Организационно - методический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно - методический раздел



ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

 

Сергиев Посад


Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры психологии

Протокол №_______от_________2010г

 

Зав. кафедрой: к.псх.н., доцент Шенцева Н.Н.

 

Автор:к.филос. н., доцент Тинякова Е.А.

 

Рецензент:

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на УМС СПГИ.

Проректор по учебно-методической работе к.п.н. В.С. Морозова

 

 

Деловое общение. Учебно-методический комплекс для студентов экономического и юридического факультетов.

Сергиев Посад: Изд.СПГИ, 2011, с.16

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель и задачи курса

Аннотация курса. Дисциплина «Деловое общение» посвящена изучению самой актуальной проблемы современного человека─ проблеме общения, установления контактов и взаимоотношений в деловой, профессиональной сфере, прежде всего у таких профессий, как бухгалтера, работники финансовой сферы, юристы. Ядро деловых отношений составляет лингвистическая коммуникация, но она обрастает невербальным компонентом в самом широком смысле, всем комплексом поведения человека, поэтому курс «деловое общение» более ориентирован на качество профессиональной речевой деятельности.

 

Цель курса

Помочь будущим специалистам сформировать деловой имидж, который вписывался бы в современную социально-экономическую реальность России и позволял бы строить также и международные деловые контакты, т.к. многие сферы экономики имеют зарубежные связи. Курс «деловое общение» ставит целью воспитать у студентов деловой тип специалиста, который позволил бы им более продуктивно применять полученные профессиональные знания.

Задачи курса:

- усвоить основы психологии общения, ее основные принципы для самоанализа и анализа отношений с коллегами,

-проиллюстрировать основные положения психологии общения конкретными примерами,

- помочь студентами приобрести компетентность в лингвистической коммуникации, пользовании языком, чтобы лучше излагать свои мысли и понимать собеседника в типовых деловых ситуациях,

- приобрести психологическую компетентность в преодолении конфликтных ситуаций делового общения.

 

1.2. Методические рекомендации для преподавателей

Курс «деловое общение» базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин как риторика, логика, психология, социология, философия, этика, имиджелогия. Преподавателю нужно помнить, что среди профессиональных дисциплин специалиста предмет «деловое общение» отвечает за корректность форм, которые будет принимать усвоенное студентами профессиональное знание. Поэтому значение курса «деловое общение» относится к такому глобальному вопросу, как связь формы и содержания. При чтении лекций дисциплины «деловое общение» преподаватель должен теоретические положения иллюстрировать на примерах из будущей профессиональной деятельности студентов, слушающих курс. Учитывая специфику дисциплины, в методической разработке присутствуют «практические вопросы». Их рекомендуется включать и в лекции, и в семинары в свободном режиме, т.е. рассматривать столько, сколько позволяет учебная ситуация. Но к концу курса все вопросы должны быть рассмотрены. Преподаватель должен всячески стимулировать студентов находить проблемные ситуации, предлагать эпизоды, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Иллюстративность теоретических положений дисциплины- главное методическое требование при чтении курса «деловое общение». Возможно на семинарах создавать фрагменты деловых игр, где студенты смогли бы практически применить рекомендации по продуктивному и результативному деловому общению

1.3. Место дисциплины в подготовке специалиста

Умение говорить убедительно, не напрягаясь, беречь свой голос, владеть вниманием собеседника, не вызывать у него антипатии неприятной манерой говорения, мимикой, жестами, всем комплексом поведения─все это необходимо современному специалисту. Поэтому, кроме освоения дисциплин, связанных с будущей профессией, каждому специалисту необходим курс «деловое общение», который поможет ему сформировать официальный, деловой стиль профессионального общения, где профессиональные знания будут применяться не хаотично, а системно, через усвоение психологически обоснованных линий общения, и прежде всего правильно организованную речевую деятельность. В информационном обществе проблема передачи информации, в том числе и профессиональной, имеет высокие требования. Курс «деловое общение» нацелен на то, чтобы специалист изучил оптимальные формы применения своих профессиональных знаний в своей личности и контактах с коллегами.

 

1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Изучающий дисциплину «деловое общение» должен

 

и меть представление:

-об основных требованиях к коммуникации в деловом общении на вербальном и невербальном уровнях, взаимообусловленность этих двух уровней для четкости делопроизводства и благоприятного климата на рабочем месте и в общении с коллегами.

з нать:

-основные принципы психологии общения,

-в деловом человеке «все должно быть прекрасно», это гармоничная, высоко активная личность,

-от умения говорить и вести разговор зависит успех на работе.

у меть:

-преодолевать кризисные и конфликтные ситуации в деловом общении,

-отражать словесную агрессию,

-владеть артикуляционными качествами речи,

- слушать собеседника и обеспечивать слушание себя коллегами,

- преодолевать робость в общении и утверждать свою деловую позицию,

-управлять временем,

-поддерживать свой внешний вид на привлекательном уровне.

 

1.5. Методические рекомендации для студентов

Курс «деловое общение» помогает студентам на короткое время почувствовать себя специалистами, как бы переносит их в ситуацию будущей профессиональной деятельности. Поэтому главное методическое требование для студентов- усваивать содержание курса «деловое общение» в действии, т.е. как бы сформировать модель своего будущего профессионального поведения. На семинарских занятиях, кроме академических монологических докладов, поощряются диалоги-споры, критические замечания и другие формы дискуссий. Работа на семинарах поддерживается самостоятельной работой студентов (см методичку далее). При активной работе на лекциях, семинарах и самостоятельной работе студенты могут получить зачет «автоматом».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. Тема 1. Введение в дисциплину «Деловое общение».

Дисциплина посвящена проблеме делового общения, установлению контактов и взаимоотношений в разных сферах жизни, прежде всего профессиональной деятельности, созданию динамичного имиджа специалиста. Предмет «Деловое общение» носит синтетический, междисциплинарный характер, поскольку включает в себя как технику речи, так и элементы прикладной психологии, риторики, конфликтологии и даже фрагментов сценического мастерства, как эстетического профессионального поведения. Комплексное, уравновешенное во всех компонентах профессиональное поведение становится неотъемлемой частью современной культуры, стимулом благополучного экономического развития.

 

Семинар 1

Вопросы

  1. Какие основные формы делового общения вам известны?
  2. Определите фундаментальные психологические рекомендации для благополучия делового общения.
  3. В чем отличие межличностного общения от профессионального ролевого?
  4. Диапазон несогласия в деловых отношениях: от дружеского обмена мнениями до острого конфликта. Какие промежуточные стадии вы можете выделить?
  5. Стратегия преодоления конфликта в деловых отношениях.
  6. Как вы понимаете «профилактику конфликтов» в профессиональном коллективе.

Вопросы для дискуссии

1.Что значит «беречь время» в деловом общении?

2. Как восприятие рабочего времени влияет на морально-психологический климат в коллективе? Какова роль руководителя в этом направлении?

3. Изложите вашу точку зрения «что такое разрешимый» и «что такое неразрешимый» конфликт в деловом общении.

4. Какие психологические рекомендации вы можете предложить, чтобы защитить свое профессиональное достоинство?

5. Есть ли предел терпению отрицательного отношения к вам коллег? Если да, то определите его.

 

Семинар 2

Вопросы

1. Постройте имидж специалиста той профессии, которую вы выбрали.

2. Какие позы, жесты, проявление мимики психологи считают негативными для построения деловых отношений?

3. Какое поведение располагает к дружелюбному общению и как не спуститься до «панибратства» и удержаться на официальном уровне.

4.Что такое «знаковый язык поведения», «сигнальный язык тела», «символический язык состояния».

 

Вопросы для дискуссии

1.Когда эстетика имиджа отталкивает от общения?

2. Чем, по вашему мнению, отличаются два предмета –«деловое общение2 и «имиджелогия»?

3. Когда и как поведение в деловом общении компенсирует молчаливые паузы?

4. В чем, по вашему мнению, заключается содержание таких черт как робость, закомплексованность и угловатость в деловом общении?

5. Верите ли вы в афоризм Ф.М.Достоевского «красота спасет мир»?

 

 

Семинар 3

Вопросы для дискуссии

1.Когда официальный тон речи может повредить дружелюбию в деловом общении?

2. Охарактеризуйте, что такое «эмоциональная речь». Всегда ли повышение голоса негативный психологический момент?

3. Как работать над культурой своей речи?

 

 

Семинар 4

Вопросы

1.Какие типы переговоров в деловом общении вам известны?

2. Почему при организации переговоров важны первые несколько минут? И какой психологический настрой в них нужно вложить?

3.Как оценивается результат переговоров?

4.Какие типы переговоров характерны для вашей специальности?

 

Вопросы для дискуссии

1. Какие профессии, по вашему мнению, особенно строги к построению деловогой коммуникации?

2.Какова, по вашему мнению, особенность профессиональной речи вашей специальности?

3.Сейчас распространены «резюме» и собеседования при поступление на работу. Можете ли вы выделить негативные стороны в этом типе делового общения?

 

 

Семинар 5

Вопросы

1.Какие упражнения для дыхательной системы служат улучшению речевой деятельности?

2.Какие варианты ритма речи вам известны? Как достичь мастерства в этом плане? Гармония в ритме речи собеседников- главное условие их взаимопонимания.

3.Как наблюдательность, логическое мышление, самоконтроль влияют на технику речи?

 

Вопросы для дискуссии

1.Какого человека мы называем «косноязычным»?

2. В чем недостатки медленной речи?

3. В чем недостатки быстрой речи?

4.В каких случаях неуместен слишком громкий голос?

5.Какие недостатки в технике речи вам известны и как вы будете беседовать с собеседником, если они у него есть?

6.Как вы понимаете, что в каждой профессии есть немного актерского мастерства?

 

 

Семинар 6

Вопросы

1.Какие типы публичных выступлений вам известны?

2. Какова роль публичного выступления в вашей профессии.

3. Объясните структуру публичного выступления.

4. Какие психологические приемы привлечения внимания во время публичного выступления вам известны?

5. Как пользоваться временем во время публичного выступления?

 

Вопросы для дискуссии

1.Что вы будете делать, если ситуация заставляет вас присутствовать на публичном выступлении, а вам неинтересно?

2. Что вы будете делать, если оратор «несет чушь» на публичном выступлении?

3. Как вы поступите, если вам в выступлении еще нужно сказать главную мысль, а регламент вам «прогоняет» с кафедры выступления.

 

 

У.Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендации по самостоятельной работе студентов-очников

Традиционное задание для самостоятельной работы- написание реферата. Учитывая практическую значимость дисциплины «деловое общение» для будущей профессиональной деятельности, реферат можно писать в диалоговой форме, в стиле, близком к эссе. К самостоятельным видам работы относятся изучение дополнительной литературы по курсу, а также самостоятельное чтение психологической литературы, в которой можно найти совет, как правильно строить деловые отношения с коллегами.

Приведенные ниже практические вопросы тоже располагают к практическому приложению полученных знаний. Над ними студенты могут раздумывать самостоятельно, они могут быть включены в семинарские занятия, а также в лекции. Прорабатывать их можно в свободном режиме, не обязательно в том порядке, в котором они приведены, а по интересу студентов.

Практические вопросы

  1. Для чего нужна синхронизация дыхания и речи? Покажите, как вы можете это продемонстрировать?
  2. Почему для человека «речевой» профессии недопустимы «мертвые губы»?
  3. Как собеседники воспринимает темп речи друг друга?
  4. Как, для чего и насколько можно увеличить темп своей речи?
  5. Для чего и в каких случаях нужно контролировать темп совей речи?
  6. Как, насколько и для чего можно замедлить свою речь?
  7. Как оценить темп речи того или иного человека?
  8. В каких случаях неусместен слишком громкий голос7
  9. Когда не следует говорить слишком тихо?
  10. Для чего нужны паузы в устной речи?
  11. Как может меняться смысл высказывания от перемены места паузы?
  12. По какому принципу определяется место паузы в тексте?
  13. Какие еще существуют виды пауз, кроме технических?
  14. Что такое «эмоциональные паузы» и в каких случаях они используются?
  15. Можно ли с помощью пауз привлечь внимание аудитории к выступлению докладчика?
  16. Какие упражнения помогают избавиться от слов-паразитов?
  17. Как можно корректировать монотонность голоса?
  18. Какой голос и тон следует исключить в деловом общение при переговорах?
  19. Какие эмоции следует «закрыть» при разговоре с собеседником? Как это достигается?
  20. Какова роль мимики и пластики в устном выступлении перед аудиторией?
  21. Чем устное выступление отличается от письменного текста на ту же тему?
  22. Какие трансформации необходимо произвести, работая над письменным текстом, который вам предстоит изложить устно?
  23. Как выйти из положения, если ваше выступление приходится неожиданно заметно сократить?
  24. Что делать, если обстоятельства требуют затянуть выступление?
  25. Сколько основных идей рекомендуется предлагать слушателям в устном выступлении и почему?
  26. Какие слова и фразы-переходники вы знаете? Для чего они используются?
  27. Приведите примеры эмоционально окрашенных слов- как положительно, так и отрицательно. Приведите примеры нейтрально окрашенной лексики.
  28. Как можно отличить заказную. Рекламную или очернительную статью от объективной информации в прессе?
  29. Какие речевые приемы привлечения внимания слушателей вы знаете?
  30. Какие кинетические приемы привлечения внимания слушателей вам известны?
  31. Какие причины привлечения внимания слушателей вы знаете?
  32. В каких случаях используется обобщение?
  33. Какие приемы, усиливающие убедительность вашей речи, вы знаете?
  34. Что такое прием «противопоставления»? Для чего он используется?
  35. Какие приемы преодоления робости вы знаете?
  36. Как можно противостоять упрямству собеседника?
  37. Как можно скрыть нанесенную вам непроизвольную (произвольную) обиду?
  38. Какими способами можно реагировать на провокационные вопросы?
  39. Как можно устоять, если вам затягивают в скандал?
  40. Как следует реагировать на личные нападки?
  41. Как нужно сохранять самообладание при эмоциональном возбуждении?
  42. Какова роль образной и эмоционально окрашенной лексики в отпоре словесной агрессии?
  43. Как практически понимать «чувство времени»?
  44. Как можно развивать в себе чувство времени?
  45. Какие жесты считаются «открытыми» и какие «закрытыми»?

46. Какие эмоциональные жесты вы знаете?
47. Как с пользой для утверждения контакта можно использовать рукопожатие?

48.Как менеджеры по персоналу трактуют манеру посадки собеседника?

49.Какая походка вызывает скрытую антипатию и какая симпатию?

50.Какое расстояние между собеседниками считается оптимальным для друзей, для официальных лиц?

51. Почему надо быть осторожным, употребляя косметику и парфюмерию?

52. Как снять раздражение собеседника, привести его в норму?

53.Какие приемы поддержания контакта с собеседником вы знаете?

54.Вспомните максимальное количество приемов, направленных на поддержание внимания слушателей.

55.Какие профессиональные приемы ведения разговора рекомендуют психологи?

56.Чем отличается стиль беседы с азартным, робким, деловым человеком?

57. Какие элементы включает в себя грамотное общение по телефону (речь идет о звонящем)?

58.Какие элементы включает в себя грамотный ответ по телефону?

 

 

Примерная тематика рефератов по курсу «деловое общение»

1.История риторики.

2. Риторика как образец использования языка.

3.Письменная и устная речь в деловом общении.

4. Какие компоненты включают благополучие делового общения.

5.Черты образцового официального общения.

6.Слово как эмоциональный регулятор делового общения.

7.В чем заключаются негативные черты делового общения.

8.Время как решающий фактор делового общения.

9. Случаи осложнения коммуникации в деловом общении.

10.Знаковый, сигнальный и символический язык делового общения.

11.В чем заключается работа над собой, чтобы принять должный образ делового человека.

12.Какие ошибки нельзя допустить в деловом общении.

13. Основные черты речевой культуры в деловом общении.

14. В чем заключается культура информации в деловом общении?

15.В чем заключается культура слушания и ее роль в деловом общении.

16.В каких случаях имеет приоритет вербальное и в каких невербальное общение в деловых контактах.

17. Какие формы неформального общения поддерживают деловые отношения.

18.Какие черты делового общения обеспечивают продвижение по службе.

19.Мужской и женский типы делового человека.

20.Психологическое значение положительной установки в деловом общении.

21.Какие ситуации могут восстанавливаться и какие нет при прерывании деловых отношений.

 

 

Рекомендации по написанию контрольных работ (для заочников)

Написание контрольной работы- форма предзачетного контроля студентов-заочников.

Тему контрольной работы студент-заочник выбирает самостоятельно. Несмотря на точную формулировку выбранной темы, текст контрольной работы должен все же не быть закрытым информационно для содержания курса, иначе работа будет фрагментарна в контроле. Для этого в заключении работы, в качестве вывода, студент должен показать связь темы контрольной работы с основными проблемами курса «деловое общение». Текст контрольной работы должен иметь введение, основную часть, разбитую на четкие вопросы, и заключение. Объём контрольной работы 7-8 стр. В конце работы нужно указать использованную литературу.

Темы контрольных работ

(для студентов заочной формы обучения)

1.Слушание как важный фактор делового общения.

2. Как молчание и паузы могут регулировать деловые отношения.

3. Ошибки в устной речи (с точки зрения языка и коммуникационной техники) в деловом общении.

4. Располагающие к общению жесты и мимика в деловых отношениях.

5. Техника речи делового человека.

6. Как деловому человеку работать над культурой речи.

7. Понятие о значении культуры информации для делового общения.

8. Орфоэпическая, лексическая, стилистическая грамотность речи делового человека

9. Признаки хорошей деловой речи.

10. Диалог искренности и официальности в деловом общении.

11. Имидж делового человека.

12. Роль внимания в деловом общении.

13. Что значит «быть в хорошем расположении духа» для делового человека.

14. Когда цель «не оправдывает средства» в деловом общении?

15. Роль похвалы в деловом общении.

16. Диапазон спорных ситуаций в деловом общении: от доброжелательных споров до разрыва отношений.

У1. Вопросы к зачету по курсу «Деловое общение»

1.Культура информации и деловое общение.

2.Формальный и созидательный аспекты языка в деловом общении.

3. К каким проблемам ведет несбалансированность коммуникации в человеческом и временном факторе?

4.Инициативный и заимствованный типы речевой деятельности в деловом общении.

5. Как влияет вербальная коммуникация на деловое общение?

6.Социальные типы речевой деятельности и деловое общение.

7.Как коммуникация обеспечивает благополучие человеческих деловых отношений?

8.Что такое литературная норма языка?

9.Какие компоненты входят в культуру речи делового человека?

10. Основные типы ошибок в деловой коммуникации.

11. Деловые споры: деструктивная и конструктивная позиции.

12.Что вы понимаете под эстетикой языка? Традиционные категории эстетики в применении к языку.

13. О роли молчания в деловом общении.

14. Какие вы можете выделить случаи осложнения деловой коммуникации?

15. Что понимается под коммуникативной культурой?

16.Насколько важна культура слушания при деловом общении?

17. Укажите основные компоненты техники речи

18.О роли публичного выступления в деловом общении.

19.Какие эффективные приемы подготовки к выступлениям вы можете назвать?

20. Как построить наиболее эффективную структуру выступления?

21.Какой выбор слов наиболее эффективен для делового общения?

22.Как можно привлечь внимание в деловом общении, в частности при выступлениях.

23.Преодоление робости, умение убеждать и отпор словесной агрессии- важные черты, которые обеспечивают успех деловому общению.

24.Время-важный фактор в деловом общении. Как уметь управлять временем?

25.Советы психологов по ведению разговора (учитывать тип логического мышления и эмоционального состояния, снимать раздражение, отвлекать от мрачных мыслей, снимать негативное влияния собеседника).

26. Деловое общение с разными типами людей (робкий, азартный, деловой).

27.Какие требования к внешнему виду предъявляются при деловом общении?

28. Проксемика (регулирование дистанции) в деловом общении.

29. Кинетика делового общения (мимика, жесты, позы, движения и т.д.)

30. Такесика в деловом общении.

31.Что значит грамотно говорить по телефону? Какое значение имеет общение по телефону в деловом общении?

32.Как лучше регулировать рабочий ритм, сочетая перегрузки и релаксации?

33. Что такое «психические срывы» и как они вредят деловому общению?

34. Профилактика конфликтов в трудовом коллективе. А если они возникли, то как их преодолевать?

У11. Список литературы (основная):

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 195с.

2. Кибанов А.Я., Д.К.Захаров, Коновалова Е.Г. Этика деловых отношений. Учебник. – М.: Инфра – М, 2006. – 368с.

3. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: учеб.пособие. – СПб., 2004.

4. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск, 2005.

Список рекомендуемой литературы (дополнительная):

1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2003. – 240 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: Современный литератор, 2002. – 447с.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Полный курс. – СПб.:Прайм-Еврознак, 2007. – 412 с.

4. Егидес А. Лабиринты общения. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002. – 368с.

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб.: Питер, 2005.-280с.

6. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. (Серия «Бизнес-тренинг») – М.: Эксмо, 2004. – 224с.

7. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. – М.: Академический Проект, 2004. – 112с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.

9. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 255с.

 

1. Организационно-методический отдел………………………………………. 3

2. Тематический план…………………………………………………………… 6

3. Содержание курса…………………………………………………………….. 7

4. Семинары и практические занятия………………………………………….. 9

5. Учебно-методическое обеспечение курса.………………………………… 11

6. Вопросы к зачету…………………………………………………………….. 14

7. Список литературы……………………………………………………………16

 

 

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

 

Сергиев Посад


Учебно-методический комплекс рассмотрен на заседании кафедры психологии

Протокол №_______от_________2010г

 

Зав. кафедрой: к.псх.н., доцент Шенцева Н.Н.

 

Автор:к.филос. н., доцент Тинякова Е.А.

 

Рецензент:

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на УМС СПГИ.

Проректор по учебно-методической работе к.п.н. В.С. Морозова

 

 

Деловое общение. Учебно-методический комплекс для студентов экономического и юридического факультетов.

Сергиев Посад: Изд.СПГИ, 2011, с.16

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель и задачи курса

Аннотация курса. Дисциплина «Деловое общение» посвящена изучению самой актуальной проблемы современного человека─ проблеме общения, установления контактов и взаимоотношений в деловой, профессиональной сфере, прежде всего у таких профессий, как бухгалтера, работники финансовой сферы, юристы. Ядро деловых отношений составляет лингвистическая коммуникация, но она обрастает невербальным компонентом в самом широком смысле, всем комплексом поведения человека, поэтому курс «деловое общение» более ориентирован на качество профессиональной речевой деятельности.

 

Цель курса

Помочь будущим специалистам сформировать деловой имидж, который вписывался бы в современную социально-экономическую реальность России и позволял бы строить также и международные деловые контакты, т.к. многие сферы экономики имеют зарубежные связи. Курс «деловое общение» ставит целью воспитать у студентов деловой тип специалиста, который позволил бы им более продуктивно применять полученные профессиональные знания.

Задачи курса:

- усвоить основы психологии общения, ее основные принципы для самоанализа и анализа отношений с коллегами,

-проиллюстрировать основные положения психологии общения конкретными примерами,

- помочь студентами приобрести компетентность в лингвистической коммуникации, пользовании языком, чтобы лучше излагать свои мысли и понимать собеседника в типовых деловых ситуациях,

- приобрести психологическую компетентность в преодолении конфликтных ситуаций делового общения.

 

1.2. Методические рекомендации для преподавателей

Курс «деловое общение» базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин как риторика, логика, психология, социология, философия, этика, имиджелогия. Преподавателю нужно помнить, что среди профессиональных дисциплин специалиста предмет «деловое общение» отвечает за корректность форм, которые будет принимать усвоенное студентами профессиональное знание. Поэтому значение курса «деловое общение» относится к такому глобальному вопросу, как связь формы и содержания. При чтении лекций дисциплины «деловое общение» преподаватель должен теоретические положения иллюстрировать на примерах из будущей профессиональной деятельности студентов, слушающих курс. Учитывая специфику дисциплины, в методической разработке присутствуют «практические вопросы». Их рекомендуется включать и в лекции, и в семинары в свободном режиме, т.е. рассматривать столько, сколько позволяет учебная ситуация. Но к концу курса все вопросы должны быть рассмотрены. Преподаватель должен всячески стимулировать студентов находить проблемные ситуации, предлагать эпизоды, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Иллюстративность теоретических положений дисциплины- главное методическое требование при чтении курса «деловое общение». Возможно на семинарах создавать фрагменты деловых игр, где студенты смогли бы практически применить рекомендации по продуктивному и результативному деловому общению

1.3. Место дисциплины в подготовке специалиста

Умение говорить убедительно, не напрягаясь, беречь свой голос, владеть вниманием собеседника, не вызывать у него антипатии неприятной манерой говорения, мимикой, жестами, всем комплексом поведения─все это необходимо современному специалисту. Поэтому, кроме освоения дисциплин, связанных с будущей профессией, каждому специалисту необходим курс «деловое общение», который поможет ему сформировать официальный, деловой стиль профессионального общения, где профессиональные знания будут применяться не хаотично, а системно, через усвоение психологически обоснованных линий общения, и прежде всего правильно организованную речевую деятельность. В информационном обществе проблема передачи информации, в том числе и профессиональной, имеет высокие требования. Курс «деловое общение» нацелен на то, чтобы специалист изучил оптимальные формы применения своих профессиональных знаний в своей личности и контактах с коллегами.

 

1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Изучающий дисциплину «деловое общение» должен

 

и меть представление:

-об основных требованиях к коммуникации в деловом общении на вербальном и невербальном уровнях, взаимообусловленность этих двух уровней для четкости делопроизводства и благоприятного климата на рабочем месте и в общении с коллегами.

з нать:

-основные принципы психологии общения,

-в деловом человеке «все должно быть прекрасно», это гармоничная, высоко активная личность,

-от умения говорить и вести разговор зависит успех на работе.

у меть:

-преодолевать кризисные и конфликтные ситуации в деловом общении,

-отражать словесную агрессию,

-владеть артикуляционными качествами речи,

- слушать собеседника и обеспечивать слушание себя коллегами,

- преодолевать робость в общении и утверждать свою деловую позицию,

-управлять временем,

-поддерживать свой внешний вид на привлекательном уровне.

 

1.5. Методические рекомендации для студентов

Курс «деловое общение» помогает студентам на короткое время почувствовать себя специалистами, как бы переносит их в ситуацию будущей профессиональной деятельности. Поэтому главное методическое требование для студентов- усваивать содержание курса «деловое общение» в действии, т.е. как бы сформировать модель своего будущего профессионального поведения. На семинарских занятиях, кроме академических монологических докладов, поощряются диалоги-споры, критические замечания и другие формы дискуссий. Работа на семинарах поддерживается самостоятельной работой студентов (см методичку далее). При активной работе на лекциях, семинарах и самостоятельной работе студенты могут получить зачет «автоматом».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.182.29 (0.221 с.)