизнес возникает спонтанно.

С точки зрения Рикардо и Маркса, производственные процессы и коммерческая активность еще более автономны.

Рассмотрение таких функций, как координация, управление трудом и корпорацией в целом, безусловно, чуждо их подходам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.81.166 (0.011 с.)