Характерные черты внутренней жизни Руси второй половины XI — начала XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты внутренней жизни Руси второй половины XI — начала XII вв.



Окняжение земель Во второй половине XI в. началось окняжение земель: почти в каждом большом городе Руси сидел князь. Подражая киевскому правителю, он строил оборонительные укрепления и храмы, привлекал в подвластный ему край переселенцев, бежавших от половецких набегов с юга Руси, селил захваченных в войнах пленников. Переселенцы и пленники часто знакомили местных жителей с более со­вершенными приемами ведения хозяйства — например, пашенным зем­леделием, с двупольем или трехпольем вместо подсечного земледелия. Князья заводили свои села, где княжеское хозяйство вели холопы и иные зависимые люди под присмотром огнищанина (управляющего). В городах подле князей и их дружины селились ремесленники, которые на заказ из­готовляли оружие, украшения, одежду и иные нужные вещи. Купцы везли сюда заморские, редкие товары. Князья поддерживали внутренний поря­док, собирали налоги, творили суд, обеспечивали оборону от внешних врагов. Малонаселенные, порой дикие, окраины, подобные Ростово-Суздальской земле, постепенно стали превращаться в цветущие и сильные уделы. В этих уделах утвердились отдельные ветви рода Рюриковичей. Так в дальнейшем Черниговская земля и Рязань остались за потомками Свято­слава Ярославича, Переяславская и Владимиро-Суздальская — за Моно-машичами (отпрысками Владимира Всеволодовича Мономаха), Полоцк — за Рогволожьими внуками. Эти уделы выпали из общей очереди, часто переходили от отца к сыну и получили название отчин.

Общерусские и князья и бояре середины XI—XII вв. были более занятыместными делами, они не рвались, как Олег и Свя­тослав и их воины, в дальние походы. Часто они с неохотой участвовали в общерусских делах: зачем, думал иной удельный правитель, мне идти по призыву великого князя киевского в поход против половцев, ведь степня­ки разоряют южные земли, а мое владение не затрагивают. В том его под­держивали бояре.

Местное Князь приходил в удел со своей дружиной и боярами. Но, боярство живя подолгу на одном месте, он сближался с местными на­рочитыми людьми. Они становились его советниками, пополняли дружину. Пришлые княжеские мужи проникались интересами своей новой малой родины, сближались и роднились со здешней знатью. Постепенно из мест­ной знати и княжеских мужей стал складываться слой местного боярства.

Вотчины. Первые русские князья награждали дружину частью воен­ной добычи, подарками, давали воеводам и наместникам право собирать в свою пользу дань на определенной территории (вспом­ните Свенельда). Централизованный порядок сбора и распределения да­ни, — когда верховная княжеская власть выступала распорядителем всех благ, — заставлял дружину первых Рюриковичей держаться в городах под­ле княжеского двора.

В конце XIXII вв. князья стали жаловать землю монастырям и боя­рам. На этой земле боярин организовывал хозяйство, подобное княжеско­му в княжеских селах. Села и деревни, принадлежащие боярам, переходи­ли по наследству, безо всяких условий, от отца к детям, — оттого и назы­вались вотчинами.

Вотчинник использовал труд полностью несвободных людей — холопов. Холопами становились рожденные в рабстве, пленники, проданные в раб­ство за долги (обычно это были не сами должники, а члены их семей — де­ти, жена). Кроме холопов, в вотчинном хозяйстве работали рядовичи и за­купы. Первые заключали с господином договор (ряд) на определенных ус­ловиях. Будучи зависимыми людьми, они, взамен утраченной свободы, получали покровительство, которое могло спасти от мести или иных не­счастий. Рядовичи обычно являлись старостами или надсмотрщиками за выполнением работ. Закупы утрачивали свободу, потому что брали в долг (купу). По выплате долга и процентов по нему закуп мог получить незави­симость, но многие были не в состоянии уплатить.

Холопы и закупы трудились на барщине, т.е. обрабатывали запашку бо­ярина, пасли его скот и выполняли другие работы непосредственно в его хозяйстве. Часто боярин «сажал» своих людей на землю, выделяя им в пользование надел. За это полагалось платить оброк натурой: отдавать часть урожая, приплода скота, продуктов, добытых промыслами, — меда, воска, мехов, рыбы.

Среди категорий древнерусского населения ученые знают еще и смер­дов. Ряд историков полагают, что смерды — это зависимые крестьяне, ко­торые, в силу каких-то обстоятельств, вынуждены были жить на земле господина. За пользование наделом и угодьями смерды платили собствен-

пику земли оброк. Однако смерды не везде были зависимыми людьми. В Новгороде, например, смердами называли свободных крестьян обшинни-ков, а зависимых от вотчинников крестьян именовали сиротами. Русская Правда Князья Ярославичи, должно быть, ощущали недоста­ток законов, которые отвечали запросам их времени. Древнее обычное право («Закон Русский») устарело, оно возникло еще в первобытном обществе и, например, не говорило, как наказывать воров — татей, посягавших на имущество, хранящееся в княжеской или боярской вотчине, что делать со сбежавшим закупом.

Ярослав Мудрый «Уставом» 1016 г. начал кодификацию (запись) нового права, его сыновья в 1072 г. составили «Правду Ярославичей», которая потом дополнилась законами Владимира Мономаха и других поздних князей. Все эти законы вместе и составили древнерусский кодекс «Русскую Правду».

«Русская Правда» дошла до нас в трех редакциях: Краткой (самой древ­ней). Пространной (составленной во II половине XII в.) и Сокращенной (которая содержит в себе материал Пространной редакции и более ранние статьи).

«Русская Правда» защищала имущество жителей Руси, особенно собст­венность князей. За кражу пойманный преступник должен был уплатить судебный штраф и возвратить украденное.

За убийство «Правда Ярослава» назначала кровную месть, но ограничи­вала круг родичей, имеющих право мстить (отец, сын, брат, племянник). Если столь близких родных не было, то убийца платил денежный штраф — виру. «Правда Ярославичей» запретила месть вообще и признавала только виру. Жизнь свободного человека оценивалась в 40 гривен, жизнь боярина (княжеского мужа) — в 80 гривен, за убийство чужого холопа пла­тили 5 гривен (убийство своего не наказывалось), жизнь закупа оценива­лась тоже в 5 гривен.

Большая часть населения Руси были свободные общинники — люди. Люди
жили в городах и в сельских общинах. Община — вервь — несла ответст­венность за порядок на земле, которой обладала. Если на территории об­щины находили убитого, то вервь либо отыскивала убийцу, либо платила дикую (чужую) виру. В том случае, когда убийцей был член общины, вервь помогала ему заплатить виру, конечно, если убийца не был закостенелым разбойником. Разбойника вервь выдавала княжеским людям, творившим суд, на «поток и разграбление». Изгой — человек, покинувший общину или изгнанный из нее, сам должен был платить штрафы за преступления. Часто, однако, на суде было трудно установить, справедливы ли обвине­ния. Скажем, послухи (свидетели) говорили разное и сбивчиво, или вооб­ще не было свидетелей. Тогда прибегали к «Божьему суду»: устраивали по­единок между судящимися (кто виноват, тот, по воле Бога, и проиграет)или испытывали подсудимого, заставляя его рукой вытащить из огня ку­сок раскаленного металла. Если ожоги были тяжелые, то человека призна­вали виновным, если раны затягивались быстро, то подсудимый был оп­равдан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.006 с.)