Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.



Налоговое правонарушение (НП) – виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (Статья106 НК РФ).

Формы вины при совершении НП (ст.110 НК РФ):

1) Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2) Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало или сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3) Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) или вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4) Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц или ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111 НК РФ):

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств (устанавливается способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (доказываются представлением документов, относящихся по смыслу и содержанию к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (устанавливается наличием соответствующих документов этих органов, относящихся по смыслу и содержанию к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение).

При наличии вышеизложенных обстоятельств, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виды налоговых правонарушений:

· нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ) (штраф 5 тыс. руб., если просрочил более 90 дней – штраф 10 тыс. руб.);

· уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ) (выполнение деятельности без постановки на учет – штраф 10% (не менее 20 тыс. руб.) от полученных доходов, более 3-х месяцев – штраф 20%);

· нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ) (штраф 5 тыс. руб.);

· непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ) (штраф 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц (не более 30% и не менее 100 руб.), более 180 дней – 30% от суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 дня);

· грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ) (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика в течение одного налогового периода – штраф 5 тыс. руб.; в течение более одного налогового периода – штраф 15 тыс. руб.; если эти же деяния повлекли занижение дохода – штраф 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.);

· неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ) штраф в размере 20% от неуплаченной суммой налога, если умышленно – штраф 40%);

· невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ) (штраф 20% от суммы, подлежащей перечислению);

· несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ) (штраф 10 тыс. руб.);

· непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ) (штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ, если документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями – штраф 5 тыс. руб.);

· ответственность свидетеля (ст.128 НК РФ) (неявка или уклонение от явки – штраф 1 тыс. руб.; неправомерный отказ от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний – штраф 3 тыс. руб.);

· отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (стю129 НК РФ) (отказ от участия – штраф 500 руб., ложный перевод – штраф 1 тыс. руб.);

· неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст.1291 НК РФ) (если не содержит признаков правонарушения – штраф 1 тыс. руб., повторно – штраф 5 тыс. руб.);

· нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ) (открытие банком счета без свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица);

· нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст.133 НК РФ) (пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки);

· невыполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ) (штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика или налогового агента другим лицам, но не более суммы задолженности);

· невыполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст.135 НК РФ) (пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки);

· непредставление налоговым органам сведений о фин-хоз деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст.135 НК РФ) (штраф).


Билет № 11

Полномочия Федерального собрания, Правительства, Федеральной службы финансового, бюджетного надзора в области контроля.

Парламентский контроль осуществляется представительными (законодательными) органами РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции, установленной КРФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Организация парламентского контроля регулируется регламентами представительных (законодательных) органов власти.

Формы парламентского контроля:

1) предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам);

2) текущий контроль (путем рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и реализации отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных (законодательных) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами);

3) последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).

Контроль представительных (законодательных) органов РФ и субъектов РФ согласно БК предусматривает право этих органов на:

1) получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

2) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

3) утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;

4) создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита;

5) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти обязаны представить органам представительной (законодательной) власти всю информацию, необходимую для парламентского контроля.

Основные положения парламентского контроля в финансовой сфере – ФЗ от 08.05.1994 «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» (формы и методы осуществления контрольных функций законодательной власти, процедурные аспекты их реализации). Процессуальные и технические вопросы – Регламент СФ ФС РФ и Регламент ГД ФС РФ.

Федеральному Собранию КРФ отводит существенную роль в организационно-правовом обеспечении государственного ФК (к ведению ГД и СФ относятся вопросы формирования руководящего звена главных контрольных и надзорных органов страны; для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют Счетную палату).

Финансовый контроль в системе органов исполнительной власти (административный контроль).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ (все вопросы финансового контроля в рамках исполнительной власти входят в компетенцию Правительства РФ). Все последующее нормативное регулирование финансового контроля исполнительной власти регулируется на уровне подзаконных актов.

Административная реформа 2004 года изменила структуру Правительства РФ и всей системы федеральных органов исполнительной власти. Произошло существенное перераспределение их функций и полномочий.

В компетенцию федеральных министерств входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (но они не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также правоприменительные функции).

Функции по контролю и надзору – действия по контролю и надзору за исполнением установленных законодательством общеобязательных правил поведения – входят в компетенцию федеральных служб (в ходе реализации этих функций допускается издание индивидуальных правовых актов, но они не вправе осуществлять общеобязательное правовое регулирование).

Правоприменительная функция составляет компетенцию федеральных агентств (предполагает издание индивидуальных правовых актов, но они не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 15 июня 2004 г. N 278

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

I. Полномочия

 

5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор:

5.1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

5.1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства

5.1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета,

5.1.4. за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

5.2. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.3. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.4. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.6. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.7. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.8. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

5.9. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

5.10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.11. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.12. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы;

5.13. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5.14. в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

5.14.1. проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

5.14.2. проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

5.14.3. направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

5.14.4. осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

5.14.5. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

5.14.6. заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

5.14.7. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

5.14.8. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

5.14.9. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

5.14.10. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

5.14.11. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов.

6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, а также полномочия по контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях и территориальных органах).

 

III. Организация деятельности

 

8. Сотрудники Службы:

8.1. при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;

8.2. при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.048 с.)