Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов. Дефицит бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов. Дефицит бюджета



Тема 3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Содержание бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Бюджетное устройство: принципы организации бюджетной системы

Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов. Дефицит бюджета

Государственный и муниципальный долг

Развитие межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм

Государственные внебюджетные фонды

Бюджетный процесс в РФ

Содержание бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Термин «бюджет» в экономической литературе одновременно используется для определения различных понятий.

Например, бюджет – основной централизованный фонд денежных средств;

Бюджет – денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

Бюджет - основной финансовый план государства.

 

Бюджет Бюджет Бюджет


отношении ________________ документ ________________денежный фонд

финансы финансовый план финансовые ресурсы

 

бюджет бюджетный план бюджетный фонд

 

Таким образом, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль.

1) Финансируя из бюджетного фонда национальные проекты, развитие инфраструктуры, приоритетные отрасли хозяйства, государство тем самым оказывает влияние на перераспределение национального дохода между сферами экономики и населением. Часть доходов более прибыльных отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, промышленность и сельское хозяйство).

2) Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству «человеческого» капитала, решению других социально значимых задач, в частности демографические проблемы.

3) Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ, а в последних – между региональными и местными бюджетами.

 

Бюджетное устройство: принципы организации бюджетной системы

Бюджетное устройство – организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в себя виды бюджетов, принципы и формы взаимосвязей между ними.

БК РФ: бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет – это центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование выполнения общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, округов, а также бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты являются формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежный средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан:

- на пенсионное обеспечение;

- социальное страхование;

- социальное обеспечение в случае безработицы;

- охрану здоровья и медицинскую помощь.

Совокупность всех бюджетов РФ (за искл. Бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов) образует консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет составляется с целью прогноза и анализа складывающихся бюджетных пропорций.

Принципы организации бюджетной системы установлены в БК РФ, их удобно разделить на 2 группы:

1) принципы построения бюджетной системы:

· единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства; принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной классификации, документации и отчетности и т.п.);

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами);

· самостоятельность бюджетов (право органов государственной власти и местного самоуправления устанавливать налоги и сборы в рамках законодательства; самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств; право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и др.);

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

2) принципы формирования и исполнения бюджетов:

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

· сбалансированности бюджета (минимизация его дефицита);

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов;

· гласности (опубликование в открытой печати; открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов);

· достоверности бюджета (достоверность прогноза и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета);

· адресности и целевого характера использования бюджетных средств

· прозрачности

· единства кассы (единый счет бюджета)

· подведомственных расходов (получатель бюджетных средств должен иметь дело только с одним органом публичной власти).

 

Пенсионный фонд.

Основные задачи ПФР: аккумуляция налоговых поступлений сумм ЕСН и страховых взносов и расходования средств фонда в соответствии с действующим законодательством на выплату:

- государственной пенсии;

- пособий на детей, одиноким матерям и т.д.

Доходы бюджета ПФР:

- налоговые платежи;

- поступления недоимок, штрафы, пени и иные санкции по взносам в данный фонд;

- другие неналоговые поступления (например, доходы от размещения средств ПФР);

- безвозмездные поступления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс представляет собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ

- органы законодательной власти

- органы исполнительной власти

- органы денежно-кредитного регулирования

- органы государственного и муниципального финансового контроля

- государственные внебюджетные фонды

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств

- получатели бюджетных средств

- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

 

Исполнение бюджетов

В РФ установлена казначейская система исполнения бюджетов.

Для эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета необходимы оптимизация потоков движения его средств и сосредоточение их на едином казначейском счете (ЕКС).

По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета.

Нормами БК РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования:

1) составление и утверждение бюджетной росписи

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям.

3) Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств

Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 мес.

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств

5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств

6) расходование бюджетных средств (процедура финансирования)

По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность и проводится экономический анализ результатов его исполнения.

Тема 3. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Содержание бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

Бюджетное устройство: принципы организации бюджетной системы

Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов. Дефицит бюджета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.02 с.)