Чтение вслух слогов и псевдослов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение вслух слогов и псевдослов



Испытуемому для чтения предлагаются несколько простых и сложных слогов («по», «как», «ан», «ос» или «му», «ана», «ном», «лет», «цир» «тро» «кра», более сложных «стро», «позд» и т. п.), а также псевдослов («килбут», «лосоп», «радогруд», «асюкр», «цазаб»). Экспериментатор наблюдает за тем, не обнаруживает ли больной сужение зрительного восприятия до одной бук­вы, способен ли воспринять целый графический комплекс, может ли пере­шифровать его в систему звуков, имеются ли трудности слияния отдельных звуков в слоги, встречаются ли случаи замены при прочитывании бессмыс­ленных слогов осмысленными словами.

Помимо нарушений чтения, порождаемых оптической составляющей и выявляемых и с помощью вышерассмотренных проб, здесь специальным предметом наблюдения становится способность испытуемого к слиянию зву-ко-букв в слоги. Подобный дефект оказывается выраженным при поражении нижних участков премоторной области, приводящем к нарушению кинети­ческого синтеза. Слоги начинают прочитываться отдельными буквами, воз­никают отказы от дальнейших попыток чтения, подлинное чтение начинает заменяться угадыванием.

Чтение слов

Данная проба, будучи продолжением исследования процесса чтения, сама является комбинированной и включает несколько этапов, различающихся по характеру предлагаемого материала и акцентам, которые делает эксперимен­татор в ходе наблюдения за ее исполнением.

 

Чтение вслух знакомых слов (идеограмм) — предлагается прочитать при­вычные слова, часто встречающиеся в бытовой речи и письме и узнаваемые непосредственно. Они должны быть написаны крупными печатными буква­ми (имя, фамилия испытуемого, родной город, имена членов семьи, профес­сия, месяц рождения). Эта проба обычно начинает подобное исследование.

Чтение слов — предлагаются слова, обычно обозначающие предметы (реже действия) и написанные печатными буквами. Тем самым исключается влия­ние трудностей собственно зрительного восприятия.

Чтение вслух малознакомых слов, то есть слов, редко встречающихся в рус­ском языке, а также слов, имеющих сложную многослоговую структуру («кораб­лекрушение», «перепланировка», «астроцитома», «трансплантация» и т. п.).

Данные опыты могут проводиться не только с инструкцией громкого проговаривания, но и в условиях чтения слов «про себя». Во втором случае дальнейшая проверка результатов производится путем нахождения соответ­ствующего изображения, либо путем подкладывания названия предмета под его изображение (их набор должен быть заранее подготовлен), либо путем последующего вопроса о значении прочитанного слова. Как и в предыдущих пробах, сенсибилизация эксперимента может достигаться предъявлением боль­ному усложненных по начертаниям слов (стилизованные буквы, заштрихов­ка, неполное изображение и т. п.).

Другой вариант сенсибилизации— кратковременное предъявление слов с помощью тахистоскопа или монитора компьютера. Технически упрощенный прием — быстрый показ написанного слова, прикрываемого рукой. Перечис­ленные приемы исключают движения глаз испытуемого и помогают диагно­стировать сужение зрительного внимания или явление симультанной агнозии.

Чтение неверно написанных слов — с пропущенными или переставленны­ми буквами. Испытуемому предлагается найти ошибку.

При всех вариантах проведения проб исследователь обращает внимание на то, осуществляется ли подлинное прочитывание или лишь непосредствен­ное узнавание слова. В первом случае больной легко произносит слово, узна­ет и исправляет допущенные в нем ошибки, хотя чтение может протекать и с известными артикуляционными трудностями. Во втором случае он пони­мает значение слова, дает его описание, способен показать соответствующую ему картинку, но не может ни произнести это слово, ни прочитать его фраг­мент, ни обнаружить ошибку в написании. Чтение малознакомых слов в данном случае оказывается совершенно недоступным.

Нарушения симультанного восприятия целой зрительной структуры сло­ва (больной начинает осуществлять побуквенное складывание даже простых слов) указывают на поражение теменно-затылочных отделов мозга. При пра­восторонних или двухсторонних поражениях теменно-затылочных участков коры может возникнуть эффект прочитывания лишь правой половины слова. Расположение слова вертикально устраняет подобные нарушения чтения.

При повреждении левой височной области на фоне сенсорной афазии больной воспринимает и прочитывает хорошо упроченные слова (идеограм­мы) и узнает их смысл, но проблемы возникают, когда их нужно не «узнать»,

а прочитать либо целиком, либо отдельный слог или входящие в его состав буквы. Малочастотные слова вообще не прочитываются.

При повреждении нижнетеменной коры левого полушария больной не в состоянии с нужной четкостью реализовать необходимую артикуляцию, из-за чего и отдельные буквы и слова будут произноситься искаженно («л» и «н» как «д», «б» как «м», «губа» как «гума» и т. п.).

Чтение фраз

Испытуемому предлагают прочитать простую короткую фразу («громкая музыка», «сегодня хорошая погода», «не красна изба углами, а красна пирога­ми» и т. п.). Предметом специального наблюдения становится возможность под­линного прочтения, а не угадывания смысла фразы. Для этого используется прием, при котором больному дают предложения, не соответствующие ожидае­мому смыслу (например, «у меня очень болит голень» (вместо «голова») и т. п.).

При стертых формах сенсорной афазии (поражения левовисочной коры) узнавание отдельных слов может быть сохранено, но процесс систематиче­ского чтения целых фраз нарушается.

При появлении очага в префронтальной зоне коры нарушается избира­тельный характер всех психических процессов, и в том числе процессов, регулируемых с помощью речи. В этом случае чтение начинает превращаться в неконтролируемую сеть догадок, побочных связей и персевераций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.004 с.)