Приборы, преобразующие звуковые сигналы в оптические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приборы, преобразующие звуковые сигналы в оптические



Наименование Характеристика Роль
1. ВИР По внешнему виду напоминает средних размеров телевизор. Включается в сеть переменного тока. Звуковой сигнал подается в микрофон. В приборе использована электронно-лучевая трубка, которая покрыта специальным составом, обеспечивающем длительное послесвечение экрана (изображение сохраняется в течение 10-15 секунд после прекращения звукового сигнала). Изображение звуков речи имеет вид перемежающих полос различной широты и яркости На экране ВИРа хорошо отображается наличие призвуков и деление слов паузами на части
2. И – 2М Меньше по размерам. Включается в сеть переменного тока. Звук подается на микрофон. В приборе использована электронно-лучевая трубка диаметром 4 см. Трубка сохраняет изображение только в момент звукового сигнала   На экране И – 2М отчетливо выражены различия между гласными Эти два прибора позволяют ребенку с нарушенным слухом сопоставлять свое произношение с демонстрируемым педагогом образцом и оценить правильно ли он воспроизвел тот или иной фонетический элемент  
3. Виброскоп Прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата. О наличии вибраций свидетельствует вспышка лампочки. На стержне виброскопа укрепляется небольшая металлическая пластинка, которая прикладывается к вибрирующей поверхности (крылья носа, шея в области гортани, теменная часть черепа)   1. С помощью виброскопа устанавливаются такие дефекты воспроизведения звуков, которые связаны с неправильным участием в артикуляции голоса и носового резонатора 2. Виброскоп позволяет обнаружить послоговое произношение слова, наличие призвуков и неправильного ударения  

Вибратор-прибор, преобразующий звуковые сигналы в механические

Характеристика прибора Значение в обучении произношению
Представляет собой металлический цилиндр. Вибрирует весь корпус вибратора при подаче звука на микрофон, который выводится через усилитель 1. С помощью вибратора можно обнаружить некоторые дефекты голоса, звуков, слов 2. Хорошо отображается закрытая гнусавость в том случае, когда на месте носовых [м], [м’], [н], [н’] ребенок произносит соответственно [п] или [т] 3. С помощью вибратора ребенок с нарушениями слуха может установить количество слогов в слове, воспринять ударения, обнаружить нарушения слитности воспроизведения слов  

 

 


 

Тема: Значение речевой ритмики в процессе формирования произносительной стороны речи глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста

 

(в схемах)

 

 

План:

1. Определение понятия «ритмика».

2. Задачи ритмики.

3. Схема.

4. Таблица.

Литература:

 

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996.

2. Васкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

Определение понятия «ритмика»

Ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой (2 основных элемента ритмики). Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания. Она способствует гармоничному физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти.

Коррекционная ритмика – это система физических упражнений, развивающая чувство ритма, и использование его в лечебно-коррекционных целях. Это вид активной терапии основанной на использовании движения и музыки с целью коррекции различных отклонений в развитии. Коррекционная ритмика используется в реабилитационных системах для лиц с различными нарушениями в развитии.

 

Задачи ритмики и цель

1.Оздоровительные.

Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развивает дыхание, моторные функции, формирует правильную осанку, походку, грацию движений.

2.Образовательные.

Формирует двигательные навыки и умения пространственных представлений, способствует освоению теоретических знаний в области музыкальной культуры, развитию музыкального представления, восприятия и чувствительности.

3.Воспитательные.

Воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Воспитание способностей восприятия музыкальных образов, умение перевоплощаться в соответствии с образом, проявлять свои художественные и творческие способности. Воспитание своих личностных качеств: чувство коллективизма, умение соблюдать правила в выполнение упражнений и развитие организаторских способностей.

4.Коррекционные.

Коррекция двигательной сферы, познавательной сферы, речи, эмоционально-волевой сферы.

Схема

Работа над интонацией Работа над темпом Работа над ритмом

 
 


Значение речевой ритмики

 
 


Работа над звуком Работа над речевым дыханием

и слитностью речи Работа над голосом

 

Таблица

Вид работы Значение
1. Работа над звуком Движения детей, которые сопровождают произнесения звуков и слогов, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. Когда произносятся те или иные звуки, то разные группы мышц участвующие в их воспроизведении, по-разному расслабляются или напрягаются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесении звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапря­женно». Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании звуков интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно». С самого начала занятий ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Двигательные упражнения, сопровождающие произнесения гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений:
  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого начинаются движения для звуков и, к, л.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это для звука р.
Но если у ребенка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например: па, по и т.п.  
2. Работа над интонацией Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое значение слов. Для значительной части слабослышащих школьников ха­рактерно нарушение интонационной стороны речи, выра­жающееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличиваются при помощи звукоусиливающей аппара­туры. Работа по формированию интонации стороны устной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель высказывания. Слова, на которые падает ударения, могут выделяться хлопаньем в ладоши, энергичными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая словосочетания, словосочетания, предложе­ния, выделяя необходимые слова голосом и движением. Кроме того, предусматриваются задания на выделения движением и голосом определенного слова по предъявленной табличке или с требованием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя. Большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, вос­клицатель­ной и повелительной интонациями. Кроме того, ведется работа по формированию естественной инстанции, выражающей эмоционально различные состояния: радость, удивление, испуг и другие. Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями. Они сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.  
3. Работа над ритмом Ритм организует двигательную деятельность человека. У слабослышащих детей отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий. Выполнение ритмических упражнений и заданий способствует саморегулированию и развитию движений. Слуховое восприятие ритмических сигналов позволяет обучить слабослышащих детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора. Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, которым относятся словесные ударения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Восприятие слабослышащими детьми со сложной ритмической структурой развивается постепенно. Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривание необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствуют их автоматизации, что исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.  
4. Работа над голосом Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. Очень важно научить слабослышащих говорить громко, но не крикливо. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание умения пользоваться голосом нормальной высоты. От этого зависит мелодика речи. Упражнения направлены на формирование умения повышать и понижать голос. Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость. Повышение и понижение голоса. Изменение его силы хорошо контролируются его слухом. Постоянного использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развить у слабослышащих подвижность голосового аппарата.  
5. Работа над темпом Характерной особенностью произношения слабослышащих является замедленные темп устной речи слабослышащих. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях, как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки, взмахи руками. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптыванием и бегом в различном темпе. Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, который благотворно сказывается на координации общих движений.  
6. Работа над речевым дыханием и слитностью речи Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие представляет трудность для слабослышащих, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц. Упражнения не развитие дыхания направлены на выработку продолжительного выдоха. Что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи, как под музыку, так и без нее. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и словосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения. Особое значение приобретает характер значений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

 

 

Тема: Система работы над звуками с использованием речевой ритмики

 

Таблица №1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.01 с.)