Управление на древнем востоке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление на древнем востоке



К странам Древнего Востока относятся Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство, Древняя Индия, Парфянское царство, Древний Египет.

Древний Египет. Древний Египет является наиболее древним и типичным обществом азиатского типа. Считается, что именно в Древнем Египте в середине IV тыс. до нашей эры впервые возникла система единого национального государства и управления. Одновременно с созданием централизованного государства сформировалась его административно-территориальная организация. Она охватывала три уровня: местный, региональный и центральный. Египтяне первыми признали необходимость целенаправленной организации труда, его планирования и контроля.

Характерной чертой Древнеегипетского государства была жесткая иерархия. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная власть освящалась религией. Кроме фараонов господствующее экономическое положение занимала общинная знать (номархи). В привилегированном положении находились и чиновники. Они были зависимы от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Многие чиновники владели землей, дворцами и слугами только до тех пор, пока состояли на службе.

Другой характерной чертой Древнего Египта, как и других «восточных обществ», была высокая степень централизации управления экономикой. Крестьянин самостоятельно вел хозяйство, жил с семьей в собственном доме, но и зерно для посева, и рабочий скот он получал на время от государства. Урожай фактически находился в распоряжении государства, большая его часть шла на государственные склады, а земледельцу оставляли только часть, необходимую для жизни его семьи. Также централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Отличительной чертой древнеегипетского хозяйства являлась также государственная собственность на землю и ирригационные сооружения, которые составляли его хозяйственную основу.

В Древнем Египте появились первые из дошедших до нас письменные источники, в которых рассматривались самые простые аспекты управления. Так в Древнеегипетском царстве впервые была создана система строгого учета и контроля материальных и трудовых ресурсов.

Во-первых, проводилась перепись населения, которая велась по сословным группам: воины, жрецы, царские земледельцы и мастера.

Во-вторых, составлялся земельный кадастр, в котором отражались результаты регулярного осмотра и обмера государственной (царско-храмовой) земли.

В-третьих, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. В государственную (царскую) казну направлялось 22,5% урожая, а за контроль над государственной землей местные храмы получали 7,5% собранного урожая.

В-четвертых, в целях улучшения организации управленческого процесса впервые стали составляться своеобразные «должностные инструкции» для наиболее важных участников процесса управления государственным имуществом. В них определялись основные функции и порядок служебной деятельности, права и обязанности чиновников различных уровней.

Везири являлись главными исполнителями воли фараона и были управляющими всеми делами государства. Они занимались вопросами центрального и местного управления, как на закрепленных за ними территориях, так и в подчиненных им ведомствах. Везир выступал в качестве представителя царя, он принимал все обращения к царю, передавал его распоряжения, касающиеся различных хозяйственных и управленческих вопросов на территориях, закрепленных за визирем, в некоторых случаях визирь мог заменить царя, когда тот отсутствовал.

На закрепленной территории везир назначал ключевых руководителей и каждые 4 месяца должен был заслушивать их отчеты о делах, регулировал взаимоотношения с начальниками округов и войсками, правителями поселений, устанавливал границы владений и пастбищ, определял и организовывал сбор налогов, занимался организацией сельскохозяйственных работ и строительства плотин. Таким образом, везира можно рассматривать как первого «профессионального управляющего», который занимался организацией, координацией и контролем практически всех видов деятельности и принимал решения по всем вопросам, от которых зависело экономическое развитие государства.

Писцы рассматривались как руководители местного уровня. Они выполняли различные административно-финансовые функции: осуществляли организацию труда мастеров и вспомогательных рабочих, контролировали ее выполнение, выдавали зерновой паек, занимались составлением текстов и делопроизводством. Должность писца была не только почетной, но и давала возможность получать прямой и дополнительный доход от своей деятельности, освобождала от податей и защищала от тяжелого труда. Среди писцов также существовала специализация и градация, например, писец пастбищ, писец документов, писец царского войска, надзиратель писцов и т.д. В целом, для древних египтян было характерно стремление к документальной регистрации событий.

Отдельные элементы управленческих знаний нашли выражение в культовых сооружениях. При строительстве пирамид и храмов впервые был приобретен масштабный опыт планирования, координации и интеграции деятельности огромного числа людей, понадобилось четкое разграничение деятельности на разных уровнях управленческой иерархии, разграничение труда работников и специализация рабочих операций. По сути, расчеты по использованию рабочей силы и инструментов, создание проектов выполнения работ можно рассматривать как соответствующие задачам научного менеджмента, появившегося только в начале ХХ века.

Таким образом, основной вклад Древнего Египта в развитие практики управления состоит в осознании необходимости и разработке системы планирования, координации и контроля работ, обязательном документальном закреплении опыта хозяйственной и управленческой деятельности и разработке общих принципов руководства.

Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792 – 1750 годы до н.э.). В отличие от прежних государств, в Вавилонии созданная административная система была строго централизованной. С ее помощью можно было успешно руководить страной не по личному произволу или следуя племенному праву, а на основе единых писаных законов.

В целом, значимость Кодекса Хаммурапи для развития управленческой мысли проявляется в следующем:

1. Рассмотрение управления государством как некоторого целого, состоящего из взаимосвязанных элементов.

2. Юридическое оформление всех сфер жизнедеятельности Вавилонского государства.

3. Защита частной собственности.

4. Соединение в лице монарха законодательной и исполни­тельной власти. С одной стороны, Хаммурапи издавал законы, а с другой – повелевал, т.е. осуществлял волеизъявление, на­правленное на реализацию принимаемых решений.

5. Выделение судебной власти в самостоятельную (но не абсолютную) функцию. В случае несправедливого суда, судью также могло ожидать наказание и запрет на профессию.

6. Выделение различных видов управления в самостоятель­ные функции деятельности: управление различными сферами экономической деятельности, в том числе торговлей, собственностью и т.д., семейно-брачными отношениями, положением служителей культа, представителей разных профессий.

7. Документальное подтверждение принимаемых решений (документ с печатью), включая договоры, распоряжения, свидетельства. Определение тарифов за оказываемые услуги.

8. Четкое определение меры наказания за нарушение законов.

Среди управленческих достижений Хаммурапи можно отметить также использование системы планирования труда, усиление контроля за производством, составление ведомостей заработной платы с данными о рабочем времени и минимальной заработной плате.

Таким образом, в результате всех этих нововведений в период правления Хаммурапи впервые появилась светская манера управ­ления, возникла формальная система организации и регулирования отношений людей.

Нововавилонское царство. Расцвет Нововавилонского царства (626 – 530 гг. до н.э.) пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605 – 562 гг. до н.э.). После долгого застоя управленческая теория и практика получили свое дальнейшее развитие. Навуходоносором II была разработана система производственного контроля и стимулирования труда. Она применялась на текстильных фабриках и зернохранилищах. В соответствие с этой системой каждая партия пряжи, поступающая еженедельно на фабрики, маркировалась специальными цветными ярлыками. Такой метод контроля позволял не только точно установить, как долго та или иная партия находилась на складе, но и определить поставщика некачественного сырья. На фабриках применялась также стимулирующая система заработной платы. Женщины, работающие с пряжей, за свою работу получали продукты питания, количество которых зависело от объема выполненной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.007 с.)