Понятие, структура, юридические свойства Конституции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура, юридические свойства Конституции



Множество возникающих в государстве и обществе отношений подпадает под действие соответствующих социальных регуляторов — норм права, морали, нравственности, религиозных норм и др. Однако необходим юридический акт, который бы давал ответы на главные вопросы: какие общегосударственные органы создаются, каково по­ложение личности, как строятся взаимоотношения между человеком, обществом и государством, устройство государства. Таким актом (юридическим документом) является Конституция. Она, условно го­воря, каркас основных отношений в обществе и государстве, который наполняется нормами текущего законодательства.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, строение.

Конституция — это Основной Закон государства, который выражает волю народа, закрепляет основы государственного и общественного строя, правового статуса личности, организацию государственной власти.

В мире нет идентичных Конституций. На содержание данного нормативного акта влияют исторические традиции, менталитет граж­дан, нередко религиозные убеждения, правовая культура. В то же время теория и практика конституционного права свидетельствуют о том, что текст должен содержать определенный минимум, без кото­рого трудно утверждать, что идет речь именно о конституционном тексте. В Конституциях демократических государств обязательно закрепляются гарантии прав и свобод человека, устройство государственной власти, и в том числе предусматривается разделение и взаимодействие властей, политический плюрализм, многообразие форм собственности.

Можно выделить, три основных блока, из которых состоит Конституции Республики Беларусь:

1. Преамбула;

2. Основная часть (разделы I—VIII);

3. Заключительные и переходные положения (раздел IX).

Юридические свойства Конституции заключаются в том, что она:

· Является Основным Законом государства:

· Обладает юридическим верховенством;

· Является базой для принятия актов текущего законодательства;

· Имеет особый порядок принятия и изменения.

5.2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

К функциям Конституции относятся:

ü учредительная (закрепляет существующие и создает предпо­сылки для формирования новых отношений, в том числе по поводу ргали *ации власти, развития прав и обязанностей граждан и др.);

ü организаторская (направляет всех субъектов на деятельность по реализации закрепленных в ней принципов и норм);

ü идеологическая (это мировоззренческий документ, в котором воплощены взгляды и представления о развитии государства и обще­ства);

ü внешнеполитическая (это основа внешнеполитической деятель­ности, своего рода «лицо» белорусского государства на международ­ной арене).

5.3. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ИДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

В обычной ситуации, за исключением революционной, принятие новой Конституции базируется на нормах прежней, где предусматри­вается порядок ее принятия (изменения). Свидетельством тому явля­ется принятие белорусских конституций в 1927, 1937, 1978, 1994 гг.

Согласно действующей Конституции ее изменение и дополнение может осуществляться двумя субъектами власти:

I) народом путем референдума;

II) Парламентом посредством принятия соответствующего за­кона.

Согласно ст. 140 Конституции разделы I «Основы конституцион­ного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент. Парламент, Правительство, суд» и VIII «Действие Конституции Рес­публики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума (ст. 140 Конституции) (можно предпо­ложить, что Парламент вправе внести дополнения в указанные раз­делы, не меняющие их сути). Однако это не исключает права вынести на народное голосование и иные разделы Конституции. Порядок организации и проведения референдумов предусмотрен в Конституции (ст. 74 и др., а также Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс). Решение референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, вне­сенных в списки для голосования.

Иные положения Конституции вправе изменять и дополнять Пар­ламент. Предложения об изменении и дополнении Конституции рас­сматриваются палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих из­бирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Согласно ст. 140 Основного Закона Конституция, законы о вне­сении в нее изменений и дополнений, введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Как отмечалось, разделы I, II, IV и VIII могут изменяться только референдумом, поэтому если вести речь о при­нятии Парламентом всей Конституции, то в вынесенном на его голо­сование тексте указанные разделы должны оставаться в редакции, утвержденной народом.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не прово­дятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ

Примой характер действия конституционных норм предполагает правильное уяснение ее содержания. В спорных ситуациях необходи­мо прибегать к толкованию норм. Толкование Конституции обеспе­чивает ее стабильность.

В ст. 140 Конституции указывается на «акт» толкования Конституции. Его форма — конституционный закон, который принимается не менее двумя третями голосов от полного состава палат Парламента. В отличие от изменений и дополнений Конституции для принятия закона о толковании не требуется два обсуждения и одобрения с интер­валом не менее трех месяцев.

Таким образом, Парламент обладает правом аутентичного тол­ковании Конституции. Право казуального (при разрешении конкрет­ного спора о конституционности проверяемого акта) толкования принадлежит, на наш взгляд, Конституционному Суду, что может быть выражено в его заключении. Делать это в иных актах Конституцион­ного Суда недопустимо.

Механизм защиты Конституции

Существует комплекс мер, направленных на защиту Конституции, в котором выделяют политические, экономические, идеологические, юридические.

К юридическим, в частности, можно отнести:

— обязанность органов государственной власти и граждан реализовывать нормы Конституции (см. Преамбулу, а также ст. 2, 52, 59 и др. Конституции);

— установление ответственности за нарушение Конституции (на­чиная от роспуска представительного органа и до решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности);

— прямое действие Конституции, приоритет ее норм по отношению к нормам подконституционных актов (ст. 137 Конституции);

— контроль над соблюдением Конституции (парламентский, Кон­ституционного Суда);

— усложненный порядок принятия, изменения и дополнения Кон­ституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.)