Состав швартовного устройства, методы швартовки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав швартовного устройства, методы швартовки



Швартовное устройство предназначено для надеж­ного крепления судна к береговым и плавучим причальным со­оружениям.

В морской практике швартовные операции относят к наи­более ответственным и часто повторяемым операциям. Опреде­ленный риск, существующий при их выполнении, обусловлен

огромной инерцией судна и относительно малой местной проч­ностью его корпуса.

В СОСТАВ ШВАРТОВНОГО УСТРОЙСТВА ВХОДЯТ:

  — швартовы — гибкие связи, с помощью которых судно удерживается у причального
сооружения;
  — кнехты — стальные или чугунные тумбы, служащие для закрепления швартовов;
 
  — киповые планки, роульсы и клюзы, которые обеспечи­вают подачу швартова в нужном
направлении и предохраняют его от повреждений;
  — стопоры тросовые, предназначенные для временного удержания швартовного каната;
 
  — вьюшки для хранения швартовных канатов;
  — кранцы, предохраняющие корпус от повреждений при швартовке;
  — швартовные механизмы.

Применяют несколько типов швартовных операций:

  — бортом к причалу;
  — кормой к причалу;
  — к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе;
  — к бочке или к нескольким бочкам.

ШВАРТОВКА СУДНА БОРТОМ К ПРИЧАЛУ (ЛАГОМ) -

самый рас­пространенный тип швартовных операций, так как в этом слу­чае наиболее удобно
выполнять грузовые операции, принимать судовые запасы и снабжение. Преимущество этого типа
швар­товки — сравнительная простота подхода к причалу. При швартовке бортом обеспечивается
наиболее надежное крепление судна. Основным недостатком этой операции является то, что судно
занимает много места по длине причала. Усложняется отход судна от причала, особенно при
навальном ветре.
 
 

ШВАРТОВКА СУДНА КОРМОЙ К ПРИЧАЛУ

характерна для танкеров и военных кораблей. Этот тип швартовки не тре­бует большой
протяженности причальной линии, дает возмож­ность производить одновременно ремонтные работы
с обоих бортов, обеспечивает подход плавсредств к каждому борту, упрощает отход от причала.
Однако из-за усложнения погрузочно-разгрузочных работ и большой опасности повреждений руля и
винта при маневрировании суда швартуются кормой в основном в межэксплуатационный период и
для ремонта. При швартовке кормой к причалу обязательно отдается но­совой становой якорь с
наветренного борта.

ШВАРТОВКА К СУДНУ, СТОЯЩЕМУ НА ЯКОРЕ ИЛИ ДРЕЙФУЮЩЕМУ,

производится при необходимости передачи груза, топлива, воды или людей. Это наиболее сложный
тип швартовных операций.
 

Распространенной швартовной операцией является поста­новка судна на бочк у.

Обычно бочки имеют массивную якор­ную цепь-бридель, который соединяет ее с мертвым якорем.
Рым на верхней части бочки предназначен для закрепления швартова. Часто от массивной якорной
цепи, расположенной на грунте, вверх идет легкий тросовый бридель, поддерживаемый поплавком. С
судна выбирают поплавок и бридель, поднимают якорную цепь и соединяют ее с цепью судна.
Количество бочек, за которое закрепляют судно, зависит от ограничений, накладываемых на его
перемещения. Судно, стоя­щее на одной бочке (якоре), может занять любое место в круге, радиус
которого близок к суммарной длине судна, швартова и бриделя. Так как в стесненной акватории
такие пе­ремещения недопустимы, их ограничивают путем постановки судна сразу на несколько
бочек.

ШВАРТОВНЫЕ ТРОСЫ

В качестве швартовных концов используются

растительные, стальные и синтетические тросы.

Количество и размер тросов определяются

согласно характеристики снабжения данного судна.

Стальные тросы применяются

все реже, т. к. они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических
усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах
являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. На нефтеналивных судах запрещается
использование стальных тросов.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из

синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают
хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.

Наиболее удобны швартовы из

полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за
меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при
использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они
плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при
трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую
обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества

синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На
швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из
синтетического троса в виде так называемой «пружины».

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже

1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру

Осмотр также необходимо производить после

стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон, который надевают на

береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.

Другой конец троса закрепляют

на кнехтах, установленных на палубе судна.

Рис. 2. Швартовная лебедка Рис. 3. Стоянка судна на швартовых

КНЕХТЫ

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга,
но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно
на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть
как двойные, так и одинарные.
 

 

Рис. 4. Кнехты:
  основание;   прилив;
  тумба;   обух
  шляпка;   стопор;
Рис. 5. Крепление швартовного троса на кнехте

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют

наложением ряда шлагов в виде восьмерки так, чтобы ходовой конец троса находился
сверху. Обычно накладывают 2-3 полные восьмерки и только в исключительных случаях
доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают
схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

КЛЮЗЫ

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают

швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими
закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят
универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роулься. Такие клюзы предохраняют
трос от перетирания.
 

Рис. 6. Кормовые клюзы обыкновенные Рис. 7. Клюз универсальный

КИПОВЫЕ ПЛАНКИ

 

В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают

киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое
направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно
применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы
уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.
 

 

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют

также направляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.
 

 

Рис. 8. Киповые планки

а) – с тремя роульсами;
б) - с двумя роульсами;
в) – без роульсов

Рис. 9. Направляющие роульсы

ВЬЮШКИ И БАНКЕТЫ

Для хранения швартовных тросов используют:

 

банкеты и вьюшки. Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого
закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу
троса.

 


Рис. 11. Банкета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.012 с.)