Особенности событийного менеджмента в сфере культурного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности событийного менеджмента в сфере культурного туризма



25 января 2013 года директор департамента туризма и региональной политики С. Корнеев, принявший участие во втором Евразийском Ивент Форуме в Санкт-Петербурге, отметил: «Событийный туризм - это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Наша страна богата событиями, а мировой опыт показывает, что именно события способны привлечь к стране внимание и туристов. Олимпийские игры, Мировые чемпионаты, Саммит АТЭС, встречи G8 и G20, Конгресс ЮНЕСКО, Всемирные выставки ЭКСПО - подобные мероприятия требуют определенного подхода к организации, но для любой страны принять их - большая честь» [63].

Участники форума говорили о том, какой результат получают регионы, организаторы мероприятий и страна в целом, что остается после проведения мероприятия, оправданы ли затраты и, как использовать новую инфраструктуру. Они отметили важность позиционирования территорий в качестве привлекательных мест для проведения мероприятий, они добавили, что это осознано российскими регионами относительно недавно. Однако, за это время уже накопился обширный опыт презентаций возможностей российских территорий на международных мероприятиях.

Модель менеджмента событийного туризма получила широкое распространение в тех европейских странах, регионах и городах, которые обеспечивают проведение крупных международных культурных акций. Они ориентированы на мировой туристский рынок, сотрудничают с крупнейшими фирмами в сфере туристского бизнеса. Во всех туристских справочниках на всех ведущих языках можно найти самую подробную информацию о сроках проведения фестивалей и их программе, а, также, контактные телефоны для бронирования билетов. Этот механизм великолепно отлажен в течение многих лет. Похожая модель действует и в отношении национальных и местных фестивалей во всех крупных европейских странах. Различия заключаются в том, насколько они вовлечены во взаимодействие с национальными и региональными туристскими рынками и программами. А это значит, что туристские предприятия сделали основным трендом своей деятельности создание туристского продукта, включающего посещение культурно-массовых мероприятий.

В России помимо вопросов развития ивент-менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Многие успешные и привлекающие туристов массовые мероприятия ориентированы на массовость. Однако большой проблемой является задействование большей части публики в акциях мероприятия. Покажем это на примере Венецианского фестиваля. Туристы из России, знающие о времени проведения фестиваля, приезжают в Венецию на его открытие. Но основные ивенты, входящие в программу фестиваля, проходят при закрытых дверях. Участие в них требует больших вложений, чем покупка самого тура в Италию. И количество услуг, производство которых берет на себя турфирма, увеличивается в несколько раз. В качестве другого примера можно рассмотреть празднование Недели Независимости в Бельгии, когда празднование выплескивается на улицы с использованием всех форм, присущих уличному фестивалю. Однако, здесь туристам отводится всего лишь роль зрителей, пусть очень интересного, но театрального действа или покупателей, например, бельгийского пива, или посетителей уличных кафе. Театрализацию очень трудно адресовать туристам. Она может быть применена только в особых условиях, соотносящих то или иное событие с интересами аудитории. Театрализация должна быть обусловлена явлениями, к которым причастна данная аудитория. Поэтому лучше всего происходят мероприятия, связанные с музыкальными и театральными фестивалями, собирающими огромные массы народа, как, например, рок-фестиваль в Роскильде. Помимо музыкальных коллективов набираются актёрские группы, которые действуют на разных городских площадках и привносят «душу» в городское пространство. Это могут быть различного жанра театральные действа. Открывается безграничный простор и для сценографии. Режиссёр и организаторы должны писать сценарий, ориентируясь на ландшафт, характеристики самого мероприятия и, учитывая аудиторию - горожан и гостей города, прогнозируя их личностные характеристики. Можно с уверенностью сказать, что сценическое поведение туристов могло бы послужить прекрасной моделью изучения мотивов поведения и их динамических проявлений в социокультурной сфере. Большую роль при этом играет предварительная установка туристов на воображаемую, игровую, ситуацию праздника, на сценическое переживание. При этом должны быть учтены режиссером и сценаристом психические состояния туристов в роли актеров сценического действия и темпо-ритм всего мероприятия, и отдельных его сценических площадок. Все мероприятие должно быть продумано, как логически построенное, целесообразное, органичное сценическое действие. Его латентно-педагогической целью является изменение некоторых существенных характеристик участников мероприятия. В этом случае у них складывается новая мотивация к вторичному посещению дестинации; формируются установки, определяющие иной характер действий в предлагаемых обстоятельствах; возникают особые психические состояния, формируется способность к переключению и релаксации, усиливается роль воображения.

Исходя из этих проблем, сформулируем задачи, решение которых является актуальным и определяет основные тренды подготовки специалистов в области культурного туризма, ориентированных на проектирование и реализацию событий:

1. Задача классификации культурно-массовых мероприятий, уточнение понятий «городской праздник», «уличный праздник».

2. Определение ранга мероприятия и его статуса в культурной жизни. Можно выделить:

· международные,

· национальные,

· региональные фестивали.

Различия между ними носят условный характер. Они будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля, в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей. Задачами ивент-менеджмента также являются необходимость обновления видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, изучение туристских мотиваций и туристских интересов,определение потенциальной аудитории фестиваля.

Большую роль играют пространственные характеристики мероприятия, которые требуют:

1. исследования возможностей городской (или загородной) среды и исследования в сфере логистики при выборе места проведения фестиваля,

2. постижения роли места и его идейно-тематической связи с художественной концепцией мероприятия, с привлекательным образом в сознании слушателей, зрителей,

3. изучения пространства мероприятия с точки зрения маркетинговой стратегии.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой, и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов и т. п.

1. Фестиваль может функционировать как единовременная культурная акция;

2. Фестиваль может функционировать как систематически повторяемая культурная акция.

По продолжительности проведения фестивали можно разделить на:

1. краткосрочные (от нескольких дней до двух недель),

2. среднесрочные (от двух недель до одного месяца),

3. долгосрочные (от одного месяца до года).

Сроки проведения любого фестиваля, их ограниченность четкими временными рамками. Если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

Время проведения мероприятия в контексте природно-климатических особенностей страны, региона.

Время проведения мероприятия в контексте туристской сезонности.

Особую роль играет организация безопасности гостей и участников мероприятия.

Ориентируясь на туристский рынок, организаторы фестивалей обеспечивают себе несколько дополнительных возможностей:

1. расширение потенциальной аудитории фестиваля за счет привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов;

2. получение дополнительной прибыли за счет групповых продаж;

3. рекламирование фестиваля через туристские фирмы;

4. дополнительная продажа туристских товаров (в том числе - сувениров) и услуг, рассчитанных на туристов;

5. усиление привлекательности фестиваля для спонсоров.

Заблаговременная продажа билетов на мероприятия фестиваля на туристских выставках и ярмарках дает возможность снизить коммерческие риски.

Среди всех видов ивентов первое место, безусловно, занимают музыкальные фестивали. Дополнительными возможностями музыкальных фестивалей, приносящими прибыль, как региону, так и устроителям, являются:

1. запись концертов на аудио и видео-носители;

2. продажа права трансляции по радио и телевидению;

3. возможность повторных трансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественная значимость и актуальность события);

4. выпуск аудио и видеопродукции с записями прошедших мероприятий;

5. аудио и видео-подборка с предыдущих фестивалей может продаваться в виде сувенирной продукции;

6. продвижение молодых артистов и коллективов;

7. присвоение различных званий участникам в целях рекламы самого фестиваля.

Ивент-менеджер должен владеть теоретическими основами особенностей режиссуры праздников, искусством режиссера театрализованных представлений и праздников в разработке различных форм праздничного действа: театрализованного концерта, конкурсно-игровой программы, зрелища, современного ритуала и обряда, спортивно-художественного представления, праздника под открытым небом и т.п.

Помимо понимания проблем, связанных с особенностями туристской среды и туриста как потребителя этой среды, специалист по организации массовых мероприятий и спонсорства должен понимать задачи компании, связанные с организацией мероприятий в соответствии с маркетинговой стратегией; с организацией PR-мероприятий и спонсорских проектов. Такими рабочими задачами являются планирование, согласование, осуществление и контроль мероприятий (PR-мероприятия, конференции, пресс-конференции, благотворительные акции, нестандартные мероприятия);

управление взаимоотношениями с ивент и PR-агентствами и оценка эффективности сотрудничества;

разработка и реализация концепций, идей, механик и сценариев мероприятий, соответствующих поставленным целям, посредством тесного сотрудничества с ивент - и PR-агентствами.

К сфере профессиональной деятельности ивент-менеджера относится ведение спонсорских проектов: разработка спонсорской стратегии; постановка коммуникационных целей (включая позиционирование бренда, уровень его узнаваемости); размещение промо-материалов в рамках спонсорских проектов; участие в процедурах закупки услуг, подготовка тендерной документации, тесное сотрудничество с департаментом закупок с целью достижения наилучшего соотношения «задача-бюджет-результат».

Основой деятельности ивент-менеджера является постоянный мониторинг происходящих в ивент-индустрии изменений (ведущие ивент-агентства), отраслевых трендов и инноваций.

К специальным знаниям и компетенциям ивент-менеджера относятся:

презентационные навыки и умения (способность эффективно и убедительно доносить информацию); навыки управления проектом (ведение бюджета и тайм-менеджмент); умение вести переговоры; юридические и финансовые знания, относящиеся ко всем видам мероприятий и спонсорских проектов; знания о работе конференц-обрудования, концертного оборудования (световые и звуковые системы); знания в сфере культуры и искусства; художественный вкус; креативное мышление; свободное владение языками (английский), владение компьютером (знание программ MS Office Power Point, Excel, MS Project).

Поведенческие компетенции кандидата: целеустремленность; креативность и открытость новым идеям; проактивность, быстрая реакция; стрессоустойчивость; хорошая память и внимание к деталям; стремление к наилучшим результатам; неравнодушие к успеху команды; эмпатия по отношению к клиентам.

Внедрение в программу мероприятий туристской дестинации цикла музыкальных и театральных фестивалей, городских праздников должно способствовать:

· повышению общего культурного уровня населения;

· увеличению туристических потоков;

· улучшению инфраструктуры.

Событийный туризм всегда ориентирован на посещение дестинации в определенное время. В мире множество стран, и в каждой из них происходят события из области культуры, спорта, искусства - нечто, представляющее собой историческую, культурную, спортивную ценность и важность. Для того, чтобы привлечь туристов на событие любого ранга, необходимо его заблаговременно спланировать. Каким бы ни был ранг мероприятия, его масштаб, аудитория, у него есть общие особенности, которые должны быть учтены при выборе темы, разработке идеи, сценария.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, связанным с местом проведения. Рассмотрим это на примере «Ночи музеев», организованной музеями Петербурга в 2011 году. В этом году исполнилось ровно 50 лет со дня первого полета человека в космос. Поэтому общей для всех музеев была тема космоса. Каждый музей раскрывал её на материале своей экспозиции. Студенты СПбГУКИ принимали участие в организации ночи музеев в Детском музейном центре исторического воспитания, расположенном на Болотной улице, в доме 13. Деревянное здание музея выглядит, словно сказочный терем, украшенный резными балконами, башенкой с витражными стеклами. Окруженный старым садом дом, причастный к событиям и знаковым персонам революционной поры, выглядит несколько неожиданно среди многоэтажных домов одного из самых крупных «спальных» районов Петербурга. Авторы сценария решили обыграть тему космоса и хаоса, связав её с образом болот и Кикиморы болотной. Это нашло выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Во дворе музея со знаковым адресом: «Болотная, 13», несуеверные петербуржцы смогли увидеть предшествовавший космосу хаос. Он воплотился в образах Кикиморы Болотной и ее слуг, мешающих спать и всячески досаждающих по ночам людям.

Такая экспозиция разворачивалась у входа на территорию сада, где посетителей встречала сама Кикимора в одеянии болотно-зеленого цвета и её подружки, которые испытывали гостей, загадывая им загадки. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Завязкой были историческая реконструкция, переносящая гостей в эпоху язычества. Зрелище обещало быть веселым! Гости не только смогли познакомиться с Кикиморой, но и нарядиться в ее костюм, научиться ее любимым рукоделиям - прядению и ткачеству, каждый смог разрисовать камушек-оберег. Среди посетителей, которые создавали для ночной выставки портрет Кикиморы и сочиняли стихи, была разыграна беспроигрышная лотерея. Кикиморе Болотной были посвящены необычные арт-объекты: из природных материалов и мусора (экологическое движение «Мусора.Больше.Нет»).

Следующая часть композиций, как положено, - это основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Входя в здание музея, гости становились свидетелями превращения хаоса в космос - оно происходило с помощью энергии творчества, музыкальной и поэтической гармонии. Творцами этого «космоса в музее» стали студенты СПбГУКИ, а также актеры Маленького театра Фонтанного Дома и театра-студии «Согласие». Эта часть сценария, как и положено, подчиняется следующим основным требованиям:

1. логичность построения темы (хаос - космос);

2. нарастание действия (в разных помещениях музея с нарастанием смеховой составляющей);

3. законченность каждого отдельного эпизода;

4. конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точке в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отличительная особенность драматургии и режиссуры массовых представлений заключается в том, что человек в этой ситуации должен быть участником, а не зрителем, поэтому необходимо предусмотреть пути его активизации, внесение в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. В зрелищном искусстве, каким является массовый театрализованный праздник, основным материалом и выразительным средством является действие. Объединить, организовать массу людей, заинтересовать ее праздником можно только с помощью активного действия, т.е. сконцентрировать внимание людей на основном действии.

Можно выделить основные этапы работы режиссера праздничного мероприятия.

Первый этап - планирование. Он включает в себя: создание оргкомитета; создание организационно-постановочной группы; постановку цели и прогнозирование результатов; определение формы проведения программы, места и времени; разработку подробного плана подготовки и проведения мероприятия.

Второй этап - этап составления, обсуждения и утверждения программы.

Третий этап - этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного.

Четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, если их брали в аренду. В-третьих, рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты [36].

Массовые мероприятия, общегородские, районные праздники, народные гуляния и другие зрелищные представления на открытом воздухе - это сплав одновременно нескольких видов искусства, различных видов деятельности. Современные культурно-массовые мероприятияоперируют такими режиссерскими выразительными средствами, как значительно укрупненная массовая сцена, где занято очень много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы. Примеры таких мероприятий - ежегодный праздник «Алые паруса» в Петербурге, День города.

Чтобы создать и провести запоминающийся театрализованный праздник, необходимо иметь информацию по следующим направлениям:

· исторические особенности местности;

· национальные и религиозные обычаи;

· этнографический состав населения;

· территориальное расположение и ландшафт местности;

· местная инфраструктура и традиции;

· транспортное сообщение;

· взаимосвязь с хозяйственными городскими службами;

· взаимодействие с общественными и молодежными организациями;

· обеспечение общественной безопасности и порядка;

· информационное и рекламное обеспечение.

Организаторы должны заранее узнать прогноз погоды, чтобы не произошло неожиданных накладок (и на всякий случай подготовить, в зависимости от времени года, обогреватели, тенты и т.п.). Транспортировка сотрудников и участников должна быть тщательно спланирована и организована. Необходимо учесть пробки на дорогах, продумать маршрут.

После того, как разработана концепция мероприятия, следует составить план всего праздника от начала до конца. План праздника - это, фактически, бизнес - план, куда входит все: от описания концепции до предлагаемого количества людей, которые посетят данное мероприятие.

В плане праздника обязательно должно присутствовать:

· название праздника;

· предлагаемая дата проведения;

· полный состав участников;

· почасовое расписание программы;

· информационная поддержка;

· бюджет праздника;

· финансовые условия дохода.

Праздники под открытым небом, чаще всего, весьма многолюдны и, когда при определенных условиях срабатывает «эффект толпы», важную роль играет охрана культурно-массовых мероприятий. И, хотя охрана мероприятия не является прямой сферой компетенции ивент-менеджера, тем не менее, организатор мероприятия отвечает за безопасность гостей. Если безопасность не была обеспечена должным образом, все остальные элементы мероприятия автоматически обесцениваются.

Кстати, этот параметр особенно важно соблюдать, когда речь идет об организации праздничного события для детей. Работа над мероприятием для детей также имеет свою специфику: необходимо учитывать половозрастные особенности, запросы, интересы, этнографическую составляющая и т.п. Ивент-менеджер должен обладать определенными методиками обучения, навыками и приемами работы с детьми и подростками, являющимися самой сложной и, наверное, самой интересной и искренней аудиторией [16].

Очень часто, если в жизни туристского объекта нет события, сложившегося исторически как традиции, его придумывают специально. Следовательно, имеет место проведение кампании по продвижению туристского продукта, ориентированного на событие, привлечение посетителей и, соответственно, получение дохода от туристов желающих посетить ту или иную дестинацию не только с целью осмотра достопримечательностей, но и с целью поучаствовать в мероприятии вместе с местными жителями.

Многие специалисты придерживаются мнения о том, что все действия по продвижению событийных туров необходимо разделить на три стадии: pre-event, event и post-event.

· Стадия pre-event, то есть накануне мероприятия.Главной задачей для продвижения в этот период является привлечение необходимого числа посетителей, плюс привлечение внимания к проекту в целом. Тут хороши все средства, включая прямую рекламу, почтовые рассылки, PR и пр. Причем какие-то не самые значительные шаги стоит предпринимать уже за 2-3 месяца до начала, чтобы оповестить аудиторию. По мере приближения даты открытия активность необходимо увеличивать, а пик ее должен придтись на последние 2-4 недели до мероприятия.

· Стадия event. Промо-активность после открытия специального мероприятия снижается и видоизменяется - это очевидно. Основной упор на данной стадии делается, в первую очередь, на PR работу с прессой. Существует несколько вариантов такого общения. Во-первых, если проект привлек достаточно внимания, то на нем обязательно будут журналисты, и этим шансом не стоит пренебрегать. Во-вторых, необходимо снабжать прессу различными материалами (пресс-релизы, «горячие» интервью и т.д.) по ходу мероприятия. И, наконец, в-третьих, всегда имеет смысл задействовать веб-сайт мероприятия по максимуму, рассказывая там о каждой мелочи, способной заинтересовать аудиторию.

· Стадия post-event. Даже на этой заключительной стадии все еще остается несколько возможностей для продвижения. Можно, к примеру, провести еще одну почтовую рассылку или проработать вариант серии публикаций в прессе, или провести конференцию по итогам фестиваля [37].

Создание нового события основано на формировании креативных идей. Поиск креативной идеи для проведения мероприятия (будь то фестиваль или какое-то другое событие) - одно из важнейших направлений деятельности при подготовке этого мероприятия. Креативная идея - это своеобразный художественный стержень, который определяет стилистику специального события, его настроение, атмосферу, риторику, декорирование пространства, создание аксессуаров, выбор подарков для гостей.

Истоком, отправной точкой концепции мероприятия могут быть, как уже существующие культурные, национальные, религиозные традиции, календарные даты, ритуалы, так и придуманные специально для конкретного мероприятия. Обозначим некоторые приемы создания креативных идей для специальных событий.

1. Наиболее часто используется обыгрывание традиционной мифологии и предлагается либо новое прочтение, либо игра с сюжетами и символами. Это эффективный ход, поскольку, тогда участникам события понятны истоки и смысл происходящего, далее возможна импровизация. Время и дата проведения события выбираются специально для того, чтобы задать художественный контекст мероприятия, например, 7 января - православное Рождество, 14 февраля - День Святого Валентина, 1 апреля - День смеха или 30 октября - Хеллоуин - это естественные праздничные поводы, которые эффективно используются для решения маркетинговых, рекламных и других коммуникационных задач.

2. Другой путь поиска креативной идеи - это использование художественных ресурсов пространства для проведения специального события.

3. Выбор креативной идеи может зависеть от заданного формата мероприятия, например, «светский раут». Тогда задача креатива - создать яркий, интересный сюжет; разработать единый стиль события; продумать антураж и аксессуары.

4. Следующий путь поиска креативной идеи может опираться на концепцию мероприятия. Например, оно должно быть экстраординарным. Тогда разрабатываются креативные решения, которые могут реализовать поставленную задачу. В ход идут нестандартные места проведения (заброшенные форты, здания, острова, чердаки музеев), используются различные современные технические достижения для декорирования пространства и организации света, звука и т. д. Сегодня в качестве оригинальной концепции специального события используются креативные модели интерактивных игр (риал квест).

5. Разработка креативного решения специального события может базироваться на уже существующих и отработанных на практике концепциях. Сегодня в банке креативных идей насчитывается множество различных вариантов. Выбор опирается на какую-либо тему, например, «Кино», «Путешествие», «Приключения» и др., здесь возможно развитие различных сюжетных линий. В рамках темы «Кино» можно организовать праздник в жанре «Вручение Оскара» или «Снимаем кино» и т. д.

Любое мероприятие не может проводиться спонтанно, оно требует проектирования.

На первом этапе проектирования следует изучение проблемы и расстановка приоритетов(при изучении проблемы применяются социологические методы: анкетирование, контент-анализ, социологические опросы и др.) Следующим этапом проекта является определение цели данного мероприятия. Немаловажным этапом проектирования является формулирование задач проектной деятельности. Задачи проекта - это конкретные действия, которые предстоит осуществить:

- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера;

- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов;

- оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

Необходима разработка пошаговой программы реализации проекта (сетевой и календарный план), которая включает в себя виды работ (например: проведение рекламной кампании по продвижению проекта, организационный сбор участников, подготовка участников (обучение, репетиции, конкурсные отборы и др.)), финальное мероприятие проекта, рассылку итоговых пресс-релизов и информационных материалов о мероприятиях проекта вСМИ, подготовку отчетной документации по проекту).

Это условный план реализации проекта, для каждого проекта он содержит самые разнообразные виды работ, а в части календаря может быть разбит, как на месяцы, так и на недели, или дни, в зависимости от вида работ.

Еще одним этапом проектирования является поиск спонсоров и партнеров, а также- маркетинг и рекламное продвижение проекта.

Немаловажную роль играет бюджетирование проекта (составлениесметы расходов, финансового плана).

Составление бюджета проекта - наиболее сложный пункт оформления проекта, так как требует знаний бухгалтерского учета и наличия данных о стоимости тех или иных товаров и услуг. Впоследствии по нему делается отчетная документация о реализации проекта и соответствующем расходовании средств. Финансовый отчет является неотъемлемой частью проектной документации. Бюджет проекта включает в себя: название, срок выполнения проекта, оплата труда (в т.ч.: оплата труда штатных специалистов и сотрудников; оплата труда привлеченных специалистов). При составлении калькуляции фестиваля следует учесть стоимость декораций, технического оснащения. Если речь идет о бюджетировании событийного тура, то при калькуляции себестоимости туристского продукта учитываются следующие статьи расходов:

1. расходы на проживание;

2. транспортные расходы;

3. расходы на питание;

4. страховка;

5. визы;

6. расходы на экскурсионную программу;

7. косвенные расходы туроператора.

Таким образом, калькуляция полной себестоимости турпродукта или мероприятия предполагает подсчет и сложение всех издержек, связанных с разработкой и реализацией данного продукта.

Оценка эффективности культурно-массовых туристских мероприятий проходит по таким критериям, как соответствие мероприятия утвержденному сценарию;наличие/отсутствие технических проблем/накладок;качество работы персонала организаторов с участниками;общая оценка мероприятия участниками.

Оценка восприятия мероприятия глазами участников проводится на основе анкет, опросов по итогам, неформального общения с учетом того, насколько стабильна аудитория, насколько активны участники, как участники оценили мероприятие в целом, как они оценили помещение, питание, тему мероприятия, подарки и сувениры; насколько были замечены участниками логотипы спонсоров, маркетинговые материалы.

Оценка правильности привлеченной аудитории проводится на основе следующих критериев:

· удалось ли привлечь нужное количество участников;

· соответствует ли статус участников заявленной аудитории;

· насколько эффективны различные рекламные каналы.

Стратегическая оценка проекта производится на основе таких критериев, как бюджет, выделенный на мероприятие; формат мероприятия; мнение клиентов, формируемое мероприятием.

Таким образом, мы постарались показать, что событийный туризм, включающий посещение праздничных событий, представляет собой многопрофильный вид деятельности, в которую вовлечено множество предприятий сферы услуг. Это - музеи, музеи-заповедники и дворцы-музеи, создающие ивенты; художественные галереи и арт-центры, ориентированные на прием туристов; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; дирекция театрально-зрелищных касс и агентства по продаже театральных и музейных билетов. Федеральное агентство по туризму в целях продвижения событийных мероприятий формирует по данным, предоставленным региональными органами власти в сфере туризма, календарь туристских событий, и ежемесячно публикует на официальном сайте Ростуризма. Масштаб города и его историко-культурный потенциал напрямую влияют и на масштабность организуемых праздничных событий, на их ранг и уровень. Так, в Петербурге действует Международный центр фестивалей и праздников.[35]

Правительством Санкт-Петербурга в 2005 г. были приняты Постановления, выделяющие культурный туризм как стратегическое направление взаимодействия сфер культуры и туризма. Это «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» и «Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы».

Городские власти поддерживают мероприятия, проводимые в рамках въездного туризма. Они призваны увеличить туристские потоки вне высокого сезона. К ним можно отнести Рождественский фестиваль, фестивали «Белые дни» и «Мариинский», международный фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», фестиваль духовной музыки и фольклора «Святки-2008», Международный рождественский фестиваль «Вифлеемская звезда». Однако, для более активного привлечения туристов в Петербург во время низкого (осенне-зимнего) сезона требуется скоординированная работа органов власти, учреждений культуры, туристских фирм и всей туристской инфраструктуры, средств массовой информации. Как уже отмечалось выше, органом власти, ответственным за развитие туризма в Санкт-Петербурге является Управление по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам.

В 2011 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного труизма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в которой начата широкомасштабная кампания по продвижению России как страны, благоприятной для туризма, в том числе, туризма событийного, обеспечивающего проведение многотысячных праздничных мероприятий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите особенности драматургии и режиссуры массовых представлений.

2. Каковы основные этапы работы режиссера праздничного мероприятия?

3. Какой информацией необходимо располагать, чтобы создать и провести запоминающийся театрализованный праздник?

4. Перечислите и обоснуйте основные стадии по продвижению событийных туров.

5. Каковы приемы создания креативных идей для специальных событий?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культурный туризм отнесен экспертами ООН к наиболее популярным видам туризма за ближайшие двадцать лет. Поэтому менеджменту в сфере культурного туризма придается большое значение. Кафедра туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, принимая участие в реализации проекта «Создание и продвижение программы подготовки специалистов по организации массовых мероприятий как инструмента развития культурных инициатив и туризма на Северо-Западе России», взяла на себя ответственность за освещение вопросов, связанных с менеджментом культурного туризма. Проект, направленный на создание импульса для развития культурного туризма на Северо-Западе России, реализуется в рамках грантовой программы Европейского Союза для неправительственных организаций и местных органов власти региона Балтийского моря (Non-State Actors and Local Authorities Program for the Baltic Sea Region). Цель проекта - создание международной образовательной программы подготовки и повышения квалификации специалистов-менеджеров по организации массовых мероприятий, а также внедрение модели студенческого кампус-фестиваля в Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Это потребовало рассмотрения ряда важных проблем, без которых подготовка таких специалистов была бы невозможна.

В настоящее время в подавляющем большинстве европейских стран рынок социальных и культурных услуг развивается, их качество постоянно изменяется в сторону большей креативности. Касается это и Северо-Запада России, являющегося частью территории Северной Европы и её Балтийского региона. Это затрагивает как услуги, оказываемые населению стран и регионов, так и туристские услуги. В немалой степени это явление смены социокультурных парадигм обусловлено происходящими в мире процессами глобализации, постмодернистскими, постиндустри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.102 с.)