Эволюция телефонных станций 1.5.1 Исторические предпосылки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция телефонных станций 1.5.1 Исторические предпосылки



Развитие средств связи началось с сигнальных костров и дере­вянных барабанов и продолжилось изобретениями голубиной поч­ты, фельдъегерской связи, оптического телеграфа Шаппа и других средств, оставшихся элементами «суммы технологий» своего вре­мени и важными вехами в истории цивилизации в целом.

В южных регионах России до сих пор сохранились старинные кур­ганы, с вершин которых подавались световые сигналы. Днем, когда огонь был виден хуже, сигналом служил столб дыма, для чего сторо­жевым казачьим постам, расположенным на южных границах, пред­писывалось подбрасывать в костер сырые ветки. Точно так же в 1658 г. сообщение о появлении у берегов Англии испанского флота было пе­редано с юга Англии на север при помощи заранее подготовленных костров. Специальные вышки, на которых всегда лежала куча хворо­ста или соломы, строили и в Запорожской Сечи: цепь таких вышек позволяла передавать сигналы на значительные расстояния.

Кроме оптической сигнализации использовалась и звуковая. Ру­жья гремят громче барабанов, поэтому в 1796 году известие о нача­ле коронации императора Павла I было передано ружейными выстре­лами 3000 солдат, расставленных на всем пути от Москвы до Петер­бурга. Пушки стреляли еще громче, чем ружья, в связи с чем, в 1838 г., сообщение об отходе первого парохода по новому каналу Эри было послано из Буффало в Нью-Йорк посредством пушечных выстрелов. Сигнал преодолел расстояние в 700 км и поступил в Нью-Йорк че­рез 1 ч. 20 мин.

Уже в конце XVIII века, после опытов Гальвани и Вольта, положив­ших практическое начало науке об электричестве, начались работы, нацеленные на создание электрических средств связи. Первые та­кие работы касались передачи телеграфных сообщений. Наиболее примитивный способ телеграфии был основан на том, что две теле­графные станции соединяли между собой линиями связи, число ко­торых было равно числу знаков алфавита, и каждый провод служил для передачи одного определенного знака. На этом принципе были построены электростатический телеграф Маршалла (Англия, 1753 г.) и электрохимический телеграф Земмеринга (Германия, 1809 г.).

Для уменьшения количества проводов между станциями потре­бовалось изыскать более совершенные способы передачи данных, одним из которых явился равномерный шестиэлементный код, соз­данный Павлом Львовичем Шиллингом, выпускником Первого ка­детского корпуса в Петербурге, ветераном Отечественной войны 1812 года. Более совершенные системы телеграфирования обес­печивали получение сообщений в виде печатного текста. Первый буквопечатающий аппарат был изобретен Борисом Семеновичем Якоби, академиком Петербургской Академии наук. Буквопечатаю­щие аппараты Якоби успешно работали на подземной кабельной линии между Зимним Дворцом и Главным Управлением путей со­общения, затем - на кабельной линии Петербург - Царское Село.

Однако, словно в насмешку над непростой судьбой Б.С. Якоби, контракт на закупку изобретенных ранее им же стрелочных синхрон­ных аппаратов, российское правительство Николая I заключило с прусским бизнесменом Вернером фон Сименсом. Здесь, впрочем, нет ничего необычного для истории отечественных телекоммуника­ций: у тогдашнего российского правительства всегда были после­дователи, с такой же легкостью из века в век, вплоть до наших дней, принимавшие аналогичные решения.

Успехи телеграфии стимулировали разработку идей передачи на расстояние живой человеческой речи. В фантастическом романе князя Владимира Одоевского «4338 год. Петербургские письма», на­писанном в 1840 году, люди будущего звонят друг другу по «магне­тическому телеграфу». Еще раньше, в 1627 году, «передача звуков на большие расстояния с помощью труб различных форм» упомина­лась в другом фантастическом романе - «Новая Атлантида» Френ­сиса Кона. Близкая к сегодняшней телефония выдвигалась на идей­ном уровне французским ученым Ш. Бурселем в 1854 году. Среди других участников процесса, приведшего к изобретению телефона, следует назвать англичанина Чарльза Уинстона, американцев Мо­зеса Фармера, Антонио Меуччи, Эмиля Берлиннера и Элайша Грея. Первая попытка создать прибор для передачи звуков на расстояние была предпринята Иоганном Филиппом Рейсом в 1861 г. Именно он впервые ввел термин телефон и наглядно продемонстрировал воз­можность переносить тональные сигналы на расстояние с помощью электрического тока. Эта разработка, однако, не получила распро­странения в силу ее технического несовершенства. И лишь 15 лет спустя, 14 февраля 1876 г., Александр Грехем Белл зарегистриро­вал свой патент на изобретение, которое он назвал «Усовершенст­вование в телеграфии». Обо всем этом автор уже имел удовольст­вие подробно написать в [42,43, 51]. Там же был отмечен значитель­ный вклад, который внесли в разработку принципов действия и кон­струкций телефонных устройств российские изобретатели проф. П.Д. Войнаровский, инженеры Ф.И. Балюкевич, Е.И. Гвоздев, М. Де-шевов, Г. Игнатьев, В.М. Нагорский, А.А. Новицкий, М. Махальский, К.А. Мосцицкий, Ю. Охорович, А.А. Столповский и др.

В этот список хотелось бы добавить еще несколько фамилий. Блестящий выпускник физико-математического факультета Петер­бургского университета Павел Михайлович Голубицкий создал в сво­ем имении в селе Тарусса Калужской губернии отечественный про­тотип Bell Laboratories, где было сделано немало изобретений в те­лефонии и где по его рисункам изготовляли первые телефоны и дру­гие электрические приборы, включая знаменитый многополюсный телефон. Он так писал в одном из своих всеподданнейших проше­ний: «Стремясь развить дело русской кустарной постройки простых электрических приборов, я поселился для сего в имении покойного отца моего и на свои личные средства устроил мастерскую, которая дает заработок моим ученикам - местным крестьянам...».

Примечательно внедрение телефонии в российском военно-мор­ском флоте. Огромные заслуги в этом, включая организацию отече­ственного производства телефонной аппаратуры и внедрение ее на боевых кораблях флота, принадлежат морскому офицеру Евгению Викторовичу Колбасьеву. Первая телефонная станция Колбасьева состояла из трех телефонов: два - у водолаза (из которых один ис­пользовался в качестве микрофона) и один - у старшины команды на корабле. Броненосец «Потемкин», в частности, и многие другие корабли имели телефонные установки Колбасьева, изготовленные и установленные крондштадтской мастерской.

Активно экспериментировал с первыми российскими телефо­нами действительный член Русского технического общества под­полковник Владимир Борисович Якоби, сын академика Б.С. Якоби. Он сообщал в своих записках Инженерному корпусу: «...в самое не­продолжительное время можно обучить армейских солдат обраще­нию с телефонными приборами, так что в случае внедрения тако­вых в войсках, это не встретит ни малейшего затруднения». В 1881 году В.Б. Якоби изобрел миниатюрный телефон, который на­зывался «телекаль» и представлял собой, по существу, вибрацион­ный телефонный сигнальный прибор. Этот телефонный аппарат с успехом демонстрировался в 1882 году на Второй Петербургской электротехнической выставке, которую отделяло более 100 лет от выставок Норвеком, где демонстрировались миниатюрные мобиль­ные телефоны с вибровызовами. Самому же В.Б. Якоби не было суждено увидеть практическое использование своих изобретений: материальные трудности, и без того слабое здоровье, а также на­следственный трудоголизм привели его к преждевременной кон­чине в августе 1884 года.

Не все российские изобретения были удобны иностранным кон­цессионерам, управлявшим тогда (да и только ли тогда?) электро­промышленностью России, что иллюстрируется, например, истори­ей микрофона Вредена. Международная телефонная компания Бел­ла в 1881 году обязалась приобрести привилегию P.P. Вредена на микрофон и внедрить его на телефонных станциях, строившихся в Петербурге и Москве, но, как оказалось впоследствии, целью фир­мы было не допустить своим «обязательством» распространения этого изобретения до окончания срока строительства телефонных станций, о чем P.P. Вреден писал в феврале 1882 года директору те­леграфов: «Так как Вашему превосходительству известно, что... я по телефонному делу состою с Барановым в Международной Белев-ской компании, и что они обязались приобрести мою русскую при­вилегию на изобретенный мною микрофон, то я считаю долгом зая­вить,... что до сих пор... не исполнено ни одного из обязательств в от­ношении ко мне, и поэтому покорнейше прошу Ваше превосходи­тельство принять участие в охранении интересов русского изобре­тателя по телефонии».

Другие, не связанные, как В.Б. Якоби и Е.В. Колбасьев, воинской присягой российские изобретатели, например, СМ. Бердичевский-Апостолов и М.Ф. Фрейденберг, после тщетных попыток заинтере­совать своими работами отечественные государственные органи­зации и коммерческие фирмы, были вынуждены патентовать свои изобретения за границей.

Впрочем, косность и недальновидность отнюдь не являются свой­ствами исключительно отечественных госструктур. Крупные теле­коммуникационные компании во всем мире грешили (а подчас и те­перь грешат) тем же. Иллюстрацией этому может служить продол­жающееся с самого начала XXI века беспрецедентное падение ин­декса NASDAQ. Более наглядный пример - реакция телекоммуника­ционного гиганта XIX века компании Western Union на предложение Белла и его тестя Гардинера Хаббарда приобрести патент на теле­фон за 100 000 долларов. Одним из наиболее поучительных доку­ментов в истории телефонии является письмо, написанное группой специалистов, которые были уполномочены Western Union составить заключение по поводу этого предложения:

15 ноября 1876 года

Чаунси М. Депью

Президенту компании Western Union Telegraph Co.

Нью Йорк Сити

Уважаемый мистер Депью:

Наш комитет был образован согласно Вашему указанию для решения вопроса о при­обретении патента США 174.465 компанией Western Union Company. Мистер Гарди-нер Г. Хаббард и мистер А. Г. Белл, изобретатель, продемонстрировали нам свой при­бор, который они называют "телефоном", и изложили свои планы его применения.

Указанный "телефон" предназначен для передачи человеческой речи по телеграф­ным проводам. Мы обнаружили, что голос звучит очень слабо и неразборчиво, а при использовании длинных проводов между передатчиком и приемником звук становится еще слабее. С технической точки зрения мы не считаем, что это устройство когда-либо сможет передавать понятную речь на расстояние в несколько миль.

Господа Хаббард и Белл хотят установить свои "телефоны" практически в каждом доме или деловом предприятии нашего города. Эта идея абсурдна сама по себе. Более того, с какой стати кто-то захочет использовать такое неуклюжее и непрактичное устройство, если он может отправить посыльного на местную телеграфную станцию и передать оттуда ясно написанное сообщение в любой большой город Соединенных Штатов?

Специалисты-электрики нашей компании на сегодня уже разработали все сущест­венные улучшения в области телеграфии, и мы не видим причин, по которым следует поддержать группу неспециалистов с нелепыми и непрактичными идеями, коль ско­ро у них нет ни малейшего представления о том, как решить затронутые проблемы. Финансовые прогнозы мистера Г. Г. Хаббарда, хотя и звучат очень заманчиво, осно­ваны на необузданном воображении и на отсутствии понимания технических и эконо­мических аспектов существующего положения; при этом игнорируются технические ограничения, присущие их устройству, которое едва ли может быть более чем игруш­кой или лабораторной диковинкой. Мистер А. Г. Белл изобретатель, служит учите­лем в школе для плохо слышащих, и для его работы "телефон", возможно, имеет ка­кое-то значение, но при столь большом количестве недостатков не может всерьез считаться средством связи.

В свете изложенных фактов мы считаем, что предложение мистера Г. Г. Хаббарда о приобретении его патента за 100 000 долларов лишено здравого смысла, поскольку это устройство по своим возможностям не представляет для нас никакого интереса. Мы не рекомендуем его покупать.

Это легендарное письмо Чаунси Депью является, по-видимому, крупнейшей и грубейшей ошибкой во всей истории телекоммуника­ционного бизнеса.

В июле 1877 года образовалась компания Bell Telephone Compa­ny с Гардинером Хаббардом в качестве президента. Эта компания производила телефоны и продавала их, а также право на их исполь­зование. Первые коммерческие аппараты, предложенные Bell Tele­phone Company, состояли из цельного куска дерева (черный орех или красное дерево) с элементом, который служил и передатчиком, и приемником. Источником энергии служил, преимущественно, по­стоянный магнит, находившийся внутри устройства, а не батарея или внешний источник электропитания. Каждый телефонный аппарат имел прямое соединение с другим аппаратом через частную линию, которую обычно телеграфисты сдавали в аренду телефонной ком­пании. В первых рекламных объявлениях пользование двумя теле­фонами и соединяющей их линией предлагалось за $20 в год для общественных целей и за $40 в год - для корпоративных; при этом обеспечивалось бесплатное техобслуживание.

Одним из клиентов Bell Telephone была компания New England Telephone Company, образованная в 1878 году. Первую коммерче­скую телефонную станцию, о которой речь пойдет ниже, она откры­ла в Нью-Хэвене. Тогда, к концу 1877 года, в пользовании находи­лось свыше 600 телефонов, а рост популярности изобретения ассо­циировался с кабинетами, заполненными телефонами, и со столба­ми, увешанными проводами воздушных линий связи (рис. 1.1).

В 1880 году компании New England Telephone Company и Bell Tele­phone Company слились и образовали American Bell Telephone Com­pany, впоследствии - знаменитую AT&T. Компания Western Electric была в то время производителем электрического оборудования для Western Union и находилась под ее корпоративным управлением. В 1882 году American Bell тайно купила кон­трольный пакет акций Western Elec­tric. Этот маневр, который тогда не­которые считали грабительским, обеспечил American Bell необходи­мые дополнительные производст­венные мощности и нанес Western Union сокрушительный удар, от кото­рого она фактически так никогда и не оправилась. AT&T выкупила Western Union в 1911 году. В 1908 году прези­дентом AT&T стал Теодор Вейл, а к 1911 году AT&T превратилась в Bell System, корпоративная структу­ра которой оставалась почти неиз­менной до распада компании в 1984 году. В 1923 году AT&T создала Bell Telephone Laboratories в качестве сво­ей дочерней компании, на которую возлагались исследования и разработки.

Рис. 1.1 Телефонная сеть до коммутации каналов

Сегодня все воспринимают, как саму собой разумеющуюся, воз­можность связаться по телефону с людьми, являющимися пользо­вателями самых разных местных и междугородных сетей. Так было не всегда. К 1885 году в США существовало уже более 300 лицензи­рованных телефонных компаний, а телефону было всего лишь де­вять лет. Начиная с этого времени и по 1907 год, людям часто прихо­дилось иметь два телефона: один для связи с абонентами Bell Tele­phone Company, а второй - для связи с людьми, жившими в городе, который обслуживала другая телефонная компания. Независимые телефонные компании и компания Bell не «разговаривали» друг с дру­гом, между ними отсутствовало какое-либо взаимодействие. В 1910 году компания AT&T выдвинула стратегию взаимоувязанной телефонной связи, и из этой стратегии выросла телефонная сеть об­щего пользования. В обмен на предоставление компанией AT&T та­кого универсального обслуживания Федеральное правительство США предоставило ей монополию на телефонную связь, которую затем неоднократно отбирало. Большая часть других стран избежа­ла этого неудобного периода и с самого начала создавала взаимо­увязанные национальные сети, которые, в свою очередь, объедини­лись в единую всепланетную сеть связи.

 

Ручные коммутаторы

Как это обычно бывало в истории техники, решение представлен­ной на рис. 1.1 проблемы оказалось весьма простым и было найде­но в городе Нью-Хэвен, Коннектикут, где в 1878 году была открыта первая телефонная станция. Этот ручной коммутатор стоил 28,5 дол­ларов и обслуживал 21 абонента. Оператор коммутатора прослуши­вал все телефонные соединения, чтобы определить момент оконча­ния разговора.

Экономическое обоснование применения телефонных коммута­торов связано с невозможностью соединить всех абонентов по прин­ципу «каждый с каждым». В случае малого числа абонентов, скажем N=5, такое соединение вполне представимо и изображено на рис. 1.2.

Рис. 1.2 Соединение "каждый с каждым" для 5 абонентов


Рис. 1.3 Соединение "каждый с каждым" для 10 абонентов

Для того чтобы представить себе, сколько нужно иметь линий в се­ти с N=10 абонентами, достаточно взглянуть на рис. 1.3, который на­глядно иллюстрирует для этого случая формулу N(N - 1)/2.

Возможность связи любой пары абонентов при значительно мень­шем числе соединительных линий в сети обеспечили ручные комму­таторы (рис.1.4), количество которых быстро увеличивалось, и хотя компании Western Union, а не Bell принадлежало вначале большин­ство установленных телефонов, сеть Bell System быстро разраста­лась за счет установки ручных телефонных станций и вскоре опере­дила сети Western.

Рис. 1.4 Первая Петербургская ручная телефонная станция

В те годы Россия, по-видимому, в гораздо меньшей степени, чем теперь, отставала от США, потому что спустя всего 4 года ручные городские телефонные станции начали действовать в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. Согласно первому проекту Петербургской телефонной сети представленную на рис. 1.4 главную телефонную станцию "... предполагалось устроить в Петербурге в доме Гансена, по Невскому проспекту, против Казанского собора, № 26, откуда бу­дут направлены семь магистральных линий, группами от 10 до 120 проводов; по Казанской улице; к Николаевскому мосту и на Василь­евский остров; к Исаакиевской площади; к Троицкому мосту; к Алек­сандровскому мосту и на Выборгскую сторону; по Невскому проспек­ту к Знаменской площади и к Министерству Внутренних дел...".

В Москве первая телефонная станция была построена в 1882 г. и по­мещалась на Кузнецком мосту. В нее было включено всего лишь 26 телефонных аппаратов. На станциях были установлены однопровод-ные коммутаторы Гилеланда (рис.1.5), оборудованные сигнальны­ми клапанами, индуктором для вызова абонентов, микрофоном и те­лефоном для переговоров оператора с абонентом или с другой те­лефонисткой. Вызов станции абонентом отмечался открытием двер­цы вызывного клапана. При вставлении штепселя в одно из гнезд происходило соединение между соответствующими вертикальной и горизонтальной полосами, к которым были подключены линии або­нентов. В каждый такой коммутатор, кроме 50 абонентских линий, могло быть включено до 90 соединительных линий для связи с дру­гими коммутаторами данной станции. От каждого коммутатора, че­рез сделанные в потолке квадратные отверстия, пучок из 50 изоли­рованных проводников поднимался к башне, установленной на кры­ше здания телефонной станции. Вначале для проводов использова­ли стальную проволоку диаметром 2.2 мм. Позднее применяли брон­зовую (!) проволоку диметром 1.25 и 1.4 мм.

Рис. 1.5 Коммутаторная доска системы Гилеланда

Каждая линия оканчивалась абонентским пунктом, содержавшим аппарат МБ системы Белла с микрофоном Блека, индуктор и звонок Гилеланда и гальваническую батарею. Весьма поучительна инструк­ция пользования первыми телефонными аппаратами:

Абонентам предоставляется возможность пользоваться услугами телефонной станции с 8 часов утра до 11 часов вечера.

При разговоре по телефону, чтобы собеседник лучше вас понимал, повышать го­лос не требуется, слова следует выговаривать отчетливо, не слишком замедляя темп речи.

В состоянии покоя (отсутствие связи) телефонная трубка должна висеть на крюч­ке - только при этом условии может быть приведен в действие вызывной звонок.

В целях быстрого и надежного обслуживания телефонная станция рекомендует абоненту следовать приведенным ниже указаниям.

1. Абонент «А» желает разговаривать с абонентом «Б». Для этого «А», прежде всего, вызывает телефонную станцию, для чего в течение 2-3 сек нажимает на кноп­ку, затем снимает трубку с крючка и прикладывает ее к уху. После ответа «Станция слушает, что вам угодно?» «А» просит соединить его с... (называет имя абонента «Б»). Телефонная станция либо говорит «Вызываю» и предоставляет требуемое соединение, либо сообщает «Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позво­нят». В последнем случае «А» отвечает, что он понял телефониста, и снова вешает трубку на крючок, где она висит до следующего звонка. Когда звонок зазвонит, трубка снимается, снова прикладывается к уху, и абонент уведомляет телефонную стан­цию о своей готовности словами «Вас слушает...». Телефонная станция сообщает: «Абонент... свободен, вызывайте». «А» вызывает «Б» при помощи повторного нажа­тия кнопки, не отнимая при этом трубки от уха. После того как «А» услышит: «Б» слу­шает, кто говорит?», он начинает разговор словами: «Говорит «А». Конец отдельных сообщений, фраз, вопросов и т.п. подчеркивается словами: «Пожалуйста, отвечай­те» или «Я кончил». Об окончании разговора «А» уведомляет станцию, нажимая в последний раз на кнопку.

2. Вызывают абонента «Б». После того как зазвенел звонок, «Б» снимает теле­фонную трубку с крючка и, держа ее возле уха, говорит: «У телефона «Б», кто гово­рит?». После этого «А» называет себя (см. п. 1) и начинает разговор».

Со временем количество телефонов росло, и операторы испы­тывали трудности, выясняя, кто есть кто. Им необходимо было знать наизусть по фамилиям и именам до нескольких тысяч абонентов. В 1879 году одному врачу пришла мысль использовать в своем офи­се систему нумерации для ведения картотеки пациентов, после чего и местная телефонная компания стала использовать номера вместо имен абонентов. Так родился телефонный номер, а что с этим номе­ром случилось дальше, подробно рассматривается в разделе учеб­ного курса по сетям связи, посвященном нумерации.

Таким образом, на ручных телефонных станциях (РТС) действия, необходимые для установления соединения, были распределены между абонентами и оператором. С переходом от системы МБ к сис­теме ЦБ эти действия распределились следующим образом: або­нент вызывает станцию, снимая микротелефонную трубку с рычага аппарата. После ответа оператора абонент устно передаёт ему ин­формацию о нужном абоненте, т. е. называет его номер. В конце свя­зи вызывавший абонент передаёт на станцию сигнал отбоя, вешая микротелефонную трубку на рычаг аппарата. Вызываемый абонент, отвечая на вызов, снимает микротелефонную трубку и этим даёт на станцию сигнал ответа. Окончив разговор, он кладёт или вешает микротелефон на рычаг аппарата, давая этим сигнал отбоя. На стан­ции оператор подключается к линии вызывающего абонента, при­нимает от него информацию о номере вызываемого абонента, оты­скивает на коммутаторе гнездо, в которое включена линия этого або­нента, проверяет, не занята ли она, подключается к линии, если она свободна, посылает вызов, соединяет между собой линии вызываю­щего и вызываемого абонентов, а после получения от абонентов сигнала отбоя производит разъединение.

Когда вызывающий абонент снимает трубку с рычага своего те­лефонного аппарата, возле гнезда, по крайней мере на одном ком­мутаторе загорается сигнальная лампа. Оператор вводит штепсельную вилку на одном конце коммутационного шнура в гнездо абонен­та А, подсоединяет головной телефон и говорит: «Номер, пожалуй­ста». Абонент А сообщает номер абонента Б оператору, тот вводит вилку штепселя на другом конце того же коммутационного шнура в гнездо абонента Б и, перекидывая переключатель, производит ком­мутацию, в результате чего телефон абонента Б звонит (в дальней­шем эта процедура усложнилась в тех случаях, когда гнездо абонен­та Б оказывалось не на том же коммутаторе, что и гнездо абонента А). Когда абонент Б отвечает, звонок прекращается, оператор отклю­чается и может обслуживать другой вызов. Когда абонент А вешает трубку, оператор вынимает штепсельные вилки коммутационного шнура из обоих гнезд.

Конфигурация штепсельного электрического соединителя пока­зана на рисунке 1.6. Штепсель показан в левой части рисунка, его сечение - в центре, а сечение гнезда - в правой части. На рис.1.6 незаштрихованные участки представляют проводящий металл, а за­штрихованные участки - изоляцию. Проводящие участки обозначе­ны как головка, шейка и корпус (tip, ring, and sleeve). Эти элементы штепселя выполнены как коаксиальные цилиндры. Когда штепсель вставляется в гнездо, образуется электрический контакт каждого цилиндра штепселя с соответствующим коаксиальным цилиндром в гнезде. То, что этот контакт является пружинным, на рис. 1.6 не показано. Шнур содержит три провода, которые подключаются к го­ловке, шейке и корпусу штепселя на том и другом конце шнура. Элек­трический сигнал, несущий абонентские данные, передается по двум проводам, подключенным на том и другом конце шнура к головке (tip) и шейке (ring) штепселя. Провод, подключенный на каждом кон­це шнура к корпусу штепселя (sleeve), несет сигнал постоянного тока для включения сигнальной лампы на коммутаторе. Названия «tip» и «ring» служат также для обозначения двух проводов линии между телефоном и телефонной станцией, а первые буквы этих названий -Т и R - для обозначения клемм внутри телефона, к которым подклю­чаются провода линии.

Заметим, что термины «tip, ring и sleeve» пережили ручной ком­мутатор и продолжают использоваться в настоящее время как на­звания трех проводов а, b и с в электромеханических АТС.

Рис. 1.6 Штепсельный электрический соединитель Далее в книге будет показано, что абонент АТС выполняет, по существу, те же функции, что и абонент РТС. Он вызывает станцию, снимая микротелефон с рычага, и дает сигнал отбоя, опуская мик­ротелефон на рычаг. По-иному на станцию передаётся лишь инфор­мация, идентифицирующая вызываемого абонента: вызывающий абонент АТС использует для этой цели установленный на его теле­фонном аппарате номеронабиратель, который преобразует набирае­мый номер в серии импульсов тока. Количество серий соответству­ет числу цифр в номере вызываемого абонента, а число импульсов в каждой серии - очередной цифре этого номера. Что же касается функций оператора РТС, то они выполняются на АТС автоматически­ми приборами. При вызове со стороны абонента АТС к его линии подключаются устройства для приема информации о набираемом номере. При этом вызывающему абоненту передается зуммерный сигнал Ответ станции, означающий готовность станции к приему номера. В соответствии с принятым номером коммутационные уст­ройства отыскивают линию вызываемого абонента. Затем проверя­ется состояние этой линии. Если она свободна, то со станции в ап­парат вызываемого абонента посылается индукторный ток - сигнал вызова, и одновременно в аппарат вызывающего абонента переда­ётся зуммерный сигнал Контроль посылки вызова. После ответа вызываемого абонента в коммутационных приборах замыкается цепь разговорного тракта. При отбое абонентов разговорный тракт нару­шается и коммутационные устройства возвращаются в исходное состояние. Если же линия вызываемого абонента оказалась заня­той другим соединением, со станции в аппарат вызывающего або­нента передаётся зуммерный сигнал Занято.

Строительство и эксплуатация городских телефонных сетей в важнейших городах России с самого начала выполнялись телефон­ной компанией Белла. Однако в 1885 г. русское правительство при­няло решение строить городские телефонные сети не только по до­говорам с компанией Белла, но также силами и средствами Главно­го управления почт и телеграфа. Первая станция на 60 номеров, смонтированная силами Главного управления, была введена в экс­плуатацию 1 апреля 1886 г. в Киеве. В дальнейшем Главное управле­ние почт и телеграфа строило собственные станции в Харькове, Ка­зани, Астрахани, Курске и других городах.

Все эти станции были импортными, а точнее - разработанными иностранными компаниями, которые имели официальный статус «отечественного производителя». Для получения такого статуса тре­бовалось иметь в составе акционерного капитала телефонной ком­пании хотя бы ничтожную часть русского капитала и устав, зарегист­рированный в установленном порядке. Это давало иностранным фирмам такие же права и преимущества в производстве и сбыте телефонной продукции, какие имели в стране чисто российские предприятия. В частности, они имели право получать казённые во­енные заказы, которые часто сопровождались правительственны­ми дотациями. Наибольшую роль в развитии телефонного производ­ства России имели заводы Русского акционерного общества «Л.М. Эриксон и К°» и акционерного общества «Н.К. Гейслер и К°». Шведская фирма «Л.М. Эриксон» стала основным поставщиком те­лефонного оборудования для русских правительственных телефон­ных сетей и для царской армии и флота ещё в начале 90-х годов про­шлого века. Со временем, из-за изменений таможенной политики, фирма открыла в 1897 г. в Петербурге на Васильевском острове сбо­рочную и монтажную мастерскую, а в 1900 - 1902 гг. построила в Пе­тербурге на Выборгской стороне первый в стране телефонный за­вод, называемый сегодня «Красная заря» (рис.1.7).

Рис. 1.7 Построенный РАО "Л.М.Эриксон и К0" завод "Красная заря" (1914 г.)

В 1874 г. телеграфный механик Н. К. Гейслер открыл в Петербурге небольшую электромеханическую мастерскую по ремонту телеграф­ной аппаратуры, которая с 1884 г. стала выпускать телефонные ком­мутаторы, изобретённые Л. X. Иозефом, а в 1895 г. совместно с аме­риканской фирмой «Вестерн Электрик К°» и на ее деньги построила в Петербурге телефонно-телеграфный завод, который стал произ­водить телефонную аппаратуру Берлинского филиала американской «Вестерн Электрик К°» - фирмы «Цвитуш и KV Чрезвычайно инте­ресна многолетняя борьба компании Гейслера с упоминавшимися в начале параграфа разработками Е.В. Колбасьева за право теле­фонизации боевых кораблей российского флота, во время которой проводились многократные сравнительные испытания телефонов Колбасьева и Гейслера на броненосце «Александр III» и судне «Евро­па», принимались взаимоисключающие решения Морского управления кораблестроения и снабжения и Морского технического ко­митета и т.п. По драматизму все это не уступало сегодняшним тен­дерам на поставку телекоммуникационной техники, однако выгодно отличалось от них вниманием к техническим аспектам и, что особен­но удивительно, завершилось победой отечественной разработки.

И еще одна компания, тоже получившая статус отечественного производителя, - немецкая фирма «Акционерного общества русских электротехнических заводов Сименс и Гальске» - подключилась к те­лефонному производству. В 1853 г эта фирма построила в Петер­бурге первый в России электротехнический завод, который произ­водил телеграфные аппараты Морзе, Юза и Бодо, динамо-машины, электродвигатели и приборы железнодорожной сигнализации, а за­тем стал заводом им. Козицкого. В 1912 г. в Петербурге был открыт другой электротехнический завод фирмы «Сименс-Шуккерт», на­званный позже заводом «Электросила» имени Кирова. Кроме того, фирма «Сименс и Гальске» построила в Петербурге кабельный за­вод, ставший затем заводом «Севкабель».

Все три эти компании и сегодня выпускают телефонное оборудо­вание, все они снова, 100 лет спустя, получили в России статус оте­чественных производителей, причем во второй раз от них не потре­бовалось никакого вклада в градостроительство Петербурга (день­ги, вероятно, были потрачены на что-то более важное). Но вернемся к тому, что было в первый раз.

В 1900 г. закончился срок концессии, предоставленной ранее ком­пании Белл на эксплуатацию Московской, Петербургской, Одесской и Рижской телефонных сетей. В результате новых торгов контракт на эксплуатацию Московской городской телефонной сети был за­ключен со Шведско-Датско-Русским акционерным обществом. Дальнейшая реконструкция сети, имевшей к тому времени 2860 те­лефонов, выполнялась шведской фирмой «Л.М. Эриксон». Этот кон­тракт был заключен на 18 лет, начиная с 1 ноября 1901 г., и завер­шился относительно удачно: не дожидаясь национализации, Швед­ско-Датско-Русское акционерное общество в феврале 1917 года продало правительству России права на эксплуатацию МГТС, и до июля 1994 года сеть являлась собственностью государства. Впро­чем, в 1901 году предугадать грядущую насильственную национали­зацию и ее вечных спутниц - разруху и техническую отсталость - не могли даже лидеры организовавшей их политической партии, и те­лефонные сети развивались практически теми же темпами, что и в других развитых странах. В январе 1905 г. в Москве была запу­щена новая телефонная станция емкостью 40 тысяч номеров. В этой станции был применен групповой принцип, согласно которому все коммутаторное оборудование станции делилось на коммутаторы группы А и коммутаторы группы Б. В многократное поле коммутаторов группы А включались линии абонентов с номерами от 1 до 20000, в многократное поле коммутаторов группы Б - линии абонентов с но­мерами от 20001 до 40000. Абонентские телефонные аппараты были снабжены двумя кнопками. Сняв микротелефонную трубку, абонент, чтобы вызвать оператора, обслуживавшего нужную группу, нажимал соответствующую кнопку.

Телефонные сети России продолжали интенсивно развиваться вплоть до 1917 г., достигнув емкости в 232 тыс. номеров. Влияние последовавших в российской истории событий на российскую же телефонию прекрасно иллюстрирует подписанный председателем Совета Народных Комиссаров В.И. Лениным 13 июля 1918 г. декрет «О пользовании московскими городскими телефонами». Согласно этому декрету была организована специальная комиссия, которая занималась распределением телефонов между потребителями. В первую очередь обеспечивались советские учреждения и предпри­ятия. У частных лиц квартирные телефоны сохранялись в исключи­тельных случаях и с обязательным предоставлением возможности пользоваться аппаратом всем, проживающим в том же доме. На ок­раинах, где телефоны имелись не во всех домах, жители «приписы­вались» к ближайшему телефону, получая через местные Советы особые карточки на право пользования им.

Нетрудно понять, как этот декрет повлиял, говоря сегодняшним языком, на инвестиционный климат в российских телефонных се­тях. За 5 лет к 1922 году телефонная емкость сократилась почти втрое и составила 89 тыс. номеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.037 с.)