Первый этап философского развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап философского развития.



Эпоха Возрождения и Нового Времени. Основные имена: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т., Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д., Юм, Д., Гартли, Э. Кондильяк, Ж., Ламетри, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Основные понятия: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза. Английская эмпирическая психология, Английская ассоциативная психология, Французская эмпирическая психология, Немецкая классическая философия.

 

В эпоху Возрождения и Нового Времени психология полностью попала под влияние философии. Медицина и физиология развивались в основном под влиянием античной медицины, возрожденной арабскими медиками еще в эпоху Средних Веков. С другой стороны, развитие механики, техники, географии и других естественных наук понятие души становится излишним для объяснения явлений жизнедеятельности тела. Тем самым, человек становится машиной, подчиняющейся законам физики, и абсолютное познание человека ограничивается лишь временем.

Основные имена: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т., Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д., Юм, Д., Гартли, Э. Кондильяк, Ж., Ламетри, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.

 

Основные понятия:

Ф. Бэкон ставит вопрос об учении о человеке, составной частью которой является психология. Этой науке мешают так называемые идолы – идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра.

Р. Декарт поставил проблему психофизиологического параллелизма – параллельного но независимого сосуществования души и тела, а также первым предложил их взаимодействие по принципу «рефлекторной дуги»

Б. Спиноза – еврейский философ-пантеист, выдвинул теорию единой субстанции, из которой состоят душа и тело. На основе этой теории выдвигает свою теорию познания и аффектов.

Английская эмпирическая психология (Т., Гоббс, Дж. Локк) – душа – это чистая доска, на которую возможно записать все, что возможно. Начало познания – ощущения, сознание – обязательный признак ощущений и познания. Сознание же строится на основе эмпирики – опыта.

Английская ассоциативная психология (Дж. Беркли, Д., Юм, Д., Гартли) – сознание формируется посредством ассоциативных связей. Первичное ощущение – осязательное, все остальные формируются позже. В целом же, все состояния суть ассоциация идей.

Французская эмпирическая психология (Э. Кондильяк, Ж., Ламетри, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо) – наиболее существенные черты – проблема активности человеческого сознания, указание на обусловленность общественным условиям, тем самым человек не что иное, что он сам приобрел.

Немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах). Познание носит эмпирический характер, то есть начинается с воздействия предметов на нас. Кант вводит в психологию такие понятия как трансцендентальные схемы, априорное знание, апперцепция. Немецкая философия в лице Фихте – антипод философии Спинозы. В целом немцы метались от субъективизма Фихте через телеологическую связь сознания с природой Шеллинга снова к субъективному духу Гегеля, а затем к материалистическим взглядам Фейербаха, Энгельса и Маркса.

 

Часть 4.2 Развитие психологии как науки о сознании в рамках философских учений.

В первой половине XIX века психология продолжает развиваться в рамках философских учений.

Основные имена: И. Гербарт, Т., Браун, Дж. Милль, Г. Спенсер, О. Конт, А. Бэн.

Эмпирическая немецкая психология, Английская ассоциативная психология.

 

В первой половине XIX века психология продолжает развиваться в рамках философских учений.

Основные имена: И. Гербарт, Т., Браун, Дж. Милль, Г. Спенсер, О. Конт, А. Бэн.

Эмпирическая немецкая психология – И. Гербарт попытался применить математические принципы к вычислению количественных показателей душевных представлений. Эти попытки будут успешно продолжены Г. Фехнером, а введенные им понятия компликации и слияния будут в дальнейшем использоваться В. Вундтом.

Английская ассоциативная психология - в первой половине XIX века ассоцианизм достиг своего расцвета. Так, Т. Браун ввел вторичные законы ассоциаций – учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Дж. Милль свел всю психическую жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей – в психическом мире есть только одно явление – ощущение, и действует только один закон – ассоциации.

 

Тема 5. Формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии как самостоятельной науки

 

Развитие физиологии

Важнейшие открытия в области физиологии: экспериментальное установление различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям. (Закон Белла-Мажанди), исследования рефлекторной дуги и органов чувств И. Мюллера, цветовая теория и фотохимическая теория зрения Э. Геринга, экспериментальные исследования осязания Э. Вебера, изучения скорости нервного возбуждения Г. Гельмгольца и Д. Реймона, исследования по морфологии головного мозга Ф. Галля

 

Важнейшие открытия в области физиологии:

- экспериментальное установление различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям. (Закон Белла-Мажанди)

- исследования рефлекторной дуги и органов чувств И. Мюллера

- цветовая теория и фотохимическая теория зрения Э. Геринга

- экспериментальные исследования осязания Э. Вебера

- изучения скорости нервного возбуждения Г. Гельмгольца и Д. Реймона

- исследования по морфологии головного мозга Ф. Галля

 

Развитие психофизики

Важнейшие исследования в области психофизики: исследования и измерения ощущений Г. Фехнера, изобретение методики исследования времени сложных психических процессов Ф. Дондерса, Введение термина «время реакции» З. Экснером, Исследования сенсорной и моторной реакций Л. Ланге

 

Важнейшие исследования в области психофизики:

- исследования и измерения ощущений Г. Фехнера

- изобретение методики исследования времени сложных психических процессов Ф. Дондерса.

- Введение термина «время реакции» З. Экснером

- Исследования сенсорной и моторной реакций Л. Ланге

 

Развитие биологии

Важнейшим для XIX в биологии было принятие основополагающим принципом эволюционных идей Ч. Дарвина. Тем самым появились предпосылки для развития эволюционной, сравнительной, зоопсихологии, детской психологии, а также этологии.

 

Тема 6. Развитие психологии до периода открытого кризиса.

 

Физиологическая школа В. Вундта – введение в психологию эксперимента как такового. Психология народов В. Вундта – Вундт, так же предложил термин анализ продуктов деятельности человека, тем самым предопределив свой интерес к анализу наиболее полного объема человеческой деятельности – этнографии и истории.

Рефлекторная теория И.М. Сеченова.

Структурная психология Э. Титченера.

Функциональная психология У. Джеймса.

Экспериментальная психология: исследования памяти Г. Эббингауза, Г. Мюллера, применение ассоциативного эксперимента в психиатрии Э. Крепелином, возникновение экспериментальной педагогики Э Меймана, В. Лая, возникновение педологии Г. Холла, Интеллектуальные тесты и измерения Дж. Кэттела, Возникновение психотехники Г. Мюнстерберга и Ф. Тейлора, Эксперименты в психологии индивидуальных различий Ф. Гальтона, А. Бине, Разработки методов анализа корреляций Ч. Спирмена, Исследования неврозов и методологии гипноза Ж. Шарко, И. Бернгейма

 

В 1879 году Вильгельм Вундт открывает в Лейпциге первую в истории психологическую лабораторию. Этот год считается годом рождения психологии как самостоятельной науки. К ХХ веку сформировалось несколько самостоятельных психологических научных программ.

Физиологическая школа В. Вундта – введение в психологию эксперимента как такового. Психология понимается как наука о непосредственном и непрерывном опыте, при этом объективный мир зависит от воспринимающего объекта.

Психология народов В. Вундта – Вундт, так же предложил термин анализ продуктов деятельности человека, тем самым предопределив свой интерес к анализу наиболее полного объема человеческой деятельности – этнографии и истории.

Рефлекторная теория И.М. Сеченова – попытка доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни. Цель психологии – объяснение происхождения психической деятельности.

Структурная психология Э. Титченера – психология должна изучать структуру – материю познания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе.

Функциональная психология У. Джеймса – психическая жизнь непрерывна и составляет собой поток сознания, в котором выделяются некоторые переходные состояния. Сознание отличается селективностью, в нем одно состояние всегда впереди другого, в зависимости от того, что сейчас необходимо индивиду. Причиной психической деятельности является деятельность мозговая, цель же ее непознаваема, а скорее всего отсутствует

Экспериментальная психология:

- исследования памяти Г. Эббингауза, Г. Мюллера,

- применение ассоциативного эксперимента в психиатрии Э. Крепелином

- возникновение экспериментальной педагогики Э Меймана, В. Лая

- возникновение педологии Г. Холла

- Интеллектуальные тесты и измерения Дж. Кэттела

- Возникновение психотехники Г. Мюнстерберга и Ф. Тейлора

- Эксперименты в психологии индивидуальных различий Ф. Гальтона, А. Бине,

- Разработки методов анализа корреляций Ч. Спирмена

- Исследования неврозов и методологии гипноза Ж. Шарко, И. Бернгейма

 

Тема 7. Психология эпохи открытого кризиса

Основные направления психологической мысли периода открытого кризиса: Бихевиоризм; Гештальт-психология, Глубинная психология:

(классические представители глубинной психологии: Психоанализ З. Фрейда (первая Венская школа), Аналитическая психология К.Г. Юнга, Индивидуальная психология А. Адлера (вторая веская школа), Детский психоанализ А. Фрейд, Неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан, Телесная терапия В. Райх, Структурный психоанализ Ж. Лакан); французская социологическая школа. Представители: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже. Предмет этой школы – проблема соотношения биологического и социального; Описательная психология В. Дильтея. Согласно Дильтею все науки о человеке должны базироваться на психологии. В то же время Дильтей критиковал засилье физиологии и физики в психологии, так как за элементами объяснительной психологии теряется полнота психики

 

Борьба мнений в области теории, новые факты полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований все более обнаруживали несостоятельность психологической теории. Прежде всего, это кризис методологический. Основой кризиса были споры различных научных школ о предмете психологии и методах исследования психической реальности как феномена.

Основные направления психологической мысли периода открытого кризиса:

- Бихевиоризм – явился реакцией на структурализм и функционализм. Возник в США. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. Испытал влияние физиологии И.П. Павлова. Предмет бихевиоризма – поведение – все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что делают люди от рождения до смерти. Поведение – это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой человек приспосабливается к внешней среде. Необихевиоризм ввел в схему стимул-реакция промежуточные переменные. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен, К. Халл. Другой вариант развития – субъективный бихевиоризм Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама. В данном случае они постулировали внутри организма механизмы и процесс опосредующие реакцию на стимул. Отдельная линия – оперантный бихевиоризм Б. Скиннера

- Гештальт-психология – реакция на атомизм и механицизм ассоциативной психологии. Наиболее продуктивный вариант решения проблемы целостности восприятия. Гештальт – комплексное качество как целостное переживание, пронизанное чувством. Берлинская школа гештальт-психологии: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин.

- Глубинная психология – основывается на идее независимости психики и сознания. Данная психология отличается представлениями о форме существования психического. Предметом глубинной психологии является бессознательное как феномен.

 

Классические представители глубинной психологии:

· Психоанализ З. Фрейда (первая Венская школа)

· Аналитическая психология К.Г. Юнга

· Индивидуальная психология А. Адлера (вторая веская школа)

· Детский психоанализ А. Фрейд

· Неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан.

· Телесная терапия В. Райх

· Структурный психоанализ Ж. Лакан

- французская социологическая школа. Представители: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже. Предмет этой школы – проблема соотношения биологического и социального

- Описательная психология В. Дильтея. Согласно Дильтею все науки о человеке должны базироваться на психологии. В то же время Дильтей критиковал засилье физиологии и физики в психологии, так как за элементами объяснительной психологии теряется полнота психики

 

Тема 8. Современное состояние зарубежной психологии

 

Открытый кризис. Несостоятельность основных школ в объяснении предмета и методологии психологии.. Большая часть новых направлений в науке отталкивалось от накопленных фактов и эмпирических феноменов, пыталось их объяснить и применить на практике с определенными целями.

Основные направления современной психологии: Когнитивная психология; Гуманистическая психология; Генетическая психология.

 

Открытый кризис в какой-то мере привнес разочарование в психологию. Несостоятельность основных школ в объяснении предмета и методологии психологии с одной стороны развернул психологию в сторону практики и прикладных аспектов, с другой стороны притормозил теоретическое развитие. Большая часть новых направлений в науке отталкивалось от накопленных фактов и эмпирических феноменов, пыталось их объяснить и применить на практике с определенными целями.

Основные направления современной психологии:

- Когнитивная психология – реакция на бихевиористское исключение психического компонента из анализа поведения. Выросла из необихевиоризма Толлмена и субъективного бихевиоризма Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, укказавших на необходимость включения когнитивных и мотивационных компонентов в структуру поведения. Ведущие представители: Л. Фестингер, Дж. Брунер, У. Найссер и т.д. По аналогии с компьютером познавательные процессы выступают в виде устройства с фиксированной способностью к кодированию и декодированию сигналов внешней среды.

 

- Гуманистическая психология – также реакция на бихевиоризм и психоанализ. Целью гуманистической психологии является не потребность в гомеостазе и не реакция на стимул, а потребность в самоактуализации или самоосуществлении. Обращается в первую очередь гуманистическая психология к таким понятиям как6 любовь, бытие, смысл жизни, честность, психологическое здоровье и т.д. В дальнейшем, в центре становятся вопросы прежде всего, практического характера, а именно в рамках психотерапии и психологического консультирования. Человек рассматривается здесь как целостная личность, заслуживающая уважения со всеми его достоинствами и недостатками. Наибольшая заслуга в развитии гуманистической психологии принадлежит следующим психологам:

· Ф. Перлс – гештальт-терапияъ

· А. Маслоу – гуманистическая психология

· К. Роджерс – клиент-центрированная психотерапия

· В. Франкл – логотерапия (третья Венская школа психотерапии)

· Э. Берн – трансактный анализ

 

- Генетическая психология. Связана прежде всего, с работами Ф. Гальтона. Наивысшей точки развития достигла в Женевской школе генетической психологии Ж. Пиаже. Наиболее разработанной областью генетической психологии является интеллект. Традиционной же ее темой является проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития.

 

- Нейролингвистическое программирование Р. Бендлера и Дж. Гриндера – является типичным представителем компилятивной психологической практикой, выбравшей все наиболее практичное и эффективное из многих, даже теоретически и методологически противоречащих друг другу направлений психологии ХХ века. Эффективность данного направления еще не полностью доказана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.04 с.)