Цели выполнения курсового проекта (работы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели выполнения курсового проекта (работы)



Целямивыполнения курсового проекта (работы) для студента являются:

- овладение начальными навыками исследовательской деятельности,

- формирование умений обобщать и систематизировать научный текст,

- развитие умений анализировать изученный материал,

- повышение самооценки своего интеллектуального труда,

- выработка уверенности в достижении поставленных задач.

Выполнение курсового проекта (работы) поможет студенту, ретроспективно обратившемуся к пройденному материалу, глубже осознать его, привести в соответствие теоретические знания и практическую часть курса, определить область активного применения результатов проведенного исследования.

Определив цели выполнения курсового проекта (работы), далее необходимо выстроить ее структуру.


Структура курсового проекта (работы)

Курсовой проект (работа) имеет следующую структуру:

- содержание (план),

- введение (краткое введение, в котором обосновывается акту­альность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы),

- основной текст — курсовой проект (работа) может состоять из разделов, по­деленных на подразделы,

- заключение (выводы и предложения),

- список использованной литературы.

Все разделы курсового проекта (работы) должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т. д.

Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

В курсовых проектах (работах) используются цитаты, статистические мате­риалы. При этом, как правило, даются ссылки (сноски) на источники указанных материалов.

В тексте курсового проекта (работы) не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.

Курсовой проект (работа) выполняется на писчей бумаге стандартного фор­мата на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросши­вателе или переплетаются. Выполнение курсовых работ на листах школьных или общих тетрадей не допускается.

Курсовой проект (работа) должен начинаться титульным листом, оформ­ленным печатным шрифтом (или набранным на компьютере). Титуль­ный лист должен содержать: название учебного заведения, название кафедры, тему работы, фамилию, инициалы студента, номер группы, фамилию, инициалы и ученые академические звания научного руково­дителя, название города, в котором находится данное учебное заведе­ние, а также год написания работы. (приложение А, Б, В, Г)

В курсовом проекте (работе) допускается использовать как сплошную нумерацию страниц, так и по разделам. Второй страницей является содержание (план) работы. На титульных листах номера страницы не проставляются. Введение, каждая глава, за­ключение, а также список использованной литературы начинаются с новой страницы.

Курсовой проект (работа) должен быть подписана студентом на странице «Содержание» в основной надписи (графа «Разработал»).

Написанию курсового проекта (работы) предшествует внимательное изучение литературы стандартов и других источников, необходимых по теме работы.

 

 

Таблица 1 - Примерная структура курсового проекта (работы)

Элемент структуры курсового проекта (работы) Объем (примерный), стр.
Введение 2-4
Теоретическая или основная часть 10-15
Практическая часть 10-15
Заключение 1-2
Список использованной литературы 1-2
Приложения  

 

График выполнения курсового проекта (работы) представленный в приложении Д

Следует отметить, что объем курсового проекта (работы) не должен превышать 60 страниц рукописного текста, 30 – 40 страниц машинописного или компьютерного варианта через 1,5 интервала (или 5000 – 6000 слов).

 


Содержание курсового проекта (работы)

По определению содержание- «определяющая сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета».

Содержание курсового проекта (работы) зависит от характера выбранной темы исследования (при лаконичном и четком ограничении аспектов исследуемой области) и может иметь разную направленность. Это может быть теоретическое, теоретико-эмпирическое, эмпирическое исследования, каждое из которых позволит проверить заданную (искомую) гипотезу. Согласно структуре на основе анализа научной и технической литературы:

6.1 Во «Введении»- необходимо отразить:

- формулировку проблемы исследования,

- современное состояние изучаемого, исследуемого предмета,

- актуальность исследования выбранной технической проблемы,

- технический аспект исследуемой проблемы,

- целесообразность выбора методов исследования рассматриваемой проблемы,

- формулировку целей, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования,

- трактовку проблемы отечественными и зарубежными учеными, специалистами,

- собственное отношение к позиции исследователей,

- практическую значимость исследуемой проблемы.

Далее во «Введении» должны быть определены:

- цель,где под целью понимается «то, к чему стремятся, что надо осуществить» а также то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы, либо — выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик;

- гипотеза - «научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений», либо гипотеза - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно или «гипотеза - предположение о причине, которая вызывает данное следствие», а также «предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы»;

- объект в теории познания - это то, что противостоит познающему субъекту (в данном случае исследователю) в его познавательной деятельности, то есть это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело или «часть активной реальности, которая на том или ином этапе становится теоретической и практической деятельностью человека как социального субъекта», либо - сфера (область) поиска;

- предмет - «то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание или то, на что направлено какое-нибудь действие», «либо это та сторона, тот аспект, точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта» или структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д., либо - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта.

Предметом могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие процесса; формы и методы деятельности; диагностика процесса; пути, условия, факторы, основы совершенствования; особенности и тенденции развития науки и практики; характер требований;

- задачи исследования предлагают конкретизацию целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т.п. В работе необходима формулировка задач, которые решаются в ходе исследовательской работы;

- методы исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения.

6.2 В теоретической части излагается результат анализа литературы по теме курсового проекта (работы), состояние исследуемой проблемы, обоснование выбранного варианта методов для решения исследуемой проблемы, теоретический материал по предмету исследования. Теоретическая часть курсового проекта (работы) не делится на разделы. Она содержит 3-4 подраздела.

6.3 Практическая часть содержит инструментарий исследования, описание проводимого эксперимента, способы обработки данных эксперимента, саму обработку данных в табличном, графическом или ином варианте, а также выводы по проводимому эксперименту, позволяющие оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать ее ошибочность.

6.4 В заключенииподводятся итоги теоретического и эмпирического исследования, делаются выводы, содержится оценка результатов исследования, отмечается практическая значимость исследования и даются методические рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность.

6.5 Список использованной литературы

Список использованной литературы включает исследования отечественных и зарубежных авторов по выбранной теме курсового проекта (работы), расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные.

6.6 Приложениявключают исследовательские материалы, анкеты, таблицы, графики, рисунки, дидактические материалы, иллюстрации, тесты, методические рекомендации, раздаточные и другие материалы. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому приложению присваивается заглавная буква русского алфавита. Объем приложений включается в обязательное количество страниц курсового проекта (работы).

Определив цель, гипотезу, структуру и содержание курсового проекта (работы), целесообразно руководителю курсового проекта (работы) совместно со студентом составить план-график его выполнения и обязательно указать сроки выполнения каждого пункта план-графика курсового проекта (работы).

 

 

Таблица 2 - План-график выполнения курсового проекта (работы)

Наименование действий Исполнители Сроки
Выбор темы руководитель, студент  
Уточнить темы и содержания курсового проекта (работы) руководитель, студент  
Составление списка использованной литературы студент  
Изучение научной, методической, технической литературы студент  
Сбор материалов, подготовка плана курсового проекта (работы) студент  
Анализ собранного материала студент  
Предварительное консультирование руководитель, студент  
Написание теоретической части студент  
Проведение эмпирического исследования, получение материалов исследования, обработка данных исследования, обобщение полученных результатов студент  
Представление руководителю первого варианта курсовой работы и обсуждение представленного материала и результатов руководитель, студент  
Составление окончательного варианта курсового проекта (работы) студент  
Заключительное консультирование руководитель, студент  
Рецензирование курсового проекта (работы) рецензенты  
Защита курсового проекта (работы) руководитель, преподаватели кафедры, студент  

В соответствии с разработанным планом выполнения курсового проекта (работы) можно приступить к выполнению курсового проекта (работы).

Целесообразно предусмотреть промежуточный отчет студента на семинаре или практическом занятии по теме курсового проекта (работы).

Выполненный курсовой проект (работа) должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсового проекта (работы) согласно СТП УГКР, ГОСТ 2.105-95.


7 Требования к оформлению курсового проекта (работы)

Общие положения

Текстовые документы подразделяют на документы, содержащие, в основном, сплошной текст (технические условия, паспорта, расчеты, пояснительные записки, инструкции и т.п.) и документы, содержащие текст, разбитый на графы (спецификации, ведомости, таблицы и т.п.).

Подлинники текстовых документов выполняют на листах формата А4 одним из следующих способов:

- машинописным, на одной стороне листа, через два интервала; шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента черная;

- рукописным – чертежным шрифтом с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм, черной тушью;

- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ;

- на магнитных носителях данных.

Копии текстовых документов выполняют одним из следующих способов: типографским, ксерокопированием (двусторонним способом), светокопированием, микрофильмированием, на магнитных носителях данных.

В документ, выполненный машинописным способом, разрешено записывать от руки черными чернилами, пастой или тушью отдельные слова, формулы, условные знаки, а также вносить иллюстрации.

Каждый лист должен иметь рамку, основную надпись и дополнительные графы основной надписи.

Расстояние от рамки до границ текста в начале и в конце строк должно быть не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом 15-17 мм.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять аккуратной подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста.

Распечатки с ЭВМ должны быть разрезаны или сфальцованы на форматы А4.

 


Построение документа

Текст документа при необходимости может быть разбит на части, разделы, подразделы, пункты и подпункты.

При большом объеме документа каждую часть комплектуют отдельно. Всем частям дают наименование и присваивают обозначение документа. Листы нумеруют в пределах каждой части. Если документ состоит из нескольких частей, то в конце первой части перечисляют наименования и обозначения остальных частей.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (части) и обозначаться арабскими цифрами без точки, записанными с абзацевого отступа. Раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы). «Введение» и «Заключение» не нумеруются.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта точка не ставится. Если документ не имеет подразделов, то номер пункта состоит из номера раздела и номера пункта, разделенных точкой.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис. Если в тексте документа потребуется ссылка на перечисление, дефис заменяют строчной буквой со скобкой. Для дальнейшей детализации перечислений используют арабские цифры со скобкой, как показано ниже:

а)______________

б)______________

1)______________

2)______________

3)______________

Разделы и подразделы должны иметь заголовки, кратко и четко отражающие содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоят из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 3-4 интервалам, при выполнении рукописным способом - 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала, при выполнении рукописным способом - 8 мм.

Нумерация листов (страниц) конструкторского документа (включая листы, занятые иллюстрациями и таблицами) и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть сквозной. Первым листом является титульный лист. Нумерация листов текстового документа без основной рамки производится на четной стороне листа – в левом нижнем углу, а нечетной – в правом нижнем углу.

На втором листе документа помещают содержание, включающее номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов (страниц). Слово "Содержание" записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной.

В конце текстового документа приводят список литературы, которая была использована при его составлении. Выполнение списка и ссылки на него в тексте должны соответствовать указаниям, приведенным в 2.1.8.

 


Изложение текста документов

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова - «могут быть», «как правило», «при необходимости», «в случае», «можно», «разрешено» и т.п.

Изложение предпочтительно вести в настоящем времени. Не следует смешивать в одной фразе настоящее время с прошедшим или будущим.

Следует использовать повествовательную форму изложения, избегая по возможности возвратной формы глаголов (не вычисляется по формуле, а вычисляют по формуле).

Автор должен писать о себе в третьем лице, не употребляя местоимений «я» и «мы» (не по моему мнению, а по мнению автора).

В документе должны применяться научно-технические термины и обозначения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе.

Если в документе принята специфическая терминология, то в конце, перед списком литературы, должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа.

В тексте документа не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы,

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; применять произвольные словообразования. Слова, обозначающие два самостоятельных понятия, пишут через дефис (возвратно-поступательный); слова, характеризующие общие качества определяемого целого, пишут слитно (резьбофрезерный станок).

Все слова должны быть написаны полностью. Разрешены только следующие сокращения:

- установленные правилами русской орфографии, например: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), др. (другие), пр. (прочие), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год), и иные,

- установленные Государственными стандартами,

- обозначения единиц измерения и физических величия (только тогда, когда они стоят после цифр), а также в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В списке литературы допускают сокращения: с. (страница), изд. (издание), вып. (выпуск), т. (том), ч. (часть), кн. (книга), сб. (сборник), ред. (редактор), а.с. (авторское свидетельство),

Сокращения: инж., проф., канд. техн. наук, доц., д-р техн. наук. акад. допускают только перед фамилиями.

Допускают сокращения часто встречающихся сложных терминов начальными буквами; их следует писать прописными буквами, слитно, без точек: КПД (коэффициент полезного действия), ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и т.п.

Не допускают обозначения месяцев года римскими цифрами; названия следует писать полностью, словами, или обозначать двумя арабскими цифрами (5 июня 1997г. или 05.06.97).

Часто встречающиеся в тексте сложные выражения при первом упоминании пишут полностью и рядом приводят в скобках сокращенную запись (электрохимическая обработка (ЭХО)). В дальнейшем изложении применяют сокращенную запись без расшифровки. Если в документе принята особая система сокращений слов или наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений в алфавитном порядке; этот перечень помещают в конце документа перед перечнем терминов.

Сокращения: к-рые (которые), ур-ие (уравнение), вм. (вместо), напр. (например), м.б. (может быть) не допускаются.

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применение математического знака минус (-), знаков: > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равное, £ (меньше или равно), № (номер), % (процент), § (параграф) без числовых значений. Если числовое значение отсутствует, следует писать слово полностью, (минус, параграф). Для обозначения множественного числа эти знаки не удваиваются (в § 8-10 описано). Не допускается применение знака 0 для обозначения диаметра, следует писать слово диаметр.

Не допускается применение индексов стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера. При ссылках разрешено ссылаться на стандарт в целом или на его разделы, но не отдельные пункты и подпункты.

В нормативных документах допускаются ссылки на отдельные пункты и таблицы стандартов, на таблицы, чертежи, страницы и даже на отдельные формулы этого же текстового документа или других источников.

Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать ЕСКД. В тексте документа перед буквенным обозначением параметра дают его пояснение (Временное сопротивление разрыву σв). При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

Сложные обозначения пишут через косую черту (м/с). После сокращенных обозначений единиц измерений точку не ставят.

В документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения.

Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению. Применение в одном документе разных систем обозначений физических величин не допускается. Недопустимо отделять единицу физической величины от ее числового значения, т.е. переносить их на разные строки или страницы.

Сокращенные обозначения единиц применяют только после чисел. В обозначениях, названных в честь первооткрывателей в образованных от собственных имен, первая буква фамилии должна быть прописной (мА - миллиампер; Н - ньютон,кН - килоньютон, В - ватт). Буквенные обозначения единиц, входящих в произведение, следует разделять точками на средней линии строки (Н*м).

Обозначения единиц, расположенные после чисел, в скобки не заключают. Обозначения следует располагать в одну строку с числами (без переноса на следующую строку). Между последней цифрой числа и обозначением единицы следует оставлять пробел (100 kW).

Перед числами с размерностями предлог в или знак тире не ставят.

Отвлеченные числа до девяти пишут в тексте словами, десять и более - цифрами (проведем две линии, отметим 12 точек). Числа с размерностями пишут всегда цифрами. Дробные числа записывают в виде десятичных дробей (0,25 мм) за исключением размеров в дюймах (1/4"), обязательно через косую черту). Если нет возможности выразить число в виде десятичной дроби, можно записать его в виде простой дроби в одну строчку через косую черту (5/32).

Диапазон изменения величин указывают либо словами (от пяти до десяти, должно быть не менее 15), либо цифрами, разделенными многоточием (240...250). При этом обозначение единицы физической величины ставится только после последнего числового значения диапазона (от 20 до 50 кг). Рядом стоящие цифровые величины отделяют одну от другой точкой с запятой (число сателлитов может быть равно 2; 3; 5).

Порядковые числительные, изображаемые цифрами, пишут с наращением (2-й курс). Наращения не делают после сложных числительных (3 - процентный).

При ссылках на литературу указывают порядковый номер по списку литературы, заключая его в прямые скобки [9].

Ссылки на иллюстрации, таблицы и формулы заключают в круглые скобки: (рисунок 3.8); (таблица 3). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации и таблицы дают с сокращенным словом «смотри» (см. рисунок 1.7; см. таблицу 5).

Не рекомендуется переносить часть слова на следующую страницу.

В тексте документа следует избегать:

- неопределенных выражений (более или менее, достаточных, по существу, фактически, практически, ориентировочно, порядка, прежде всего) и т.п.;

- канцеляризмов (в целях, в порядке, по линии, во главу угла, в конечном счете, с точки зрения, по сути дела, имеет место, поскольку - постольку) и т.п.;

- пустых глаголов (не производить обработку, а обрабатывать; не подвергать закалке, а закаливать).

Некоторые дополнительные указания по стилю и содержанию текста документа:

- при склонении сложных понятий – падежными окончаниями снабжают только второе слово, первое слово не склоняется (звание инженер-механика);

- вводные слова: конечно, разумеется, однако, кроме того и т.п. в середине фразы выделяют запятыми, а в начале фразы запятыми не отделяют;

- прилагательные, образованные от собственных имен, пишут со строчкой буквы (декартовы координаты);

- марки материалов пишут слитно, прописными буквами, не отделяя буквы от цифр (сталь 12Х2Н4А);

- следует избегать двойных (соподчиненных) скобок; если без них обойтись нельзя - первые скобки делают прямыми, а вторые - круглыми;

- при повторении сложных слов допустимо заменять повторяющиеся одинаковые части этих слов дефисом (макро- и микрошлифы);

- названия иностранных журналов и фирм, а также фамилии иностранных ученых следует писать в русской транскрипции, но при первом упоминании желательно дать в скобках подлинную транскрипцию (фирма Дженерал моторс (General Motors);

- на все рисунки и таблицы в основном тексте должна быть ссылка.

Важное значение имеет расположение абзацев. Злоупотребление абзацами уничтожает их смысловое значение, правильное же их расположение придает тексту выразительность и облегчает его усвоение. С абзацев следует начинать только отдельные, законченные по мысли части текста.

 


Расчеты

Порядок изложения расчетов определяется характером рассчитываемых величин.

Расчеты в общем случае должны содержать:

- эскиз или схему рассчитываемого изделия (при необходимости);

- задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

- заданные исходные данные;

- величины и параметры, принятые расчетчиком;

- условия расчета;

- расчет - расчетные формулы и подставленные в них числовые значения величин;

- результаты расчета, выводы и заключение.

Каждому расчету должно предшествовать краткое пояснение его сущности (проверка прочности валов; оценка потерь мощности на трение).

Перед каждой расчетной формулой записывают название определяемой величины (напряжение в опасном сечении; диаметры окружностей впадин).

Каждую расчетную формулу располагают в отдельной строке симметрично относительно рамки и отделяют от текста интервалом, соответствующим одной строке текста.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте и не являются общепринятыми, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует начинать с новой строки в той последовательности, в которой эти символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Размерность всех исходных данных и выбираемых величин и коэффициентов должна быть указана; эти указания целесообразно привести непосредственно после пояснения символа.

В документах, издаваемых нетипографским способом, формулы могут быть выполнены машинописным способом, машинным способом или вписаны вручную. При ручной записи формулы должны быть вписаны очень аккуратно и четко, чертежным шрифтом, буквами высотой не менее 3,5 мм, а индексы и показатели степени - буквами и (или) цифрами высотой не менее 2 мм. Нижняя линия строки должна делить пополам индексы, верхняя линия - показатели степени. Если показатель степени дробный или имеет знак «минус», дробную черту и этот знак размещают на уровне верхней линии строки.

Индексы обозначений могут быть: цифровыми (1, 2, 3,...), буквенными (а, b, с, э. ц), начальными слогами или буквами русских слов (нач. - начальный, вр. - вращательный, зуб. – зубчатый) и т.п.

Применение машинописных и рукописных символов в одной и той же формуле не допускают.

Числовые подстановки в формулу должны следовать непосредственно за формулой, в той же строке. Если формула была записана выше и сопровождалась пояснениями символов, перед подстановкой чисел формулу целесообразно повторить. Расположение чисел должно строго соответствовать расположению букв в формуле, т.е. должно быть четко видно, какое число заменяет какую букву. Промежуточные расчеты, преобразований и сокращения не показывают, приводят лишь конечный результат расчета.

Числа подставляют в формулу без указания размерностей; указывают размерность только результата расчета, не заключая ее в скобки.

Формулы (за исключением формул, помещаемых в приложении) нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают в круглых скобках на уровне нижней строки формулы - формулы, помещаемые в приложении, нумеруют отдельно арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения (формула (ВЗ)).

Допускается нумерация формул в пределах каждой части или раздела документа. При этом номер формулы состоит из номера части (раздела) и порядкового номера формулы в данной части (разделе), разделенных точкой (5.7).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках.

Если формула (или формула вместе с числовой подстановкой) не умещается в одну строку, производят перенос на следующую строку. Перенос предпочтителен по знакам математических соотношений (=, <, >); если это не удается - переносят по знакам сложения и вычитания, а если и это не удается - по знакам умножения. При переносе знак умножения обозначают не точкой, а косым крестом.

Знак, по которому производят перенос, ставят два раза: в конце предыдущей строки и в начале следующей.

Если расчеты по одной формуле надо повторить многократно, в формулу подставляют числовые величины, общие для данной группы расчетов сводят их в общий числовой коэффициент и результат расчетов сводят в таблицу, располагая ее вслед за формулой. После каждой формулы следует ставить (или не ставить, где это не требуется) знаки препинания в соответствии с правилами русской пунктуации и содержанием последующего текста.

Точность расчетов должна быть согласована с требуемой точностью результата, т.е. должна зависеть от смысла вычисляемой величины (размера, параметра) и от реальной возможности проконтролировать ее при необходимости существующими измерительными средствами. Недопустимо вводить в расчет величины с недостаточным или избыточным количеством значащих цифр. Однотипные величины должны вводиться с одинаковым количеством десятичных знаков (1,753; 3,000).

При округлении вводимых в расчет и получаемых в результате расчета величин следует соблюдать общепринятые правила:

- если первая из отбрасываемых цифр больше пяти или если она равна пяти, но за ней есть еще несколько значащих цифр, последнюю из сохраняемых цифр увеличивают на единицу;

- если первая из отбрасываемых цифр меньше пяти, последнюю из сохраняемых цифр оставляют неизменной;

- если отбрасывают цифру 5 и за ней нет других значащих цифр, последнюю сохраняемую цифру не изменяют, если она четная и увеличивают на единицу, если она нечетная;

- при сложении и вычитании производят предварительное округление, удержав лишь те разряды, которые верны у всех слагаемых; слагаемые должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

- при умножении и делении надо сохранить в конечном результате столько цифр, сколько их имеет наименее точный из сомножителей;

- если число, полученное в промежуточных расчетах, а также число, взятое из таблиц или исходных данных, в последующих расчетах умножается на большое или делится на малое число, количество сохраняемых в нем значащих цифр должно быть увеличено.

В многозначных целых числах цифры разделяют пробелами на группы по три справа налево (53 120 000), в дробях цифры на группы не разделяют (3,14159).

Пример оформления формул приведен в приложение Ж

 

 


Таблицы

Обширный цифровой материал, не поддающийся воспроизведению другими способами, целесообразно сводить в таблицы. Таблица может содержать справочный материал, результаты расчетов, графических построений, экспериментов и т.д. Таблицы применяют также для наглядности и сравнения показателей.

Таблицу снабжают кратким (по возможности) и точным названием, отражающим ее содержание. Название помещают над таблицей слева и начинают с пропиской буквы, точку в конце не ставят.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (без знака №).

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой буквенного обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В1», если она приведена в приложении В.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте документа; при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера; при ссылке следует избегать слов «даны», «представлены»; лучше применять слово «приведены».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, однако при необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Сокращения слов в заголовках граф не допускаются.

Если текст боковика состоит из нескольких строк, цифры таблицы должны стоять на уровне нижней строки.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии таблицы можно не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к документу.

Разрешено помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение перейдет на следующую страницу, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, огра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.157 с.)