Инженерные и технологические сооружения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инженерные и технологические сооружения



ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Современная автомобильная дорога представляет собой боль­шой комплекс инженерных сооружений. Основными сооружени­ями дороги являются земляное полотно, дорожная одежда, водо­отводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены. К вспомогательным сооружениям условно можно отнести авто­мобильные станции, гаражи, заправочные, ремонтные, медицин­ские пункты, здания дорожной службы. К обустройству относят ограждения, дорожные знаки, озеленение, освещение, смотро­вые площадки и площадки отдыха.

Основные сооружения

На автомобильных дорогах строят водопропускные трубы, мо­сты, эстакады, путепроводы, тоннели, подпорные и защитные стены. Из этих сооружений наиболее распространены водопро­пускные трубы и малые мосты.

Водопропускные трубы представляют собой простей­шие водопропускные сооружения, которые предназначены для пропуска

небольших объемов воды. Их устраивают на пересечени­ях автомобильной дорогой небольших ручьев, оврагов, лощин, по которым вода стекает только в период дождей и таяния снега; при этом исключено сужение проезжей части и не требуется из­менение типа дорожного покрытия. Водопропускные трубы быва­ют круглого и прямоугольного сечения с отверстием не менее 0,75 м, многоочковые из уложенных рядом нескольких труб (обычно не более четырех). Применяют также водопропускные трубы из стальных гофрированных листов.

Круглая водопропускная труба состоит из следующих элемен­тов: фундамента, основных звеньев и оголовков, поддерживаю­щих откосы насыпи и обеспечивающих плавный вход воды в тру­бу и выход из нее. Звенья представляют собой отдельные короткие отрезки, которые доставляют с заводов, производящих железобе­тонные изделия.

Мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автодорожные. В ряде случаев мосты строят совмещенными для пропуска автомо­бильного и железнодорожного транспорта одновременно. При этом движение обоих видов транспорта обеспечивают в одном или раз­ных уровнях, а для пешеходов устраивают тротуары. В зависимо­сти от условий службы мосты могут быть высоководные, развод­ные, наплавные.

Существуют мосты с ездой поверху — проезжая часть расположена по верху пролетных строений; с ездой понизу — проезжая часть расположена по низу пролетных строений; с ез­дой посередине — проезжая часть расположена в пределах высоты пролетных строений. Различают мосты одно- и многопролетные. Однопролетные мосты не имеют промежуточных опор, у много­пролетных их несколько.

Сумма расстояний между внутренними гранями опор называ­ется отверстием моста. Строительной высотой моста называется расстояние от поверхности дорожного полотна на мосту до самых нижних частей пролетных строений.

Различают основные конструкции мостов: балочные, арочные, рамные, висячие. В балочных мостах пролетное строение пред­ставляет собой балку, лежащую на опорах. В арочных мостах арка криволинейной конструкции опирается своими концами на опо­ры. В рамных мостах пролетные строения жестко связаны с опора­ми, которые имеют шарнирное соединение с основаниями. В кон­струкциях рамных мостов пролетные строения работают совмест­но с опорами, что позволяет облегчить конструкцию моста. В ви­сячих мостах пролетные строения подвешивают к гибкой цепи, укрепленной на высоких стойках опор. Концы гибкой цепи заде­лывают в специальные анкеры. Висячими мостами перекрывают большие и судоходные реки.

Искусственные сооружения строят из железобетона, металла, бетона и дерева. Возможна комбинация этих материалов. Габаритом моста называется предельное поперечное очертание, за пределы которого не должны выступать элементы конструкции моста. Габарит моста обозначают буквой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части в пределах моста в метрах. На дорогах 1 категории при наличии разделительной полосы к величине габарита добавляют ширину этой полосы, обо­значаемую буквой С.

Тротуары на мостах устраивают в зависимости от наличия пе­шеходного движения шириной не менее 1 м. Если пешеходного движения нет, вместо тротуаров устраивают защитные полосы с каждой стороны проезжей части шириной по 0,25 м.

Комплекс сооружений на пересечении автомобильной дороги водных и других препятствий называется мостовым переходом. В мостовой переход входят мост, подходы, незатопляемые насы­пи. Мостовой переход располагают в пределах полной ширины возможного разлива воды на повышенных частях речной долины — поймы, которая затопляется периодически во время стока талых вод или в некоторых районах при особенно сильных ливнях. Наи­более глубокая часть долины, по которой сток осуществляется круглогодично, называется руслом реки.

Переходы через водотоки классифицируют по типам искусст­венных сооружений. Для пересечения водотока могут быть приме­нены мост, тоннель, паром.

В горной местности для пересечения ущелий или оврагов глу­биной более 20...25 м строят виадуки, которые служат не только для пропуска воды, но и заменяют насыпь там, где ее устраивать очень трудно или даже невозможно.

Для пересечения улицы, железной или автомобильной дороги сооружают путепровод. Длинные путепроводы, построенные для того, чтобы поднять дорогу на определенный уровень и оставить под ним пространство для проезда или других целей, называют эстакадами.

 

Вспомогательные сооружения

 

Современная авто­мобильная дорога должна иметь комплексы зданий и сооружений для функционирования самой дороги, удовлетворения потребностей проез­жающих людей, создания им ком­фортных условий, а также для обслуживания транспортных средств.

Для организации служб по содержа­нию и ремонту, обслуживанию участников движения грузовых и пассажирских перевозок, автомо­бильные дороги должны иметь со­ответствующие здания и сооруже­ния.

Дорожной службе необходимы комплексы зданий и сооружений для управления дорог, основного и ни­зового звеньев службы, жилые дома рабочим и служащим, производ­ственные базы, пункты обслужива­ния мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологичес­кой связи.

Для обслуживания транспортных средств и участников движения на дорогах строят здания и сооружения, которые входят в состав служб авто­транспорта, сервиса и ГИБДД.

Автотранспортной службе необ­ходимы здания и сооружения по обслуживанию грузовых перевозок - грузовые автостанции, контроль­но-диспетчерские пункты; здания и сооружения обслуживания для орга­низованных пассажирских перево­зок - автостанций и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны; для обслуживания участников дви­жения в пути, так называемый до­рожный сервис, - мотели, кемпинги, площадки отдыха и для кратковре­менной остановки автомобилей, пункты питания и торговли, авто­заправочные станции (АЗС) и стан­ции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства ава­рийно-вызывной связи; для службы государственной автомобильной ин­спекции (ГИБДД) - линейные сооруже­ния по контролю движения.

Для организации грузовых пере­возок на крупных автомобильных дорогах создают грузовые станции транспортно-экспедиционные пред­приятия по группировке, сортиров­ке, погрузке-разгрузке, формирова­нию и управлению грузовыми пере­возками. Грузовые станции разме­щают в населенных пунктах, при товарных станциях железных дорог, в местах перегрузки. Они должны иметь склады, погрузочно-разгрузочные устройства, мастерские для мел­кого ремонта автомобилей, пункты питания и отдыха водителей, слу­жебные помещения для эксплуата­ционных операций.

В последние годы все более широ­кое применение находит система комплексного транспортно-эксплуатационного обслуживания в виде терминальных перевозок грузов. Суть такой системы состоит в соз­дании сети грузообразующих и грузопоглощающих пунктов - грузо­вых автостанций, терминалов, кон­тейнерных площадок и разделении перевозочного процесса на три фазы; завоз грузов на терминалы и развоз их оттуда получателям; фор­мирование и расформирование крупных отправок, хранение и под­сортировка по направлениям до­ставки мелких партий грузов; пере­возка грузов между терминалами. Для организации таких перевозок создают узловые терминальные станции, имеющие складские поме­щения, контейнерные площадки, а также погрузочно-разгрузочные соо­ружения и оборудование.

На дорогах I — III категорий соз­дают контрольно-диспетчерские пункты, которые располагают вблизи мест возможного получения грузов для загрузки попутных не­груженых транспортных средств.

Эффективность грузового и пасса­жирского обслуживания во многом зависит от наличия станций технического обслуживания (СТО). На дорогах I категории их устраи­вают с двух сторон, а на дорогах II и III категорий-с одной стороны земляного полотна. Число постов на станциях принимают от одного до восьми в зависимости от интенсив­ности движения и расстояния между ними. При интенсивности более 20000 авт./сут. число постов опре­деляют расчетом.

Неотъемлемой частью дорожного сервиса являются автозаправочные станции (АЗС), пункты мойки и площадки для стоянки автомобилей, смотровые эстакады или смотровые канавы. Мощность АЗС (число заправок в сутки) и расстояние меж­ду ними принимают по СНиП 2.05.02-85 в зависимости от интен­сивности движения.

На дорогах I категории АЗС устраивают двусторонними, а на до­рогах II -IV категорий - односто­ронними. В городах и крупных транспортных узлах размещают ав­товокзалы с залами ожидания, кас­совыми залами, комнатами отдыха, камерами хранения, буфетами, узла­ми связи, аптечными и газетными киосками, туалетами и т.д. В про­межуточных населенных пунктах с учетом размера пассажирского дви­жения создают автобусные станции I, II, III или IV класса, которые различаются размерами и набором помещений.

Автобусные остановки на дорогах I — III категорий устраивают не чаще чем через 3 км, а в курортных ра­йонах и густонаселенной местнос­ти - через 1,5 км. Принципы разме­щения, планировку и размеры авто­бусных остановок следует прини­мать согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования».

Автобусные остановки размеща­ют на прямых участках и кривых в плане радиусом не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м - для дорог III категории с уклоном не более 40о/оо. На подъемах авто­бусные остановки располагают на вершине подъемов с устройством уширений или на расстоянии 250 м до начала подъема. На дорогах I категории остановки должны быть одна против другой с устройством подземного или надземного перехо­да и установкой барьера на раздели­тельной полосе. На дорогах II-V категорий остановки смещают по ходу движения: для дорог II и III категорий - на 100-120 м, для дорог IV и V категорий - не меньше чем на 30 м. На междугородных дорогах в зоне автобусных остановок устра­ивают переходно-скоростные поло­сы.

Остановочные площадки на доро­гах I-б - III категорий устраивают по

типу закрытого кармана или полу­кармана и отделяют от проезжей части разделительной полосой, ост­ровками или линиями разметки, а на дорогах I-а категории располагают вне пределов земляного полотна и отделяют от проезжей части разде­лительной полосой.

Дорожный сервис предусматрива­ет также бытовое, продовольствен­ное, торговое, медицинское, куль­турное обслуживание водителей и пассажиров. Основу бытового об­служивания составляет комплекс зданий и сооружений, включающих мотели и кемпинги, оборудованные всем необходимым для отдыха про­живающих.

Мотели предназначены для про­должительного отдыха водителей и пассажиров, работают круглый год, кемпинги - для продолжительного отдыха водителей и пассажиров, как правило, в теплый период года. Мотели и кемпинги обычно распо­лагают в живописной местности, расстояние между ними не должно превышать 500 км.

Продовольственное обслуживание включает сеть ресторанов, столо­вых, кафе, буфетов или продуктовых ларьков, а торговое обслуживание - пункты торговли (киоски, павильо­ны, торговые автоматы), в которых продают туристические принадлеж­ности, предметы личной гигиены и т.д.

Обязательной частью дорожного сервиса является медицинское об­служивание. Медицинская помощь участникам дорожного движения может быть оказана медицинскими учреждениями, расположенными на небольшом удалении от дороги; работниками ГИБДД, автотранспорт­ных и дорожных организаций, имеющими аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Медицинские пункты создают при автовокзалах, автобусных станциях, станциях технического обслужива­ния, в населенных пунктах. Они обязаны оказывать также скорую медицинскую помощь по вызову ГИБДД или травмированным пассажи­рам на месте возникновения ДТП.

В связи с развитием международ­ного автотуризма необхо­димо оборудовать и обустраивать пограничные переходы на автомо­бильных дорогах.

Линейные посты ГИБДД размещают на дорогах в соответствии со спе­циальными требованиями. У постов ГИБДД устраивают площадку для ос­тановки не менее 10 автомобилей, которую располагают за помеще­нием поста по ходу движения. Пост ГИБДД должен иметь диагностическую станцию контроля технического состояния автомобилей на соответствие требованиям ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Эффективная эксплуатация дорог немыслима без хорошо организован­ной связи. Дорожная служба объ­единяет много организаций, между которыми ежечасно может возник­нуть потребность в связи, вызванная ДТП, стихийным бедствием, произ­водственной необходимостью. Особо остро потребность в сроч­ной связи возникает в период зано­сов, гололеда, оползней, паводков. При этом весьма необходимой явля­ется связь с машинистами дорожных машин. С ростом интенсивности движения увеличивается роль связи в организации дорожного движения, в принятии быстрых решений по регулированию, ликвидации заторов и последствий ДТП на отдельных местах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.019 с.)