Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.



Магистерская диссертация по педагогике

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011

УДК

ББК

 

Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В. Магистерская диссертация по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов-магистров педагогических вузов /

Г.В. Ахметжанова, И.В. Груздова, И.В. Руденко. – Тольятти, 2011. – 58 с.

 

Рецензенты:

Тумакова О.Е. – к.п.н., Председатель научно-методического совета АНО «Планета детства» «Лада»;

Сундеева Л.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов – магистров, обучающихся на педагогическом факультете ТГУ по направлению «Педагогика». В нем раскрыты основные этапы подготовки магистерской работы, требования к ее структуре и процедуре защиты.

В учебно-методическом пособии с учётом современных требований подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками, а также описаны особенности подготовки и оформления магистерских диссертаций. Материал может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Пособие подготовлено на основе Положения о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета, утвержденного в 2010 году.

 

 

ISBN

 

 

© Тольяттинский государственный университет

© Ахметжанова Г.В., Груздова И.В., Руденко И.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………... 4

1. Общие положения …………………………………………………………………... 6

2. Требования к магистерской диссертации………………………………………….. 9

3. Этапы выполнения диссертационного исследования……………………………. 12

4. Теоретическая часть исследования в магистерской диссертации………………… 29

5. Экспериментальная часть исследования в магистерской диссертации ………... 36

6. Правила построения научного текста……………………………………………….. 37

7. Порядок защиты магистерской диссертации……………………………………… 37

7.1. Организация предварительной защиты магистерской диссертации…………… 47

7.2. Процедура защиты магистерской диссертации………………………………….. 48

Приложение………………………………………………………………………….…. 51

Введение

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него способностей, присущих молодому начинающему научному работнику (Ф. А. Кузин).

Магистратура – образовательная ступень, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в учебном процессе занимает такая форма организации учебно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно- исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения посвящен подготовке к защите магистерской диссертации.

Магистерская диссертация характеризует ее автора как профессионала, владеющего умением самостоятельно вести научный поиск, творчески формулировать и добиваться решения научных проблем при помощи методов и приемов научного познания.

Главная задача работы над магистерской диссертацией показать уровень научной квалификации и способность вести научные исследования, решать конкретные научные задачи. Она выполняется с целью публичной защиты для получения квалификации и академической степени магистра соответствующей научной специальности.

Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к магистерским работам по педагогике. Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке и написании магистерской диссертации.

Содержание включает базовые методические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. Изложение теории сопровождается конкретными примерами, имеющими ярко выраженную практическую направленность.

В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе, тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности. Представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, раскрыты особенности научного стиля, которые помогут студентам грамотно отразить содержание научных мыслей и идей.

В пособии раскрываются требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части магистерской работы, описывается логика и структура каждой из частей.

Детальное рассмотрение процедуры предварительной и основной защиты магистерской работы поможет студентам чувствовать себя уверенно на итоговой государственной аттестации.

В заключении предложены списки литературы, информационных центров, электронной базы данных, знакомство с которыми расширит возможности исследователей в поиске необходимых материалов для работы.

В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления работы.

Представленные материалы адресованы студентам высших учебных заведений психолого-педагогического направления, руководителям, консультантам и рецензентам студенческих научных работ.

  1. Общие положения

 

Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по психолого-педагогическому направлению (степень – магистр педагогики), носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в области психологии и педагогики начального образования.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики обучения и воспитания в начальной школе.

Квалификационная работа содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Работа над магистерской диссертацией проводится в рамках бюджета времени учебного плана магистратуры, из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу в I-III семестрах, различные виды практик, подготовку магистерской диссертации в IV cеместре.

Тема магистерской диссертации выбирается студентом совместно с научным руководителем и руководителем магистерской программы в течение двух недель со времени начала обучения в магистратуре, в те же сроки разрабатывается индивидуальный план обучения, который утверждается на заседании кафедры.

Тема выбирается кандидатом в магистры самостоятельно, исходя из его личных научных и практических интересов и с учетом ее актуальности в научном и практическом плане. Она должна иметь сравнительно новые достоверные результаты научной и практической значимости. Тема и проблема исследования должна предполагать новый интересный подход к ее раскрытию на основании методов научного поиска.

Магистерская диссертация может быть продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра. Тематика магистерских диссертаций окончательно утверждается (с учетом возможных корректировок) на заседании кафедры.

На начальном этапе работы студенты готовят реферат по теме магистерской диссертации с обоснованием актуальности и значимости проблемы будущего исследования. Реферат включает анализ сложившейся ситуации в соответствующей области исследования формулировку выявленных противоречий и конкретной цели научной работы как результат данного анализа.

Объем реферата – 8-12 страниц стандартного печатного текста.

Требования к реферату определяются выпускающей кафедрой и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.

Промежуточный контроль о ходе работы над магистерской диссертацией осуществляется дважды: в форме отчета за первый год обучения на научно-исследовательском семинаре и в форме научного доклада на итоговой научной студенческой конференции «предзащиты» в середине мая второго года обучения.

Руководитель магистерской диссертации утверждается приказом ректора ТГУ. Им может быть профессор или доцент одной из кафедр, принимающих участие в реализации магистерских программ или сотрудник научно-исследовательского института, имеющий ученую степень доктора или кандидата наук.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материала, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность и практическую значимость тех или иных положений работы.

Для изложения материала диссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), т.е. все то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

В диссертации автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Стало неписаным правилом, когда автор диссертации выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет местоимение «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.

Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научно-теоретические проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Магистерская диссертация в большей степени ориентирована на определенную практическую значимость. Главные выводы работы служит основой конкретных рекомендаций и мер по совершенствованию тех процессов и явлений, которые являются предметом исследования в диссертации.

Тематика магистерской диссертации разрабатывается преподавателями выпускающей кафедры с учетом направления их научно-исследовательской работы. Обязательно учитываются содержание изученных педагогических дисциплин, собственные научно-исследовательские интересы студентов, целесообразность реализации тематики исследования в городе и регионе.

Требования к магистерской диссертации

1. Диссертация представляет собой результаты исследования, выполненного самостоятельно студентом под руководством преподавателя выпускающей кафедры.

2. Диссертация может иметь как экспериментальный, так и теоретический характер.

3. Объем рукописи не должен превышать 60 - 100 стр. текста формата А4 (не считая таблиц и рисунков).

4. Все важнейшие положения, факты, закономерности и т.п., упоминаемые в работе, должны содержать ссылки на авторов.

5. Диссертация может быть иллюстрирована рисунками (фото, диаграммы, графики и т.п.) и таблицами. Заимствованные рисунки и таблицы, помещаемые в работе, обязательно должны содержать ссылки на авторов.

6. Магистерская диссертация должна быть аккуратно оформлена. Титульный лист работы выполняется по прилагаемому образцу (Приложение 1).

7. Диссертация должна быть выполнена на компьютере (распечатана на пронумерованных листах формата А4, с полями: верхнее, нижнее – по 2 см., левое – 3 см., правое – 1 см.. Текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через 1,5 интервала, форматирование – по ширине, отступ первой строки – 1,27 (1,25) см.

8. В конце работы приводится алфавитный список использованной литературы.

Структура магистерской диссертации может быть представлена следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Аннотацию (характеристика темы и актуальности).

3. Содержание (оглавление).

4. Введение.

Во введении необходимо рассмотреть:

- актуальность темы магистерской диссертации, проблему исследования;

- объект и предмет исследования;

- цель работы и исследовательские задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели;

- рабочую гипотезу;

- обоснование выбранного решения поставленной задачи;

- способы реализации результатов магистерской дисеертации (методы

исследования);

- апробацию магистерской работы;

- объём и структуру магистерской работы.

Введение излагается на 5-7 страницах.

5. Основная часть работы, состоящая из глав и параграфов, подразделов и пунктов;

6. Заключение с выводами по поставленным задачам.

В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, формулируются выводы и рекомендации, которые должны кратко констатировать полученные результаты; отмечается практическая значимость работы, область ее реального или перспективного использования; приводятся данные об эффективности исследования или указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования; указываются пути дальнейших исследований в рамках данной проблемы. Примерный объем 3 страницы.

7. Список использованной литературы (Библиография).

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в теоретических и научно-методических источниках. Для написания обзора по теме магистерской работы необходимо использовать не менее 100 источников.

В список литературы включаются все использованные автором работы в соответствии с общей нумерацией. Исходные данные оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 о библиографическом описании.

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.

Груздова, И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей: пособие для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина.- Ростов - на – Дону: Феникс, 2010.- 10 п.л.

Отсутствие запятой после фамилии автора не считается ошибкой. Подобным образом оформляются и авторефераты диссертаций.

Ахметжанова, Г.В. Технология формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии: (Автореф. дис…. канд. пед. наук) / Г.В. Ахметжанова. - Тольятти: ТолПИ, 1997. - 22 с.

Необходимо обратить внимание на то, что автор указывается дважды, причем во втором случае меняется следование фамилии и инициалов.

Если книга имеет 2 или 3 автора, то вначале указывается один, а затем все авторы.

Руденко, И.В. Педагогическая гармония: уч. пособие для доп. проф. образования воспитателей детского сада / И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. – ТГУ. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 127 с.

Если книга написана четырьмя или более авторами, то ее описание дается на название. На заглавие также описываются коллективные монографии, сборники статей. Если авторов более четырех, то указываются первые три и добавляется и [ и др.]

Груздова, И.В. Проблема становления и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста / И.В. Груздова // Педагогика: семья – школа – общество: монография / И.А. Абатина [и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 55-71.

Ахметжанова, Г.В. Инновационный подход к организации учебной деятельности студентов ВУЗа: монография / Г.В. Ахметжанова, Е.С. Павлова. - Тольятти: 2010. -160 с.

8. Приложение.

В приложения следует включать иллюстративные и вспомогательные материалы.

К магистерской диссертации прилагается автореферат магистерской диссертации – составленный студентом реферат проведенного им исследования. Объем автореферата – 10-15 страниц стандартного печатного текста.

Автореферат магистерской диссертации включает:

а) общую характеристику работы: актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования; новизна исследования; методы или методология проведения исследования; теоретическая, научная, практическая значимость исследования; научная обоснованность и достоверность; научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту; апробация результатов исследования; личный вклад автора в исследование; структура и объем магистерской диссертации;

б) основное содержание работы;

в) основные выводы и результаты;

г) список публикаций, включающий все работы по теме диссертации.

Конкретные требования к автореферату магистерской диссертации определяются выпускающими кафедрами и отражаются в учебно-методических пособиях по выполнению магистерских диссертаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.034 с.)