Действия с реальными предметами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия с реальными предметами



Данная проба по своему психологическому содержанию близка к пре­дыдущей, хотя предполагает несколько большую нагрузку на способность

Идеомоторные пробы

Под идеомоторным тестом понимается испытание умения выполнять действия без зрительного контроля, только по двигательному представлению, двигательному чувству. Эти тесты выполняются с использованием специаль­ных приборов и приспособлений.

Кинематометры (ручной и ножной) позволяют получить показатели точ­ности двигательно-мышечных дифференцировок в локтевом, лучезапястном, коленном, тазобедренном суставах при выполнении простых движений после соответствующей идеомоторной тренировки. Так, например, испытуемый са­дится боком к аппарату в удобной позе и кладет предплечье на ложе кине-матометра. Делает несколько попыток отведения руки по заданной амплиту­де, контролируя движение зрительно, и стремится запомнить двигательно-мышечные ощущения, возникающие при этом в локтевом суставе.

Затем несколько раз (в зависимости от задания) идеомоторно воспроиз­водит эти чувства и выполняет 3—5 контрольных попыток с закрытыми гла­зами. Величина ошибки учитывается по градуированной шкале кинемато-метра, изменяется лишь исходное положение испытуемого или прибора.

Экран-мишени, ростометры, сантиметровые рулетки регистрируют дан­ные (до 1 мм), по которым можно судить о тренирующем эффекте различных

манипулировать реальными внешними объектами. Испытуемому предлагает­ся: причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицу; завязать узел, бант; за­жечь спичку; снять и надеть пиджак (халат, куртку), вытереть нос платком, протереть очки и др.

При отсутствии парезов и параличей неспособность выполнять подоб­ные действия связана с функциональной недостаточностью премоторных или теменно-затылочных зон мозга. Во втором случае в структуре нарушения будут преобладать дефекты пространственного праксиса.

■ Действия с воображаемыми предметами

Испытуемому предлагается показать: как чистят зубы, размешивают са­хар в чашке, пилят дрова, зажигают спичку, режут хлеб, вдевают нитку в иголку и др.

Выполнение символических действии

Испытуемого просят: попрощаться, молча позвать кого-либо (поманить), отдать воинское приветствие, погрозить, выразить руками недоумение, соли­дарность, отказ и т. п. Вероятная зона недостаточного функционирования — постцентральная нижнетеменная кора.

175

идеомоторных заданий. Например, на специальном стенде, с учетом роста испытуемого, крепится лист бумаги с начерченной в середине окружностью диаметром 15 мм. Испытуемый, стоя на расстоянии 0,5 м от мишени, после пробных попыток и предварительной идеомоторной тренировки, выполняет без зрительного контроля 5 уколов в мишень. Аналогично проводится и тест на выполнение из основной стойки шага вперед по начерченной на полу линии (расстояние 50 см от исходной позиции) и поднимание ноги на высо­ту 50 см из положения стоя у опоры боком к ростометру. Ошибки фиксиру­ются по данным, полученным после вычисления отклонений точек-«уколов» от центра круга и носка ступни от контрольной отметки на полу или на ростометре (в мм).

Прибор для выполнения графических заданий позволяет получить гра­фическую продукцию, по которой можно установить зависимость результа­тивности написания фигур от тренирующего действия идеомоторных зада­ний и косвенно диагностировать состояние психической готовности к пред­стоящему действию. В основе конструкции прибора лежит устройство для проведения миокинетического теста (Мира-и-Лопес). Прибор состоит из подставки и укрепленной на ней рабочей площадки, которая устанавливает­ся в двух плоскостях (горизонтально и вертикально) и может смещаться по вертикали в зависимости от роста испытуемого. На площадке крепится про­токол-бланк. Графическими заданиями могут являться: горизонтальная ли­ния длиной 5 см, равносторонний треугольник со стороной 5 см, прямой угол и т. п. Отклонение от шаблона определяется в мм и град.

Влияние индивидуальных способностей и навыков в черчении и рисова­нии исключается условиями эксперимента: карандаш в данном случае слу­жит не чертежным инструментом, а писчиком, регистрирующим движение всей руки. Рука не должна касаться рабочей площадки.

-

КОНСТРУКТИВНЫЙ

И ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС

Тест Аенманна

Перед испытуемым кладется бланк с образцами фигур, которые нужно скопировать, и чистый лист бумаги (рис. 83). Задание выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе) — другой. Проба оказывается эффективной при анализе развития графомоторных навыков у детей, начиная с 5-6-летне­го возраста.

Рис. 83. Предназначенные для копирования фигуры теста Денманна

Расстройства копирования (1) по типу грубых нарушений пространствен­ных соотношений фрагментов могут возникать при поражениях нижнетемен­ных или теменно-затылочных отделов коры; (2) являться следствием дефект­ного функционирования премоторных зон мозга, что будет сопровождаться персевераторным повторением уже прорисованных элементов на фоне общей инертности восприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)