Период институционализации связей с общественностью в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период институционализации связей с общественностью в России



В 1988 г. в исполнительных комитетах Моссовета и Ленсовета появились первые отделы

по СО. Вскоре были созданы аналогичные подразделения и в других властных структурах

центра и регионов. Последующая реорганизация советов народных депутатов и органов

исполнительной власти не только не прервала этот процесс, но и, напротив, стимулировала его: во

вновь появляющихся городских и областных законодательных собраниях и администрациях

стали создаваться комитеты по печати, пресс-службы, отделы н управления по СО.

Еще активнее институционализация СО происходила в сфере зарождавшегося частного

бизнеса. В 1989 г. в Москве возникли PR-агентства «Никколо М» и «Миссия Л», годом позже

— «Имиджленд Паблик рилейшнз». В 1991 г. петербургское агентство «Балт-Арт» объявило о

новом направлении услуг — организации и проведении пресс-конференций, презентаций,

осуществлении связей с прессой. В течение последующих нескольких лет произошла

переориентация значительной части рекламных фирм в область СО.

Во второй половине 1990-х гг. о создании PR-подразделений заявили РАО «ЕЭС

России», ОАО «Газпром», РАО «Норильский никель», группа компаний «Сибирский

алюминий», ОАО «КамАЗ», ОАО «МДМ-банк», ОАО «Ростсельмаш», ОАО «Рыбинские

моторы», ГК «Росвооружение» и ряд других предприятий общероссийского значения.

Названия для указанных подразделений выбирались самые разные:

«центр»/«отдел»/«департамент»/«управление»/«служба по СО» (или общественных связей),

«управление информации», «центр общественных и международных связей», «управление

информации и СО», «управление корпоративных коммуникаций» и т. п. В то же время

стали появляться соответствующие службы в органах исполнительной власти всех уровней

и даже в силовых структурах, прежде традиционно закрытых для широкой общественности:

Генпрокуратуре, ГУВД Москвы, Службе внешней разведки, Налоговой полиции России,

МВД и пр. [2].

В огромном количестве создавались PR-агентства, из которых наиболее ярко себя

зарекомендовали «Никколо М», «Миссия Л», «Имиджленд Паблик рилейшнз»,

«Международный пресс-клуб. Чумиков ПР и консалтинг», «Имидж-контакт», «Publicity

PR», «SPN Granat», «STOP-PR и реклама»...

Процесс складывания PR-рынка в России нельзя счесть равномерным и протекающим

в соответствии с какой-либо схемой. Так, например, период со второй половины 1990-х гг. был

эпохой «PR-бума», когда специализированные агентства появлялись как грибы после дождя, а

соответствующие отделы компаний и организаций создавались где надо и где не надо.

Подобный ажиотаж на PR продлился, наверное, до начала 2000-х гг. Уже к 2002-2003 гг.

происходит некоторое охлаждение (правильнее будет сказать, отрезвление) властных структур

и хозяйствующих субъектов в отношении «модной» специальности: во многих компаниях и

учреждениях отделы общественных связей сокращались или упразднялись [3]. Основным

критерием для приема на работу соответствующих специалистов стали уже не только прежняя

работа в СМИ и контакты, но и профессиональное образование, опыт работы по

специальности.

Многие агентства, появившиеся в конце 1990-х — начале 2000-х гг., также были либо

закрыты, либо присоединены к другим, более крупным организациям. Некоторые агентства

стали частью международных конгломератов: например, петербургская компания «SPN Granat

в 2004 г. вошла в состав международного агентства Ogilvy и сегодня именуется SPN Ogilvy.

Вообще, но мнению экспертов, в последние годы в России обозначилась тенденция укрупнения

субъектов рынка PR: крупные компании предпочитают иметь в своей структуре отделы,

осуществляющие полный цикл работы по СО: те же, которые пользуются услугами PR-фирм,

предпочитают крупных игроков. В результате большинству мелких PR-компаний приходится

уходить с рынка или переквалифицироваться в предприятия рекламного или издательского

профиля.

Таким образом, можно сказать, что к началу XXI в. в России произошел

своеобразный передел рынка СО, установилось некое зыбкое равновесие. И это дало его

игрокам возможности не только дальнейшего развития на отечественном поле, но и

внешней экспансии. Так, например, российские PR-консультанты принимали активное

участие в предвыборных компаниях в ряде соседних государств: от Украины до Монголии.

Окончательно СО «прописались» в качестве самостоятельной сферы деятельности с

появлением первого профессионального объединения. В 1991 г. в Москве была

зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО),

учредителями которой стали государственные и коммерческие организации, фонды, СМИ,

банки, биржи. Сегодня РАСО объединяет свыше 100 членов — организаций и

профессионалов — и является саморегулируемой общественной организацией. В 1997 г.

РАСО вошла в состав Европейской Конфедерации PR (CERP), сотрудничает с рядом других

зарубежных и международных ассоциаций. Вслед за РАСО возникали и другие

профессиональные объединения, например, появившаяся в 1999 г. Российская ассоциация

компаний-консультантов по СО. В 2003 г. при РАСО возникла Российская ассоциация

студентов по связям с общественностью (РАССО).

Работа общественных объединений в области СО с самого начала и до сих нор

продолжает реализовываться по нескольким направлениям.

Прежде всего, это научная и научно-практическая деятельность: исследования и

консультации в профессиональной сфере. Затем вопросы саморегулирования деятельности PR-

специалистов: в 2001 г. РАСО приняла «Российский Кодекс профессиональных и этических

принципов в области связей с общественностью», призванный упорядочить деятельность

специалистов и сделать ее более достойной в глазах общественности. Наконец, в последние

годы РАСО и другие профессиональные объединения все чаще поднимали вопрос о

сертификации деятельности PR-специалистов с целью регулирования рынка СО и

пресечения появления на нем недобросовестных и непрофессиональных деятелей, которые

только дискредитируют специальность в глазах клиентов и общества в целом.

Еще одним свидетельством институционализации СО стало постоянное проведение

профессиональных мероприятий. В 1997 г. РАСО совместно с Торгово-промышленной

палатой РФ и Союзом журналистов России учредило премию «Серебряный лучник», до сих

пор являющуюся главной профессиональной наградой в области отечественных СО. С 2000

г. в Петербурге стал проводиться конкурс на вручение премии «PRоба». В ряде регионов

России также были организованы профессиональные конкурсы, например «Белое крыло» в

Нижегородской области. Кроме того, периодически стали проходить конкурсы и вручаться

премии в области СО по инициативе отдельных организаций и учреждений (являющиеся,

впрочем, больше рекламными акциями этих организаций и учреждений).

Другим направлением общественной деятельности в сфере СО стати профессиональные

съезды, фестивали и т. и. Среди наиболее известных следует назвать «Дни PR в Москве»,

проводящиеся с 1999 г., PR-фестиваль «PR — профессия третьего тысячелетия» (Петербург, с

2001 г.), «Baltic PR Week-end», ставший уже международным событием в сфере СО.

Еще одно направление — специализированные выставки, регулярно проходящие в

Москве и крупных региональных центрах. Чаще всего это — совместные выставки

достижений в области и PR и рекламы, но периодически проводились и специализированные

мероприятия по СО, как, например, московская выставка «ПР, консалтинг, выборные

технологии», проводящаяся с 1999 г.

Наконец, в завершение темы следует упомянуть о профессиональных PR-изданиях,

появившихся в России. В первую очередь, конечно, это возникшие во второй половине 1990-х

гг. журналы «Советник», «PR-диалог», «СО-общение», ряд Интернет-проектов (Sostav.Ru, Prnews

и др.). Публикации в этих изданиях не только отражали современную ситуацию на рынке СО

в России, но и вносили существенный вклад в развитие их теории.

Вопросы для повторения:

1. В чем заключалась коммуникативная роль народных собраний (Вече) на Руси?

2. Какие средства традиционно преобладали в деловой коммуникации в России

дореволюционного периода?

3. Какие новые PR- структуры появились с приходом большевиков к власти? Что

характерно для этого периода времени в развитии методов установления

контактов с общественностью?

4. Когда в нашей стране появились первые представительства иностранных и

международных PR-агентств?

5. Выделите основные тенденции развития рынка PR- услуг в 90-х годах XX века.

Тест:

1. Как в Древней Руси назывались «профессиональные пиарщики»:

а. Посадники;

б. Тиуны;

в. Городские бирючи;

г. Князья.

2. С какой газеты открывается история русской журналистики:

а. «Куранты»;

б. «Ведомости»;

в. «Трудолюбива пчела»;

г. «Искра».

3. Главной функцией какого органа, действовавшего в Советском Союзе, была

цензура информации:

а. Комитет государственной безопасности;

б. Тайная канцелярия;

в. Третье отделение;

г. Комитет по связям с общественностью.

4. В каком году PR в России выделились в самостоятельную сферу деятельности:

а. 1989;

б. 1991;

в. 1993;

г. 2000.

5. Выберите правильные утверждения:

а. Процесс складывания PR-рынка в России нельзя счесть равномерным и

протекающим в соответствии с какой-либо схемой;

б. Как показывает анализ современной российской PR-действительности,

абсолютно все коммерческие и некоммерческие организации осуществляют

деятельность по СО;

в. Как и в социально-политической, в торговой сфере уже в XVII в. широко

использовались лубки, гравюры и афиши, а позднее — и живописные или

рукописные вывески;

г. В деловой коммуникации в России дореволюционного периода традиционно

преобладали средства устной или визуальной рекламы.

Список литературы:

1. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2005.

2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефлбук; Киев:

Ваклер, 1999.

3. Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью (теория и практика). – М.: Дело,

2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.061 с.)