Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Усвоение возвратных глаголов
Частица -СЯ служит в русском языке для образования одних глаголов от других, а также для создания формы пассивного залога. Механизм образования возвратных глаголов и прост, и сложен одновременно. Простота заключается в том, что постфикс -СЯ вследствие своего финального положения в слове легко вычленяется и побои глагольной словоформе, а граница между ним и окончанием обычно очень четкая: умывала-сь, встретили-сь. Легкая вычленяемость постфикса приводит к тому, что он рано может осознаваться ребенком в качестве отдельного «строительного» элемента. Сложность, однако, состоит в том, что его вычленяемость может и не опираться на смысловую основу, поскольку постфикс присутствует и легко обнаруживается и в тех словах, которые потеряли уже связи со своими производящими и являются в современном языке непроизводными (например, смеяться, улыбаться, плестись в значении «медленно идти» и др.). Ребенок рано начинает пользоваться постфиксом -СЯ как словообразующим элементом, однако из-за того, что в ряде случаев этот элемент оказывается десемантизированным и ощущается в качестве некой необязательной добавки, дети зачастую его отбрасывают, деформируя слова нормативного языка. Постфикс -СЯ служит в качестве словообразовательного форманта в разных словообразовательных моделях, иногда чрезвычайно далеких в смысловом плане. Возвратные глаголы распадаются на ряд словообразовательных разрядов. Собственно возвратные глаголы указывают, что субъект деятельности одновременно и его объект (действие переходит на себя), например, умываться равноценно умывать себя, причесываться — причесывать себя. Впрочем, то, что -СЯ всегда обозначает себя, весьма распространенная иллюзия. На этот факт натолкнулся медвежонок Винни-Пух, который склонен к размышлениям по поводу языка, то есть к тому, что мы называем метаязыковой рефлексией! Одной из «загадок», над которой Оп ломал голову; был вопрос о том, почему же собака, которая кусается, «себя не кусает однако». В самом деле, -СЯ не всегда тождественно себя. Даже наоборот, таких случаев в языке очень мало (число собственно возвратных глаголов невелико). Это в основном глаголы, обозначающие некоторые физические действия: купаться, одеваться, причесываться, застрелиться и некоторые другие — их в языке не более десятка.
Совсем немного в современном языке и глаголов так называемого взаимно-возвратного значения. Суть их в обозначении действия, при котором субъект, его производящий, сам подвергается тому же действию со стороны другого субъекта: обниматься - значит обнимать друг друга. Больше всего с помощью –СЯ образуются так называемые декаузативные глаголы, имеющие общее значение: подвергаться действию, названному производящим глаголом, например ломаться (Я ломаюкарандаш. — Карандаш ломается), открываться (Я открываю дверь. - Дверь открывается). Распространены глаголы, обозначающие действие, направленное на многие (любые) объекты собака кусается (кусает всех, любого), крапива жжется и т. п. Нужно упомянуть и о глаголах пассивно-качественных передают свойства предметов, заключающиеся в том, что эти предметы подвергаются каким-либо действиям: чашки бьются, т.е. их можно разбить. В некотором смысле эти глаголы противоположны предшествующего типа. В одном случае подлежащее представляет собой объект направленного на него действия, а в другом - это субъект, а объектом действия может стать любое лицо или любой предмет. Приведенный перечень семантических разрядов возвратных глаголов, образованных с помощью постфикса -СЯ, не является исчерпывающим — перечислены лишь основные типы. Каждая из названных словообразовательных моделей может быть использована ребенком и в прямом, и в обратном направлении, т. е. возможно образование новых глаголов как прибавлением, так и отбрасыванием -СЯ. Вот собственно-возвратные глаголы, где –СЯ интерпретировано как себя: «НУ, ПОСОСИСЬ, ПОСОСИСЬ», - говорит пятилетняя девочка щенку, который сосет ушибленную лапу. «Вот возьму в себя СТРЕЛЬНУ И УБЬЮСЬ» - угроза, обращенная к обидевшим ребенка взрослым. «После гибели Констанции он хотел УБИТЬСЯ» - изложение содержания фильма «Три мушкетера». «Чуть я сегодня не ПОРУБИЛСЯ», — рассказ мальчика о том, как он устроил аварию (подставил свой велосипед под велосипед другого мальчика). «Ты что, моей щеткой ЧИСТИЛАСЬ?» — вопрос, обращенный к матери по поводу зубной щетки. Пятилетняя девочка берет лист бумаги и заявляет: «Буду РИСОВАТЬСЯ», т. е. буду рисовать свой портрет.
Число подобных зафиксированных примеров достаточно велико при учете того, что фактов аналогичного типа в языке взрослых немного. Это лишний раз свидетельствует о том, что обязательно иметь в своем распоряжении большой материал, чтобы сделать необходимое обобщение — гораздо важнее ясность и логичность семантических и формальных отношений между языковыми единицами. Взаимно-возвратных глаголов в речи детей немного, поскольку невелико и число обозначенных ими ситуаций, однако при необходимости обозначить такую ситуацию ребенок, не задумываясь, образует нужный ему постфиксальный глагол. Пятилетний мальчик на улице, к удивлению бабушки, вежливо поздоровался с незнакомой ей женщиной и спустя некоторое время объяснил: «Мы с этой тетей еще ПОМНИМСЯ» (помним друг друга). Оказалось, что два года назад она была воспитательницей в детском саду, куда он ходил. Отец, вернувшийся из командировки, слышит от сына: «Я тебя так давно не видел! Давай ПОСМОТРИМСЯ!» т. е. посмотрим друг на друга. По поводу непонятного поведения соседей высказывается следующее недоуменное замечание: «Вчера еще ОРАЛИСЬ, а сегодня уже смеются!» Такая же модель используется и наоборот - путем отбрасывания постфикса: «Меня Лариска ДЕРЕТ», т. е. бьет. Любопытно, что при этом восстанавливается утраченное глаголом значение («драть как сидорову козу»). Наиболее часто дети образуют глаголы декаузативной семантики с общим значением «подвергнуться действию, которое обозначено производящим глаголом». Производящий глагол без - СЯ и образованный от него постфиксальный глагол составляют так называемую каузативную оппозицию: ломать - ломаться. Наряду с оппозициями, созданными с помощью -СЯ, существуют и другие, супплетивные (разнокоренные): жечь гореть, кормить — есть: релятивные: смешить - смеяться, поить - пить. Последние оппозиции представляют собой пары слов, которые исторически были однокоренными, но в настоящее время характеризуются нестандартными фонетическими различиями. В речи детей наблюдается строгая закономерность: все оппозиции ребенок сводит к одной, создаваемой с помощью постфикса -СЯ (в указанной монографии она именуется деривационной): «Не смеши меня, все равно не РАССМЕШУСЬ!» (рассмешить — рассмеяться - коррелятивнаяоппозиция); «Ой, ложка УРОНИЛАСЬ!» (уронить - упасть - супплетивная оппозиция); «Все кричали, и я РАЗБУДИЛСЯ!» (разбудить - проснуться - супплетивная оппозиция); «Тут пулемет как ЗААВТОМАТИТ, и все фашисты УБИЛИСЬ» (убить - погибнуть - супплетивная оппозиция). Особенно часто встречаются глаголы РАЗБУДИТЬСЯ, ПОГАСИТЬСЯ (вместо погаснуть), ВЫСУШИТЬСЯ (вместо высохнуть). Образованный ребенком глагол оказывается вариантом существующего в нашем взрослом языке слова. Однако часто бывает и так, что глагола нужной семантики в нашем языке вообще нет, тогда детское словотворчество оказывается в некотором роде вынужденное: «У меня рукав нечаянно ОБЛИЛСЯ!» В этих случаях заполняются абсолютные лакуны. На ту же модель дети ориентируются и в многочисленных случаях обратного словообразования, когда они отбрасывают -СЯ от существующего в нормативном языке глагола, реконструируя исходный невозвратный глагол: «Кто это меня ПРОСНУЛ?» На этот вопрос взрослого: «Зачем ты тут уселась?» - следует ответ «Это папа меня УСЕЛ». Еще примеры того же рода: «Куда ты ЗАПРОПАСТИЛА мои фломастеры?»; «Такой сон только Оле-Лукойе может ПРИСНИТЬ». Во время детсадовской прогулки один из мальчиков жалуется воспитательнице на своего товарища, за руку которого держится: «Он сам еле плетется и меня ПЛЕТЕТ». В нормативном языке налицо либо супплетивная оппозиция (разбудить – проснутся), либо коррелятивная (усадить — усесться), либо же действие мыслится как «некаузирумое» (запропаститься, присниться, плестись), и соответствующий глагол поэтому отсутствует вообще.
Часто дети образуют с помощью -СЯ так называемые активные безобъектные глаголы по модели кусать - кусаться. Особенно они нужны ребенку в ситуации, когда он хочет на кого-то пожаловаться: «А Саша опять БЬЕТСЯ!»; «Папа больно в лоб ЩЕЛКАЕТСЯ!»; «Ну что же ты опять ШЛЕПАЕШЬСЯ?»; «Вы не знаете, этот воробышек не КЛЮВАЕТСЯ?» Глаголы подобной семантики редко используются взрослыми, что нисколько не сказывается на продуктивности детских образований. С помощью -СЯ в речи детей могут быть образованы глаголы не только от переходных (все случаи, рассмотренные выше), но и от непереходных глаголов. Примеры разнообразны, и объяснение для каждого случая индивидуально. Чаще семантического различия между производящим и производным глаголом пет, и -СЯ выступает в качестве пустого добавления: «Чаи уже ОСТЫЛСЯ?» (остыл), «Лед на реке ТРЕСНУЛСЯ» (треснул).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.007 с.) |