Сущность, функции и принципы фп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и принципы фп



Прибыль предприятия, сущ-ть

Прибыль предприятия, сущ-ть, состав, функции.

В эк литературе – много формулировок по опр-ю прибыли.

Точки зр-я прибыль:

1 эк точки зр-я –– разность м-ду ден поступлениями и ден выплатами.

2 Хоз – разность м-ду имущ состоянием предприятия на конец и начало отчетного года

3 фин и бух точки зр-я – разность между доходами и расходами предприятия.

Доходы - увеличение эк выгод в результате поступления ден ср-в, иного имущества, приводящее к увеличению капитала.

В зав-ти от хар-ра, усл-й получения и направлений его дея-ти ДОХОДЫ:

1) от обычных видов дея-ти – выручка от реализации продукции, вып-х работ, оказанных услуг.

Такие доходы – прибыль от реализации продукции, вып-х работ, оказанных услуг

3) прочие доходы

Операционные

Внереализационные

Чрезвычайные

Для эк расчетов исп-ся:

1) прибыль от реализации продукции – разность м-ду выручкой от реализации продукции, вып-х работ, оказанных услуг без НДС и затратами на пр-во продукции, включаемыми в себест-ть продукции

ПЗ=ФЗ (П+МЗ+А+Налоги)

Затраты=на упр персонал+комерческие

2) балансовая прибыль – баланс общ суммы всех прибылей и убытков. Состоит из: прибыль(убыток) от реализации продукции + прибыль(убыток) от реализации мат ср-в, активов + прибыль(убыток) от реализации осн фондов и др внеоб активов+доходы от валютных, курсовых разниц+ от цен бумаг и др долгосрочных фин вложений+связ с фин операциями+внереализационные доходы (расходы)

Из нее в соотв-и с налоговым зак-вом – обязательные платежи, в рез-те чего обр-ся чистая прибыль.

4) чистая прибыль – разница между 2 и обязательными платежами из прибыли (налогами, относимыми на фин рез-т, налоги на прибыль)

Группа налогов относимых на фин рез -ты: налог на имущ-во. на рекламу, на сод-е жилищного фонда и объектов соц-культ сферы, сборы на нужды образоват-х учр-й, на сод-е милиции

В рос налог законодательстве налогом на прибыль облагается не та прибыль, котроая отражает рез-ты дея-ти, а та, которая показана в бух отчетности.

Исходная база для исчисления налогообл-ой прибыли – балансовая прибыль, которая корректируется на суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницы м-ду суммой выручки по рын и фак ценам и т.д.

При таких корректировках бывают случаи когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Поэтому источником уплаты такого налога служит вместе с прибылью обор ср-ва предприятия

Общая ставка налого на прибыль – 24%, но она уточняется в зав-ти от источника получения прибыли

Гос-во предоставляет льготы по налогу на прибыль при условии использования прибыли на:

- капитальные вложения произ назначения

- стр-во жилья

- финансирование природно-охранных мероприятий

- проведение научно-тех работ

- благотверит цели

Сущность прибыли вытекает из ее функций:

1) прибыль – критерий и показатель эф-ти дея-ти предприятия

2) стимулирующая – это объясняется тем, что прибыль явл-ся осн источником прироста собственного капитала, а также основой инвестиционной, дивидендной и соц политики предприятия

3) хар-ет эф-ть реализации любого инветстиционного решения на предприятии (внедрение прогр техн-й, освоение нов пр-ва)

4) осн источник формирования доходов бюджетов всех уровней – прибыль поступает в бюджет в виде налогов, эк санкций, исп-ся на различные цели, определенные расходной частью бюджета

  1. Планирование прибыли

Управление прибылью всегда начинается с планирования фин поступлений в расчетном периоде.

Фин планирование осущ-ся фин службами предприятия на основе информации:

1) расчетных потребностей предприятия в фин ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспр-ва, как суммы затрат по всем направлениям дея-ти предприятия

2) фактически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов

3) рез-ов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода

При планировании процесса формирования прибыли надо уделять внимание:

1) в соврем усл-ях для предприятия высока вероятность уменьшения выручки в следствии сокращения произв загрузки мощностей по сравнению с их плановой величиной. Это определяет планирование дор источников финансирования и прежде всего внереализ поступлений.

2) Для существенного расширения фин возможностей предприятия надо корректно минимизировать планируемых платежей по налогу на прибыль и др налогам.

Планирование прибыли – осн часть фин планир-я на предприятии.

Объект планирования – эл-ты балансовой прибыли, прежде всего прибыль от реализации продукции

Основа расчетов прибыли – планируемый объем продаж (выручка) и полная себест-ть реализ продукции. Они рассчитываются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемго периода.

Объем реализ-й продукции (выручка) = Он+ТП-Ок (остатки на начало и конец, ТП-товарная продукция)

Две оценки объема: по ценам реализации и по полной себест-ти

Потом определяется фин рез-т – разница объемов реализации в 2 оценках Прибыль=ТП(Цена-Себест-ть)

Перемножив составляющие, определяем фин рез-т – разница между выручкой и полной себес-ю, т.е. Прибыль=Выручка без НДС – Полные затраты

Недостатки данного метода:

1) не учитывается уменьшение полной себест-ти продукции за счет экономии уд пост затрат при увел-и объемов пр-ва

2) не учит-ся действие фактора отнесения затрат на пр-во к фактич периоду их осущ-я

Для устранения этого планирование осущ-ся методом возд-я операционного рычага и методом опр-я фин прочности предприятия.

 

///

Планирование прибыли с использованием эф-та операционного рычага. Чем выше – тем сильнее возд-е операционного рычага. Эф-т опер рычага=(выручка от реализации продукции-перем затраты)\прибыль=маржинальный доход\прибыль

Любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 к 1,167

Задача …

Метод определения запаса фин прочности – основан на расчете точки безубыточности и запаса фин прочности предприятия. Точка безуб-ти (мертвая точка) – физ объем пр-ва продукции, при котором величина выручки от реализации = затратам на пр-во.

Точка без-ти=постоянные затраты\(цена реализации ед продукции-себест-ть ед переменных затрат)

Объем реализации продукции, соответствующей точке беззуб-ти – порог рентабельности.

Порог рент-ть=постоянные затраты\(к-т маржинального дохода) =постоянные затраты\(мажинальный доход\выручка)

Запас фин прочности – отношение превышения планируемой выручки от реализации, порога рент-ти к планируемой выручке, выраженное в %.

В стоимостном выр-и запас фин прочности – берем только числитель

Факторы роста прибыли

В процессе планирования прибыли важно определить за счет каких факторов она растет или снижается. Т.к. прибыль от реализации продукции= тов продукция *(цена реализации ед прод-себест-ть), то видно что прибыль зависит от 3 факторов:

- цены реализации – гл фактор формир-я прибыли. Зависит от инфляц процессов, рынков сбыта продукции, ассортимента и кач-ва продукции.

- себест-ти реализованной продукции

Способы снижения себест-ти: экономия топливно-сырьевых рес-ов, мат и труд затрат, сокращение адм, коммерч и др расходов. Но оно имеет свой предел – потом снижается кач-во продукции.

Новые методы управления затратами – управленческий учет. С его помощью осущ-ся контроль за издержками предприятия, особенно эффективен учет по цетрам отв-ти – форма управления затратами позволяет рационализировать стр-ру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и принятие решений соотв-щим управляющим. Эти менеджеры несут отв-ть за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение плана. На кажд предприятии с введением упр учета долж быть сформировано 4 центра отв-ти:
выручки, затрат прибыли, инвестиций.

-Менеджер центра выручки отвечает за сбыт продукции, ее кач-во, за развитие маркетинг сети, за цену реализации.

-Менеджер центра затрат – за произв затраты, затраты по сбыту продукции.

-Менеджер центра прибыли несет 2-ю отв-ть – отвечает за сформированный фин результат, контролирует дея-ть предыдущих менеджеров.

-Менеджер центра инвестиций – отв-ть за вложенный соб-й капитал предприятия и долгосрочные обязат-ва, за вложенную прибыль, кредиты (займы) банка более 1 года.

- тов продукции (по ассортименту и номенклатуре) – люб продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования … – насыщение рынка этим товаром. Продукция потом морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокрощается или прекращается вообще. Для сохранения ур-ня прибыли важно определить момент начала проектирования

и запуска пр-ва.

Этап проетирования и освоения продукции занимает определ время, в теч-и которого пр-е несет убыток. Затем с момента выпуска продукции – убытки снижаются, растет прибыль при пост издержках. При достижении ровновесия спроса и предл-я прибыль растет, либо остается неизменной в зав-ти от спроса на продукцию.

Показатели рентабельности

Фин результат от реализации продукции – в виде абс или относит выражения.

Абсолютный показатель – прибыль, которая отражается в стоимостной оценке. Прибыль=выручка –полн себест-ть. Недостаток: стоим оценка подвержена влиянию инфляции, дает необоснованную оценку в динамике рассмотрения прибыли.

Поэтому рассчитывают относит показатели прибыли – показатели рентабельности.

Они позволяют опр-ть какую прибыль имеет предприятие с кажд рубля вложенных в активы ср-в.

Система показателей рентабельности. В числителе - всегда прибыль.

Рентабельность может оцениваться по эк и фин оценке.

Показатели рентабельности с эк точки зр-я: все умн на 100%

1 - рентабельность от пр-ва продукции =прибыль от реал-и*полн себест-ть

Ск-ко прибыли на ед либо 100 руб вложенных затрат.

2 – рентабельность объема продаж = прибыль от реал-и\выручка

Ск-ко прибыли на рубль полученной выручки

3 – рентабельность пр-венно-хоз дея-ти = балансовая прибыль\ср годов величина осн пр фондов+обор фондов

Ск-ко прыбили на ед, 100 руб вложенных сов-х фондов

4 – рентабельность фондов = прибыль от реализации\ср годов ОПФ

///

Фин планирование

Сущ-ть

Перспективн фп

Текущее

Оперативное

Сущ-ть

Изменеия в рын эк-ке

1. Планирование от сбыта. В наст вр планирование – от заключения договоров на пр-ве. Раньше – от процесса пр-ва.

2. Оптовая цена предприятия фор-ся с учетом соотв уровня рентабельности по выпускаемым видам продукции

3. Ведется упр учет, позволяющий распределять затраты на пост и переменные, и при этом рассчит-ся порог рент-ти и запас фин прочности предприятия

4. Обязат усл-е для кажд предприятия – проведения фин анализа, на основе кот опр-ся фин уст-ть, платежеспособность, кредитоспос-ть предпр-я

Поэтому возросло значение фин планирования. Его сущ-ть и значение:

фин планир-е:

1) воплощает выработанные стратегич цели в форму конкретных фин показателей

2) обеспечивает фин ресурсами осн пропорции разв-я предприятия

3) предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта в усл-ях конкуренции

4) инструмент получения фин поддержки от внешних инвесторов

Осн задачи фин планир-я:

1) обеспеч-е необходимыми фин рес-ми производствен, инвестицион, фин дея-ти

2) опр-е путей эф-ого вложения капитала и оценка степени рац его использования

3) выявление внутрихоз резервов увеличения прибыли за счет экономного использования ден ср-в

4) устан-е рац фин отношений с банком. бюджетом и др контр-агентами

5) соблюдение интересов акционеров и др инвесторов

6) контроль за фин состоянием предприятия его платежесп-ю и кредито-ю

Фин план, который формируется на предприятии призван обеспечить фин рес-ми предпринимательский план хоз субъекта.

Методы фин планир-я:

- эк анализа – опр-ет осн тенденции, закономерности в дуижении натур и стоимомтных показателей, внутрихоз резервы предприятия

- нормативный – на основе нормативов рассчит-ся потребность предприятия в фин рес-ах и их источниках. Так нормативами могут служить ставки налогов и сборов, ам отчисления

- балансовый – для опр-я буд потр-ти в фин ср-вах и основан на прогнозе поступления ср-в и затрат по осн статьям баланса на опред дату в перспективе

- денежных потоков – инструмент для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых фин рес-ов. Дает более объемную информацию, чем балансовый.

- много вариантности расчетов – расработка альтернативных вариантов, выбор из них оптимальный при разл критериях выбора

- экономико-мат моделирования – количественно выр-ет тесноту взаимосвязи м-ду фин показателями и осн факторами, которые их опр-ют

Этапы фин планирования:

1) анализ фин показателей за предыдущ год. Для этого исп-ся осн фин док-ты: бух баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении ден ср-в

2) составление осн прогнозых док-ов: прогноз баланса, отчет о прибылях и убытках, о движении ден ср-в, которые относятся к перспективным фин планам и вкл-ся в стр-ру научнообоснованного бизнес-плана предприятия

3) уточнение и конкретизация показателей прогноза по ср-вам составления текущих фин планов

4) фин планирование

Процесс фин планирования завершается практическим внедрением планов в пр-во и контролем щза их выполнением.

Фин планирование в зав-ти от сод-я. назначения и задач:

- переспективное

- текущее

- оперативное

Перспективн фп

Оно опр-ет важнейшие показатели дея-ти предприятия, темпы и пропорции расшир воспр-ва, гл форма реализации этих целей. Фп охватывает от 1 до 3 лет – условный хар-р, т.к. зав-т от эк стабильности и возможности прогнозирования объемов фин рес-ов и направлений их использования

Пер планир-е: разработка фин стратегии предприятия, прогнозир-е его фин дея-ти

Разработка фин стратегии – особая область фп, т.к. являясь составной частью общей стратегии эк развития, она долж быть согласована с общей стратегией. Фин стратегия также ок-ет влияние на общую.

Фин стратегия – опре-е долгосрочных целей фин дея-ти и выбор наиболее эф-х способов их достиж-я.

ГЛ ЦЕЛЬ – макс прибыли предприятия

Опр-ся фп по конкр напр-ям фин дея-ти.

Прогнозирование – основа персп планир-я, отражает предвидение возможных изменений.

В чем-то прогноз будет менее подробным, чем плановые показатели дея-ти предприятия

Осн методы перспективного планирования:

эк-мат моделирование

В начале – признание факта стабильности изменений осн показателей предприятия от одного отч года к др.

Рез-т перс план-я – разработка 3 док-ов: прогноз, отчет о прибылях и убытках, прогноз движ-я ден ср-в, прогноз бух баланса.

Осн цель построения этих документов – оценка фин состояния предприятия на конец планируемого года

Для составления прогнозных фин док-ов надо правильно опрделить объем буд продаж – объем реализ-й продукции. Такой объем формир-ся на основе заключенных договоров с покупателями и заказчиками. Как правило – на 3 года. Чем меньше срок – тем конкретнее.

Прогнозы продаж выр-ся в натур и стоимостных измерителях.

Объем продаж опр-ся на основе показателей:

1) объем продаж в натур выр-и

2) цена реализации ед прод, ты сруб

3) индекс цен в %

4) объм реализации в ден выр-и

Перспект планир-е осущ-ся с пом метода экстраполяции и эк-мат моделир-я.

Рассчитанный объем продаж в свою оч-дь обосновывается в 3-х выше названных док-ах.

Прогноз отчета о приб и убытках – с пом-ю прогнозир прибыли, вкл-ет показатели:

1- выручка от реал-и продукции, работ, усл (без НДС, акцизов)

2- себест-ть реализованной продукции

3- ком расходы

4- упр расходы

5- прибыль\убыток от реализации (1-2, 3, 4)

6 - % к получению

7 - % к уплате

8 - доходы от участия в др орг-ях

9 – прочие опер доходы

10 – проч опер расходы

11 – прибыль\убыток от фин-хоз дея-ти (5+6-7+8+9-10)

12 – проч внереал доходы

13 – проч внереал расх

14 - прибыль\уб планового периода (11+12-13) – валов, баланс прибыль

15 – налог на прибыль – 24%

16 – отвлеченные ср-ва

17 – нерасп прибыль\уб планового периода 14-15-16

В наст вр при формир-и прогноза отчета о приб и уб – метод безубыточности пр-ва=метод «из-ки-объем-прибыль»

Этот метод опр-ет:

1) объемы пр-ва и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности

2) установить размер желаем прибыли

3) увеличить гибкость фин планов путем учета разл вариантов изменения ситуации (факторов: ценовых, объема продаж и ее динамики)

Этот метод сводится к опред-ю ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Прогноз баланса

В отличии от прогноза отчета о приб и убытках, который пок-ет динамику фин операций предприятия прогноз баланса – фиксированную, стат картину фин равновесия предприятия.

Стр-ра прогнозируемого баланса соотв-ет общепринятой стр-ре отчетного баланса, т.к. в кач-ве исходного ист-ка исп-ся отч баланс на посл дату.

При планируемом росте объема продаж активы предприятия долж быть соот-но увеличены, т.к. для наращивания пр-ва и сбыта продукции треб-ся доп ден ср-ва.

Рост активов предприятия д сопровождаться увелич-ем пассивов, т.к. растет кред зад-ть и увелич-ся потребность в заемных и привлеч ср-вах

Прогноз о движении ден ср-в

отражет движ-е ср-в по: тек, фин, инвестиц, дея-ть предприятия.Опр-ет ск-ко ден ср-в необходимо вложить в хоз дея-ть предприятия, cинхронность поступл-я и расход-я ден ср-в и опред-ть буд ликв-ть предприятия.

Показатели:

1) ист-ки поступл-я ден срв

1.1. доходы от основн дея-ти (с амортизацией)

1.2. эмиссия цен бумаг

1.3. банк кредиты и займы

1.4. прочие поступления и доходы

1.5. всего ден поступлений

2) ист-ки выбытия ден ср-в

2.1. зарплата

2.2. увелич-е осн капитала (инвестиции)

2.3. ув-е товарно-мат ценностей

2.4. др издержки

2.5. прочие платежи с налогами, % и ссудами

2.6. итого выплат

После формир-я прогноза движ-я ден ср-в оперделяют стратегию финансир-я предприятия - вкл-ет:

1) опред-е источников долгосрочного финансир-я

2) формир-е стр-ры и затрат капитала

3) выбор способов наращивания долгосрочного капитала

Текущее

1 год – за год в основном выравниваются сезонные колебания коньюктуры рынка. Это составная часть перспект плана, это конкретизация его показателей.

Оно состоит в разработке 3-х видов планов:

1) план прибылей и уб

Имея данные о прогнозе объема продаж можно быстро рассчитать кол-во необход фин рес-ов. Анализ соотн-я дох-ов и расходов – позволяет оценить резервы увеличения соб капитала предприятия. Можно произвести расчет плановых величин, разл налог выплат и дивидендов.

ЭТАПЫ:

1 – расчет планов суммы ам отч-й, т.к. она явл-ся частью себест-ти и предшествует плановым расчетам прибыли.

2 – способы опред-я суммы затрат: ТРАДИЦИОН – на основе нормативов сост-ся смета затрат на сырье и материалы, оплату труда, наклад расходы. СПОСОБ ПО ЦЕНТРАМ ОТВ-ТИ – разработка матрицы затрат, указывающей 3 размерности затратной информации (размер-ть центра отв-т и – где возникла эта статья затрат, р-ть произв программы – ее цель возн-я, р-ть элемента затрат – какой вид рес-ов исп-ся)

При суммировании затрат по строкам матрицы в итоге – плановые затраты, неободимые для опр-я цены и рентабельности произв программы.

Матрица затрат способствует:

- сокращению затрат с учетом отв-ти за это конкр должностных лиц

- контролю и сокращению отклонений факт затрат от нормативных

3 – опред-е выручки от реализации продукции. В кач-ве исх точки берется выручка от реализации прошлого года. Эта величина изменяется в тек планир-и в рез-те изм-я показателей: себест-ти продукции, цен реализации, цен на покупные материалы и комплектующие, оценки осн ср-в и кап вложений предприятия, оплаты труда (в связи с инфл-ей)

План приб-ей и уб-ов – ПОКАЗАТЕЛИ:

1 – чист выручка от реал-и (без НДС, акцизов. там пошлин)

2 – себест-ть реализованной продукции

3 – вал прибыль 1-2

4 – расходы, связ с осн дея-ю

5 – прибыль\убыток от продаж 3-4

6 – операц доходы за минусом расходов

7 – внереал доходы за минусом расходы

8 – прибыль до налогообл-я 5+6+7

9 – налог на прибыль

10 – ч-кист прибыль 8-9

11 – дивиденды

12 – нераспред прибыль 10-11

2) план движ-я ден ср-в

3) план бух баланса

Они отражают одинак фин цели предприятия, основываются на одних исх данных, должны корреспондированться др с др.

Для точности расчета рез-та осущ-ют дробление планового периода на 3, 6 мес

Оперативное

Осущ-ся нарастающим итогом, начинается с 5, 10, 15, 20, 30, 60, 90 дней.

Цель – контроль за поступлением фактич выручки на р\с и расходованием наличных фин рес-ов предприятия.

Это связано с тем, что финансир-е плановых мероприятий должно осущ-ся за счет зароботанных предприятием ср-в, что требует повседневного эф-ого контроля за формированием и использованием фин рес-ов.

Оперативный план – часть фин планир-я. Поэтому при его сост-и надо исп-ть объективную инф-ю о тенденциях разв-я предприятия, уровне инфл-и, возможных изменениях в технологии и орг-и произв процесса.

Оно вкл-ет разработку 3 док-ов:

1) платежный календарь

2) кассовый план

3) кредитный план

 

1) ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

При его сост-и фин отдел использует инф-ю б\у по осн счетам предприятия, инф-ю об уплате налогов, состоянии деб и кред зад-ти, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и т.д.

Задачи:

1 – орг-я учета ден поступлений и предстоящих расходов предприятия

2 – формир-е инф базы о движении ден притоков и оттоков

3 – ежедневный учет изменений в инф базе

4 – анализ неплатежей и орг-я конкр мероприятий по их преодолению

5 – расчет потр-ти в краткоср кредите в случае нехватки ден поступлений

6 – расчет по суммам и срокам временно свободных ден ср-в предприятия

7 – анализ фин рынка с позиции выгодного размещения временно своб ден ср-в предприятия

Такой платежный календарь сост-ся на 5 дневку, 10 дней, декаду, максимум на месяц.

Срок опр-ся исходя из периодичности осн платежей предприятия. Наиболее целевсообразно сост-ть платежный календарь на месяц с разбивкой по декадам.

Для того, чтобы календарь был реальным, его составителям надо следить за ходом пр-ва и реализации продукции, состоянием запасов, деб зад-ти.

В плат календаре притоки и оттоки ден ср-в (как в нал и безнал форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить фин ошибки и разработать мероприятия по их устранению.

Информацион база – планы предприятия, в частности план реализации продукции, смета затрат, план кап вложений, и др, договора, счета фактуры, график выплаты зарплаты, внутр приказы и тд

Процесс составл-я платеж календара – 6 этапов:

1. Выбор периода планирования. Как правило – квартал, либо месяц. На предприятиях, где часто изменяются ден потоки возможны более короткие периоды план-я (декада)

2. Планир-е объема реал-и продукции (работ, услуг). осущ-ся по конкр методике с учетом объема пр-ва в рассматримаемом периоде и изменения остатков гот продукции

3. Расчет объема возможных ден поступлений (доходов). Опред сложность на этом этапе – если предприятие применяет методику опред-я выручки по мере отгрузки тов-ов – метод начислений. Большинство предприятий отслеживает ср период времени, кот-й треб-ся для того, чтобы оплатить счета. Ден ср-ва и изменение деб зад-ти можно рассчитать по УРАВНЕНИЮ:

ДЗнач+Выручка=ДЗкон+Ден поступления

Более точный расчет предполагает Классификацию дз по срокам ее погашения, который устан-ся на 30, 60, 90 и тд дней. ДЗ корректируется на потенциально безнадежные долги

4. Оценка ден расходов, ожидаемых в плановом периоде. Отд эл-т дан этапа – погашение кред зад-ти. Считается. что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может сделать отсрочку по платежу. Процесс неоплаты платежа – растягивание КЗ. Отсроченная КЗ выступает доп источником краткосрочного финансир-я.

5. Опред-е ден сальдо. Оно – разность м-ду суммами поступлений и расходов за период планирования.

6. Подведение итогов. Отражает у предприятия надостаток \ излишек ден ср-в.

Плат календарь в виде таблицы.

Плат календарь на месяц (с разбивкой по декадам), руб.

Показатели – Декады (1, 2, 3)

А. Поступление ср-в.

1. Выручка от реализации

2. Деб зад-ть

3. Доходы от др видов дея-ти

4. Поступление от родителей на сод-е дет садов

5. Др ден поступления

ВСЕГО ПОСТУПИЛО СР-В

Б. Расходование ср-в

1. Закупки товарно-мат ценностей

2. Оплата поставщикам в тек месяце

3. Оплата кред зад-ти

4. Прямая зарплата

5. Др тек расхды

6. Плата во внебюдж фонды

7. Плата в бюджет

8. Содержание объектов соц сферы

9. Кап строит-во

10. Погашение кредита

11. Уплата % за кредит

12. Выплата из фонда потребления

13. Выплата дивидендов

14. Прочие расходы

ВСЕГО РАСХОДОВ

В. Приток\отток ден ср-в = А-Б

Текущее сальдо

Начальное сальдо

Конечное сальдо

Мин допустимое сальдо

ИЗЛИШЕК +, НЕДОСТАТОК – ДЕН СР-В

Ожидаемое сальдо на конец периода (В) сравнивается с мин суммой ден ср-в на р\с, которые целесообразно иметь в кач-ве страх запаса, для прогнозируемых заранее выгодных инвестиций (размеры мин суммы по инв-ям опред-ся менеджерами предприятия)

Если предприятие испытывает недостаток ден ср-в, то это может служить сигналом ухудшения фин состояния.

МЕРЫ:

1 – перенести часть первоочередных расходов на след календ период

2 – ускорить по возможности отгрузку и реализ-ю продукции (снизить цены)

3 – меры по изысканию доп источников (привлекать краткоср кредиты банка)

МЕРЫ – ЕСЛИ ИЗЛИШЕК: (это фин уст-ть, платежеспособность предприятия)

инвестировать в высоколиквидные цен бумаги.

2) КАССОВЫЙ ПЛАН

Это план оборота наличных ден ср-в, которые поступают и выплачиваются ч-з кассу.

Он необходим для контроля за поступлением и расходованием нал денег.

Своевременное сопоставление фактич данных с предусмотренным кассовом планом дает основание для принятия мер по устранению расхождений.

Коммерческому банку, обслуживающему предприятие, кассовый план необходим, чтобы сопоставить сводный кассовый план по отношению ко всем клиентам.

Исходные данные для составления кассового плана:

- предполагаемые выплаты по фонду зарплаты и фонду потребления в части ден ср-в, не входящих в фонд оплаты труда

- информация о продаже мат рес-ов или продукции работникам

- сведения о сумме налогов и тд

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в опред лимитах, установленных учреждениями банков по соглашению с рук-ми предприятий (60 тыс.)

Ден наличность сверх установленного лимита предприятия обязаны сдавать в банки в порядке и сроке, согласованными с банком.

Кассовый план разрабатывается на квартал, в установл срок предост-ся в ком банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании

Ком банк в свою очередь анализирует достоверность показателей кассового плана, и в необход случаях (по согласованию с предприятием) производит корректировку.

На многих предприятиях сост-ся налоговый календарь – указ-ся когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

3) КРЕДИТНЫЙ ПЛАН

Сост-ся в случае, если предприятие испытывает потребность в кратоср финансир-и. Тогда предприятие должно обосновать размер кредита, опред-ть сумму с учетом %, посчитать эф-ть кредитного мероприятия, составить договор с банком о кред облуживании.

Заключит этап фин планир – СВОДНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА – хар-ка осн показателей годового фин плана: величина и стр-ра доходов, расходов, взаимоотношения с бюджетом, ком банками, и разл контрагентами.

Завершая анал записку, делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия фин рес-ми и стр-ре источников их формир-я.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

• по эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;

• по фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

 

где С — планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В плановый объем выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

где Сф —фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде;

Впл — плановый объем выпуска в натуральном выражении;

Вф — фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

Если в отчетном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода.

Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.

Если абстрагироваться от постоянных затрат, то роет переменных затрат при их неизменных нормах не приводит к снижению прибыли. Напротив, прибыль возрастает пропорционально росту выпуска

При планировании постоянных затрат решающее значение имеет их взаимосвязь с объемом выпуска. Значительные изменения в объеме выпуска могут вызвать и большие изменения в себестоимости продукции. Иными словами, уровень производственной активности является важнейшим фактором, влияющим на себестоимость единицы продукции. Даже при неизменности постоянных затрат в зависимости от объема выпуска предприятие может получить совершенно разный финансовый результат.

Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

1. Определение необходимого объема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат.

2.Расчет необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:

Порог рентабельности = Постоянные затраты/ (выручка от реализации – Переменные затраты в относительном выражении)

Для планирования постоянных затрат необходим детальный анализих ожидаемой структуры и максимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах и производственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться под воздействием факторов, не влияющих на объемы производства.

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага.

Эффект производственного рычага проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:

Зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении объема выпуска продукции.

Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастет прибыль при однопроцентном росте выручки от реализации продукции. Очевидно, чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага.

Таким образом, для достижения оптимальных финансовых результатов, необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их рациональной структуры. Выбор наиболее подходящего для конкретных экономических условий варианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.

В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

Смету затрат на производство и реализацию продукции представим в табл. 2.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.31 с.)