Методы контроля колесных пар в эксплуатации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля колесных пар в эксплуатации



Содержание

Введение………………………………………………………………….

Лабораторное занятие № 1 Исследование технического состояния колесной пары на соответствие требованиям в эксплуатации……………………….

Лабораторное занятие № 2 Исследование технического состояния буксового узла на соответствие требованиям в эксплуатации……………………..

Лабораторное занятие № 3 Исследование технического состояния рессорного подвешивания на соответствие требованиям в эксплуатации……….

Лабораторное занятие № 4 Исследование технического состояния тележки грузового вагона на соответствие требованиям в эксплуатации…………

Лабораторное занятие № 5 Исследование технического состояния тележки пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации ……

Лабораторное занятие № 6 Исследование технического состояния гидравлического гасителя колебаний на соответствие требованиям в эксплуатации…………………………………………………………………………….

Лабораторное занятие № 7 Исследование технического состояния автосцепного устройства на соответствие требованиям в эксплуатации………

Лабораторное занятие № 8 Исследование технического состояния рамы и кузова пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации………………………………………………………………………….....

Лабораторное занятие № 9 Исследование технического состояния рамы и кузова грузового вагона на соответствие требованиям в эксплуатации …

Лабораторное занятие № 10 Исследование технического состояния привода генератора на соответствие требованиям в эксплуатации…………….

Лабораторное занятие № 11 Исследование технического состояния тормозного оборудования грузового вагона на соответствие требованиям в эксплуатации ……………………………………………………………………

Лабораторное занятие № 12 Исследование технического состояния электропневматического тормоза пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации……………………………………………………….

Лабораторное занятие № 13 Исследование технического состояния пневматического тормоза пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации………………………………………………………………

Лабораторное занятие № 14 Исследование технического состояния электрооборудования и систем контроля пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации…………………………………………….

 

Список использованных источников……………………………………

 

Введение

Методическое пособие служит для освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1 Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.

2 Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

3 Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

Пособие может быть использовано в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих профессий:

16269 Осмотрщик вагонов;

16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов;

18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.

Целью методического пособия является овладения практическими умениями и навыками:

- для эксплуатации и технического обслуживания ходовых частей грузового вагона;

– для обнаружения неисправностей в элементах ходовых частей подвижного состава по внешним признакам и известными в эксплуатации передовыми методами контроля;

– для определения соответствия технического состояния ходовых частей вагона требованиям нормативных документов на основании проведенных измерений.

Настоящее пособие окажет практическую помощь студентам в самостоятельной подготовке к защите по данной тематике, а также к сдаче квалификационного экзамена по профессии осмотрщик вагонов и осмотрщик-ремонтник вагонов.

 

 

Лабораторное занятие № 1

Тема Исследование технического состояния колесной пары на соответствие требованиям в эксплуатации

Цель Изучить методы обнаружения неисправностей при техническом обслуживании колесных пар под вагоном, устройство специального мерительного инструмента для контроля колесных пар в эксплуатации, научиться производить инструментальный обмер элементов колесных пар и делать выводы о возможности дальнейшей эксплуатации на основании произведенных измерений

Оснащение и оборудование: шаблон абсолютный (черт. Т 447.05.000 СБ); толщиномер для измерения толщины обода колеса (черт. Т 447.07.000 СБ); шаблон для измерения вертикального подреза гребня (черт. Т 447.08.000 СБ); линейка (ГОСТ 427-75); кронциркуль (ГОСТ 166-89); молоток массой 0,2 кг ГОСТ 2310-77 с ручкой длиной 0,6—0,7 м (черт. № 1352.003); шаблон измерения расстояния между внутренними гранями ободов колес (черт. Т 447.02.000 СБ); скоба ДК для измерения диаметра колеса (черт. Т 447.01.000 СБ); колесные пары полигона.

Ход занятия

1. Проверка знаний по нормативным требованиям к колесным парам в эксплуатации.

2. На предложенном варианте колесной пары полигона произвести инструментальный обмер колесной пары. Занести данные в карту измерений – таблица 1.

Номер и место расположения на полигоне колесной пары Таблица 1

Параметры измерений Диаметр Толщина гребня Прокат равномерный Прокат неравномерный Дефекты Толщина обода Ширина обода
правое колесо              
левое колесо              

 

3. Сделать выводы о возможности использования колесной пары под грузовым и пассажирским подвижным составом на основании произведенных измерений.

Оформление отчета

1. Ответить на вопросы контрольной карточки с заполнением таблицы 2

Таблица 2

№ карточки 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
           

2. Выбрать вариант для практической части контроля колесной пары. Подписать контрольный лист и занести результаты измерений в таблицу 1

3. Вывод. Согласно произведенным измерениям, данная колесная пара может эксплутироваться как под грузовым, так и под пассажирским вагоном.

Теоретические сведения

Требования запрещающие эксплуатацию колесных пар

Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, а также при износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава (нормативные значения приводятся в таблице № 7).

При обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесных пар: пассажирский со скоростью не более 100 км/ч, грузовой — не более 70 км/ч.

При глубине ползуна свыше 2 до 6 мм разрешается следование поезда со скоростью 15 км/ч, а при ползуне свыше 6 до 12 мм — со скоростью 10 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена.

При ползуне свыше 12 мм разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза).

Подвергать выкатке и расформированию колесные пары со сдвигом или ослаблением ступицы колеса на подступичной части оси. Признаком ослабления посадки ступицы колеса на оси является разрыв краски по всему периметру в месте сопряжения с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла. Колесная пара не бракуется, если при разрыве краски выделение из-под ступицы колеса ржавчины или масла не наблюдается. Признаками сдвига ступицы колеса на оси служит полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу), полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь).

В грузовых поездах, а также в пассажирских, обращающихся со скоростью не выше 120 км/ч, допускается устранять «навар» абразивным кругом. При этом зачищенные участки должны удовлетворять следующим требованиям: на зачищенном месте не должно быть трещин, переход от зачищенной поверхности к не зачищенной должен быть плавным, зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками, а в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм.

Метод Дубовикова Е.Г.

Метод осмотрщика-ремонтника Дубовикова Е.Г. ПТО Дема Куйбышевской ж.д. по выявлению неисправностей колесных пар заключается в следующем - обращать внимание на поверхность катания колеса. Если износ поверхности катания колеса происходит по не по центру, а ближе к гребню на уклоне 1:20, то необходимо осмотреть внутреннюю грань колеса, диск, приободную зону, а также среднюю часть оси на наличие трещин. Данную колесную пару нужно проверить вскрытием смотровой крышки с обеих сторон, на проверку торцевого крепления и возможного разрушения роликовой буксы.

Если поверхность катания изнашивается на уклоне 1:7 со сдавливанием фаски, возможно ослабление и проворот упорного кольца, что приводит к износу переднего подшипника и попадания металлической стружки в смазку. Накопление металлической стружки между крепительной крышкой и корпусом буксы является следствием того, что противоположная сторона колесной пары имеет остроконечный накат гребня (при условии, что тележка не модернизирована износостойкими пластинами). В этом случае необходимо вскрыть и осмотреть роликовую буксу.

Метод Каримова Р.Р.

Эффективным является метод определения трещин в дисках колесных пар с применением магнита, предложенного осмотрщиком ремонтником Каримовым Р.Р. ПТО Дема Куйбышевской ж.д. Каримов внимательно осматривает приободную зону напротив ползуна и рядом, особенно у колес с тонким ободом. При осмотре пользуется лупой, щеточкой трещину не зачищает, поскольку трещина забивается частичками металла и визуально не видна. В другом случае может быть использован магнит, который устанавливается с обратной стороны диска колеса напротив предполагаемой трещины, при этом применяемая металлическая пыль может концентрироваться около трещины. Обращается внимание на остроконечный накат на гребне колеса, если видно отклонение полоски наката в сторону внутренней грани колеса, в виде «восьмерки», то это место на ободе осматривают с особой тщательностью, здесь наиболее вероятна трещина.

Лабораторное занятие № 2

Тема: Исследование технического состояния буксового узла на соответствие требованиям в эксплуатации

Цель: изучить устройство специального мерительного инструмента для контроля буксовых узлов в эксплуатации, методы обнаружения неисправностей при техническом обслуживании буксовых узлов при встрече сходу и после остановки, научиться производить контроль букс и делать выводы о возможностях их дальнейшей эксплуатации

Оснащение и оборудование: молоток массой 0,2 кг ГОСТ 2310-77, с ручкой длиной 0.6—0,7 м (черт. № 1352.003); шаблон Басалаева; бесконтактный термометр «Кельвин» (технические условия МФКВ.К 1.02.003 ТУ); колесные пары полигона с буксовыми узлами.

Ход занятия

1. Проверка знаний по нормативным требованиям к буксовым узлам в эксплуатации.

2. На предложенном варианте вагона или всего полигона произвести контроль состояния буксовых узлов остукиванием. Назвать возможные неисправности букс после проведения контроля.

3. Проверить указанные буксы шаблоном Басалаева. Сделать выводы на основании произведенных измерений.

Оформление отчета

1. Ответить на вопросы контрольной карточки с заполнением таблицы 8

Таблица 8

№ карточки 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос
         

2. Ознакомиться с маршрутом обхода на полигоне. Подписать контрольный лист.

3. Согласно произведенного визуального контроля и остукивания, отметить на планшете номера букс, которые по вашему мнению являются неисправными.

4. Перенести номера неисправных букс на контрольный лист.

 

Теоретические сведения

Требования, запрещающие эксплуатацию буксовых узлов

Запрещается постановка в поезд и следование в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

- ослабление болтового крепления смотровой или крепительной крышек буксы, вмятины смотровой крышки, выпуклости и протёртости её;

- повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.

Неисправностями буксового узла с подшипниками кассетного типа, требующими отцепки вагона, являются:

- выброс смазки на диск и обод колеса, вызванный перегревом подшипников, наличие в месте переднего уплотнения равномерного валика смазки не является браковочным признаком для подшипников с адаптером;

- сдвиг корпуса буксы;

- обрыв болтов М20 или М24 торцевого крепления подшипников на оси;

- наличие воды или льда в корпусе буксы, выброс смазки в крышку смотровую, контролируемые при подозрении на неисправность подшипника после снятия крышки смотровой буксового узла;

- повышенный нагрев верхней части корпуса буксы или адаптера;

- температура нагрева верхней части корпуса буксы не должна достигать 60ºС, без учета температуры окружающего воздуха, и определяется с помощью бесконтактного измерителя температуры "Кельвин".

Лабораторное занятие № 3

Тема: Исследование технического состояния рессорного подвешивания на соответствие требованиям в эксплуатации

Цель: изучить устройство специального мерительного инструмента для контроля положения фрикционных клиньев в эксплуатации, научиться производить контроль элементов рессорного подвешивания при техническом обслуживании вагона и делать выводы о возможностях дальнейшей эксплуатации

Оснащение и оборудование: молоток массой 0,2 кг ГОСТ 2310-77 с ручкой длиной 0,6—0,7 м (черт. № 1352.003); шаблон замера завышения и занижения фрикционных клиньев (Т 914.19.000 СБ); фонарь (ГОСТ 4677-74); грузовые тележки полигона.

Ход занятия

1. Проверка знаний по нормативным требованиям к рессорному подвешиванию в эксплуатации.

2. На предложенном варианте тележки произвести контроль состояние рессорного подвешивания тележек грузовых вагонов.

3. Проверить положение фрикционных клиньев. Сделать выводы на основании произведенных измерений.

Оформление отчета

1. Ответить на вопросы контрольной карточки с заполнением таблицы 10

Таблица 10

№ карточки 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
       

2. Ознакомиться с маршрутом обхода на полигоне. Подписать контрольный лист.

3. Согласно произведенного визуального контроля и остукивания, а также, контролируя шаблоном Т 914.19.000 СБ, отметить на планшете сторону и тележку, которая, по вашему мнению, не соответствует требованиям содержания рессорного подвешивания в эксплуатации.

4. Перенести выявленные неисправности рессорного подвешивания на контрольный лист по форме таблицы 11

Зачетный листок по рессорному подвешиванию тележки

Группа ФИО

Таблица 11

Наименование параметра Полувагон 1-я тележка Полувагон 2-я тележка Тележка 18-578 Крытый 1-я тележка Крытый 2-я тележка Грузовая тележка В правом ряду
Положение клиньев* Правая сторона: - Правый клин - Левый клин Левая сторона: - Правый клин - Левый клин            
Наличие трещин в рессорном комплекте            
Прочие              

Примечание: - если положение фрикционного клина в пределах норматива, то в соответствующей строке проставить букву «Н»;

- если положение фрикционного клина имеет завышение, то в соответствующей строке проставить «+»;

- если положение фрикционного клина имеет занижение, то в соответствующей строке проставить «-»

Теоретические сведения

Требования, запрещающие эксплуатацию тележек с неисправностями рессорного подвешивания

Запрещается постановка и следование в поездах вагонов с просевшими пружинами, вызывающими перекос кузова или удары рамы о ходовые части, а так же вагонов, у которых рессорное подвешивание имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

- изломы, отколы, трещины витков, отсутствие хотя бы одной пружины;

- протертости, коррозийные повреждения более 10 % площади сечения витков;

- смыкание витков пружин;

- смещение опорных витков;

- свободное состояние пружины в рессорном комплекте (не нагружена);

- излом хомута, листа рессоры или излом пружины, а также отсутствие хотя бы одной пружины; трещины хомута, листа рессоры или пружины;

- сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;

- излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;

- излом или трещина в деталях центрального люлечного подвешивания;

- обрыв заклепки фрикционной планки, допускается ослабление не более одной заклепки крепления фрикционной планки, излом или трещина в клине амортизатора излом упорного бурта клина амортизатора;

- трещина в корпусе фрикционного гасителя колебаний тележек типа КВЗ-1, КВЗ-1М, УВЗ-9М;

- свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах, и завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8 мм или занижение более 12мм;

- повреждения износостойких элементов;

- трещины, изломы, отколы чугунного фрикционного клина, составных планок фрикционных в узле гасителя колебаний.

Дополнительно для тележек моделей 18-578 не допускается:

- видимая часть клина имеет трещины (рисунок 11);

- необычный износ клина или его вертикальная поверхность не прилегает к фрикционной планке;

- трещины, излом или отсутствие полиуретановой накладки наклонной поверхности фрикционного клина (рисунок 11);

Рисунок 11 – Фрикционный клин с накладкой

- трещины износостойкой фрикционной планки;

- обрыв (отсутствие) одной и более заклепок фрикционной планки.

Лабораторное занятие № 4

Тема: Исследование технического состояния тележки грузового вагона на соответствие требованиям в эксплуатации

Цель: изучить методы контроля литых частей грузовых тележек в эксплуатации и устройство специального мерительного инструмента для контроля зазоров в скользунах грузовой тележки в эксплуатации, научиться производить измерение зазоров в скользунах при техническом обслуживании вагона, производить поиск неисправностей в элементах тележек и делать выводы о возможностях дальнейшей эксплуатации вагона.

Оснащение и оборудование: молоток массой 0,2 кг ГОСТ 2310-77 с ручкой длиной 0.6—0,7 м (черт. № 1352.003); лупа 10-х увеличения (ГОСТ 25706—83); досмотровая штанга УД 01.2/0,35 - 6м; набор щупов для замера зазоров скользунов (Т 914.21.000 СБ); фонарь (ГОСТ 4677-74); фотодионый фонарь; перочинный нож; щетка металлическая; шлифовальная шкурка; грузовые тележки полигона.

Ход занятия

1. Проверка знаний по нормативным требованиям к грузовым тележкам в эксплуатации.

2. На предложенном варианте грузовой тележки полигона произвести контроль состояния ее. Записать выявленные неисправности.

3. Произвести контроль величины зазоров в скользунах. Сделать выводы на основании произведенных измерений.

Оформление отчета

1. Ответить на вопросы контрольной карточки с заполнением таблицы 12

Таблица 12

№ карточки 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
       

2. Ознакомиться с маршрутом обхода на полигоне. Подписать контрольный лист.

3. Согласно произведенного визуального контроля и остукивания, а также, контролируя набором щупов для замера зазоров скользунов Т 914.21.000 СБ, отметить на планшете сторону и тележку, которая, по вашему мнению, не соответствует требованиям содержания в эксплуатации.

4. Перенести выявленные неисправности на контрольный лист по форме таблицы 13

Зачетный листок по грузовой тележке

Группа ФИО

Таблица 13

Наименование параметра Полувагон 1-я тележка Полувагон 2-я тележка Тележка 18-578 Крытый 1-я тележка Крытый 2-я тележка Грузовая тележка В правом ряду
Зазоры в скользунах: Справа Слева Суммарный            
Наличие трещин в рессорном комплекте            
Наличие трещин в литых частях            
Прочие              

Теоретические сведения

Метод Макаровой Н.П.

Метод, применяемый осмотрщиком Макаровой Н.И. ПТО Анисовка Приволжской ж.д. позволяет выявлять трещины в литых деталях тележек. Чаще всего трещины возникают в буксовом проеме по радиусу, на опорных поверхностях боковой рамы, на опорных поверхностях подпятника. Трещины выявляются при осмотре внутренних ребер жесткости в районе шкворня. Признаками наличия трещин по цвету является буро-красная окраска металла вдоль трещины или в виде валика инея зимой, или валика пыли летом. В месте образования свежей трещины всегда имеется тень, что хорошо просматривается при освещении трещины фонарем.

Метод Фаращяна

Осмотрщик-ремонтник Фаращян Г.А. разработал и применяет свою систему обнаружения трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов.

При осмотре вагонов обращает внимание на головку автосцепки и ударную розетку. При наличии следов ударов на этих деталях внимательно осматривает все четыре боковые рамы тележки. Если отверстие валика подвески башмака разработано и овально, то имеет место неравномерный прокат или выщербины по кругу катания, при этом нужно осмотреть буксовый проем – в наружном углу с внутренней стороны боковой рамы могут быть трещины.

При наличии блестящей полосы на скользунах может быть трещина отбуртовки технологического окна с внутренней стороны боковой рамы. При наличии износа или следов трения фрикционного клина и наклонной поверхности надрессорного бруса, излома фрикционного клина, излома и ли трещины фрикционной планки, ослабления или обрыва двух и более заклепок фрикционной планки излома пружин блестящей полосы сверху пружины в виде кольца, нужно осмотреть оба технологических окна боковой рамы.

При наличии трещины или излома коробки скользуна нужно осмотреть боковую раму со стороны поврежденного скользуна.

При повышенном зазоре между буксой и направляющей поверхностью буксового проема или наличии блестящей полосы на направляющих буксового проема нужно обращать внимание на буксовый проем с внутренней стороны рамы.

Кроме того, если имеются свежие следы ремонта сваркой ударной розетки, а пружина, фрикционный клин, фрикционная планка или коробка скользуна отличается от других (при ремонте поставлены новые), имеются свежие следы сварки при ремонте упорных угольников - нужно осмотреть обе боковые рамы тележки.

Требования запрещающие эксплуатацию грузовых тележек

Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках, которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

- трещина в литой боковой раме (рисунок 12), надрессорной балке литой конструкции (вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления и ремонта надрессорных балок, не служат основанием для браковки);

- трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трехосной тележки; трещины в консолях соединительной балки четырехосных тележек; - трещина в подпятнике, пятнике в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне (рисунок 13);

трещины 1-8,11,12

откол направляющего буртика 9

откол ушков в местах крепления фрикционных планок 10

деформация боковой рамы (изгиб, пропеллерность)

излом крепления фрикционных планок

ослабление крепления фрикционных планок

Износы поверхностей;

- направляющих буксового проема В

- опорной поверхности буксового проема С

- фрикционных планок (неподвижных) D

Рисунок 12 - Дефекты боковых рам

Трещины 1-10

Износ поверхностей А, В, С, D

Рисунок 13 - Дефекты надрессорных балок

- трещина в верхнем скользуне, отсутствие или излом колпака скользуна тележки типа 18-100 или планки скользуна трехосных тележек;

- суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у основных типов четырехосных вагонов более 20 и менее 4 мм; цистерны, хоппера для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей и хопперов-дозаторов типа ЦНИИ-ДВЗ более 14 и менее 4; хопперы для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2, ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не более 12 и не менее 6 мм; у думпкаров ВС-80, ВС-82 (модель 33-682), ВС-85 - не более 20 и не менее 12 мм; у думпкаров модели 33-692, 33-693 - не более 6 и не менее 3 мм.

Допускается отсутствие зазоров между скользунами одной стороны тележки. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается, у думпкаров модели 33-682, 33-692, 33-693 зазор между скользунами по диагонали не более 9 и не менее 3 мм, при этом суммарный зазор между скользунами должен быть в пределах, указанных выше;

- отсутствие или излом шкворня в тележках всех типов вагонов;

- отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки типа 18-100;

- у восьмиосных цистерн суммарный зазор между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца цистерны менее 4 и более 15 мм;

между соединительной и надрессорной балками с обеих сторон одной двухосной тележки - менее 4 и более 20 мм.

Не допускается отсутствие зазоров: в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны; по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок; по диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок;

- обрыв (отсутствие) хотя бы одного болта, соединяющего шкворневую с поперечными или надрессорными балками трехосных тележек;

- отсутствие хотя бы одного из валиков, соединяющих балансиры с хоботами боковин трехосных тележек или подкладок боковин;

- трещина в корпусе фрикционного гасителя колебаний тележек типа КВЗ-1, КВЗ-1М, УВЗ-9М;

- обрыв хотя бы одной заклепки или болта крепления пятника или подпятника, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки восьмиосного вагона; в кронштейнах тормозного оборудования;

- у цистерн для перевозки газов суммарные зазоры в скользунах менее 4 мм и более 14 мм. Отсутствие зазоров, хотя бы с одной стороны одной тележки под таким вагоном, требует отцепки для проверки износов пятника и подпятника. Зазоры проверяются грузовладельцами перед и после загрузки газовых цистерн;

- повреждения износостойких элементов (рисунок 14):

• изломы, трещины, механические повреждения, деформации чаш подпятника, скоб сменных в буксовом проеме.

Рисунок 14 - Износостойкие элементы в конструкции тележки

 

- у грузовых вагонов с тележками модели 18-578, с тележками модели 18-100 модернизированных по техническим условиям "Тележки двухосные модели 18-100. Комплексная модернизация с установкой износостойких элементов и колесных пар с нелинейным профилем колес ИТМ-73" ТУУ 35.2-01124454-028:

• отсутствие элементов скользуна на тележке вагона;

• наличие зазора между колпаком скользуна 3 и износостойкой планкой 5 верхнего скользуна расположенной на раме вагона (рисунок 15);

1 - корпус скользуна; 2 - упругий блок; 3 - колпак; 4 - ролик;

5 - износостойкая планка; 6 - регулировочные прокладки;

7 - надрессорная балка; 8 - верхний скользун

 

Рисунок 15 - Упруго-катковый скользун тележки

• трещина или деформация корпуса скользуна;

• трещина, деформация или отсутствие колпака скользуна;

• ослабление крепления корпуса скользуна на надрессорной балке.

• ослабление резьбового крепления корпуса 1 скользуна и износостойкой планки 5 (рисунок 15);

• трещины или излом верхнего скользуна;

Лабораторное занятие № 5

Тема: Исследование технического состояния тележки пассажирского вагона на соответствие требованиям в эксплуатации

Цель: изучить наиболее вероятные зоны возникновения трещин в элементах пассажирских тележек в эксплуатации, места проведения измерений нормативных папраметров пассажирской тележки при техническом обслуживании вагона, производить поиск неисправностей в элементах тележек и делать выводы о возможностях дальнейшей эксплуатации вагона.

Оснащение и оборудование: молоток массой 0,2 кг ГОСТ 2310-77 с ручкой длиной 0,6 - 0,7 м (черт. № 1352.003); лупа 10-х увеличения (ГОСТ 25706 -83); досмотровая штанга УД 01.2/0,35 - 6м; фотодионый фонарь; перочинный нож; щетка металлическая; шлифовальная шкурка; пассажирские тележки полигона.

Ход занятия

1. Проверка теоретических знаний по нормативным требованиям к пассажирским тележкам в эксплуатации.

2. Проверка на практике знаний, требующих указания на пассажирской тележке мест контроля нормативных параметров и зон вероятного возникновения трещин.

3. На предложенном варианте пассажирской тележки полигона произвести контроль состояния ее. Записать выявленные неисправности и результаты замеров не соответствующие нормативам в эксплуатации.

4. На рисунке 16 показать выявленное несоответствие требованиям в эксплуатации с пояснением в чем данное несоответствие заключается.

5. Произвести контроль величины зазоров в скользунах. Сделать выводы на основании произведенных измерений.

Оформление отчета

1. Ответить на вопросы контрольной карточки с заполнением таблицы 14

Таблица 14

№ карточки 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
       

2. Согласно предложенного варианта указать место измерения нормативного параметра или зоны поиска трещины.

3. Согласно произведенного визуального контроля и остукивания предложенного варианта пассажирской тележки, отметить на планшете выявленнные отклонения от требований содержания тележки в эксплуатации.

4. Указать выявленные неисправности на рисунке 16.

Например: Зазор между потолком буксы и рамой тележки составляет 51 мм при допускаемом в эксплуатации не менее 56 мм.

Между поддоном и шайбой предохранительного стержня отсутствует зазор, что свидельствует об обрывк люлечной подвески.

Рисунок 16 – Пассажирская тележка КВЗ-ЦНИИ

Теоретические сведения

Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

- трещины в балках, сварных швах рамы;

- трещины в деталях рессорного и люлечного подвешивания;

- трещины предохранительных скоб и неисправности их крепления;

- трещины поддонов центрального рессорного подвешивания тележек
КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, ТВЗ-ЦНИИ-М;

- трещины в пятниках, подпятниках, скользунах, продольных поводках и неисправность их крепления;

- суммарный зазор в горизонтальных скользунах с обеих сторон тележки (кроме тележек КВЗ-ЦНИИ, где нет зазоров в горизонтальных скользунах) не менее 2 мм и не более 6 мм;

- суммарный зазор в вертикальных скользунах с одной стороны тележки:
у тележек ЦМВ - не более 16 мм, у тележек КВЗ-5 - не более 8 мм, у тележек

КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М - не более 30 мм (при этом зазор между вертикаль­ными скользунами поперечной балки рамы тележки и надрессорной балкой должен быть не менее 5 мм);

- превышение кромки чугунного вкладыша над кромкой коробки скользуна надрессорной балки тележек КВЗ-ЦНИИ не менее 11 мм;

- зазор между упорной кромкой подпятника и пятником в тележках КВЗ-ЦНИИ не менее 9 мм;

- зазор между втулкой шпинтона и затянутой корончатой гайкой не до­пускается;

- ослабление крепления фрикционных амортизаторов шпинтона не допус­тимо;

- отсутствие или неправильная установка тарельчатой пружины между втулкой и корончатой гайкой шпинтона не допустимо;

- отсутствие корончатой гайки шпинтона или её шплинта не допускается;

- зазор между надрессорной балкой и рамой тележки (или планкой на ра­ме) тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ не менее 20 мм и не более 100 мм;

- зазор между рамой тележки КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М и вер­хом буксы не менее 56 мм, у тележек ЦМВ не менее 43 мм;

- отсутствие зазора между опорной шайбой предохранительного болта и сферой в поддоне тележек КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М не допустимо;

- зазор между опорной балкой и подвеской надрессорной балки тележек ЦМВ должен быть не более 20 мм;

- ослабление крепления или разрушение резиновых пакетов поводков не допустимо;

- зазор между корпусом гасителя колебаний и кронштейном надрессорной балки не менее 7 мм;

- зазор между накладкой продольной балки рамы и опорным листом надрессорного бруса у тележек ТВЗ-ЦНИИ-М не менее 25 мм. Разность двух зазо­ров, относящихся к одной продольной балке, не более 6 мм;

- зазор в тележках КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М между верхней накладкой (скользуном) на продольной балке и скользуном на надрессорном брусе менее 35 мм (суммарный зазор должен быть 80-90 мм).

Примечание: все зазоры следует проверять под тарой вагона, перед поста­новкой его в поезд, на прямолинейном участке пути.

- выпуклость резины в креплении поводка по отношению к металлической армировке пакета не более 6 мм;

- зазор между корпусом генератора типа 2ГВ и основными, а также до­полнительными предохранительными скобами не менее 5 мм и не более 8 мм;

- ослабленное резьбовое соединение или отсутствие болтов, шплинтов
крепления подвески не допустимо;

- трещины в лапах крепления генераторов;

- сдвиг редуктора на оси колесной пары не допустим;

- изношенные или треснувшие тарели, просевшие, изношенные или разо­рванные вкладыши амортизатора подвески генератора не допустимы.

При ТО-1 безлюлечных тележек 68-4075 и 68-4076 проверить:

- состояние сварных швов. Трещины в сварных швах и основном металле не допускаются;

- износ втулок кронштейнов крепления вертикальных и горизонтальных гасителей колебаний не более 0.5 мм;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.168 с.)