Сущность и структура технологии культурно-досуговой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура технологии культурно-досуговой деятельности.



В настоящее время в России происходит процесс становление новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяются, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включают научную разработку и практическое обосновании новых идей и технологий, компьютерных средств обучения и развитие способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Если обратиться к термину «технология», то можно смело утверждать, что несмотря на то, что появился он совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и терминологию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина есть ряд объединяющих позиций, характерных для его понимания.

Так в толковом словаре Даля мы читаем: «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» отмечают, что технологии это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

По нашему мнению технология – это средства, формы и методы, используемые в учебном процессе, с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения. Следует отметить, что «педагогическая технология» может существовать в 3-х уровнях:

1. научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержания и методы обучения, проектирования, педагогические процессы;

2. процессуально—описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3. процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса сс применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на 3 основные группы: общие, функциональные и дифференцированные.

3. Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы происходящие в культурно-досуговой деятельности (например процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику культурно-досуговых учреждений).

4. Функциональные технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. (Примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности и ряд других).

5. Дифференцированные технологии представляют собой методики направленные на работу с отдельными категориями и различными возрастными группами населения. К числу данных методик относим: методику организационного досуга детей и подростков; методику молодежного досуга, методику семейного досуга, методику организации досуга лиц среднего пожилого возраста, о которых более подробно будет рассказано в последующих темах.

 

Лекция № 6

 

Тема: Общая характеристика содержания форм и средств культурно-досуговой деятельности.

 

Средства культурно-досуговой деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью культурно-досуговой деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к культуре, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств культурно-досуговой деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:

1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, юноша призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

4. всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, студии и т.д.), групповые (кружки, студии, секции, инициативные клубы, любительские объединения), коллективные (народные художественные коллективы, детские образцовые коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, постоянно действующие лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Вступление в какое-либо культурно-досуговое объединение, как и вообще участие в культурно-досуговой деятельности - дело сугубо добровольное. Работники учреждений культуры должны брать в расчет общий уровень культуры людей, их представления о досуге и различных формах досуговой деятельности, культурно-бытовые условия жизни людей, степень устойчивости их интересов к различным способам проведения свободного времени, готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Сколько и каких организационных форм иметь в конкретном культурно-досуговом учреждении или зоне его деятельности - в конечном счете должны решить проживающие в данном населенном пункте люди. Разумеется, в этом случае должна быть обеспечена всесторонняя информация и реклама, изучены интересы и потребности основных групп населения. Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, беседы, диспуты, конференции и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.). В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.

Можно классифицировать формы и по следующим признакам: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характерам; по основным направлениям культурно-досуговой деятельности; по организационным особенностям.

Методы культурно-досуговой деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в культурно-досуговой учреждениях. Субъект и объект воспитания в культурно-досуговой работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в культурно-досуговой деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования культурно-досуговой активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

д) методы социологических исследований культурно-досуговой деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

Приведенная классификация методов достаточно условна. В практической работе названные методы варьируются в зависимости от возраста участвующих в культурно-досуговых акциях людей; целей, преследуемых организаторами мероприятий; организационно-методической формы, взятой в работу; содержания идейно-эмоционального воспитательного материала и т.д. Практически во всех случаях культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

Лекция № 7

 

Тема: Основные компоненты профессионального мастерства работника культурно-досуговой деятельности.

 

В современном ритме функционирования, как мы видим, немаловажным условием эффективной деятельности учреждений культуры и, в частности, методических служб является профессионализм и компетентность специалистов культуры – методистов.

Составить определенное представление о тех навыках, умениях, качествах, факторах влияющих на продуктивную работу специалиста по данному профилю.

Во-первых – знание законов о культуре и нормативных актов регулирующих всю деятельность куцльтурно-досуговых учреждений и взаимоотношений между ними. В этом списке конечно, должны оказаться: Закон о культуре, все его 10 разделов, О кадровой политике, Об учреждениях культуры клубного типа, Об объектах культурного наследия, Об общественных формированиях, различные постановления и положения Министерства культуры и т.д.

Во-вторых, – владение основами делопроизводства, навыками фиксации и хранения и обработки полученной информации, умением структурировано выстроить систему хранения данных архива методической службы.

В-третьих, – уверенное пользование компьютером, компьютерными программами и соответствующими устройствами вода и вывода и, сейчас, даже мультимедийной аппаратурой (оптические и цифровые проекторы и пр.)

В-четвертых, - знание в теории и умение реализовать на практике основные формы куцльтурно-досуговой деятельности, будь то образовательные, информационные, рекреационные или другие их виды.

В-пятых, - современный специалист – методист культурно-досугового учреждения, должен однозначно обладать развитыми коммуникативными способностями, поскольку по роду своей повседневной деятельности вынужден и должен обращаться за помощью в самые различные организации. Будь то сельская библиотека или Министерство культуры, умение наладить контакт и поддержать творческую, как правило, взаимовыгодную связь пригодиться ему в любой ситуации.

В-шестых, - не стоит забывать, работник культурно-досугового учреждения, конечно же, ещё и менеджер. Правильно распределить собственное рабочее время, составить график пользования методическим кабинетом, написать план или подготовить отчет по текущей работе, суметь выстроить благоприятные отношения с руководством и коллективом, на всё это требуется специальная подготовка или как минимум смекалка и находчивость управленца, т.е. менеджера. Вот всего лишь несколько моментов влияющих на профессиональный облик специалиста культуры – методиста культурно-досугового учреждения. И этот список можно продолжать, поскольку с каждым новым днем, с каждым новым посетителем куцльтурно-досугового учреждения его (методиста) функции могут расшириться, а значит, и изменятся критерии его компетентности. Этот вопрос в свою очередь необходимо исследовать более подробно и обстоятельно с помощь социологических исследований. Опорным свойством методиста по художественной самодеятельности являются специальные способности. Они отвечают требованиям рассматриваемой деятельности и помогают исполнителю реализовать другие свойства. Коммуникативные способности методиста обеспечивают ему широкую систему общения. Эта система включает внешние и внутренние контакты. Внешние - общение с людьми, непосредственно не связанными с клубом, внутренние - отношения с руководителями кружков и участниками художественной самодеятельности. Коммуникативная мобильность методиста при внешних и внутрен­них контактах является предпосылкой успешного проявления его организаторских данных. Основой названных способностей является высокий уровень волевых и интеллектуальных свойств. Наиболее соответствует рассматриваемой деятельности практический характер мышления. К ведущим нравственным свойствам следует отнести принципиальность, гуманизм, честность, к характерологическим - самостоятельность, требовательность, общительность, активность, инициативность. Опорным свойством методиста по клубной работе являются конструктивные данные. Они определяют успех исполнителя в работе над теоретической частью клубных мероприятий. Большое значение для работника культуры имеют организаторские способности, вытекающие из характера и содержания его деятельности.

В формировании названных способностей большую роль играют память, творческое воображение, автономно проявляющиеся волевые уси­лия. Ведущими нравственными и характерологическими свойства­ми для данной деятельности следует признать идейность, убеж­денность, гуманизм, самостоятельность, активность и инициа­тивность, организованность.

 

Лекция № 8

 

Тема: Режиссер, режиссерское мастерство.

 

Для того чтобы понять кто такой режиссер, необходимо разобраться в чем суть профессии, что он делает на репетиции. Он выби­рает освещение, выбирает и назначает исполнителей, приглашает ху­дожника, композитора, чтобы представить тем, кто в зале, новую реаль­ность. Художественную. Вначале – одни слова. Актеры читают их по тетрадке. Потом персонажи начинают узнавать друг друга, пригляды­ваться друг к другу и пристраиваться. Слова и отношения наполняются смыслом и чувством. Возникает действие. Воображаемая жизнь превращается в жизнь всамделишную, из плоти и крови. Воссоздавая ре­альность, режиссер “берет” в дело все: приметы времени, его ритм и цвет, но прежде всего идеи времени. Он может их принимать или отвер­гать, воспевать или иронизировать, плакать над жизнью или утверждать ее, его страсть, его мысли, соединившись с мыслями и чувствами всех создателей спектакля, впервые открываются на репетициях. Репетиции – минуты свободного творчества, свободного “думания”. Как выразился Питер Брук: “Репетировать – это думать вслух”. Режиссер – это не толь­ко тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее иг­рать, кто умеет расположить их на сцене, в декорациях. Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать “впрок”. Нужно приучить себя наблю­дать и до поры до времени складывать на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссеру огромную службу. “Режиссер 20 века – обязательно мыслитель, психолог, дипломат, педагог, в нем гармонически должны сочетаться одержимость, вдохновение и расчет, он толкователь и организатор воплощения своего замысла, и это вероятно самая трудная профессия в мире. Режиссер должен уметь играть на человеческой душе. Знать колебания, которые позволяют ему руководить душой артиста, и с ним вместе, “через него”, находить отклик в душах зрителей. Режиссер – это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги. Театр всегда должен приносить людям радость познания мира. Театр, лишенный высоких принципов, для меня не театр, я не хочу ему служить, не верю, что он нужен людям, не верю, что у него есть перспективы”.

Замысел есть результат раскрытия внутреннего содержания дра­матургического материала. Иными словами, если до зрителя донесено внутреннее содержание сценария, значит замысел воплощен, достигну­та цель, которую поставил перед собой автор сценария культурно-досуговой программы. А раскрытию внутреннего содержания и служат все приемы и выразительные средства, которые имеются в наличии у режиссера. Режиссер сочиняет программу, композиционно выстраивая все ее многочисленные звенья. Процесс создания сценария – основной этап в пути создания культурно-досуговой программы. Он длителен, сложен, но необходим.

Какими организаторскими способностями важно обладать режиссе­ру-постановщику культурно-досуговой программы, если у него еще нет: 1) сценария; 2) труппы; 3) помещений для репетиций; 4) реквизиторской; 5) бутафорской; 6) мастерских для изготовления декораций и еще мно­гого другого?

Постановщик культурно-досуговой программы, во-первых, начинает работу с процесса выявления проблемы. Затем, написав сценарий про­граммы, при доработке и в процессе самой постановки устраняет не­точности в тексте, словесной образности, затянутости и невыразительности текста, несоответствие текста реальным возможностям режис­серского решения, начинается период переработки, сокращения и до­бавления нового текста, для полного соотношения между частями и це­лым.

Второе. Постановщик встречается с будущими исполнителями, распределяет роли, создает из них единомышленников в достижении творческой цели. Следует не просто собрать их вместе, не просто за­ставить слепо выполнять те или иные указания, а увлечь своим замыс­лом, чтобы каждый участник знал и понимал свою задачу и был готов ее реализовать.

Третье. Репетиционный период, как правило, занимает немного времени, ввиду интенсивности работы учреждений культуры. В связи с этим репетиции проводятся чаще всего по эпизодам.

Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны создать единую, большую и глубокую концепцию постановки. Нельзя раскрыть философский аспект изображаемой действительности, игнорируя ее жизненный аспект, философская мысль в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же концепция, взятая вне философской, родит искусство мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе они – и жизненная и философская – не смогут раскрыться, если они в своем единстве не найдут себе яркой сценической формы и не превратятся таким образом в эстетическую концепцию.

Какой же из многочисленных элементов режиссерского замысла берет режиссер за основу в поисках эстетической концепции культурно-досуговой программы? Режиссер, разумеется, имеет право начать работу с любого компонента: с декоративного оформления, с мизансцен, с ритма или общей атмосферы. Но очень важно, чтобы он при этом не забывал основной закон сценического искусства, согласно которому главным его элементом, носителем его специфики или, по выражению Станиславского, "единственным царем и владыкой сцены" является актер.

Все другие компоненты К.С. Станиславский считал вспомогательными. Вот почему нельзя признать решение постановки найденным, пока не решен основной вопрос – кто будет играть в этой программе? Другие вопросы: в каких декорациях, при каком освещении, в каких костюмах и прочее решаются в зависимости от ответа на этот коренной вопрос – в развернутой форме он может быть сформулирован так: какие особые требования в области внутренней, так и внешней техники следует предъявить к актерам – участникам данной программы? Разумеется, в актерском исполнении любой постановки и любой роли должны быть налицовсе элементы актерской техники, отсутствие хотя бы одного из них зачеркивает все остальные. Но применительно к каждой постановке в отдельности перед режиссером стоит вопрос, ка­кие из этих элементов следует в данной постановке выдвинуть на пер­вый план, чтобы, ухватившись за них, как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить, в конце концов, и всю цепочку?

Проработка замысла очень важна детальная разработка всех составных частей постановки до мельчайших подробностей. Решения: мизансценическое, сценографическое, светозвуковое и, безусловно, сама игра актеров. То есть эти видения проходят проверку в материале. Путем этих проверок и выясняется, что можно оставить, что имеет право существовать, что нет. И как, какими средствами режиссер будет достигать того, чтобы родился целостный художественный образ постановки. Здесь очень важно не оторваться от основной идеи, не уйти в деталировку, потому что подчас сильное увлечение деталями отвлекает внимание от целого, разрушает восприятие образа. Настоящий художник всегда умеет найти такую образную деталь, в которой, как в фокусе, концентрируется сущность данного явления. Такая деталь нередко в силу своей выразительности всплывает в памяти раньше, чем сам образ, созданный постановщиком.

В замысле режиссера культурно-досуговой программы сливаются воедино сценическая, философская, жизненная и эстетическая концепции. Культурно-досуговая программа только тогда будет близка зрителю, когда он почувствует своей душой, своим сердцем в ней правду жизни, волнующую его сегодня, и заставит задуматься. Создаваемая программа должна волновать зрителя, заставлять его думать, доставлять ему эстетическое наслаждение и воспитывать в нем чувство прекрасного.

Самый благородный замысел, самое глубокое предвидение, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выражены, не заключены в образную форму. Поэта делает поэтом не одно поэтическое чувствование действительности, но умение заключить это чувствование в “ритм отточенной пики”, найти для выражения волнующей его темы ритм, размер, строфическую организацию.

Песня не станет песней, покуда музыка, звучащая в сердце композитора, не получит свой лад, гармонию, мелодическую завершенность. Картина рождается не тогда, когда художника поразит тот или иной пейзаж, а когда он сумеет закрепить пейзаж самыми материальными красками на самом материальном холсте.

Режиссеру необходимо научиться реализовать драматургическое произведение воплощенным, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом передаст авторское содержание. Такова главная задача режиссера, его функция как идейного и творческого руководителя постановки.

Создавая культурно-досуговую программу, режиссер сразу “рисует” в своем воображении зримый образ будущей постановки. Этот первоначальный замысел принято называть видениями. Как правило, эти первые интуитивные ощущения бывают верными. В них режиссеру представляется общая атмосфера будущей постановки: характер музыки, цветовая гамма, мизансценические решения, может быть, сценографические моменты и т. д.

Эти видения обычно ассоциативны. Но первые видения необходимо тщательно проверять именно тем, что волнует режиссера сегодня в жизни. Если возникает потребность рассказать о том, что волнует сегодня, значит, это произведение нужно воплощать. Тогда режиссер должен разрабатывать концепцию воплощения своих видений в действие.

Качество режиссерского замысла определяется найденным образным решением. Решение это тесно связано со сверхзадачей режиссера, с ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое произведение, что хочет вызвать в сознании зрителя, в каком направлении хочет на него воздействовать?

При создании замысла режиссеру необходимо изучить материал, то есть, выяснить время, эпоху, обычаи, обряды, нравы, стиль, музыку, изобразительное искусство, интерьер, архитектуру, костюмы. Все это необходимо для того, чтобы иметь перед собой полную картину той жизни, о которой пойдет речь на сцене. Режиссер как губка впитывает в себя всю литературную основу, все компоненты драматургического замысла, чтобы потом уметь передать все это актерам, поставить им четкие, конкретные задачи, соответствующие общей сверхзадаче постановки.

Эмоциональное отношение к жизни (тот ракурс, под которым воспринимает ее режиссер 20 века, так и 21) и есть сверхзадача режиссерского сценического воплощения. Данное произведение при этом явится как бы “призмой”, сквозь которую этот эмоциональный ракурс будет рассматриваться. Поэтому так важно разобраться в драматургическом замысле культурно-досуговой программы, то есть, что хотел сказать сценарист своим произведением. Это важно потому, что замыслы сценариста и режиссера не всегда совпадают. Это зависит от многих причин, особенно от тех жизненных и временных событий, куда включено его режиссерское поколение, от тенденций социального развития, идей времени, культурного уровня и т.д. Замысел режиссера непосредственно связан с тем, насколько актуально данное произведение сегодня. Поэтому, как видим, режиссерский замыселвплотную связан с идеей и сверхзадачей будущей культурно-досуговой программы.

В состав режиссерского замысла входит:

а) идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения (сценария, инсценировки);

б) характеристика отдельных персонажей;

в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе;

г) решение постановки во времени (в ритмах и темпах);

д) решение постановки в пространстве, в характере мизансцен и планировок;

е) определение характера и принципов сценографии и музыкально-шумового оформления.

На замысел оказывают существенное влияние творческие методы: игры, иллюстрации, театрализации.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить В.И. Немирович-Данченко, из “зерна” будущей постановки. Определить словами, что такое “зерно”, не так-то легко, хотя для каждой постановки важно найти точную формулу, выражающую это зерно. “Зерно” приводит в действие фантазию режиссера 20-21 века. И тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рожденные этим зерном моменты будущего действия (постановки). Иные – смутно, и неопределенно, иные – ярко и отчетливо: какая-нибудьмизансцена, звучание и ритм того или иного куска диалога, деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всей постановки или отдельного эпизода. И чем дальше, тем интенсивнее работает фантазия режиссера, постепенно заполняя своими вымыслами белые пятна на карте режиссерского замысла.

 

Лекция № 9

 

Тема: Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговых программ и технология их реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.065 с.)