Франция. Классицизм. Конец 18 – начало 19 вв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франция. Классицизм. Конец 18 – начало 19 вв



Франция. Классицизм. Конец 18 – начало 19 вв

 

Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.

 

 

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье состоятельного парижского коммерсанта. Однако отец его вскоре погиб на дуэли, и его воспитывала мать, которой помогали родственники - семейства Бюрон и Демезон. Среди членов этих семей были архитекторы, подрядчики строительных работ, и в их среде поощрялась рано проявившаяся у Жака Луи страсть к рисованию. Они даже были моделями для его ранних портретов. Стремясь получить хорошее профессиональное образование, в 1756 году Давид записывается в ученики Королевской Академии живописи и скульптуры и начинает заниматься у одного из ведущих мастеров исторической живописи раннего неоклассицизма Жозефа Мари Вьена. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи "правды" и "величия". Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью, прославился изображениями очаровательных "гречанок" в духе образов живописи Геркуланума и Помпеи.

 

 

Велизарий, просящий милостыню (1780)

Клятва Горациев (1784)

Любовь Париса и Елены (1788)

Смерть Марата (1793)

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799)

Наполеон на перевале Сен-Бернар (1800)

Портрет мадам Рекамье (1800)

Портрет папы Пия VII (1805)

Посвящение императора Наполеона… (1806—1807)

Леонид в Фермопилах

Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон. 1790. Старая пинакотека. Мюнхен

Смерть Сократа (1782)

Голландский посланник в Париже Якобус Блаув (1795)

Портрет мадам Эмили Серизиат и её сына (1795)

Портрет мадам де Вернинак (1799)

Гнев Ахилла (1825)

.

Прюдон Пьер Поль(1758-1823) живопись

В картинах и панно Пьера Поля Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с унаследованными от французского искусства XVIII века интимностью, грацией и живописной мягкостью. Ряд картин Прюдона, проникнутых эмоциональной экзальтацией, предвосхищает настроения, свойственные живописи романтизма ("Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление", 1808; портрет четы Антони, 1796). Прюдон специализировался на сентиментальных декоративных мотивах, часто с мифологическими персонажами-гермафродитами. В более поздний период он был известен связью со своей ученицей, легкомысленной Констанс Майер, которой он постоянно передавал свои рисунки с теми же мотивами. Картины Прюдона написаны в мягкой, изящной манере и отличаются тонкостью передачи настроения, хотя не всегда безупречны по технике исполнения. Среди его произведений: "Любовь, соблазняющая Невинность" (Париж, Лувр), "Правосудие и Божественное Возмездие преследующие Преступление", "Похищение Психеи".

 

Шальгрен Жан Франсуа (1739-1811) архитектура

Учился у Дж. Н. Сервандони и Л. П. Моро-Депру; был в Риме (1758). Выстроил в Париже в стиле классицизма 18 в. ряд особняков (1760-е гг.) и церковь Сен-Филип-дю-Руль (1769—84). Важнейшее произведение Ш. — триумфальная арка на площади Звезды (ныне площадь де Голля) в Париже (1806—37,.); здесь зодчий, отказавшись от непосредственного копирования античных памятников, создал самобытную композицию в виде прямоугольного массива, прорезанного грандиозным проёмом.

 

Шарль Персье(1764-1838) и Пьер Фонтен (1762-1853)Фр. Архитекторы, представители стиля ампир.

Совместная работа - триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806г. Вдохновлялись формами древней арки Константина в Риме. Сооружение увенчала квадрига святого Марка, вывезенная из Венеции. После падения Наполеона её пришлось заменить скульптурной композицией, аллегорически представляющей триумф Бурбонов (Франсуа-Фредерик Лемо,Франсуа Ж.Бозио).

 

 

Англия. пер.п.19в реализм

 

Джон Констебль(1776-1837) реалист. пейзажная живопись.

 

Отказавшись от идеализации природы,К. изобр. обыденную сельскую местность во всей её свежести и изменчивости, воссоздавая свето-воздушной среду. Произведения К. ("Телега для сена", 1821, "Собор в Солсбери с реки"; "Дедхемская долина", 1828; "Сток-бай-Нэйленд", 1836) проникнуты ощущ. гармонического единства природы, одухотворённой и величественной даже в самых скромных своих проявлениях. Свои пейзажи К.создавал на основе огромного кол. пленэрных этюдов,а некоторые картины,впервые в истории пейзажа, писал целиком с натуры. Естественность композиции, чистота и свежесть цвета в произведениях К. сочетаются с богатством оттенков, подвижностью дробных мазков. К. часто изображал один и тот же мотив при разных метеорологических условиях, тонко передавая их своеобразие; с особой любовью он писал многочисленные этюды облаков. Искусство К. способствовало становлению реалистической тенденций в живописи 19 в. (Делакруа, мастера барбизонской школы, импрессионисты).

 

Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828)

 

Среди французских художников занимал особое место как представитель т. н. английской манеры, сочетая в своем творчестве особенности английского и французского романтизма. Внес большой вклад в развитие национальных школ пейзажа обеих стран. Ранние акварели еще обнаруживают черты топографического типа пейзажа. Но затем кисть Бонингтона становится более свободной, его произведения наполняются прозрачной воздушностью, особую светоносность приобретает колорит. В 1824 художник познак. с Констеблом, оказавшим на него большое влияние.

 

Джозеф Тернер Уильям (1775-1851) романтическая пейзажная живопись

 

Тёрнер создал новый тип романтического пейзажа. Сумев преодолеть рамки описательности и пристрастие к изображению руин, он превратил пейзаж в средство выражения романтических переживаний. Наиболее ярко новое открытие проявилось в сотнях созданных им акварелей, где изображенное пространство насыщено светом и воздухом. Горы Швейцарии, Венеция вдохновили Тёрнера на создание некоторых самых известных картин. И в масляной живописи, и в акварели работал в необычайно свободной технике. С 1820-х гг. манера Тёрнера, по-прежнему разрабатывавшего преимущ. жанр марины, становится ещё более свободной и динамичной, колорит строится на контрастах мерцающих тонов, часто объединённых в общей светлой гамме, предметные очертания сплавляются и дробятся. Основные произведения: "Улисс и Полифем", "Последний рейс корабля "Отважный" (1838 г.), "Дождь, пар и скорость" (1844 г.), "Кораблекрушение". Много работал как акварелист, рисовальщик и гравёр.

 

Генри Реберн (1756—1823) портретная живопись

 

Большинство образов,созданных Р., исполнено мужественности и внутренней значительности, даже в женских портретах чаще подчерк сила характера, нежели мягкость и женственность. Он не делал ни подготовительных рисунков, ни предварительных набросков на холсте, писал широким, порой размашистым мазком, сочетая яркий колорит и глубокие контрасты света и тени, нередко используя резкую тень, падающую от шляпы на лицо. Мастерская художника была специально оборудована таким образом, чтобы добиваться наиболее выразительных световых эффектов, удовлетворявших его стремление к обобщенной, монументальной форме и драматизации образа. В 1790-х его палитра становится строже, хотя живопись остается столь же смелой. Возрастает напряжение линии контура, появляется интерес к профильному изображению, темному силуэту на светлом фоне, усиливается внутренняя экспрессия образов. Реберн обычно следовал характерной для английского искусства XVIII в. постановке фигур, но иногда бывал чрезвыч. оригинален, как в Портрете пастора Р. Уокера на коньках (1784, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Порой его полотна несут на себе печать экзотичности, как в изображении полковника А. Макдонелла оф Гленгерри (1800—1812, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), где сочетаются поза Аполлона Бельведерского и народный шотландский костюм. Р. был чрезвычайно плодовитым художником (б. 1000 полотен)

 

 

Дейвид Уилки (1785-1841) жанровая живопись

 

Уже первые произведения Уилки имели успех. Его картины, обычно небольшого формата, посвященные деревен. жизни, исполнены непритязательности и искренности. Они не лишены вместе с тем занимательности сюжета, легкой ироничности и характерности. В живописи мастера было и то, что особенно ценил его век, — повествовательность и назидание, некий моральный урок, заключенный в сюжете и раскрытый средствами живописи. В композициях Уилки ощущается интерес к голландским и особенно фламандским мастерам XVII в. — не случайно его называли "шотландским Тенирсом". Работы художника отличают большая живость и своеобразная элегантность рисунка. Благодаря успеху своих картин он занял прочные позиции в Лондоне и в 1811 был избран в Королев. академию художеств. Однако желание увидеть жизнь и нравы простых людей возвращ. его в 1817 в Шотландию.Он поселился вместе с В. Скоттом в Эбботфорде. В 1822, во время посещения Шотландии Георгом IV, Уилки ближе знакомится с королем и пишет его портрет. В 1830 назначается живописцем короля и в 1836 получает рыцарское звание.

 

Томас Бьюик(1753-1828) Английский график-анималист, мастер ксилографии.

В историю искусства вошел как реформатор техники гравирования, изобретатель торцовой (тоновой) гравюры. Впервые начал использовать доски поперечного распила из твердых пород дерева, обычно пальмы или самшита, и штихели ромбовидного сечения. Новая техника ксилографии давала бол. возможности художнику. Она позволила работать тонкими, тесно расположенными штрихами, зрительно сливающимися в тоновые пятна различной светосилы. Мастер отказался от перекрещивающихся линий для моделировки объемных форм и передачи элементов пейзажа. Новый способ гравирования позволял свободно печатать с доски одновременно с набранным текстом на одном типографском станке. Это открывало огромные перспективы его использов. в книжной и журнальной иллюстрации.

 

Германия. пер.пол.19в.

Фридрих Овербек (1789-1869), Петер Корнелиус (1783 - 1867) Романтизм. живопись

Назарейцы, офиц. «Союз святого Луки»— группировка нем. и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса, ориентировавшихся на искусство XV века. Большинство их полотен являются картинами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стиль их является наследием классицизма и реакцией на него под воздействием идеологии романтизма. Ведущими фигурами движения стали Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам. Они провозглашали фресковую живопись в духе старых мастеров высшей формой живописи и ставили своей целью её воскрешение. Мастера не умели писать фрески, так как на родине техника была подзабыта, но они реконстр. и освоили этот навык, воскресив старые приемы.

 

Филипп Отто Рунге (1777—1810) живопись

В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздейств. Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806) выражена концепция романтического портрета. Он изображает себя в момент различных душевных движений — глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой.

 

Фридрих Каспар Давид (1774-1840)

Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Ф. изображал, как правило, поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с человеческими фигурами, как бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (“Пейзаж с радугой”, 1809; “Двое, созерцающие луну”, 1819). Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (“Месса в готической руине”, 1819; “Гибель «Надежды» во льдах”, 1822).

 

Карл Блехен (1798-1840)

В ранних произв. К. Блехена — Горное ущелье зимой (1828), Кладбищенское безмолвие (1820-е) — сказалось влияние романтического пейзажа К. Д. Фридриха и И. К. Даля, любивших изображать одиноко стоящие деревья, таинственные кладбища, горные ландшафты. Поездка в Италию обогатила его впечатлениями. Акварели, рисунки, живописные полотна, созданные здесь, свидетельствуют об освоении приемов пленэрной живописи. Он любил изображать необычные эффекты освещения, моменты наивысшего напряжения в жизни природы (Буря в римской Кампанье, 1831). В поздних работах — Песчаная дорога (Котбус, Гор. художественное собрание), Бухта Рапалло (ок. 1830), Виды на крыши и сады, Сад-галерея Фридриха Вильгельма III (1831—1832), Мельница (1830), Железопрокатный завод близ Нейштадт-Эберсвальде (1830-е) — художник также проявил себя мастером пленэрной живописи. Искусство К. Блехена оказало влияние на многих пейзажистов XIX в., в том числе на его соотеч. А. Менцеля.

 

Альфред Ретель (1816-1859) Представитель дюссельдорфской школы.

Учился в дюссельдор. АХ (1829—36) у В. Шадова и во Франкфурте-на-Майне (1836—47) у Ф. Фейта. Романтическое по своему характеру, суровое и мощное искусство Р. тяготеет к героич. идеализированным образам немецкого средневековья, к мистической символике, монументальным стилизованным формам, не лишено нац. настроений (фрески на темы истории Карла Великого в ратуше в Ахене, 1840—51). В цикле рисунков "Ещё одна пляска смерти" (изд. в гравюрах на дереве, 1849) в пессимистическом духе отражены события Революции 1848.

 

Карл Лессинг (1808-1880) живопись

В первой половине своего творческого пути Лессинг пишет меланхолически-романтич. пейзажи в стиле К. Д. Фридриха, а также картины на литературные и легендарные сюжеты. Как художник-пейзажист он имел огромный успех. Ни один из его современников не умел так поэтически и романтически выразить красоту немецких лесов и дикий скал Гарца и Айфеля. Репродукции картин Лессинга часто печатались многими журналами Германии в XIX столетии. Позднее он обращается к исторической тематике, с 1832 по 1867 год художник пишет почти исключительно исторические полотна. Так, по заказу графа фон Шпрее Лессинг украшает его замок Хелфорт под Дюссельдорфом фресками из жизни Фридриха Барбароссы. К.Ф.Лессинг принадлежал к Дюссельд. школе живописи.

 

Мориц Швинд (1894-1871) живопись графика

Представитель позднего романтизма в немецком и австрийском искусстве 19 в.

Учился в венской (с 1821) и мюнхенской (с 1828, у П. фон Корнелиуса) АХ; с 1847 работал главным образом в Мюнхене. Жанровые картины Ш. ("Свадебное путешествие", 1862), циклы картин и больших акварелей ("Прекрасная Мелузина", 1868—70, Галерея 19 и 20 вв., Вена), многочисленные росписи и иллюстрации проникнуты мотивами нар. сказок и легенд, идилличны по настроению, но не лишены оттенка академизма. М. Швинд, находясь под влиянием монумент. стиля Петера фон Корнелиуса, сумел сформировать собственный стиль, отличающ. масштабностью и небольшим кол-вом образов, и является наряду с Шпицвегом одним из наиболее значимых и популярных художников поздней немецкой романтики. Его картины по мотивам немецких эпосов и сказок пользовались успехом и отличались поэтичностью.

 

Христиан Раух (1777-1857) скульптор.

Крупнейшим мастером, воспитанным в берлинской школе, был Христиан Раух (1777—1857). Присущее ему чувство монументальности, умение создать величественный и благородный образ сказываются более всего в «Надгробии королевы Луизы» (1815). Хорошее владение пластической формой, композиционное мастерство делают эту работу Рауха одним из лучших образцов немецкой скульптуры этого периода. В 30-е годы, при сохранении основных принципов классицизма, в немецкой скульптуре развиваются некоторые новые черты, свидетельствующие о стремлении к более живому и современному образу в пластике, — так, например, теперь большое значение придается точности изображения внешних признаков конкретно-исторической обстановки. Вместе с тем значительно усиливаются реалистические портретные черты создаваемых скульпторами образов.

Все это сказывается и в творчестве Рауха, в частности в его статуях прусских генералов войны 1813—1814 годов и в памятнике Фридриху II в Берлине (1839—1851). Основательно построена и разработана скульптором конная статуя прусского короля, весьма убедительно его портретное реалистическое изображение. В то же время постамент памятника чрезвычайно усложнен множеством фигур и перегружен деталями.

 

 

Дания. Конец 18 – нач. 19 вв

Торвальдсен Бертель (1770-1844) Датский скульптор.

Учился в Академии художеств в Копенгагене (1781-1793, с 1833 ее президент); в 1797-1838 годах работал в Неаполе и Риме, где изучал античную пластику и произведения Рафаэля, с 1825 был президентом римской Академии Святого Луки. Произведения Торвальдсена, одного из крупнейших мастеров позднего европейского классицизма, отличаются строгой гармонией композиции, спокойствием обобщенных форм, подчеркнутым виртуозной обработкой мрамора (“Ясон”, 1802-1803, Музей Торвальдсена, Копенгаген; портретная статуя Е.А.Остерман-Толстой, около 1815-1819). В то же время холодная отвлеченность и бесстрастная идеализация образов сделали Т. вождем академизма в скульптуре пер. пол. XIX века.

 

 

США. 19 век.

 

 

Д. К. БИНГЕМ (1811 — 1879)

В середине XIX века в Соединенных Штатах Америки складывается национальная школа живописи. Художники открывают для себя красоту нетронутой, дикой природы, а также своеобразие американского быта. Развитие получает пейзажная и жанровая живопись.

Одним из ведущих художников США прошлого века был Дж. К. Бингем, в творчестве которого чрезвычайно характерно отразились эти моменты. Джордж Калеб Бингем родился в штате Виргиния, на берегу Атлантического океана. Когда ему было семь лет, семья переехала на Запад, в штат Миссури, только что захваченный у индейцев. В этом штате Бингем прожил большую часть жизни, и в историю американского искусства он вошел как «миссурийский художник».

 

Модерн.

 

О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля 1841 — 11 апреля 1918) — австрийский архитектор, мастер стиля модерн, лидер его австрийской ветви — сецессиона.

В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта, Чарлз Ренни Макинтош, Л. Н. Кекушев — поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

 

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904—1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904—1907 — церковь Am Steinhof. В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги, Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет — госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906—1910-е).

 

 

Анри Клеманс Ван де Вельде (3 апреля 1863, Антверпен — 1957, коммуна Оберегери) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Творчество Ван де Вельде в основных произведениях демонстративно антитрадиционно и подчеркнуто космополично, что сразу отличает наследие мастера от неоромантического направления модерна. «Моя цель выше простых поисков нового; речь идет об основаниях, на которых мы строим свою работу и хотим утвердить новый стиль», — писал Ван де Вельде.

Особенность позиции Ван де Вельде заключалась в отказе от антииндустриализма неоромантического толка.

Ван де Вельде считал, что промышленность способна привести искусство к синтезу.

Современность требовала, по его мнению, создания нового стиля — нового символистического языка художественных форм. «Я стараюсь изгнать из декоративного искусства все, что его унижает, делает бессмысленным; и вместо старой символики, утратившей всякую эффективность, я хочу утвердить новую и столь же непреходящую красоту», — писал Ван де Вельде.

 

здание Музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Голландии (1937—1954)

дом Сете в Дивеге 1894

особняк «Блюменверф» в Уккеле (1895),

 

Йозеф Мария Ольбрих (22 декабря 1867 — 8 августа 1908) — австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.

Отец архитектора владел кирпичным заводом, и Йозеф познакомился со строительными технологиями ещё в детстве. В 1882, не закончив средней школы, ушёл работать чертёжником, в 1886—1890 завершил среднее образование в Вене, затем обучался в Академии изобразительных искусств в Вене у Карла фон Хазенауэра. C 1893 г. — помощник Отто Вагнера на проектировании Венской городской железной дороги (англ.), фактически исполнявший рабочие чертежи станций.

 

Станция Карлсплатц

Выставочный зал Венского сецессиона

Свадебная башня в Дармштадте

 

 

Луис Генри Салливен (Louis Henry Sullivan; 3 сентября, 1856 — 14 апреля, 1924) — американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».

 

Архитектурное образование Салливена ограничивалось свободным посещением парижской Школы изящных искусств в 1874 г. Отправной точкой для его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона, в которых романтическая фантазия органично сочеталась со строгой логикой функциональности. Первое крупное произведение — Аудиториум в Чикаго (1886-89). На рубеже XX века первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» (БСЭ). Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г. работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли («дома прерий» и «алмазные шкатулки»). В 1918 г. объявил о своём банкротстве, закончил жизнь в бедности.

 

Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91)

Национальный фермерский банк (1908)

Особняк Брэдли (1910)

Русская православная церковь в Чикаго (1903)

 

Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 7 июня 1868, Глазго — 10 декабря 1928, Лондон) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.

Ч.Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются между собой качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX-XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Ч. Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».

Новое здание Школы искусств в Глазго, 1897—1909

Хилл-хаус (англ. Hill Hause) в Хеленсбурге, 1903

Чайные комнаты (англ. Tea Rooms) в Глазго, 1897—1911

 

Поздний модерн.

 

Тони Гарнье, (Garnier, Tony) (1869–1948), французский архитектор, реформатор градостроительства в духе функционализма.

 

Родился в Лионе 13 августа 1869. Окончил Школу изящных искусств в Париже. В 1905–1919 служил городским архитектором Лиона, разработав и частично осуществив новый генеральный план города (с 1914). Испытал влияние социалистических и анархистских идей.

 

Частицей «Индустриального города», воплощенного в жизнь наиболее точно, явился комплекс скотобоен и скотного рынка в Лионе (1908–1924). По проектам Гарнье – в духе того же, что и в плане, экономного (в смысле декора), но ритмически-масштабного и пластичного монументализма – здесь были возведены также олимпийский стадион (1913–1918), больница Гранж-Бланш (1911–1927), жилой район «Соединенных Штатов» (1920–1935), памятник погибшим в Первую мировую войну (скульптор Ж.Б.Ларривье; 1924) и ряд других построек. В Париже мастер выстроил ратушу района Булонь-Бийанкур (1931–1934). Опубликовал книгу Великие стройки Лиона (1921) и свод своих архитектурных проектов (1932).

 

Перре (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, — 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905—1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911—13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922—23; все — в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20—30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947—53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).

 

 

Райт (Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, — 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры.

 

В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры — связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. этого периода — дом Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем.

 

Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.

 

Петер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна.

 

Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля Модерн (в Германии — Югендстиль).

Беренс проектировал преимущественно заводские и фабричные здания (в Берлине, 1909-12; Риге, 1912-14 (Два корпуса завода «Унион» — ныне ВЭФ, совместно с Ф. Шеффелем и Ф. Зейберлихом); Оберхаузене, 1921-25; Хёхсте, 1925-26; Линце, 1932-36). В 1922-36 гг. возглавлял Школу архитектуры при Венской академии художеств. Несмотря на предельный лаконизм декора, поздние постройки Беренса вполне вписываются в русло немецкой традиции со свойственной ей внушительной тяжеловесностью и массивной суровостью.

 

Здание «AEG» в Берлинском районе Веддинг

Здание немецкого посольства в Петербурге

 

Хе́ндрик Пе́трюс Берла́ге (часто встречается вариант «Петрус», 12 февраля 1856, Амстердам — 12 августа 1934, Гаага) — выдающийся нидерландский архитектор. Воззрения Берлаге на пути развития архитектуры, изложенные им в многочисленных теоретических трудах, оказали большое влияние на современное нидерландское зодчество.

Его проекты предполагали гармоничную связь исторического центра города с новыми районами, которые планировалось застраивать блочными домами небольшой высоты, и которые образовывали бы чёткие перспективы.

Особенностью стиля Берлаге был функциональный подход к проектированию зданий с использованием лаконичных, но очень эстетичных деталей. Помимо собственно архитектурных проектов, Берлаге занимался также проектированием мебели, дизайном обоев, ковров и стеклянной утвари. Мебель Берлаге продавалась в амстердамском магазине «Het Binnenhuis», специализировавшемся на продаже предметов прикладного искусства в стиле нидерландский модерн.

 

Важнейшие постройки здание Синдиката огранщиков брильянтов (Амстердам, 1900)

здание амстердамской биржи (Амстердам, 1903)

Холланд-хаус (Лондон, 1914)

Муниципальный музей (Гаага, 1934)

 

Градостроительные проекты план расширения Амстердама (1902)

план реконструкции Гааги (1909)

план реконструкции Утрехта (1921)

 

 

Импрессионизм.

Эдуа́рд Мане́ (фр. Édouard Manet, 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский художник, один из родоначальников импрессионизма.

 

Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Возможно, именно его поздние произведения, в особенности знаменитые бодегоны, оказали огромное влияние на становление движения импрессионизма. Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене.

В 1863 и 1864 годах Мане выставляется как в Салоне отверженных, так и в официальном салоне, где его новые картины, особенно «Завтрак на траве» вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год, когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) «Олимпию» — картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной, и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал.

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После французско-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло.

 

«Любитель абсента», 1858—1859, Новая глиптотека Карлсберга

«Музыка в Тюильри», 1862, Национальная галерея, Лондон

«Олимпия», 1863, Музей Орсе, Париж

Испанский музыкант (Гитарреро). 1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм.

 

Эдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

В 20 лет (1854 год) Дега поступает в ученичество в мастерскую известного в свое время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра. В знакомой семье Дега случалось видеть Энгра, и он надолго сохранил в памяти его облик, и на всю жизнь сохранил любовь к энгровской певучей линии и к ясной форме. Дега любил также других великих рисовальщиков — Никола Пуссена, Ганса Гольбейна — и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.

 

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанну. У Сезанна картина несет в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения — этой, по словам определила дюбимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.

 

 

Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами. 1869—1872 г. Лувр, Париж.

Голубые танцовщицы. Музей им. Пушкина, Москва.

Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873

Мытьё. 1886 г. Музей Хилл-Стенд, Фармингтон, Коннектикут, США.

Абсент, 1876, музей Орсе, Париж

Перед стартом, 1862-1880, музей Орсе, Париж

Балетный спектакль — Вид на сцену из ложи, 1885, Художественный музей, Филадельфия

Балетная школа.

Мисс Лала в цирке Фернандо.

Прачки с бельем.

У модистки.

Гладильщицы

 

 

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.

«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета

«Бал в ле Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе

«Большие купальщицы» (1887). Музей искусств, Филадельфия.

«Девушки у рояля» (1892). Музей Орсе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.138 с.)