Оценка объема зрительного внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка объема зрительного внимания



Для проведения данной пробы экспериментатор заранее подготавливает несколько вариантов стимульного материала, различающихся своей инфор­мативностью. Это таблицы, в которых в беспорядке представлены различные буквы печатного шрифта. В первой таблице задается набор из 3 букв, во вто­рой — 6 букв, затем 9, 12, 15 (см. ниже). Таблицы на короткое время (1—2 с) предъявляются испытуемому, который должен запомнить максимальное ко­личество букв. Фиксируется количество правильно воспроизведенных букв и количество ошибок по каждой пробе.

При работе с этой методикой у детей необходимо убедиться в знании ребенком алфавита.

Оценка распределенности внимания

Испытуемому предлагается одновременно писать числа от 1 до 20 и на­зывать их в обратном порядке.

Отыскивание в таблице одинаковых картинок (для детей — по Н. И. Рычковой)

Методика направлена на исследование внимания у детей младшего возра­ста. Стимульный материал представляет собой небольшие таблицы, в ячейках которых беспорядочно разбросаны картинки знакомых предметов (рис. 139). От ребенка требуется найти одинаковые изображения.

Рис. 139. Таблица для поиска одинаковых рисунков

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Анализ игры

Данный прием позволяет оценить самые общие способности ребенка, как в мыслительной, так и в моторно-двигательной деятельности. При на­блюдении за игрой детей в возрасте 1-3 лет предметом наблюдения стано­вятся:

• наличие эмоциональной реакции ребенка на появление игрушки;

• активность двигательных действий и широта манипуляций;

• отражение опыта взаимодействия с игрушкой в соответствии с ее функ­циональной направленностью;

• наличие новых (замещающих) элементов в игровой ситуации;

• длительность игры;

• частота потребности в игрушке.

Для более старших детей диапазон диагностических критериев значи­тельно расширяется. Сюда включаются:

• критерии развития речи;

• уровень развития пространственно-зрительных представлений;

• воображение;

• способы выполнения мыслительных операций, отражающих особен­ности конструктивного праксиса;

• уровень обобщений и отвлечений.

Специальному анализу может быть подвергнута игра и по другим крите­риям: является ли игра манипулятивной, предметной, процессуальной (или персевераторной); есть ли в ней элементы замысла; есть ли в игре сюжет; если игра групповая, то присутствует ли в ней ролевой компонент.

Раскладывание геометрических фигур по инструкции (Л. С. Цветкова)

Методика предназначена для характеристики сформированности произ­вольной деятельности у детей. Оцениваются ее организация, устойчивость, потенциал вербальной памяти, адекватность реакции выбора.

Перед ребенком беспорядочно раскладывается 10 карточек с нарисован­ными квадратами и кружками. Карточки и фигуры могут быть разного раз­мера, толщины или цвета (увеличение количества признаков усложняет зада­чу). Ребенку дают следующую инструкцию: «Когда я стукну 1 раз, ты быстро найдешь и положишь в стороне в стопку квадратики, когда я стукну 2 раза, ты выберешь кружочки и положишь их в кучку с другой стороны». Задание

выполняется. «А теперь все наоборот: на 1 стук ты выбираешь и кладешь кружочки, на 2 стука — выбираешь и кладешь квадратики».

К числу возможных ошибок относятся: неустойчивое запоминание инст­рукции, замещение одних фигур другими, контаминации (дефекты реакции выбора), замедленное выполнение, инертность, персеверации, дефекты пере­ключения.

Ошибки могут расцениваться как функциональная слабость лобных, задне-лобных и лобно-височных зон мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.004 с.)