Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности



Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями коры головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии по сравнению с состоянием покоя увеличивается на 16-40 % и составляет 2500-3000 килокалорий.

Функции сердечно-сосудистой системы при умственной работе изменяются незначительно, происходит увеличение кровенаполнения сосудов коры головного мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сокращения сосудов, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Однако действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения во время умственной работы заметно сказывается на аппарате кровеснабжения и дыхания. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывает, что частота сердцебиений в это время устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в минуту в период учебных занятий.

В день экзамена эмоциональный настрой, собранность и мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений у некоторых студентов возрастает до 118-144 ударов в минуту, кровяное давление в период сдачи экзамена может повыситься до 135/85-155/95 мм рт.ст. против 115/70 в период учебных занятий. При эмоционально напряженном умственном труде дыхание становится неравномерным, оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки. При этом может возникнуть венозная гипоксия (до 20-30 % вместо 60 % в покое). Если же усиливается неравномерность вентиляции и возникает недостаточная координация дыхания и кровотока в малом круге кровообращения, то может возникнуть артериальная гипоксия, достигающая при тяжелом и длительном умственном труде 80 % и ниже. Все эти явления объясняются механизмами повышения утилизации кислорода из крови для удовлетворения работы клеток коры головного мозга и окислительных процессов, в напряженных мышцах.

Вообще, исследования показывают, что чем интенсивнее умственная работа, тем больше энергии тратится в организме. Например, потребление О2при длительной умственной работе повышается на 13-50 %, СО2повышается на 5-46 %, легочная вентиляция изменяется от –6 до +40 %. У студентов во время сессии в силу нервно-психического, эмоционального напряжения, по сравнению с досессионным, расход энергии увеличивается на 16-40 % и может достигать 60 % в зависимости от режима дня и времени суток, когда протекает работа.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. При всякой более или менее продолжительной умственной работе состояние работоспособности не остается постоянным, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием условий внешней среды (освещенность рабочего помещения, шум, температура и содержание О2и СО2в воздухе), факторов физиологического характера – состояния здоровья в данный день, определяемого питанием, отдыхом, а также психологических факторов.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий, воздействий со стороны других лиц в виде поощрений и указаний, призывов и т.п.

При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление, при котором длительность деятельности внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего является «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление – это объективное состояние человека, а умственная усталость – это субъективное чувство человека. Умственная усталость может возникнуть при неудовлетворенности работой, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость.

Чувство усталости можно снять, дав выход эмоциям, сосредоточением внимания и усилением интереса к работе.

Наступающее в процессе умственного труда утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон и видов деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффективности в другом виде трудовой деятельности.

При систематическом длительном перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными признаками переутомления являются снижение веса тела, расстройства, лабильность частоты сердцебиений и кровяного давления, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

Ограничение двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности современного студента. Но дело заключается не только в том, что процесс обучения студента сопровождается гипокинезией, но и в том, что на фоне ограничения физических нагрузок процесс обучения требует от человека большой нервно-психической деятельности, которая при частом повторении отрицательно сказывается на здоровье. Компенсацией недостающей двигательной активности для студентов является систематическая внеучебная двигательная деятельность, а именно, занятия физкультурой и спортом.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм студента правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Учебная деятельность студентов характеризуется переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные и другие занятия), сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями; в-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса.

Рациональный режим дня помогает сохранять высокую работоспособность на длительный период времени и дает возможность эффективнее его использовать. Это связано с тем, что функциональная активность организма ритмически изменяется. Ритмы функционирования или биоритмы имеют различные периоды. Период суточного или циркадного ритма равен 24 часам. Общая продолжительность учебных занятий достигает подчас 10-12 часов в день за счет сокращения, как правило, ночного сна и свободного времени. Вместе с тем ночью снижается уровень обменных процессов, температура тела, функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Рассогласование биологических и социальных ритмов приводит к заболеваниям, бессоннице, ухудшает память, снижает работоспособность.

Большое значение имеет полноценность ночного сна для восстановления организма. При рациональном режиме продолжительность ночного сна составляет не менее 9 часа. Для быстрого засыпания при нарушениях сна, связанных с излишними волнениями и большим утомлением, студентам рекомендуется на ночь выпить стакан горячего молока с 2-3 чайными ложками меда. Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, формирующих динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа для центральной нервной системы – большой нервный труд, а его переделка еще более трудна для организма. Отсюда вытекает один из принципов организации суточного режима – недопустимость беспорядочности и частых изменений режимных компонентов, постепенность перехода к новому режиму обучения, новому объему и характеру двигательной активности. Особое значение имеет воспитание потребности в ежедневной утренней гимнастике на открытом воздухе.

Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. В дальнейшем вследствие наступления утомления работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.

Работоспособность в начале учебной недели бывает несколько понижена (период выработки), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник, среда, четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности; в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается подъем работоспособности, что связано с явлением «конечного перерыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации работоспособности на протяжении 2-2,5 месяцев. С началом зачетной сессии на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться.

В период зимних экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности сходны с отмеченными в первом полугодии, однако, в целом, ее уровень несколько ниже, снижение наступает раньше, еще до начала экзаменационной сессии; в период экзаменов градиент работоспособности выражен резче, чем в первом полугодии (рис. 2).

Изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.

Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями связано с формированием у студентов правильного отношения к физической культуре, пониманием ее социальной роли, с осознанием личной необходимости заниматься освоением определенной системы занятий для организации здорового образа жизни. Образовательная подготовка, предусмотренная программой физического воспитания, предполагает не только систему определенных знаний, но также известные умения, которые должны обязательно использоваться в практике.

Несмотря на интегральный характер воздействия средств физической культуры и спорта на решение общих задач физического воспитания их можно условно дифференцировать по направленности использования: как средства нормирования двигательной активности, как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности и как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

Одним из обязательных факторов здорового образа жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок. Они определяют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организационных и самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок.

Отсюда возникает важная задача – определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной деятельности.

Минимальные границы должны характеризовать тот объем двигательной активности, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма.

Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигаются наилучшие функциональные состояния организмов студентов и высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности.

Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести к переутомлению, к резкому снижению работоспособности в учебе и труде.

В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать «функциональное» удовольствие от их выполнения («мышечную радость»). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками становятся потребностью студентов в зависимости от их эмоциональности и интереса.

Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационной сессии, могут создавать у студента нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда, быта и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.

Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Экзаменационная ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что делает ее сильным эмоциональным фактором.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной активности через движение является наиболее эффективной

 

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

1. Принципы физического воспитания

Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, являющийся частью общего воспитания человека и осуществляемый с помощью специально организованных физических упражнений.

Процесс физического воспитания заключается в следующем:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.021 с.)