Швартовное устройство предназначено для надежного крепления судна к береговым и плавучим причальным сооружениям.
|
В морской практике швартовные операции относят к наиболее ответственным и часто повторяемым операциям. Определенный риск, существующий при их выполнении, обусловлен
огромной инерцией судна и относительно малой местной прочностью его корпуса.
|
В СОСТАВ ШВАРТОВНОГО УСТРОЙСТВА ВХОДЯТ:
| — швартовы — гибкие связи, с помощью которых судно удерживается у причального
|
сооружения;
|
| — кнехты — стальные или чугунные тумбы, служащие для закрепления швартовов;
|
|
| — киповые планки, роульсы и клюзы, которые обеспечивают подачу швартова в нужном
|
направлении и предохраняют его от повреждений;
|
| — стопоры тросовые, предназначенные для временного удержания швартовного каната;
|
|
| — вьюшки для хранения швартовных канатов;
|
| — кранцы, предохраняющие корпус от повреждений при швартовке;
|
| — швартовные механизмы.
|
Применяют несколько типов швартовных операций:
| — бортом к причалу;
|
| — кормой к причалу;
|
| — к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе;
|
| — к бочке или к нескольким бочкам.
|
ШВАРТОВКА СУДНА БОРТОМ К ПРИЧАЛУ (ЛАГОМ) -
самый распространенный тип швартовных операций, так как в этом случае наиболее удобно
|
выполнять грузовые операции, принимать судовые запасы и снабжение. Преимущество этого типа
|
швартовки — сравнительная простота подхода к причалу. При швартовке бортом обеспечивается
|
наиболее надежное крепление судна. Основным недостатком этой операции является то, что судно
|
занимает много места по длине причала. Усложняется отход судна от причала, особенно при
|
навальном ветре.
|
|
|
ШВАРТОВКА СУДНА КОРМОЙ К ПРИЧАЛУ
характерна для танкеров и военных кораблей. Этот тип швартовки не требует большой
|
протяженности причальной линии, дает возможность производить одновременно ремонтные работы
|
с обоих бортов, обеспечивает подход плавсредств к каждому борту, упрощает отход от причала.
|
Однако из-за усложнения погрузочно-разгрузочных работ и большой опасности повреждений руля и
|
винта при маневрировании суда швартуются кормой в основном в межэксплуатационный период и
|
для ремонта. При швартовке кормой к причалу обязательно отдается носовой становой якорь с
|
наветренного борта.
|
ШВАРТОВКА К СУДНУ, СТОЯЩЕМУ НА ЯКОРЕ ИЛИ ДРЕЙФУЮЩЕМУ,
производится при необходимости передачи груза, топлива, воды или людей. Это наиболее сложный
|
тип швартовных операций.
|
|
Распространенной швартовной операцией является постановка судна на бочк у.
Обычно бочки имеют массивную якорную цепь-бридель, который соединяет ее с мертвым якорем.
|
Рым на верхней части бочки предназначен для закрепления швартова. Часто от массивной якорной
|
цепи, расположенной на грунте, вверх идет легкий тросовый бридель, поддерживаемый поплавком. С
|
судна выбирают поплавок и бридель, поднимают якорную цепь и соединяют ее с цепью судна.
|
Количество бочек, за которое закрепляют судно, зависит от ограничений, накладываемых на его
|
перемещения. Судно, стоящее на одной бочке (якоре), может занять любое место в круге, радиус
|
которого близок к суммарной длине судна, швартова и бриделя. Так как в стесненной акватории
|
такие перемещения недопустимы, их ограничивают путем постановки судна сразу на несколько
|
бочек.
|
ШВАРТОВНЫЕ ТРОСЫ
В качестве швартовных концов используются
растительные, стальные и синтетические тросы.
|
Количество и размер тросов определяются
согласно характеристики снабжения данного судна.
|
Стальные тросы применяются
все реже, т. к. они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических
|
усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах
|
являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. На нефтеналивных судах запрещается
|
использование стальных тросов.
|
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из
синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают
|
хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
|
Наиболее удобны швартовы из
полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за
|
меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при
|
использовании швартовых механизмов.
|
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они
|
плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при
|
трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую
|
обработку и не имеющие сертификатов.
|
Чтобы использовать положительные качества
синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На
|
швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из
|
синтетического троса в виде так называемой «пружины».
|
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже
1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру
|
Осмотр также необходимо производить после
стоянки на швартовых в экстремальных условиях.
|
На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на
береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.
|
Другой конец троса закрепляют
на кнехтах, установленных на палубе судна.
|
Рис. 2. Швартовная лебедка
| Рис. 3. Стоянка судна на швартовых
|
КНЕХТЫ
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга,
|
но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно
|
на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть
|
как двойные, так и одинарные.
|
|
Рис. 4. Кнехты:
| основание;
|
| прилив;
|
| тумба;
|
| обух
|
| шляпка;
|
| стопор;
| | Рис. 5. Крепление швартовного троса на кнехте
|
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют
наложением ряда шлагов в виде восьмерки так, чтобы ходовой конец троса находился
|
сверху. Обычно накладывают 2-3 полные восьмерки и только в исключительных случаях
|
доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают
|
схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.
|
КЛЮЗЫ
Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают
швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими
|
закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят
|
универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роулься. Такие клюзы предохраняют
|
трос от перетирания.
|
|
Рис. 6. Кормовые клюзы обыкновенные Рис. 7. Клюз универсальный
КИПОВЫЕ ПЛАНКИ
В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают
киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое
|
направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно
|
применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы
|
уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.
|
|
Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют
также направляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.
|
|
Рис. 8. Киповые планки
а)
| – с тремя роульсами;
|
б)
| - с двумя роульсами;
|
в)
| – без роульсов
|
Рис. 9. Направляющие роульсы
ВЬЮШКИ И БАНКЕТЫ
Для хранения швартовных тросов используют:
банкеты и вьюшки. Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого
|
закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу
|
троса.
|
Рис. 11. Банкета