Нормативно-правовые аспекты финансов предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовые аспекты финансов предприятий



Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды[3].

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. материальное и денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней (ст. 6 БК РФ).

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Основа финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Так, по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. (введен с 1992 г.) о налоге на прибыль предприятие должно делать в бюджет отчисления от прибыли в размере 35%, из которых 13% отчисляются в федеральный бюджет, а до 22% (в зависимости от того, как установят органы субъектов Федерации) — в соответствующий бюджет одного из субъектов Федерации.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции.

Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

В связи с тем что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Самую распространенную санкцию в области финансового права пеню, например, финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. Эта санкция неизбежно применяется при нарушении срока платежа.

В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.

По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, вносить в доход бюджета налоги, хранить денежные средства на счетах в кредитных учреждениях.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Например, в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более 2 млн руб. Совершение сделок за наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нарушение.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в какой-либо норме.

В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.

В условиях становления рынка возросло значение уполномочивающих норм, что позволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств. Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участников финансово-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применение экономических мер с тем, чтобы нарушение велений государства отражалось непосредственно на нарушителях.

Кроме указанных признаков финансово-правовые нормы обладают и специфическими особенностями, поскольку они регулируют финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Поэтому и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе данные нагрузки. Однако норма права, регулирующая специфические общественные отношения — отношения в области финансовой деятельности государства, выполняет еще одну, присущую только нормам финансового права, функцию — она должна не только регулировать отношения по распределению и финансовому контролю, но и стимулировать действия субъектов в области финансовой деятельности государства

Так, нормы бюджетного права, регулируя отношения по аккумуляции средств в бюджет, принятию бюджета и его исполнению, несут на себе нагрузку прежде всего распределительную.

Проводя работу на основании правовых норм по составлению, принятию и исполнению бюджета, государство осуществляет постоянный контроль рублем за всеми областями деятельности как в экономике, так и в социальной сфере. Не поступают платежи в бюджетную систему, следовательно, плохо работают промышленность и торговля. Нет достаточных доходов в бюджете, значит, не выплачиваются ассигнования на социальную сферу и т.п. Иными словами, нормы финансового права так регулируют финансовую деятельность, что в государстве с помощью денег постоянно осуществляются и проявляются прямые и обратные связи и одновременно проводится глобальный финансовый контроль — контроль рублем.

Вместе с тем нормы финансового права выполняют и стимулирующую функцию. Основными доходами бюджета, в частности, являются налоги, которые способствуют в первую очередь перераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена таким образом, чтобы она, с одной стороны, регулировала перераспределение финансовых ресурсов государства, а с другой — стимулировала развитие производства, чтобы налогоплательщик имел возможность из прибыли отдать государству установленную налоговым законом долю, а затем работал на себя, получая доход и делая инвестиции из своих ресурсов. Непродуманная налоговая политика сегодня привела к тому, что предприятия платят до 80—90 % своей прибыли в бюджет и внебюджетные фонды, а их развитие и дальнейшее существование практически поставлено под угрозу. Следствием существующего налогообложения стало массовое бегство от налогов, что в свою очередь ведет к недобору доходов в бюджет.

Законодатель, работающий с нормами финансового права, должен учитывать все три функции, которые заложены в них.

Вторая часть ГКРФ, введенная ФЗ№15 от 26 января 1996г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает порядок отношений купли-продажи; сроки передачи товаров; момент исполнения передачи товаров, а также последствия нарушения условия о количестве товара; содержатся условия и порядок составления договора займа, формы договора займа, проценты по договорам займа, обязанность заемщика по возврату займа; устанавливает в перечне статей порядок оформления, выдачи и возврата кредита.

Выбор формы собственности предприятием устанавливает весь порядок осуществления коммерческой деятельности во всех ее аспектах. Федеральный закон об акционерных обществах в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 №65-ФЗ от 24.05.1999 №101-ФЗ, от 7.08.2001 №120-ФЗ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Законом определяются: ответственность общества; фирменное наименование и место нахождения; филиалы и представительства; разграничение открытых и закрытых обществ; порядок учреждения общества; порядок составления устава и регистрации общества; порядок выделения, разделения, преобразования и ликвидации обществ; уставный капитал и порядок его изменения; порядок выплаты дивидендов; реестр акционеров; компетенция общего собрания акционеров; регламентация учета.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Согласно ст.97 п.1 акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Учредительным документом акционерного общества является устав, утвержденный учредителями.

В акционерных обществах уставный капитал складывается из номинальной стоимости его акций, которые приобретены акционерами; в обществах с ограниченной ответственностью - из номинальной стоимости долей его участников; в товариществах – из вкладов, передаваемых учредители в собственность товарищества.
Статья 66 п. 6 ч. 1 части 1 Гражданского кодекса РФ допускает оплату уставного капитала деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Эта норма дублируется и Федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах».

Не могут быть использованы в качестве вклада объекты интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ и т. п.) или ноу-хау. С другой стороны в качестве вклада можно использовать право использования такими объектами. В частности, возможно использовать внесение прав аренды в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 2 ст. 165 Гражданского кодекса РФ дает право арендатору вносить арендные права по договору в качестве вклада в уставный капитал. При этом ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. Однако на практике суды могут удовлетворить иск арендодателя к обществу, в чей уставный капитал были внесены арендные права. В случае прекращения права пользования имуществом до истечения срока, на которое это имущество было передано в пользование, вступают в действие положения Федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах».
Сформированный уставный капитал – минимальная гарантия того, что общество способно удовлетворить интересы его кредиторов (п. 1 ст. 99 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах», ч. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Размер уставного капитала установлен в размере 100 МРОТ для наиболее часто регистрируемых юридических лиц (ЗАО, ООО).

Осуществление инвестиционной деятельности регламентируется Федеральным законом от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон устанавливает объекты капитальных вложений; права инвесторов; обязанности субъектов инвестиционной деятельности; источники финансирования капитальных вложений; формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности; защита капитальных вложений; прекращение или приостановление инвестиционной деятельности.

Коммерческие предприятия при расчетах используют в большей степени безналичные формы. Положение Центрального Банка РФ от 3 октября 2002г №2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо. В положении даются документальные формы платежных документов порядок их составления.

2. Составление квартального финансового плана предприятия

Целью финансового планирования на предприятии является определение потребности в финансовых ресурсах, исходя из имеющихся производственных планов, и источников, имеющихся для этого. Основными этапами финансового планирования на предприятии являются:

1) подготовка исходных данных:

- приведение баланса за отчетный период к агрегированному виду,

- определение статистических показателей, используемых в процессе формирования финансовых нормативов и балансов,

- определение нормативов, используемых при финансовом планировании;

2) планирование дополнительной потребности в оборотных активах;

3) расчет затрат на производство и себестоимости продукции;

4) определение размера прибыли от реализации продукции, налогов и отчислений, выплачиваемых из чистой прибыли;

5) составление графика движения денежных средств;

6) расчет чистых оборотных активов;

7) составление баланса доходов и расходов, источников финансовых ресурсов и направлений их использования;

8) расчет вариантов финансирования инвестиций и выбор наиболее эффективного из них для предприятия;

9) составление планового баланса с учетом инвестиций;

10) анализ финансово-экономического положения предприятия по результатам планирования расчет и анализ финансовых коэффициентов);

11) Обобщение результатов планирования и анализа;

Остановимся более подробно на рассмотрении этих этапов.

 

Исходные данные

Исходные данные для выполнения курсового проекта можно подразделить на несколько групп:

· данные за отчетный период для определения внутрипроизводственных финансовых нормативов (баланс, выручка от реализации продукции, средний процент погашения дебиторской и кредиторской задолженностей);

· внутрипроизводственные экономические нормативы (прямые затраты на рубль реализованной продукции – материалы, заработная плата рабочих);

· плановые показатели (нормы амортизационных отчислений, смета косвенных расходов, изменение объемов реализации, плановый коэффициент абсолютной ликвидности);

· задания по снижению нормативов запасов, ставки налоговых отчислений, проценты за пользование заемными средствами, инвестиции.

Для предприятия ОАО «Электромиг» исходные данные представлены в таблицах 2.1.,2.2.,2.3

 

Таблица 2.1. Баланс предприятия за отчетный квартал  
АКТИВ   ПАССИВ  
1. Основные средства и прочие внеоборотные активы   1. Источники собственных средств  
балансовая стоимость 83240,71 уставный капитал 46550,00
износ 36369,35 прибыль 7203,28
остаточная стоимость 46871,36 2. Расчеты и прочие пассивы  
2. Запасы и затраты 10142,58 долгосрочный кредит 3990,00
материалы 4252,01 краткосрочный кредит 0,00
НЗП 5028,73 кредиторская задолженность 10670,09
готовая продукция 861,84    
3. Денежные средства, расчеты и проч.активы 11399,43    
денежные средства 2214,45    
дебиторская задолженность 9184,98    
БАЛАНС 68413,37 БАЛАНС 68413,37

 

Таблица 2.2. Плановые показатели на квартал  
Наименование показателя  
Выручка от реализации в предыдущем месяце, тыс.руб. 10348,73
Оплата в текущем месяце 70%
Оплата закупок в текущем месяце 40%
Нормативы прямых затрат на планируемый период, %
материалы 57%
зарплата производственного персонала 25%
Инвестиции, тыс.руб. 5439,00
Налог на прибыль 34%
Проценты за долгосрочный кредит (в год) 15%
Проценты за краткосрочный кредит (за квартал) 8%
Экономическая рентабельность активов 20%
Плановый коэффициент абсолютной ликвидности 10%
Количество обыкновенных акций, шт.  
   

 

Таблица 2.3. Плановые показатели по месяцам на квартал    
Наименование показателя      
Косвенные расходы (тыс.руб. / мес.) 731,40 750,20 748,10
Амортизация (тыс.руб. / мес.) 301,04 301,04 301,04
Другие расходы 0,00 0,00 0,00
Задание по росту реализации 5,0% 7,0% 4,7%
Задание по снижению нормативов оборачиваемости запасов      
материалы 2% 3% 1%
НЗП 4% 5% 5%
готовая продукция 3% 2% 1%

Далее рассмотрим методику краткосрочного планирования финансов предприятия по основным разделам активов и пассивов агрегированного баланса

2.2. Планирование оборотных активов (запасов)

 

К оборотным активам в агрегированном балансе относятся запасы, денежные средства, дебиторская задолженность. В курсовом проекте планирование запасов (материалы, незавершенное производство, готовая продукция) осуществляется исходя из данных о запасах за отчетный период, плановых заданий по объему реализации в плановом периоде, заданий по снижению нормативов оборачиваемости в плановом периоде.

Величина запасов каждого вида рассчитывается по формуле:

Зlt =(Зlt-1 /ВРt-1 - НЗlt) × ВРt (2.1)

где:

t – период планирования;

l – вид запасов (1–материалы, 2–НЗП, 3–готовая продукция);

Расчет величины прироста запасов:

lt = Зlt - Зlt-1 (2.2)

l=3

t = å DЗlt (2.3)

l=1

Расчет плановой реализации производится на основе заданной нормы прироста реализации (НВРt) и реализации предыдущего периода (ВРt-1):

ВPt= (1+НВРt) × ВРt-1 (2.4)

Расчеты сводятся в таблицу 2.4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.039 с.)