Международные финансовые институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные финансовые институты



 

В официальных документах термин международные организации (МО), как правило, означает ООН, ОЭСР, ВТО и другие. Термин международные финансовые институты (МФИ) (International Financial Institutional) означает, что речь идет о МВФ и международных банках развития (МБРР, ЕБРР, ЕИБ, ЛаБР, АзБР, АфБР и других), а также БМР. Изначально их создание привело к значительным трансграничным денежным потокам: страны-члены, выполняя принятые финансовые обязательства в рамках многосторонних соглашений об их учреждении, денежные переводы в виде взносов в эти организации. Далее, сами МО и МФИ нередко выступают в роли крупных международных заемщиков и кредиторов, что также формирует крупные потоки финансовых ресурсов. (Например, по состоянию на июль 2008г. кредитный портфель МБРР достигал 99 млрд. долл., а долговой портфель - 80.7 млрд. долл.).

МО и МФИ играют важную, а иногда и ключевую роль в формировании "правил игры" в МФО. Они предоставляют "площадку" для обмена мнениями и выработки согласованных многосторонних решений в рассматриваемой области, участвуют интеллектуальным потенциалом своего персонала в разработке проектов большинства (если не всех) решений и документов, влияющих на операции участников МФО.

В этом плане МВФ представляет собой еще один важный многосторонний финансовый институт, разрабатывающий основы проведения макроэкономической политики для развивающихся стран (например, установление и поддержание режима транспарентности экономических и финансовых данных). МБРР - это не только крупный международный кредитор, но и институт, разрабатывающий уникальные методологии по управлению госдолгом, государственными резервными фондами, правила осуществления государственных закупок и размещения заказов и т. п.

ОЭСР - это основной источник права в сфере предоставления государственных и пользующихся государственной поддержкой экспортных кредитов, включая ОПР, а также "регулятор" в сфере многосторонней координации порядка и правил налогообложения, организации международного контроля за "налоговыми гаванями".

ВТО - это площадка для согласования режима допуска иностранцев на национальные рынки. Таким образом, с деятельностью обеих организаций прямо связаны значительные трансграничные потоки.

 

4 .4. Государственные резервные фонды

(Суверенные фонды благосостояния)

 

ГРФ - это специально создаваемые финансовые институты, призванные аккумулировать сверхдоходы национальных бюджетов, связанные с благоприятной экономической конъюнктурой, и служить "подушкой безопасности" при резком падении доходов бюджетов из-за изменения этой самой конъюнктуры. Созданные для целей преодоления внешних финансовых шоков, ГРФ по самому своему статусу ориентированы на активное участие в МФО. Они - вторые после ЦБ покупатели государственных облигаций развитых стран, а также иных финансовых инструментов высшей степени надежности. Таким образом, ГРФ - это и международные кредиторы, и международные инвесторы.

 

Корпорации

 

Сегодня именно корпорации являются наиболее крупными, по объему финансовых потоков, участниками МФО Они - одновременно и основные кредиторы, и главные заемщики, и крупнейшие инвесторы (прямые и портфельные), а нередко и важнейшие международные филантропы. Именно корпорации используют большинство рассмотренных ранее форм МФО. Под них подстраивают и во многом развивают "правила игры", действующие в рамках МВФС. Именно корпорации являются "мотором" развития МФО.

 

Рейтинговые агентства

 

Формально рейтинговые агентства (РА) не являются ни кредиторами, ни заемщиками, ни инвесторами, но именно рейтинги платежеспособности, присваиваемые и государствам, и корпоративным заемщикам, и отдельным выпускам облигационных займов, оказывают исключительно большое влияние как на способность заемщика привлечь зарубежную ссуду, так и на финансовые условия таких заимствований. Наличие инвестиционного кредитного рейтинга означает серьезное расширение круга потенциальных кредиторов и инвесторов, а также масштабов заимствований при уменьшении "цены" таких ссуд.

С точки зрения развития МФО ключевую роль играют три глобальные (по сфере деятельности) рейтинговые агентства: Moody's, Standard&Poor's, Fitch.

Почему рейтинги так важны?

Во-первых, на них ориентируются негосударственные кредиторы, оценивающие целесообразность участия, например, в синдицированном кредите или облигационном займе.

Во-вторых, и это, может быть, самое главное - зарубежные инвестиции многих пенсионных фондов, а в последние годы и государственных накопительных фондов, определяются в том числе и национальным законодательством, предписывающим (разрешающем) приобретать облигации и иные финансовые инструменты иностранных эмитентов лишь при условии, что либо эмитент, либо сам инструмент, либо они оба вместе имеют кредитный рейтинг, как правило, не ниже инвестиционного. При этом сложилась практика, когда национальным корпорациям не присваиваются рейтинги выше рейтинга государства. Это - важная причина того, почему властям страны необходимо стремиться к тому, чтобы получить кредитные рейтинги "тройки" даже в том случае, если они не планируют международные заимствования.

 

4.7. "Группы", "клубы", "ассоциации", "форумы "

 

1) "Группа семи"/"Группа восьми" объединяет министров финансов и управляющих центральными банками США, Канады, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании и Японии. Если в ходе заседаний к ним присоединяется Россия, то это уже финансовая "восьмерка". Данная группа сформировалась как орган поддержки встреч глав государств и правительств перечисленных выше стран. Впоследствии финансовая "семерка" превратилась в самостоятельный механизм координации финансовых политик стран-участниц. Это нашло отражение в количестве встреч министров: две (в феврале и июне) прямо связаны с подготовкой саммитов, а две другие (апрель, сентябрь) проводятся накануне заседаний руководящих органов МВФ и МБРР. В первом случае в повестке дня доминируют вопросы, вынесенные на обсуждение лидеров, разумеется, в их финансовом аспекте, а во втором - проблемы мировой экономики и МФО.

2) "Группа20" - относительно новое объединение, созданное в 1999 г. В него вошли управляющие центральными банками и министры финансов стран-членов "Группы 8", а также стан формирующихся рынков. "Двадцатка" - это форум, на котором обсуждаются чисто профессиональные экономические и финансовые вопросы как в международном, так и в национальном измерениях. Некоторые из рассматривавшихся проблем: глобальные дисбалансы, обеспечение устойчивого притока в страны формирующихся рынков капитала и справедливое урегулирование суверенного долга; денежные переводы мигрантов; изменение формулы расчета квот и распределение голосов в МВФ; деятельность государственных накопительных фондов и т. п. Как и в случае с "восьмеркой", принимаемые решения носят рекомендательный характер, но их значение и роль от этого меньше не становятся.

 

Парижский клуб кредиторов

 

Парижский клуб кредиторов - неформальное объединение официальных, то есть суверенных, кредиторов. Целью его деятельности является создание предпосылок для возврата кредитов, пользующихся государственной поддержкой, предоставленных зарубежным заемщикам, столкнувшимися с финансовыми трудностями. Парижский клуб - это, прежде всего, административный инструмент, которым располагают кредиторы и который призван обеспечить их финансовые интересы. В целом его деятельность играет положительную роль и для упорядочения МФО, и для повышения бюджетной дисциплины в государствах-заемщиках, обращающихся в Клуб за помощью, и в этом своем качестве являющихся его клиентами.

 

Лондонский клуб кредиторов

 

Лондонский клуб - еще более, чем Парижский клуб, неформальное объединение банков-кредиторов. Клуб не имеет постоянного членства, поскольку это имя "дается" (прессой, главным образом) каждому Банковскому консультативному комитету (БКК), который формируется негосударственными кредиторами государства-должника, заявившего о неспособности обслуживать долг по банковским кредитам. Таким образом, Лондонский клуб - это клуб-фантом, не имеющий ни штаб-квартиры (у Парижского клуба это - Казначейство Франции), ни персонала, ни устоявшихся правил. Тем не менее, значение БКК чрезвычайно велико, особенно на этапах урегулирования долговых кризисов.

 

Регламент работы Парижского и Лондонского клубов

 

Первое. В процессе реструктуризации госзадолженности Парижский клуб использует правило (принцип) консолидации и урегулирования текущих платежей (cash flow treatment), а Лондонский клуб урегулирует весь накопленный долг (stock of debt treatment). Использование этих принципов оказывает решающее влияние на схему реструктуризации долга, а через нее - на трансграничные денежные потоки. В Лондонском клубе отсутствуют какие-либо письменные правила, а в Парижском клубе "базовый" принцип урегулирования утоплен в многочисленные "рабочие документы" секретариата. Специальная нормативная правовая формулировка этого принципа отсутствует.

Второе. В Парижском клубе договоренности считаются достигнутыми, если имеется консенсус, то есть все заинтересованные кредиторы поддерживают схему реструктуризации, согласованную Секретариатом Клуба с должником. В Лондонском клубе действует правило "критической массы" (нигде не прописанное и не описанное), означающее, что соглашение о реструктуризации государственного долга вступает в силу, если сумма требований банков-кредиторов, поддерживающих предварительно достигнутые договоренности, достигла некой заданной величины. Это может быть и 75%, и 80%, и 90% от общей суммы госдолга (долговых требований банков-кредиторов к данному должнику).

 

 

5) Всемирная ассоциация управляющих долгом (World Association of Debt Management Offices), или WADMO.

 

Ассоциация создана в 2000 г. по инициативе ЮНКТАД на базе, или, точнее, "вокруг" проекта, получившего название Debt Management and Financial Analysis System или DMFAS. Этот проект был инициирован в начале 90-х годов с целью оказания помощи развивающимся странам в организации национальных систем по управлению государственным (внутренним и внешним) долгом. Проект начинался как компьютерная программа, призванная обеспечить надлежащий учет долговых обязательств в наименее развитых странах, однако быстро перерос в программу юридического, административного, а затем и политического сопровождения процесса суверенных заимствований. Именно это обстоятельство и послужило отправной точкой для учреждения WADMO, являющейся международной организацией со штаб-квартирой в Женеве, уставом, персоналом и т. п. Ассоциация по существу стала площадкой для обмена опытом профессиональных управляющих госдолгом.

 

 

Тема 11. Россия как суверенный заемщик и международный должник.

Причины и цели использования государством зарубежных займов и кредитов. Возможности государства как международного заемщика. Внешние заимствования России.

Управление госдолгом.

 

1. Причины и цели использования государством зарубежных займов и кредитов

 

Почему государство, несмотря на доходы от налогов, не может обойтись без использования заимствований?

Накопленный опыт показывает, что имеется несколько основных причин, по которым государство идет по пути активного использования внутренних и внешних заимствований.

Причина первая (исходная).

Власти стремятся обеспечить всеобщую занятость при устойчивых темпах экономического роста путем облегчения налогового бремени при заданных параметрах социального обеспечения ныне живущих граждан. Как правило, такая политика ведет к формированию национальных бюджетов с дефицитом, который и "покрывается" заимствованиями. Строго говоря, это означает перераспределение финансового (налогового) бремени между ныне живущими и будущими поколениями: именно последним предстоит расплачиваться по кредитам, привлекаемым сегодняшними властями. Именно властями, а не только правительством. Правительство разрабатывает программы заимствований, но утверждаются они законодательной властью в составе государственных законов о государственных бюджетах. Другими словами, не только исполнительная, но и законодательная ветви власти несут ответственность за долговую устойчивость страны, то есть способность правительства выполнять принятые на себя обязательства по возврату полученных кредитов в соответствии с оригинальными условиями соглашений об их привлечении.

Вторая причина

Она состоит в желании властей преодолеть инфраструктурные ограничения экономического роста, то есть построить дороги, морские и речные порты, аэропорты, технологические и инновационные центры и т. п., то есть профинансировать реализацию национальных проектов, требующих мобилизации огромных денежных средств.

Царские займы конца 19-го - начала 20-го веков - классический пример развития инфраструктуры (строительство железных дорог) за счет зарубежных, преимущественно французских займов.

Третья причина

Это - желание властей отсрочить расплату по ранее привлеченным займам и кредитам. Новые заимствования идут в этом случае исключительно на цели рефинансирования накопленного долга, а иногда и текущих процентов.

Четвертая причина

Заимствования в национальной валюте на внутреннем рынке связаны со стремлением властей поддержать, и, по возможности, развивать национальный долговой рынок в различных его сегментах: краткосрочном, средне- и долгосрочном. Такие заимствования важны и в определенном смысле характерны для стран формирующихся рынков, у которых, как правило, именно национальные рынки отстают в своем развитии и являются по этой причине одним из структурных ограничителей экономического роста. Нередко власти идут на эту меру даже а том случае, если государственный бюджет исполняется с профицитом.

 

2. Государство как международный заемщик

 

Классификация международных ссуд, доступных суверенному заемщику.

 

1. По категории кредита.

1.1 государственные; 1.2 межгосударственные; 1.3 негосударственные (частные, то есть предоставляемые банковскими корпорациями).

2. По источникам финансирования.

2.1 Международные ссуды, то есть денежные средства, мобилизованные на международных (наднациональных) рынках капитала, прежде всего на еврорынках.

2.2 Иностранные, то есть кредиты, получаемые на национальных рынках капитала.

3. По технике кредитования.

3.1 Банковские, как правило, синдицированные еврокредиты;

3.2 Облигационные займы.

4. По назначению/целям

4.1 экспортные (торговые);

4.2 финансовые, то есть не связанные с конкретной торговой сделкой.

5. По срокам

Кратко-, средне- и долгосрочные

6. По порядку погашения

6.1 ссуды, погашаемые единовременным платежом (bullet payment);

6.2 ссуды, возвращаемые в рассрочку, то есть определенными долями через оговоренные промежутки времени.

 

Несмотря на отличие одних форм внешних займов и кредитов от, всем им присуще общее качество: результатам предоставления любой ссуды является образование у кредитора внешнего (международного/иностранного) финансового актива, а в совокупности по всем кредитным сделкам - "портфеля активов", или "кредитного портфеля". С другой стороны, в результате привлечения кредита у его получателя (заемщика) накапливается внешний долг или задолженность ("долговой портфель"), то есть обязательство возвратить кредитору полученные денежные ресурсы через строго определенный промежуток времени вместе с процентами. Таким образом, внешний долг заемщика и внешний финансовый актив кредитора это - одно и тоже экономическое (финансовое) явление, описываемое (анализируемое, исследуемое) с противоположных сторон.

"Долги" и "активы" объединяет как минимум одно принципиальное (системообразующее) качество. Они - результат вывоза (экспорта) капитала в ссудной форме, именно экспорта, а не импорта капитала. Для государства-заемщика привлечение внешнего кредита еще не является само по себе "импортом капитала". Государству еще предстоит использовать полученные финансовые ресурсы таким образом, чтобы они могли функционировать в экономике в качестве капитала.

Кредитор и заемщик находятся в относительно равноправных юридических отношениях, определяемых кредитным соглашением. Но их отношения как экономических партнеров далеко не эквивалентны.

 

3. Виды займов и кредитов, доступные современным государствам:

 

1. "связанные" и финансовые кредиты правительств иностранных государств.

Такие кредиты это - одна из старейших форм международных заимствований.

Его особенность состоит в том, что, привлекая такой кредит государство не получает в свое распоряжение денежные средства ("живые " деньги), хотя впоследствии погашение и обслуживание внешнего долга происходит в денежной форме за счет средств госбюджета.

Схема предоставления и использования "связанного" кредита следующая. Подписав кредитное соглашение, государство-заемщик получает не денежные средства, а право закупить в стране-кредиторе определенные, как правило, промышленные товары. Обе стороны назначают уполномоченные банки-агенты, которым поручается ведение счета (учета) в денежной форме и расчеты по "связанному" кредиту, в том числе по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга (для кредитора - по управлению внешним финансовым активом). Также назначаются коммерческие компании, которым поручается заключение и исполнение экспортно-импортных контрактов. Деньги из казны государства-кредитора перечисляются либо на счет банка-агента, либо на счета фирмы-экспортера. Именно поэтому заемщик не "видит" живых денег. В то же время сумма контракта ставится на учет как сумма долга государства-заемщика.

Частным случаем предоставления связанного кредита является ситуация, когда деньги перечисляются фирме-экспортеру или фирме-изготовителю продукции не из госбюджета, а из средств коммерческих банков. При этом государственный статус таких кредитов сохраняется, поскольку коммерческие банки выделяют кредит заемщику исключительно под государственные гарантии. Правительство страны банка-кредитора безусловно обязуется вернуть средства банкам, если государство-заемщик не выполнит обязательства по кредитному соглашению. Именно такой тип связанных кредитов наиболее распространен в кредитной практике развитых государств, поскольку не предусматривает немедленных бюджетных расходов, предполагающих применение достаточно сложных и негибких процедур. В целях организации более эффективной бюджетно-кредитной политики развитые государства создали так называемые Агентства экспортных кредитов и кредитных гарантий, иногда существующих под вывеской экспортно-импортных банков. Именно с ними и приходится чаще всего взаимодействовать представителям государств-заемщиков после того, как политическое решение о предоставлении связанного кредита принято.

Для государств-кредиторов связанные экспортные кредиты - эффективное средство конкурентной борьбы за рынки сбыта национальной промышленной продукции. В силу этой главной особенности связанные кредиты являются наиболее доступным видом заимствований для суверенных заемщиков. Одновременно они же - и самая противоречивая их форма, поскольку ведут к росту государственного внешнего долга при относительно низкой эффективности использования поставляемого оборудования (капитала).

Низкая эффективность связанных заимствований обусловлено следующими факторами. Во-первых, как правило, завышается цена поставляемого в кредит оборудования из-за отсутствия конкуренции среди поставщиков и невозможности проведения закупок на основе тендеров. Во-вторых, невозможно организовать управление этим долгом: кредитные соглашения, которыми оформляются связанными кредиты, не являются рыночными финансовыми инструментами. Задолженность по ним можно только обслуживать или погашать, в лучшем случае - рефинансировать. В - третьих, очень трудно организовать компенсацию госбюджету тех расходов, которые направляются на погашение и обслуживание задолженности по связанному кредиту.

 

Финансовые кредиты - достаточно редкий вид международных заимствований. Иногда такие кредиты предоставляются правительствам государств-заемщиков. Чаще всего это - один из компонентов кризисного управления государственным внешним долгом. Если государственные ссуды не являются "связанными", то они становятся "обусловленными" - заемщик обязуется использовать денежные средства на строго оговоренные кредитором цели. Как правило, на осуществление графиковых платежей по процентам, в том числе и по кредитам неофициальных кредиторов, например, банков.

 

Кредиты коммерческих банков

Для стран, имеющих прединвестиционный рейтинг, то есть рейтинг категории B по классификации основных рейтинговых агентств, это - весьма доступный и принятый способ заимствований. Одно из основных достоинств - стандартизация процедур, методологии, документ.

По своему содержанию и назначению банковские (синдицированные) кредиты бывают как финансовыми, так и связанными.

Связанные кредиты обусловлены системой государственных гарантий экспортных кредитов и предоставляются банками страны-кредитора для финансирования, например, крупных инфраструктурных проектов в стране-заемщике. Часто банковские кредиты называют коммерческими. Это означает прежде всего то, что ссуда предоставляется на нельготных, то есть рыночных условиях, для данного конкретного государства-заемщика. Но такая формулировка может означать и цель кредитования - покупка товаров. Другими словами это означает, кредит предоставляется для финансирования коммерческой сделки и является связанным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.04 с.)