Сопоставление плоских и объемных фигур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сопоставление плоских и объемных фигур



Испытуемому последовательно предъявляют изображения разверток не­скольких фигур, каждую из которых необходимо идентифицировать в соот­ветствии с эталонами (рис. 65).

Рис. 65. Объемные фигуры и их развертки к методике на сопоставление

Здоровые испытуемые допускают при выполнении этого задания в среднем 1 ошибку на 6 предъявлений. По мнению Л. И. Вассермана и его соавторов, наи­большие затруднения испытывают больные с поражением теменно-затылочных отделов левого полушария, допуская более 4 ошибочных ответов.

Проба на анализ пространственных отношений (по М. О. Шуаре)

По психологической нагрузке данная проба аналогична предыдущей. В левой части рисунков (10 задач) даются развертки объемных геометрических фигур, а в

правой — возможные варианты их сборки (рис. 66). Испытуемый должен мыс­ленно собрать развертку и сравнить ее с готовыми решениями, указав номе­ра тех, которые полностью соответствуют развертке (в каждом задании их может быть несколько).

Рис. 66. Пример стимульного материала к пробе на анализ пространственных отношений

Регистрируется время работы с методикой и количество допущенных ошибок — пропусков правильных ответов и неверных указаний на несоответ­ствующие фигуры. Здоровые испытуемые справляются с пробой в среднем за 4 минуты, допуская в среднем 2,9 ошибки. При возникновении трудностей с наглядными пространственными преобразованиями испытуемые иногда ком­пенсаторно заменяют их логическими рассуждениями.

Для многих больных с локальными поражениями мозга подобные опе­рации оказываются вообще недоступны — они не способны увидеть правиль­ную альтернативу, правильно указывают только на очевидные решения, дают грубо неверные ответы. Больные с поражениями передних отделов мозга об­наруживают бедные, неполные ответы, отказы от поиска альтернатив, в то время как больные с поражениями задних отделов испытывают большие трудности в установлении соотношения между различными элементами куба при его сложении и перемещении в трехмерном пространстве. У больных с поражениями заднелобно-теменных отделов мозга часто наблюдаются нару­шения последовательности действий в процессе решения заданий, то есть трудности в сохранении программы оперирования с предметами.

■ - Идентификация куба

Данная проба является одним из субтестов Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Испытуемому предлагается бланк, в верхней части которого изоб­ражены.5 эталонных кубов, каждая грань которых имеет определенную геомет­рическую раскраску. Ниже заданы 20 кубов в измененном по отношению к

эталонам положении. Необходимо идентифицировать каждый куб, то есть ука­зать, каким из эталонных он является (рис. 67).

Рис. 67. Стимульный материал к субтесту из Теста структуры интеллекта Амтхауэра

Для решения подобной задачи необходимо мысленно развернуть прону­мерованные кубы в разных плоскостях и сопоставить получаемые изображе­ния с каждым из образцов до совпадения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.006 с.)