Н.В. Малина, И.А. Кондратьева, Е.Ю. Кашаева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.В. Малина, И.А. Кондратьева, Е.Ю. Кашаева



Н.В. Малина, И.А. Кондратьева, Е.Ю. Кашаева

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Учебное пособие

Ростов-на-Дону 2004

ББК 81. 2 Рус – 5

В 56

Рецензент:

доц. каф. языковой подготовки Международного факультета Шаповалова Е.Ю.

В 56 Малина Н.В., Кондратьева И.А., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура языкового общения. Учеб. пособие: - Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2004 – 70 с.

В пособии рассматриваются основные аспекты речевой культуры, описываются особенности функциональных стилей русского языка, даны практические задания по всем разделам культуры речи.

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов и рекомендовано для аудиторной и самостоятельной работы.

 

Научный редактор: зав. кафедрой русского языка как иностранного ДГТУ Вышегородская Е. Д.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Донского государственного технического университета.

Издательский центр ДГТУ, 2004

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Молчат гробницы, мумии и кости-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена!

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь!

И.Бунин

 

Язык и речь. Функции языка.

Современный русский язык - это язык ХIХ-ХХI вв. Литературный язык- это язык в своей нормированной, образцовой разновидности. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности:

1) язык — это средство общения, а речь — это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна,в ней кор­ректируется все,что есть в языке,она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «кар­тина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения; речь кон­текстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.

Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накоп­ление и хранение информации, являющейся результатом исто­рического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание об­щества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества.

Таким образом, язык тесно связан со всей деятельностью чело­века и выполняет разнообразные функции.

Литературный язык существует в двух формах: письменной и устной. Устная форма имеет две разновидности: разговорную и кодифицированную.

Литературный язык – это основа культуры речи.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются вы­бор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуа­ции общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации1.

Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный этический.

Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма - это совокупность явлений, разрешения системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени2.

Коммуникативные качества речи - это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи.

Этический аспект культуры речи - это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.

 

Культура речи.

Совокупность достижений человеческого общества в произ­водственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. Культура речи — важнейший регулятор системы «человек — культура — язык», проявляющийся в речевом поведении.

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организа­ция языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении постав­ленных коммуникативных задач.

Языковые нормы — явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обрабо­танной и письменно закрепленной разновидности, — языка лите­ратурного. Национальный язык — общий язык всей нации, охваты­вающий все сферы речевой деятельности людей. Он неоднороден, поскольку состоит из всех разновидностей языка — это территори­альные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык. Высшей формой национального языка является литератур­ный — язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.

Понятие «культура речи» теснейшим образом связано с понятием «литературный язык»: одно понятие предполагает другое. Культура речи возникает вместе со становлением и развитием литературного языка. Одна из основных задач культуры речи - сохранение и совершенствование литературного языка, который имеет следующие признаки:

1) письменная фиксация устной речи: наличие письменности оказывает влияние на характер литературного языка, обогащая его выразительные средства и расширяя сферы применения;

2) нормированность;

3) общеобязательность норм и их кодификация;

4) разветвленная функционально-стилистическая система;

5) диалектическое единство книжной и разговорной речи;

6) тесная связь с языком художественной литературы.

 

Задание № 1. Познакомьтесь с высказываниями Д.С. Лихачева о русском языке и речи. Выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

1. «Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком. В целом следует помнить, нет мысли вне ее выражения в языке и поиски слова - это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.»

2. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Речь, письменная или устная, характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». А ведь бывает так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Задание 2. О каких особенностях речи говорится в следующих афоризмах, высказываниях, пословицах и поговорках:

Современная речь – результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смысловых единиц, точно употребленных слов. Чудный дар талантливой речи – единое, целостное умение человека не только говорить, но и уметь слушать, когда говорят.

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой).

Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи).

Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи)

Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь (Пословица).

Кто говорит - сеет, кто слушает – собирает (Пословица).

Задание № 3. Познакомьтесь с фрагментом Указа Петра I, обращенного к боярской Думе (1724 г.). На какой аспект речевого поведения государственных мужей обращает внимание Петр I в этом Указе и почему? Сохраняется ли актуальность сказанного в наши дни?

«Господам сенаторам речь держать в присутствии не по написанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всем ясна была.»

Задание № 4. Чем вызваны ошибки в приведенных ниже этикетных формах?

Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать. Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка?

Задание № 5. Подберите синонимы/антонимы к прилагательным интересный, обычный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание № 6. Составьте словосочетания со словами, данными ниже:

Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

Цифры, информация, мотоциклы, корабли, самолеты, танки, революционеры, борцы за мир, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, русские мореплаватели.

Задание 29. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Кутюрье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужноменять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку - это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 8. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании по улице Горького 88 (из текста приказа по РГУ). 11. Пересдача задолжностей по результатам летней экзаменационной сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Лексические нормы

Под лексическими нормами понимаются закономерности и правила образцового литературного употребления слов. Лексические нормы требуют от говорящих умения отличать литературные слова от просторечных, диалектных, жаргонных вульгарных. Для овладения лексическими нормами необходимо знание омонимов, паронимов, антонимов и т.д.

Задание 30. Обратите внимание на значения следующих слов - паронимов. Составьте с ними предложения.

Абонемент - абонент; адресат - адресант, бережно - бережливо, статут - статус, экономный – экономичный, представить - предоставить.

Задание 31. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни

ленинградской блокады.

2. Драматург изображает в произведении (закостенелое-закоснелое) мещенство.

3. Кто сыграл (главный-заглавный) роль в экранизации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»?

4. Обновка так нравилась девочке, что она (одевала- надевала) ее несколько раз и полчаса вертелась перед зеркалом.

5. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича».

6. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективныеэффектные) меры.

7. Обломов был (знаменем-знамением) своего времени.

8. Она охотно отдала бы эту (праздничную – праздную) жизнь за жизнь в деревне, где она встретила Онегина.

Задание 32. Найдите в тексте омонимы. Обратите внимание на их использование в поэтических произведениях.

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос …

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара …

Не знаю, чья была вина…

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина …

В. Брюсов

Задание 33. Подберите антонимы к следующим словам:

Абсолютный, конкретный, ассимиляция, бесцветный, динамичный, дистантный, наружу.

Задание 34. Вместо точек вставьте антонимы, используя слова, данные ниже.

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот. (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и …(Л.Т.). 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (Ч.). 4. Тянулась жизнь – как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и … … … (Шол.). 5. Каким бы ни был писатель – крупным или …, - он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.).

-----------------------------------------------------------------------------------------------альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.

Задание 35. Соответствует ли приведенный фрагмент текста публичного выступления норме чистоты, понятности речи?

Ну, прежде всего, позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне представлена.

В общем доклад произносится в ту минуту, когда все присутствующие

осознают, что они являются свидетелями явления особой важности.

Приступая к изложению материала, разрешите остановиться на том. что вместе с тем нельзя не отметить. Рассмотрим, значит, это несколько подробнее. Во-первых, так сказать, следует выделить то существенное и главное, что неуклонно развивается по пути дальнейшего совершенствования. Во-вторых, короче говоря, необходимо подчеркнуть, что в условиях всё увеличивающегося нарастания трудно переоценить ту роль, которая, даже по самым скромным подсчётам, всё выше и выше играет значение в различных вопросах жизни и деятельности. Именно эту мысль, в общем-то, я попытаюсь продолжить с тем, чтобы попытаться остановиться...

Задание 36. Устраните ошибки, связанные с избыточностью информации и тавтологией.

1. Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.

2. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.

3. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений.

5. В этом учреждении согласно штатному расписанию есть свободная вакансия.

6. Коллектив преподавателей разрабатывает свои учебные планы.

7. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.

8. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц.

9. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир- несколько брелоков с символами Петербурга.

Задание 37. Укажите речевые ошибки, возникающие при употреблении устаревших слов. Сделайте лексические замены.

1. После двух туров впереди шествует советский шахматист. 2. Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. 3. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства. 4. Об этом здесь радеют все, широкая общественность. 5. Тициан – из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения. 6. Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь неизменно привечают друзей.

Задание 38. Найдите к словам из 1 группы слова-синонимы из слов 2 группы.

Пролонгировать, акция, алгоритм, антагонизм, апология, брифинг, вернисаж, гносеология, генезис, пиар, диссидент, интеграция, суверенитет.

Предвзятая защита, инакомыслящий, противоречие, независимость, последовательность действий, объединение, продлить, связи с общественностью, ценная бумага, происхождение, просмотр выставки, беседа, теория познания.

Задание 39. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения.

Респондент, инвестор, прерогативы, компиляция, квота, аудитор, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, лаконичный, инфантильный, индифферентный, априори, пролонгировать, эксклюзивный

Задание 40. Исправьте ошибки, связанные с немотивированным употреблением заимствованных слов.

1. Экс-чемпион мира получил микроскопическое преимущество, которое тонкой игрой трансформировал в нечто ощутимое. 2. Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся игроков. 3. Нас прежде всего заботит, как комплектуются наши участники кубковых турниров Европы. 4. Все внимание ученый сконцентрировал на исследовании зрительного утомления. 5. Индустрия в постперестроечный период переживает кризис. 6. Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.

Задание 41. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 4. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира. 5. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 6. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к политике. 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких слоев публики. 8. Прорекламированное лекарство оказало вред многим пациентам.

 

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы – это правильное построение предложения. Следует обращать внимание на особенности употребления деепричастных оборотов, придаточных предложений однородных членов предложения.

Задание 42. Найдите ошибку в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения.

Образец: Перед занятием компьютер принимается учащимся, сдав студенческий или читательский билет. – Перед занятием учащийся принимает компьютер, сдав студенческий билет лаборанту.

1. Безопасность полетов может быть повышена, выполняя предъявляемые к перевозкам требования.

2. Таким образом, рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельность организации.

3. Занимаясь классическим страхованием, для нас важно не только собрать страховую премию, но и создать надежную систему ликвидации убытков.

4. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа.

5. Ознакомившись с годовым отчетом, было вынесено окончательное решение.

6. Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.

7. Открыв окно запахло соснами.

8. Для абитуриентов, желающих учиться в этом институте, надо будет сдавать и английский язык.

 

Однородные члены предложения, соединенные союзом «и», должны иметь одинаковое управление. Если однородные члены имеют разное управление, необходимо указывать объект после каждого из них.

Задание 43. Отредактируйте:

1. Необходимы регламентация и строгий контроль за производством алкогольных и табачных изделий.

2. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами.

3. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов.

4. Видеокурс предназначен тем, кто интересуется английским языком и хочет изучить в кратчайшие сроки.

5. Посетителям запрещается пользоваться своими клавиатурами и самостоятельно подключать.

Задание 44. Обратите внимание на неправильное построение предложения. Исправьте ошибки:

1. В работе говорится о происхождении христианства и какими обрядами оно сопровождалось. 2. Картины в музее подвешивались на той же высоте, как они находились и раньше. 3. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на стабилизацию нашей экономики. 4. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футболист сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, считая, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба. 5. Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась.

 

Задание 45. Определите, чем вызвано нарушение коммуникативной точности речи в следующих высказываниях политических деятелей.

1. «Мы с Украиной пункты этого договора проработали от А до Б.» 2. «Украинский язык ставит вопрос прежде всего об украинском языке, и никто не вправе упрекать, что она работает и совершенствует свой язык. Украина – суверенное государство, украинский язык – государственный и родной. Но если более 8-9 миллионов говорит на русском, то запретить говорить – это пустое дело. Мы через это прошли, и этот психоз уходит, места хватит всем.» 3. «Я далек от мысли… Я не сторонник сегодня влезать с распростертыми объятиями… Красивых женщин я успеваю только заметить. И ничего больше … Здесь вам не тут … Я не тот человек, который живет удовлетворениями. Для меня день прожитый – это уже история … Но пенсионную реформу делать будем, там есть где разгуляться.» 4. «Нам нельзя растягивать этот процесс. Его нельзя растягивать. Процесс реформ – он смерти подобен, но нельзя растягивать страдания людей». 5. «У меня иной взгляд на лидерство. Лидерство – это тот, кто объединяет людей» 6. «Если вы обещаете что-то сделать и не делаете – это заслуживает доверия» 7. «Я твердо знаю, что человеческое существо и рыба могут сосуществовать мирно» 8. «Что тревожит: все больше и больше нашего импорта приходит из-за границы»

Задание 46. Найдите нарушение логики в следующих отрывках:

Пример из выступления профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал: «Требования, предъявляемые к речи лектора, можно свести к следующему: а) безукоризненное знание грамматики; б) знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи; в) владение орфоэпическими нормами, т.е. четкое произношение каждого звука, слова, фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков; г) умелое использование языковых средств.

Разговор подруг:

- Займи мне 200 руб.

- Я не знаю, у кого,

- Я тебя прошу мне занять

- Я поняла, что меня. Но, скажи, у кого?

Почему они не понимают друг друга?

Задание 47. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т.д. происходит бесплатно (рекламное объявление). 2. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 3. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 4. Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры. 5. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 6. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребенком. 7. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 9. Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.

Задание 48. Устраните ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Человека надо судит не по словам, а по поступкам. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Просмотренные на кинофестивале фильмы оказали огромное впечатление на зрителей. 4. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. 5. Это изобретение, кажущееся на первый взгляд безобидным, имеет в себе угрозу. 6. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно уменьшается. 7. В гимназии проводятся уроки эрудиции, где дети задаются вопросом и ищут на него ответ. 8. В романе Л.Н. Толстого «Воскресенье» я порицаю поведение Нехлюдова к Катюше. 9. Студенты группы дали поддержку Петрову, оказавшемуся в сложной ситуации. 10. Плохая реклама не может удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. 11. Не следует уделять значение мельчайшим подробностям свершившегося. 12. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве.

Задание 49. Сделайте стилистическую правку текста, устраните ошибки, связанные с нарушением норм правильности и понятности речи.

Что такое гимназия?

Если говорить об отношении к процессу обучения в нашей гимназии, то здесь всё в корне изменилось. Наша задача - развивать интеллектуальные способности детей, а также дать ученикам как можно больший выбор. То есть мы исходим из интересов и способностей каждого ребёнка. Мы принимаем детей на конкурсной основе. Как происходит приём? Ребёнок вместе с мамой заходит в комнату, где находится комиссия, В комнате четыре стола, за которыми сидят экзаменаторы. Пройдя все четыре стола, ребёнок получает определённое количество баллов, и, исходя из набранного количества, решается вопрос о принятии его в гимназию. Комиссия проверяет не только уровень знаний, но и уровень интеллекта.

Наша гимназия имеет три профиля: физико-математический, медико-биологический и гуманитарный. То есть происходит более глубокое изучение нужных по профилю предметов. Например, на гуманитарном профиле есть предметы: "История общественно - политических учений", "Мировая художественная культура". В связи с тем, что наши дети проходят материал быстрее, то коллектив разрабатывает свои учебные планы. У нас нет классных часов, вместо них - уроки эрудиции. Это уроки, на которых дети вместе с классной дамой ставят вопрос и ищут на него ответ.

("Грань". №33.1993 г.)

Задание 50. Прочтите высказывания А.П.Чехова и К.И.Чуковского о канцелярите. Какие эмоции вызывает чиновничий язык у этих авторов? Прислушайтесь к речи окружающих вас людей. Приведите примеры использования канцелярских слов и выражений в бытовом общении, в официальной речи.

"Какая гадость чиновничий язык… "исходя из положения", "с одной стороны...", "с другой стороны", и все это без всякой надобности, "тем не менее","по мере того" чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь...Неясно, холодно и неизящно; пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит (А.П.Чехов).

"Пожалуйста, говорите по-своему, своим языком. Избегайте трафаретов, как заразы. Ибо словесный трафарет есть убийство души, он превращает человека в машину, заменяет мозги - кибернетикой" (К.И.Чуковский).

 

Канцелярит, или канцелярский штамп – стилистически немотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте (не в официально-деловых текстах) без стилистического задания, например: Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив! В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

 

Задание 51. Познакомьтесь с содержанием одного из сюжетов телепередачи "Взгляд". Как речевое поведение героя характеризует его личность?

Поэт из Азова (крановщик по профессии) А. Ремейко много лет писал стихи для песен В. Малежека. На одном из творческих вечеров В. Малежек решил познакомить зрителей с автором и пригласил его на сцену. Поэт подошел к микрофону, было видно, что он очень волнуется, и сказал:

"Здравствуйте, дорогие москвичи!" Потом замялся и торопливо заметил: "Так и хочется сказать - и гости столицы-, так сильны в нас штампы." После небольшой паузы он еще раз обратился к зрителям: "Здравствуйте, хорошие люди!" И стало понятно, что на сцене - творческий человек.

 

Задание 52. Исправьте приведенные ниже высказывания. Устраните канцелярский стиль.

1. "Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2. Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи "Поле Чудес"). 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной" (из сочинения). 4. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидирования ее отставания по плану надоев молока. 5. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. 6. Городские власти должны срочно поставить вопрос о воспитании населения в духе улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города. 7. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

Задание 53. Подготовьте небольшие выступления, соответствующие приведенным ниже ситуациям. Избегайте шаблонных фраз, выражений, форм обращения, приветствия.

Разыграйте эти ситуации

а) Вы обращаетесь с речью к присутствующим на торжественном собрании, посвященном вручению дипломов выпускникам университета. б) Вы выступаете с речью на встрече однокурсников, несколько лет назад окончивших университет.

б) Вы - директор фирмы, обращаетесь с речью к сотрудникам на предновогоднем банкете.

 

Определение тропов

Эпитет – образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления): веселый ветер, одинокий парус.

Метафора - перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству: говор волн, бронза мускулов.

Метонимия – перенесение свойств предмета на сам предмет, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи между явлениями по смежности: Не то на серебре, на золоте едал (А. Грибоедов), Я люблю Пушкина.

Перифраз – замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существующие черты: «царь зверей» вместо «лев»

Плеоназм – смысловая избыточность сочетания слов, содержащих один и тот же смысловой компонент: основной лейтмотив, бесценные сокровища.

Сравнение сопоставление двух предметов или явлений для болееточного, образного описания одного из них: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Ф.Тютчев.

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, вид метафоры: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев).

Фигуры речи.

Анафора – повторение слов, словосочетаний ритмических и речевых конструкций в начале предложения, эпифора – в конце предложения.

У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех.

Градация – расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему.

Антитеза – сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний друг от друга.

С одной стороны - жалкие трущобы, с другой - роскошные особняки.

Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство, - возмущение, радость, удивление и др. Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия?

Параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом. Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому …, но он был властолюбив, и я убил его. (из речи Брута).

Период – это структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей, - восходящей и нисходящей: Когда человек покупает себе самоуважение дорогой ценой полезного и неустрашимого труда, когда он поддерживает в себе это чувство ежедневными усилиями ума и воли, - тогда самоуважение облагораживает его, то есть постоянно укрепляет его на новые подвиги труда и борьбы (Д.И. Писарев)

Инверсия – стилистический приём, состоящий в такой перестановке членов предложения, которая нарушает их стилистически нейтральное расположение (обратный порядок слов) Инверсия широко используется в художественном и публицистическом стилях, в выступлениях публичных ораторов: Одни лишь птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает (И. Тургенев). Ср.: На нее садятся одни лишь птицы и поют на заре. Ее окружает железная ограда.

Задание 54. Определите, какие средства выразительности использованы во фрагментах стихотворений. Постарайтесь передать смысл четверостиший своими словами, не прибегая к средствам образности и выразительности.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы? (А.С.Пушкин)

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза.

Цветочная проснуласьваза

И выплеснула свой хрусталь. (О.Мандельштам)

Задание 55. В приведенных ниже четверостишиях найдите метафоры. Скажите, какую стилистическую функцию выполняют они в данных текстах; какова роль метафоры в речи?

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна (А. Блок).

Летели дни, крутясь проклятым роем,

Вино и страсть сжигали жизнь мою,

И вспомнил я тебя пред аналоем

И звал тебя как молодость свою

(А.Блок).

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит осень.

Темнеет день за днём - и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен

(И.Бунин).

Задание 56. Познакомьтесь с текстом устного публичного выступления (из работ студентов). Проанализируйте его с точки зрения использования средств образности и выразительности. Выскажите своё мнение о языке и стиле приводимого текста выступления, его соответствии нормам чистоты, правильности, понятности.

Ты опять со мной, подруга – осень. Осень бывает разная: болдинская, школьная, земледельческая. Бывает осень любви умирающей - последние мгновения счастья. Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей. Мы кутаемся в свитера и плащи, прячемся под зонтами. Откиньте зонт, он мешает нам разговаривать! С чем у вас ассоциируется осень? Одни скажут:" Осенью меня раздражает все: и в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.139 с.)