Повторение простых и сложных слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторение простых и сложных слов



Такого рода исследование начинается с повторения простых по своему составу и хорошо упроченных в прошлом опыте слов:

дом, лес, мак, стол, кот, ухо, звон, гора, лыжи.

Оно продолжается повторением более сложных слов:

сорока, работа, лампа, костер, солнце, библиотека, танкист, кинотеатр, милиционер,

с переходом к менее привычным словам:

полководец, стратостат, щеколда, лодыжка, заусеница, трубопровод, при­ватизация, баскетбол, космонавт, скакалка,

и к еще более сложным, редко встречаемым словам:

бакенбарды, аквалангист, термометр, пространство, стрептомицин, паро­возостроение, аутоидентификация, электроэнцефалография, кораблекрушение, перепорхнуть, стратостат и т. п.

Предлагаемые слова могут различаться лишь одним фонематическим признаком: «забор», «запор», «собор», что позволяет анализировать наруше­ния фонематической основы отраженной речи.

Отобранные слова должны предъявляться одинаковым голосом с интер­валом 1—2 с и не должны быть связаны между собой по смыслу.

Сенсибилизированный вариант этой пробы предполагает использование примерно 10-секундной паузы между предъявлением слова и его воспроизве­дением, причем сама пауза может заполняться отвлекающими вопросами, либо можно ускорять темп подачи слов, что повышает требования к слухо­вой и двигательной их дифференцировке, а также уменьшать его, что требует большей прочности фиксации акустических следов.

Грубые поражения левой височной доли будут приводить к резко выра­женному нарушению отраженной речи (как симптома сенсорной афазии или нарушения рецептивной речи): больные не могут повторить даже простые по своему звуковому составу предъявленные слова, но могут без труда произно­сить побочные слова, реплики или восклицания. Больной напряженно при­слушивается к предъявленному слову, произносит его с парафазиями, иногда не усваивая его значения. Уловив его, но не будучи в состоянии сохранить его звуковой состав, человек заменяет его вербальной парафазией, которая сама может произноситься неправильно. При стертых формах височной афа­зии простые слова повторяются легко, но затруднения возникают при ис­пользовании сенсибилизированных вариантов пробы.

При поражении нижних отделов левой постцентральной области (при афферентной, кинестетической афазии, по А. Р. Лурия) картина будет иная: выраженные трудности появляются даже в опыте с повторением изолирован­ных звуков и отдельных, трудных по артикуляции слов. При автоматизирован­ном назывании, например при ответе на вопрос, когда нет необходимости в специальном анализе звукового состава слова, больной правильно называет предмет, но не может точно повторить данное слово при его изолированном предъявлении.

При кинетической моторной афазии больные легко повторяют отдель­ные звуки, но не могут повторить целое слово из-за патологической инерт­ности в речедвигательном анализаторе. В результате переключение от одной артикуляции к другой оказывается резко затрудненным.

При лобных и лобно-височных поражениях больные не в состоянии удер­жать нужный порядок в предъявлении слов и обычно повторяют все слова, но в измененном порядке.

Повторение предложений

Подобного рода пробами исследование отраженной речи, как правило, заканчивается. Они показывают степень сохранности речевых следов в услож­ненных условиях, а также позволяют проанализировать, в каких пределах у больного сохраняется структура целого предложения. В качестве материала для повторения предлагаются короткие двух-трехсложные предложения типа: «дом горит», «луна светит», «метла метет», «сегодня хорошая погода», «я иду в кино», «я рисую дом» и т. п. Для еще большего усложнения задания указанные фразы

могут предъявляться группами типа «дом горит— луна светит— метла метет» с изменением их порядка в блоке, что позволяет отследить правильность воспро­изведения. Внимание в последнем случае надо также обращать на контаминации, свидетельствующие о нарушении четкой серийной организации сложных следов и выявляющие патологическую инертность возникших ранее стереотипов.

Если испытуемый успешно справляется с простыми предложениями, ему могут быть предложены и более сложные. Например:

Сегодня хорошая погода.

Цветок стоит на окне.

В саду за высоким забором росли яблони.

В магазин привезли свежие пирожные.

На опушке леса охотник убил волка.

Наступила весна, но снег в лесу не растаял.

Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким забором.

Дворник в оранжевом жилете подметает улицу.

Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь.

Поезд, который прибывает ночью, всегда прибывает вовремя.

После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

Поражения височных систем, включая очаги в пределах средней и иногда и нижней височной извилины левого полушария, будут сопровождаться способ­ностью повторять отдельные слова, но переход к их сериям начнет вызывать затруднения. Больной повторяет лишь одно или два слова, а затем заявляет, что забыл остальные. К этому присоединяется и потеря последовательности слов в ряду или контаминации отдельных слов в пределах ряда.

При повреждении нижних отделов левой постцентральной области пере­ход от повторения одного слова к повторению серии слов или фразы не ведет к появлению новых трудностей.

При кинетической моторной афазии даже больные, без труда повторяю­щие отдельные слова, начинают испытывать трудности при повторении серий слов. Первичных нарушений в удержании предъявленного ряда у них нет.

Если испытуемый с заданиями справляется успешно, ему может быть предложен сенсибилизированный вариант аналогичной пробы, заключающий­ся в создании интерферирующих помех: в промежутке между предъявлением фраз и их воспроизведением экспериментатор проговаривает какие-то иные, не имеющие отношение к запоминанию фразы.

Оценка звукопроизношения (по А. Н. Корневудля детей)

Ребенку предлагается повторить двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал включает две

части: а) двустишья, включающее наиболее часто смешиваемые, артикуляци-онно сложные согласные; б) фразы со сложной слоговой структурой. Мате­риал для повторения-.

...:■■ а

1. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока

2. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.

3. Стоит воз овса, Возле воза — овца.

4. Клала Клава лук на полку.

5. Зоя зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

6. Клара у Вали играла на рояле.

б.

7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза).

8. Милиционер остановил велосипедиста.

9. Сыворотка из-под простокваши.

10. Полполдника проработали.

Ухудшение артикуляторных функций может свидетельствовать о функ­циональной слабости передних участков теменной области, а также о пони­женных возможностях премоторной зоны мозга (при отсутствии мнестических расстройств).

Повторение скороговорок

Испытуемому предлагается несколько скороговорок, позволяющих оце­нить эффективность восприятия и артикуляции ряда звуков:

От топота копыт пыль по полю летит.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пуха.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Все бобры для своих бобрят добры.

На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

Осип охрип, Архип осип.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Ухудшение артикуляторных функций может свидетельствовать о функ­циональной слабости передних участков теменной области, а также о пони­женных возможностях премоторной зоны мозга (при отсутствии мнестических расстройств).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.009 с.)