Этика делового общения - это порядок и форма взаимоотношений сотрудников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика делового общения - это порядок и форма взаимоотношений сотрудников.



Этикет представляет собой форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в определенном обществе.

Различают в зависимости от сферы действия деловой, служебный, профессиональный, светский, речевой, этикет руководителя, этикет в сети интернет и другие виды. Три главных принципа любого этикета: внимательность, уважение, честность.

Этика и этикет неразрывно связаны друг с другом. Деловой (служебный) этикет представляет собой установленный порядок делового общения, исходящий из принципов и норм деловой этики. В свою очередь, этика деловых отношений состоит из особой системы ценностей, требующей соблюдения профессиональной, деловой и личной этики. К таким требованиям в области профессиональной этики относятся: уважение закона, порядочность, честность, стремление к сотрудничеству, компетентность; в области деловой этики: верность слову, ответственность и настойчивость в выполнении обязательств по договору, соблюдение правил рыночных отношений и законодательства; в области личной этики: тактичность, справедливость, уважение к партнеру, контрагенту и конкуренту на рынке.

В деловой этике наряду с договорными и правовыми нормами важную роль играют моральные регуляторы, в особенности когда происходит согласование частных интересов бизнеса и общественных интересов. Деловая этика требует культуры делового партнерства – соблюдения партнерских отношений, построенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умении держать данное слово. Стороны должны избегать в деловых отношениях нарушения обязательств, обмана, безответственности, жульничества, злоупотреблением доверия партнера. Все эти требования деловой этики основываются на принципах нравственности и морали, которые исходят из:

-честных и справедливых взаимоотношений,

-добросовестного исполнения обязательств,

-культуре производства, заботы о доверенном имуществе,

-стремления к налаживанию длительных и устойчивых связей с партнерами,

-укрепления взаимного доверия и достижения взаимных интересов,

-культуры делового партнерства, предъявления разумных требований к партнеру,

-культуры делового поведения,

-культуры межличностных отношений и личной этики.

Шесть этических ценностей в деловой жизни следующие: равенство, правдивость, честность, добросовестность, сотрудничество, саморегуляция (уважать обязательства и гарантии).

М. Д.Архангельская выделила семь принципов бизнес - этикета.

1.Принцип устойчивости первого впечатления. В первые минуты общения вам нужно правильно подать только одно – свой статус профессионала и понравиться с первого взгляда.

2. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес- ситуациях. Например, вы никогда не опаздываете на встречу, знаете, что младший по должности всегда здоровается первым, но старший по должности подает руку младшим, вы всегда здороваетесь с окружающими.

3. Принцип «бесполого сообщества». На работе нет ни мужчин, ни женщин, а есть только статусные различия.

4. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми. Например, до 12 дня вы говорите «Доброе утро», после 12 – «Добрый день», а после 18 – «Добрый вечер» (а зимой – когда наступит темнота). Применительно к одежде цена, качество и стиль должны соответствовать поводу, окружению, цели и контексту.

5. Принцип наличия «эмоционального» интеллекта как показателя уровня успеха. Понимать эмоции свои и других, соответственно реагировать на чувства других. Для начала – научитесь улыбаться со спокойным лицом и «живыми» глазами.

6. Принцип позитивности. Если вам нечего сказать приятного или положительного, лучше промолчать.

7. Принцип разумного эгоизма. Выполняя свои рабочие функции, не мешайте другим выполнять свои.

 

1.2. Практические советы-рекомендации по формированию первого впечатления

 

Мировая практика подтверждает, что многое в деловом общении зависит от первого впечатления. Бернар Тани сформулировал правило «трех 20»: о тебе судят по 20 сантиметрам твоего лица (будь приветлив), по первым 20 словам, которые ты произносишь (будь корректен, не многословен), и по первым 20 секундам твоего поведения (будь уверен, а не самоуверен).

Для России наиболее характерны правила первых 10 секунд общения.

1. Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд обще­ния. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд кон­такта?

Эти первые 10 секунд общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ра­кета.

1. Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одежды, и помните, что хорошо одет тот, кто не выделяется. Готовясь к контакту с деловыми людьми, важно помнить о манере одеваться. Речь в данном случае идет об образе, который сразу же возникает в сознании вашего делового партнера, когда еще не сказано ни одного слова. Внутренняя ценность личности, характер и другие особенности, безусловно, важны, но их можно определить лишь после длительного контакта.

Забота об имидже начинается для делового человека с за­боты о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккурат­но причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой обуви). Всем этим вы сигнализируете окружающим, что пришел серьезный, уверенный в себе, успешно действующий и уже поэтому, на первый взгляд, симпатичный и компетентный человек.

Если вы приходите на встречу с деловым партнером в неопрятной или неподходящей одежде, как правило, вы не заслужите доверия и в отношении деловой компетенции. Практика делового общения подтверждает, что это так, даже если при­знать, что есть исключения, подтверждающие правила.

Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном — воспитанности, интеллигентности и хороших манерах.

3. Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно го­ворят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда про­исходит с помощью непосредственного зрительного контак­та. Если ритуальный взгляд не соблюден, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорбленным. Вряд ли он может противодействовать оскорбленному чувству: «Ты меня не принимаешь во внимание как подобает».

Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами име­ют непосредственное отношение к правдивости той инфор­мации, которая произносится вслух. Так, замечено, что чело­век пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени раз­говора, если же более 2/3 — разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен. Более подробно смотри в разделе «Невербальное общение».

4. Научитесь управлять своей мимикой. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека. Его взгляд и мимика способны сказать больше, чем слова. И не случайно человек, желающий скрыть свои истинные намерения, старается спрятать от партнера лицо, поскольку оно может выдать его, какими бы артистическими способностями он ни обладал. Это об­стоятельство подтверждает те жизненные ситуации, когда человек, не желающий показать свое истинное психическое состояние, предпочитает общение с собеседником с помощью телефона, так как в этом случае используется лишь слуховой канал связи.

Всем наверняка знакомы ситуации в общении, когда «слов не надо». Они, как правило, возникают благодаря специфическим мимическим знакам, которые выказывает человек для проявления своих чувств. Среди типичных человеческих эмоций, отражаемых мимикой, можно выделить такие, как удив­ление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др. Причем легче распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление. Труднее восприни­маются человеком отрицательные эмоции: печаль, гнев, отвра­щение. Очень важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Известно, что Лев Толстой описал 85 оттенков выраже­ния глаз и 97 оттенков улыбки. Это помогло ему, как считают специалисты, лучше находить контакт с людьми.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, ко тролирующее эмоциональную жизнь челове­ка, «отвечает» за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

5. Умело управляйте языком своего тела. Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой - препятствуют, мешают говорить. К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная зона, прикосновение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др. К отрицательным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или "бегающий" взгляд, руки на затылке, вздохи, прищур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, остановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание ногой в позе "нога на ногу" и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, занимает особое место в невербальном общении, поскольку формирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достигнуть взаимопонимания.

Богатейший "алфавит" жестовых движений можно свести к пяти основным группам:

1. Жесты-иллюстраторы - жесты сообщения: указатели ("перст указующий"); пиктографы, т.е. образные картинные изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинектографы, т.е движения телом; жесты-биты (жесты-отмашки); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок головой, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди во многих случаях означают "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".

4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека. Как правило, эти жесты связаны с движением рук. Специалисты сводят их в три группы: почесывание, подергивание отдельных частей тела; касание, пошлепывание партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

5. Жесты-аффекторы - это жесты, выражающие через движение тела и мышц лица определенные эмоции.

Научитесь понимать ложные (притворные) жесты партнера. Подчеркивая значение умения читать жесты человека, ответим на вполне закономерный вопрос: можно ли подделать язык жестов? Ответ будет неоднозначный, поскольку для человека, не владеющего основами кинесики (науки о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций), распознать в жестах своего оппонента элементы притворства всегда сложно. Для специалиста же в области языка жестов прочитать несоответствие между словами и жестами, которые демонстрирует партнер, как правило, не представляет большой сложности.

Несогласованность телодвижений в ситуации, когда человек обманывает, легко объясняется тем, что в процессе лжи подсознание посылает некую нервную энергию, проявляющуюся в виде жеста, который противоречит высказанному слову. Это доказывает истинность утверждения, что жесты человека всегда правдивее его слов.

6. Научитесь определять реакцию своего собеседника. Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикатором, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения. К примеру, собеседник начинает в вашем присутствии что-то рисовать на листе бумаги. О чем это говорит? Если партнер рисует людей, дома и другие реальные объекты, это означает, что он невнимателен к вам или обсуждаемой проблеме и необходимо изменить тему или тональность разговора. Если же собеседник, напротив, рисует абстрактные фигуры или каракули, вам незачем беспокоиться, поскольку рисованные абстрактных фигур осуществляется механически и партнер внимательно слушает вас.

Каждая подобная реакция показывает, как нас слышат другие. Недопонимание в общении обычно возникает тогда, когда мы выступаем в роли ничего не замечающего наблюдателя.

7. Используйте при необходимости приемы психологического маневрирования. Под психологическим маневрированием понимается такое преподнесение себя, которое делает декларируемые личностные качества не только приемлемыми, но и желаемыми для партнера. У него при этом возникает впечатление: "Именно такой мне и нужен", "Только ему можно довериться". На формирование такого впечатления влияют особого рода психологические приемы, основными из которых являются:

- открытая и доброжелательная улыбка, выражающая особую симпатию к собеседнику;

- поворот к собеседнику не только головы, но и всего тела (включая корпус и ноги);

- приоритет молчания над говорением, невербальная демонстрация неподдельного интереса к сказанному собеседником (одобрительное кивание головой, поднимание бровей и выражением "живого" удивления и "радости от общения" и др.);

- обсуждение проблем, чаяний партнера (человека интересуют, прежде всего, не чужие нужды и проблемы, а свои собственные);

- немногословная тактичная и доброжелательная речь;

- использование недвусмысленных намеков: "Мы с вами понимаем друг друга и все тонкости ситуации, а вот остальные…";

- демонстрация жестов, символизирующих открытость и доверие;

- проявление инициативы, если общение происходит во время застолья, в разливании напитков, активно стремясь "не обидеть" партнера при умеренном употреблении самим (рюмку или бокал надо держать так, чтобы не было заметно, сколько вами выпито);

Следует, однако, заметить, что если собеседник будет демонстрировать вам вышеуказанные приемы психологического маневрирования, то такому партнеру надо уделить самое пристальное внимание, чтобы разобраться, чем вызвано такое поведение и какие он преследует цели.

Не забудьте, что другие воспринимают нас так, как мы их воспринимаем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.237 (0.033 с.)