Мои главные задачи на базовый 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мои главные задачи на базовый



Цель занятия

Знакомство с людьми и создание атмосферы доверия.

Принятие правил и концепции тренинга

Постановка учебных задач:

· настрой на позитив и конструктив;

· работа с ошибками, спокойное присутствие;

Разбор основных коммуникативных навыков.

Начало

Встали в общий круг, поздравление с началом занятий, аплодисменты.

· Музыка.

Приглядываемся:

Взялись за руки, приглядываемся-запоминаем людей и лица[3].

· Пять самых симпатичных вам?

· Пять человек, кому в большей степени симпатичен я?

· Лидеры и Солнышки?

· А кто знает, что он будет среди них? [4]

«Что ты видишь во мне хорошее?»

Задача — создать хорошее настроение и хороший настрой.

Какой нам нужен настрой и какое настроение, чтобы занятие прошло максимально для нас эффективно? (…)

Процедура: вам будет предложено встречаться и создавать людям хорошее настроение и хороший для занятия настрой. С чем и как подойти? Что можно сказать? О чем спросить? О чем попросить? Самое простое — попросить, чтобы вам сказали что-нибудь хорошее, и под этим соусом самому сделать или сказать человеку приятное.

· Теплые встречи 3 мин. Под Окарина 1.

Итоги: выделите трех, определитесь пожалуйста. Три человека, которых вы бы хотели выделить, кому вы больше всего благодарны за то хорошее, которое было здесь создано. Показали рукой. Смотрите сколько людей показывают лично на вас? Выделить звездочек!

Мои главные задачи на базовый

По списку «Я хочу профессионально уметь» — несколько человек объявляют.

Политика доверия

Чтобы эффективно работать, нам нужна в группе атмосфера доверия, когда каждый себя чувствует легко, в безопасности, уютно и может заниматься делом, работой, а не — защитой. А чтобы это произошло быстрее, нам нужно договориться о внутренней политике доверия.

Что это такое?

Политика доверия: мы вначале сближаемся, а потом, если обнаруживаем, что это ошибочка — дистанцию увеличиваем. Политика недоверия — мы вначале держимся на расстоянии, а если обнаруживаем, что это ошибочка — дистанцию сокращаем.

· Все это показать в демонстрационке, вызвав двух добровольцев.

Кому это нравится, кто считает разумными и хотел бы именно таких отношений здесь, между людьми в этой группе? (все). Есть ли у кого-нибудь хоть какие-то сомнения относительно данной политики? (нет).

Ваше умение включать политику доверия вы проверите на домашних встречах. Задача: сразу наладить теплые отношения, позволяющие работать, и не тратить время на приглядывания и сближающую развлекаловку. Как будто вы работаете вместе уже не первый год и прекрасно друг друга знаете.

Мое отношение к доверию

Беседа в парах:

Что я доверяю людям? Когда я доверяю людям? Каким я доверяю людям? Зачем я доверяю людям?

Дайте обратную связь (по 5-балльной системе и вживую), насколько доверительным было ваше общение.

Сороконожка

Формирование групп по 8-10 человек — через «В группы по 3-5-7-10!». Ведущий дает следующую установку: «У вас 10 минут на подготовку! Через 10 минут будет соревнование, чья группа быстрее пройдет расстояние!»

Задача каждой группы — выстроиться в шеренгу бок-о-бок, соединить ноги (левую ступню вплотную пододвинуть к правой ступне соседа, и наоборот), и, не расцепляя ног, пройти зал до противоположной стены.

Задание на сороконожку — какая группа быстрее это отрепетирует (угроза при сбое — следующий раз проход другим способом). Доклады групп по готовности, когда готовы три группы — демо успехов! (группы строятся по две напротив друг друга вдоль противоположных стен зала. Выигрывает та, которая, не расцепляя ног, быстрее пройдет до середины зала. Другие две группы наблюдают за стилями лидеров, отмечают удачные находки работающей группы.

Боевая Сороконожка

Теперь — сороконожка пополам, готовим Боевую сороконожку (проход на скорость). Но ведь лидерами в предыдущей задаче были не все, кто-то был молчаливым исполнителем. Теперь реальная учебная задача — каждый должен побыть в роли Обучающего Лидера. Учебная задача — критика-поддержка:

Конструктивная критика,

(по плакату «Стандарт конструктивной критики»)

 


Как говорить:

ü Что хорошо

ü Что добавить или изменить

ü Как это лучше сделать

ü Кто в этом поможет

 

Правило:

«плюс — минус — плюс»

Начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Итоги Сороконожки — как изменилась атмосфера и чему за это время научились, что для себя нашли.

Как будет работать группа

Сели амфитеатром перед ведущим, он рассказывает главные вещи о предстоящей жизни и работе.

У вас будут домашние встречи, и в проведение их вам будут помогать ваши кураторы. В частности, они помогут вам лучше сориентироваться, как работать с Рабочей книжкой, что такое Фоновые упражнения, ну и в любом случае разъяснят при необходимости Правила Учебного центра.

Ответственный за фонд группы [5]

Представление кураторов

Представление квартир

Задача сформировать четыре достаточно постоянные м-группы (команды), которые будут устраивать чаепитие каждое занятие. Варианты формирования этих команд могут быть самые разнообразные, в том числе такой вариант:

Встают те, кто может предложить квартиру, удобную для домашних встреч (недалеко от метро), и объявляют ее местонахождение и возможные дни для встреч. Ведущий (с помощью всей группы) отбирает из них четверых (можно пятерых) с оптимальными предложениями, они встают в четырех углах (и центре), к ним присоединяются те, кому куда удобно.

· Если лидеров было пять, то самую малочисленную группу можно расформировать по сложившимся четырем.

К хозяевам квартир присоединяются кураторы, они вдвоем выбирают из желающих присоединиться к ним Лидера, тот получает в руки 6 визиток и в течение перерыва (например) раздает их желающим. Так формируются 4 группы по 8 человек.

Номера дежурных команд, соответственно порядок дежурства.

· Дома на своих бэйджиках красиво напишите номер вашей команды (семьи).

Задание: в вашей дежурной творческой команде уже сегодня вам надо будет договориться, где и когда вы сможете на неделе встретиться. Договоритесь — на чаепитии.

· На перерыве, за столом — короткий рассказ о том, как организовывать чаепитие, что приносить и что не надо.

===== ПЕРЕРЫВ =====

А что делать?

а) При дефиците времени —

Не дергайся: продолжай заниматься делом.

б) При наличии времени —

Ошибочку отметь и подпитай себя ресурсами,

Поставь себя на работу: поправь ситуацию и себя.

Итоговое осмысление

Что ты вынес с сегодняшнего занятия? Какие поставил перед собой учебные задачи?

· Дележка, обсуждение и записи в Рабочую книжку.

Цели на следующий раз

Синтоны и конфликтогены.

Прощание

Встали в общий круг. Кому хотите сказать хорошие вещи? За что? Вы можете это сделать! — Свободные встречи.

Окончание занятия


Скажи мне прелесть.

«Скажи мне что-нибудь хорошее!» — три минуты, каждый запоминает (набирает материал).

Теперь повтор (по тем же людям), а можно и по новым — с гаданием, а что стоит за этим «хорошим»? Что конкретно было когда, где и как сделано? (Добрый и отзывчивый — а что я делал конкретно?)

Что из внешности дало такую оценку? (Глаза — косметика или выражение глаз?)

Демонстрационка и свободные встречи 8 мин. (две мелодии).

Что взяли из этих встреч? Что ценят в вас люди?

Ассоциации (скажи мне гадость!)

Тоже самое, но просьба «Ассоциации!» или «Скажи мне гадость!» — задача угадать, что за этим стоит. Какая конкретика? Когда что было конкретно сказано или сделано? Или какая деталь внешности привлекла внимание?

Направленность на личностный рост — как, чем это обеспечить? Переводом любых (своих или чужих) эмоций на язык поведенческого конструктива. На язык конкретных действий.

· Личностные наезды и поведенческая реальность. Не помыл посуду — безразличие? Избегает общения — имеет что-то против? Наезжает — враг?

Что за стоит за Негативом? Позитивом? Что люди имеют в виду? Вместо эмоциональных переживаний пусть всегда будет вопрос: Что делать?

Бытовые конфликтогены, или
Мама, где мой галстук?

· Подробнейшим образом тематика конфликтогенов раскрыта в книге А.П.Егидеса "Лабиринты общения" — М., "Филин", 1999.

Разбейтесь на м-группы по 4 человека и найдите все конфликтные обороты в диалоге этих близких людей:

- Мам, куда ты дела мой новый галстук? - Что, снова посеял? Вещи надо класть на место. - Ой, не надо читать мне нотации! Я и положил на место, а его тут нет. Значит, ты его как всегда куда-то спрятала. - Ничего я у тебя не трогала. Сам, наверное, забросил его в свой захламленный шкаф, как обычно. - Ничего себе не трогала! Убиралась в моей комнате, так после тебя никогда ничего не найдешь! - А почему ты сам не убираешься в своем свинарнике? И не кричи на меня! - А я и не кричу. А, вот он, он тут оказался, под рубашками. - Как всегда, сам виноват. Хорошо, хоть голову не потерял.

Подчеркните все слова и обороты, которые вы считаете конфликтными, и обоснуйте свое мнение (без единого КП).

Демонстрационка, как разбирать — 2 первые фразы.

· 10 минут общей работы.

Категории:

обвинения,

· усиление обвинений, оправдания,

негативные оценки,

· насмешка, пренебрежение, усталость,

позиция превосходства,

· категоричность, перебивание.

Возражения

· доведение до абсурда

Давление, Авторитарность.

· Запреты, приказания

Агрессия

· Оскорбления

Конкретика:

Ну почему? Я так и думала… Опять! Как всегда!

Щаз! Ты что? Еще чего! И чо? Да ладно… А… Ну ты еще скажи…

Ничего подобного! На самом деле. Очевидно. Ни в коем случае. Нет.

Немедленно! Надо. Должен. Нельзя.

Ерунда. Ну и? Ага! Понимаешь… Фантазии, бред, чушь…

А как надо?

Итак, вы договорились, как беседовать тут не надо. А как — надо? Насколько бы легко у вас получилось проговорить эту же ситуацию без конфликтогенов? Кто желает попробовать это сделать?

Кто-то из вас будет сыном, кто-то мамой. Вам надо поговорить по всем названным пунктам и решить все проблемы без единого КП и максимально синтонно.

· Конфликтогеном может являться и выражение лица. Если смотреть на человека с выражением: "Диво ты дивное, чудо чудное. И где же ты такое умное выискалось…", или "Ты соображаешь вообще, что говоришь?", то это уже будет конфликтоген.

При этом необходимо обращать внимание на следующие факты. Неправда, что единственная проблема сына — найти галстук. У него есть и вторая проблема: ему не нравится, что мама убирается в его комнате. А у мамы тоже две проблемы: ей не нравится, что у сына в комнате беспорядок, и ей не нравится, что сын иногда с ней разговаривает "неправильно", может быть даже грубо.

· Вызываются два добровольца, которые пробуют разыграть эту ситуацию. На любом этапе группа их может остановить, если почувствует конфликтоген, и тогда "мама" и "сын" начнут разговор сначала. При наличии времени можно вызвать еще добровольцев, которые считают, что они смогут обойтись в этом разговоре без конфликтогенов.

После того, как вы поняли, как нужно разговаривать "маме" с "сыном", я предлагаю проиграть эту же самую ситуацию, разбившись в группы по четыре человека. Пусть каждый из вас по очереди попробует побыть в обеих ролях. Два человека говорят, два молчат, четыре — следят за конфликтогенами. Задача игроков — решить ситуацию. Сыну: организовать маму на поиск галстука (задача раз) и сделать так, чтобы она не так интенсивно убиралась в его комнате (задача два). Мама — не хочет, чтобы сын жил в свинарнике (ее задача раз), и не хочет, чтобы ей грубили (ее задача два). Чем больше в разговоре будет естественной теплоты, тем лучше. Итак, у вас есть 5 минут. Разбиваемся в группы по четыре человека и начинаем работу.

Возможен еще вариант (если есть время) [6]

Позиции восприятия

Чтобы говорить не шаблонно, а личностно — говорить с 1 позиции. Конфликтоген или нет для него — чтобы определить, нужно смотреть со 2-ой позиции. А конфликтоген или нет для меня — надо смотреть с третьей позиции. А стоит поднимать этот вопрос или нет — с 4 позиции.

Вчувствование (впрыгивание)

В режиме карусельки:

· Под музыку "Карунэш"

Дали друг другу руки. Пусть все ваше внимание будет на этих руках. Кто-то захочет закрыть глаза, у кого-то глаза будут открыты — это не важно. Почувствуйте руки живыми. Подумайте о том человеке, кто стоит за этими руками, чьи это руки. Часто ли ты берясь за руки думаешь о том человеке, кто живет с этими руками. Попробуй представить, что эти руки близки тебе, что они как твое продолжение. Почувствуйте, как вам уютно вместе. Твоя рука от локтя продолжается к кисти. А сейчас представь, что ты втекаешь в эту руку дальше и дальше. Ты продолжаешься в этом человеке, прорастаешь в него. Это тоже твои пальцы, твои руки. Представьте, как можно жить с таким телом, такими лицами, руками, как можно вставать утром, ходить, работать, разговаривать…

Итоги. Насколько вы смогли вчувствоваться в другого человека? В кого-то впрыгивать легко, в кого-то — сложнее, в кого-то — вообще непонятно как (как жить с таким телом, выражением лица?). В иных впрыгивать страшно.

Отпустить дежурных

Продолжение

Впрыгивание, еще с двумя в карусели, короткая дележка (как я чувствовал себя в твоем теле). Интересно, другие люди, оказывается, тоже живые… Каково было впрыгивать в противоположный пол?

В режиме свободных встреч.

· Рекомендуемые режимы: вблизи с телесным контактом, вблизи без контакта, издалека. Другие варианты: глубокое телесное прочувствование и быстрое поверхностное переключение. Со скоростью движущегося эскалатора?

===== ПЕРЕРЫВ =====

Итоговое осмысление

Что ты вынес с сегодняшнего занятия? Какие поставил перед собой учебные задачи?

· Дележка, обсуждение и записи в Рабочую книжку.

Окончание занятия


Занятие 3: Красное и Черное

На занятие взять:

1 Правила Игры, (см. далее; лучше заранее распечатать по одному листку для каждой команды)

2 Платежные ведомости, (по одной на каждую команду — см.приложение)

3 Плакат «Красное и Черное»

4 Музыка Синтон-Универсал – или специальная подборка под это занятие.

Честные обнималки

Быть дающим — красиво, но ведь никто не будет давать одинаково всем подряд: мы дарим в первую очередь тем, кто нам нравится. Поэтому задание — честные Обнималки, то есть обнимать ровно настолько, насколько у тебя сейчас есть к человеку настоящие чувства.

· Первое вступление: Синтоновские обнималки — не всегда искренние. А искренне, по правде — интересно узнать, как это?

Процедура: при встрече выкидываете пальцы от 0 (кулака) до 5. 5 — слились в экстазе, 4 — обнялись коротко, аккуратно и с отставленной попой, 3 — соединили руки на пионерском расстоянии, лица приветливые, 2 — нейтральное рукопожатие, 1 — кивок на дистанции, 0 — поворачиваюсь спиной. Если разногласия в оценках — сделайте два раза: вначале по минимуму, потом по максимуму, и почувствуйте свои ощущения: чего в избытке, чего не хватает. Иногда реальность подталкивает изменить свои первоначальные выборы.

Требование: у вас должны быть обязательный разрыв хотя бы в 2 очка. То есть, если вы к кому-то показали отношение на 5, то кому-то у вас должно быть отношение на 3. Если у вас высшее 4, то к кому-то — 2.

Вторая серия — угадывание, сколько покажут тебе.

Ходим по...

· С помощью этого упражнения быстро, шумно и с энергетизацией формируются команды. Другая, более скрытая задача — создание климата конкуренции.

[10]

Все бодро танцуют, ведущий командует: В группы по 3! по 5! по 7! по 10!

· Под бодрую музыку, например Rok-n-roll 5

Идеология: «Ты будешь объяснять свои неудачи? Или просто скажешь: «В следующий раз я выиграю!»

Так в результате формируются четыре группы по 10 человек (т.е. четыре команды).

· Поздравления! 6

Игра «Красное и Черное»

Формирование фирм

У нас впереди Большая игра, она будет происходить между четырьмя фирмами.

Задание:

  1. выбрать директора фирмы,
  2. бухгалтера,
  3. название фирмы, направление ее деятельности и лозунг,
  4. рекламный клип.

Время — 4 минуты, кто первый сообщит о готовности — премия.

· 1 очко — 1 тысяча долларов.

И право решить, в каком порядке выступают команды.

· Выступающие команды должны сами режиссировать себе зрителей, начало, завершение и приглашение на выступление другую команду.

Выступления команд.

Директоры всех фирм выходят в центр, на расстоянии двух метров друг от друга, подходить друг к другу ближе запрещается, переговоры только на этом расстоянии. Задача: в течение 1 минуты решите, кто выступил лучше и соответственно распределите очки 4-3-2-1. Не решите — все штрафуются на 1 очко.

Правила игры

Прочитайте и раздайте заранее отпечатанные Правила Игры. (см.приложение)

z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Возможные вопросы.doc[11]

Пусть теперь семьи-команды разойдутся по разным комнатам (или сядут в разные углы, чтобы по возможности были зрительно изолированы друг от друга) — и начнется игра. Собственно игра состоит в том, что команды решают: в этот раз (в этот ход) ВЫБРАТЬ «Черное» или ВЫБРАТЬ «Красное» (можно всем командам, а можно этой так, другим — другое). В зависимости от их выбора (но ведь и от выбора Другой Команды!) они получают те или иные ОЧКИ. Команды — четыре, поэтому каждая команда играет одновременно с тремя другими командами. №1 делает свой ход в отношении №2, 3 и 4, те делают свои ход так же ко всем другим командам.

Имеет смысл поставить условие: та команда, которая первая сообщит, что все ее члены разобрались с правилами игры, получит 10 очков. Вторая — 7 очков. Третья — 3 очка. Последняя не получает ничего.

· Чтобы правила изучались качественно, можно предупредить, что ведущий задаст один контрольный вопрос на выбор любому члену группы, и, если он не ответит, то группа вместо призовых очков будет оштрафована. В реальности же проверять правила потом не обязательно. Или, можно предупредить, что если ведущий уже во время игры увидит тупую физиономию и услышит вопрос: «А че это значит … А что такое подпольный ход … Как понять — критический? … и т.д.», то команда штрафуется.

Арифметика и смысл игры z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Арифметика игры очень проста.doc [12]

Процедура игры z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Важно.doc [13]

Отпустить дежурных

Теперь, перед последним ходом, могут общаться сколько угодно: все равно друг другу уже не верят.

==== ПЕРЕРЫВ ====

Игра «Красное и Черное» в очном варианте z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Обычно с шестого хода.doc [14]

· Под Вангелиса.

Разбор

· Под Китаро: Ручеек… или Прекрасное Далеко

(Один из вариантов разбора, сделанный Сергеем Черновым, ведущим Санкт-Петербургского Синтона, дан в приложении).

Окончание занятия

· Под Прекрасное Далеко

 


Формальности

Любые контакты между командами не через ведущего во время игры запрещены и караются штрафами по произволу ведущего.

Решение представляет директор фирмы письменно по форме. На обратной стороне каждый сотрудник может зафиксировать свое частное отношение.

Если вас не устраивает политика вашей фирмы, вы имеете право забрать свою долю очков и организовать фирму свою, ведя дела самостоятельно. Но это стоит минус 10 очков накладных расходов обоим сторонам. С увеличением количества фирм каждая команда может выбирать, с кем ей вести дела.

Время обсуждения первого хода — 10 мин., любого следующего — 5 мин.

Та команда, которая первая сообщит, что все ее члены разобрались с правилами игры, получит 10 очков. Вторая — 7 очков. Третья — 3 очка. Последняя не получает ничего.

Богатейте!


Солнце и внимание

Обнимаемся в разных стилях:

1. максимально ярко, живо, солнечно!

2. внимательно, прочувственно, услышав дыхание и сердце другого!

3. Кто кого, если каждый делает свои выборы?

Проблема и задача

Объединитесь, пожалуйста, в группы по 5 -10 человек.

Продолжение обсуждения.

В чём разница между двумя списками вопросов? Ведущий делит лист или

Доску пополам и пишет сравнение, то, что наговорят участники. Примерно следующее:

Ориентирован на поиск проблем – на поиск решений

Помогает оправдываться – помогает понять, что делать

Беспомощность – вера в свои силы

Искать виноватых – искать тех, кто может помочь

Чего нет, и взять негде – что есть, и что можно найти

Можно ничего не делать – побуждает к активным действиям

Тянуть время – беречь время

Увеличивает значимость проблемы – уменьшает значимость проблемы

Что не нравиться – чего хочу

Борьба против – борьба за

Растрачивать силы – концентрироваться на цели

И так далее.

7. Ведущий просит участников поделиться выводами. Желательно вытащить из них что-нибудь вроде:

Проблемы нужны только для того, чтобы поставить цель. (Иногда говорят, что первый список помогает лучше разобраться в проблеме, чтобы потом точнее поставить цели.)

Первый список вопросов вообще не нужен, достаточно второго и проблем не станет.

Первый список даёт возможность получать удовольствие от ковыряния в проблеме и даёт возможность гордиться масштабом своей проблемы. Не надо лишать людей такого удовольствия и такой гордости!

Легче работать над целью, чем сидеть по уши в проблеме.

Любую проблему всегда можно переделать в цель.

Слушание

Подстройки

Ведущий подстраивается под каждого из первого ряда.

Все в парах. Первый подстраивается под второго, а второй часто меняет позы (2-4 изменения в минуту). Хотя бы один раз — садится в закрытую позу. Кому трудно подстроится — хлопок, тогда смена роли и партнер подстраивается под него.

Для эффективных подстроек чаще всего используется третья позиция — гармоничность при взгляде со стороны.

Подстройки — по позе и жестам. По мелодике речи и дыханию. Правила:

Эхо, Настроение, Комфорт. Логика.

Подстройка: один говорит, отслеживая мелодику своей речи, другой отражает мелодику его речи рукой.

Подстройка через дополнение: подойти сзади, обтечь спину. Подстройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, захотелось пристроиться самому. Если рядом сидит с закрытым перекрестом, сядь также, но с перекрестом открытым. Правило право-лево: по возможности избегайте подстройки с правой стороны, если хочешь личных отношений.

Знаки слушания

Рассказ ведущего.

· Как студенты могут управлять преподавателем. Идет в одну сторону — показывают слушание, в другую — дают отстройку. 15 минут — и преподаватель загнан в угол!

Интервью: знаки слушания, вчувствование и отражающие вопросы

Вопросы отражающие содержание, и вопросы отражающие эмоциональное состояние (требуется вчувствование).

Демонстрационка, самооценка, в парах —

Твои достоинства и недостатки. (цели и ресурсы) Что тебе важно на занятиях в Синтоне? Какие проблемы ты решаешь, какие цели ты ставишь? — ОС.

· Смена пары.

То же в другую сторону.

===== ПЕРЕРЫВ ===== с обязательствами Серьезных людей

Внутренний переводчик, или
Что можно услышать за конфликтом

Недавно мы с кураторами сделали открытие: с помощью "внутреннего переводчика" Ваши слова "Ты же талантливый!" переводятся как "Сделай это сам! И поскорее!"

Как люди формируют высказывания — и возможности их понимать.

Основные виды Переводчиков:

Психотерапевтический, Вежливый, Деловой, Позитивный, Негативный.

Психотерапевтический перевод:

– Ну почему никто за собой не моет посуду?! (Реально дело не в посуде, «Я чувствую себя не нужной и неуважаемой») — Мамочка, прости, мы тебя любим! (обняв) А посуду я сейчас пойду и помою!

Деловой (вежливый) перевод — для прекращения «личных» отношений и перевода в деловое русло. Иногда нецелесообразно вслух, достаточно про себя в качестве защиты отстранением.

– Куда прете, не видите, тут люди полы моют! («Вам будет удобнее пройти с другой стороны, где вполне сухо!»

– А не надо орать! (Вы правы, повышать голос ни мне, ни вам ни к чему. и в деловой манере мы решим этот вопрос быстрее. Итак, чем вы обосновываете свой отказ?)

Позитивный (солнечный) перевод: («Все класс! Все к лучшему в этом лучшем из миров!»)

– Я тут стою уже пятнадцать минут, а тебя все нет и нет!

Сердишься, да? (прояснение и снятие манипуляции)

(Ты меня любишь! Обидку переводим как любовь) (После прояснения даю внешнюю трактовку)

 

Работа в тройках: агент конфликта, гаситель конфликта (деконфликтизатор), переводчик. Темы — любые, по выбору группы, например: «Тебе не надо ходить на дискотеку (или в Синтон)!», родители или знакомые конфликтно наступают. Переводчик делает негативный перевод деконфликтизатора и позитивный перевод агента конфликта.

Демонстрационка, потом 20 минут игры (три раза по 7 минут со сменой ролей).

· Имеет смысл вначале делать акцент на негативном переводчике (чтобы очищать свою речь), потом (может быть возвратясь к началу беседы) — акцент на позитивном переводе агента конфликта — чтобы погасить конфликт в зародыше.

Обсуждение. Кто ставит какие учебные задачи?

Показ конструктивного варианта беседы: «Я бываю несобрана и разговариваю с вами неуважительно, и вообще эгоистка. В Синтоне нас учат быть деловыми, собранными, уважать родителей и больше думать о людях. Если через два месяца у меня не будет хороших изменений, я перестану туда ходить».

По сути, чтобы вас было трудно перевести негативно, вы должны научиться переводить собеседника — позитивно.

Варианты перевода: Солнечный, Психотерапевтический и Деловой (вежливый) — Плюс, Минус, Дело.

«Ты соображаешь, что говоришь?» (реакция на ваше решение)

· Эмоциональное состояние — возмущение. Просьба — изменить содержание или стиль высказывания. Вежливый перевод: "Твое мнение мне сильно не по душе. Мог бы ты его сформировать понятнее или тактичнее?"

«Бестолочь, это все из-за тебя!» (каша убежала)

· Эмоциональное состояние — страх и растерянность. Просьба — о помощи. Вежливый перевод: "Я растерялся, я боюсь, и мне не хотелось бы чувствовать себя виноватым… Утешь меня!"

«Чтобы я это больше не слышала!» (крик мамы дочке)

· Эмоциональное состояние — беспокойство. Просьба — поправить непродуманные слова, решения. Вежливый перевод: «Ты мне очень дорога, и твои слова меня очень беспокоят».

 

Следующий текст можно прочитать для иллюстрации:

Эли Бар-Яалом. «Переведи меня!»

Высокие договаривающиеся стороны уселись по оба конца стола, а между ними неприметной тенью примостился переводчик. Все молчали.

Первым начал Он.

- Я тебя люблю.

Её передёрнуло, но переводчик сделал Ей знак и сказал:

- Он говорит: «У меня есть терпение, я готов слушать и пытаться понять тебя».

Она хмыкнула и с горечью ответила:

- Ты всегда умел говорить красивые слова, а дела я от тебя, наверное, никогда не дождусь.

Переводчик повернулся к Нему и сказал:

- Она говорит: «Я тебя тоже люблю. Только любовь помогла мне выдержать всё это».

Он заговорил, и в Его голосе звучала мука.

- Я больше так не могу. Всё, что я ни делаю, тебе не нравится. Ты всё время критикуешь.

Переводчик снова повернулся к Ней и сказал:

- Он говорит: «У меня разросшееся, ранимое эго. Оно заставляет меня воспринимать все твои слова как нападки, и я помимо воли начинаю видеть в тебе врага».

Она посмотрела на Него - уже без ненависти. Уже с той жалостью, от которой до любви - полтора шага.

- Я попробую помнить об этом, но ты тоже должен перестать быть ребёнком. Пора уже повзрослеть на четвёртом десятке!

Переводчик повернулся к Нему…

…Они уходили вдвоём, плечом к плечу, почти рука об руку. На пороге Он остановился, подбежал к переводчику, хлопнул его по спине и воскликнул:

- Да ты, брат, профи! Где такому учат, а?

Переводчик не ответил; он поймал глазами Её взгляд и одними губами перевёл:

- Он говорит мне: «я хочу научиться понимать её сам».

Я достоин восхищения!

Итоговое осмысление

Что ты вынес с сегодняшнего занятия? Какие поставил перед собой учебные задачи?

· Дележка, обсуждение и записи в Рабочую книжку.

 

На следующий раз можно пригласить гостей. 10% от стоимости занятия.

Предупредите группу к следующему занятию принести Рабочие книжки.


Занятие 5: Воздушный шар

На занятие взять:

1. Списки вещей [15] (для тех, кто забудет взять Рабочие книжки)

2. Плакат «Позиции восприятия»

3. Плакат «Лидерский прорыв»

4. Музыку: Синтон-Универсал

Полет

Все взяли друг друга за руки,

· музыка — Китаро Ручеек, Напраяжение, Silk Road,

почувствовали друг друга.

Предвкушение полета: прощание. Полет. Встреча с орлом. z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Как хорошо быть в кругу друзей.doc[16]

· Открыли глаза. Лирика кончилась, далее сухой репортаж:

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу — и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись — долететь до земли, потому что внизу — начался шторм и любого пловца просто разобьет о острые рифы и скалы. Долететь до острова — где-то 20 минут. Но это приблизительно. Может быть и больше, а может быть и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?

Список вещей

В рабочих книжках — список вещей, которые находятся в корзине воздушного шара.

· Теперь пусть тут все развернутся лицом к ведущему, чтобы семьи оказались как развернутые лепестки.

z:\Documents and Settings\Наша семья\Application Data\Documents and Settings\Козлов\Application Data\Microsoft\Гиперссылки ПШ\Учтите.doc[17]

Индивидуальная работа

У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.

· Работа 7 минут под музыку — свист ветра. И приближающуюся грозу.

Командная работа

20 минут командной работы. И пусть ведущий отмечает, за сколько конкретно времени было принято общегрупповое решение[19].

Соответственно тому, насколько быстро семья выработала общее решение, ей объявляется, сколько у нее теперь остается вещей. Обсуждение длилось 19 минут — осталась одна вещь, 18 минут — две вещи, и т.д. — одна выигранная в обсуждении минута стоит одну сбереженную вещь.

· Пусть ведущий не совершает ошибки и не сообщает эту конкретику раньше времени, иначе умные люди в командах ранжируют только самые нужные вещи, а другие — пропускают. А самые умные заявляют, время на обсуждение они вообще тратить не будут, будут выкидывать согласно порядковому номеру в листке и поэтому у них остается все...

· Кто уложился до 20 минут, пусть обсудят тему “Моя роль в обсуждении”, тему “Что я дал группе?”. Может быть, это будет похоже на Психологический Портрет каждого участника обсуждения.

За три минуты — Музыка.

· Ванесса Мэй

После этого: Время! Прошу всех встать! Я поздравляю тех, кто остались живы. Аплодисменты! Погибшие — лечь… Некролог: они не смогли договориться…

· Под Китаро Ручеек.

Отпустить дежурных

Обсуждение результатов полета в составе экипажей.

===== ПЕРЕРЫВ =====

Убийство за нетактичность

Сели зрительным залом, проблему ставит ведущий.

В бандитско-истерическом ключе он в роли одного из членов экипажа требует принять его решение за основу, в противном случае отказываясь обсуждать вообще что-либо и угрожая тем самым разбиться всем. Вы видите, что намерения его самые серьезные. У вас в руках ружье — выстрелите?

Кто точно знает, что не выстрелит — прошу встать. (…) Спасибо, теперь сядьте те, кто стоит, и встаньте те, кто сидит. Прошу выйти к доске.

Вы выстрелили, шар благополучно долетел, остров оказался обитаемым, быстро приехала полиция, составила протокол о происшедшем. И вот суд, приехали близкие убитого, дети спрашивают: «Зачем вы папу убили?»

Что ответите, если честно?

Да, вел он себя неуважительно, и интонации были бандитскими. Но бандитскими были только интонации, в сути его требований ничего бандитского нет. Ну, он убежден, что его список самый лучший и не хочет обсуждать ничего другого — за это не убивают. Более того, его предложение спасительно для всех. Даже если это сумасшедший или бандит, вам следовало бы поддержать его, а если хотите застрелить, то сделать попозже, когда прилетите. Да?

Повторить лидерский прорыв, но в цивилизованном варианте, и предложить без обсуждения принять решение чье-то, любого уважаемого члена экипажа.

Первый раз стреляли, по сути, за нетактичность высказываний… Подумайте, как часто в нашей жизни мы слышим людей, которые кричат нам дельные вещи, но в форме, которая нам оскорбительна, противна и возмущает нас. Мы реагируем на форму. Мы протестуем, мы стреляем этого человека, вместо того, чтобы услышать его.

· Обсуждение может помочь задуматься о наших импульсивных реакциях, продиктованных вроде бы самыми лучшими намерениями, но ведущих как раз...

И еще Тема: В семье, в паре со здравомыслящим человеком в дискуссиях никакой нужды нет. [20]

Способы группового решения

Вы спаслись, но будете ли вы рады той жизни, которая вас ждет? У вас осталось вещей: (...).

· Тут стоит разобраться и побить того лидера, чья команда закончила обсуждение последней и осталась практически без вещей.

Результаты очень слабые. Радоваться таким результатам — все равно что гордиться тем, что при банкротстве вы имеете возможность честно выплатить все долги. Вы — банкроты.

Типичный круг: Такое предложение. Кто за? Большинство. Кто против — трое. Почему? — расскажут. Что предлагаете? Вот что. Кто за? — большинство. Кто против — трое. Почему? — расскажут. И так далее…

Какие слова вас топили больше всего? Слова: «Нет! Я не согласен! Я не понимаю!» А какое слово вас спасало? Слово: «Да! Я согласен!»

А была ли возможность спастись всем, прилететь на остров с большим, а то и всем — набором вещей? Кто думает — была? Кто — нет?

· Лидеры выходят, выступают.

Такая возможность была бы — если бы все были в 3-ей позиции и свое мнение не выпячивали, заботясь о выигрыше общем.

Другая возможность — взять чье-то решение и предложить принять его всем без обсуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.204 с.)