I. Краткая программа теоретического курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Краткая программа теоретического курса



I. КРАТКАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

С ВОПРОСАМИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

И СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ.

Россия в XVII – XVIII вв.

Россия в начале XVII в. Восстановление страны после Смуты. Правление Михаила Романова. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г. Реформы Никона. Раскол русской церкви. Народные движения. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией. Переход России к абсолютной монархии. Воцарение Петра I. Реформы Петра I: особенности модернизации России. Проблемы модернизации и традиционализма. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм в России. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Правление Павла I.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. На какой базе шло восстановление страны после смуты? Каковы основные социальные тенденции развития страны?

2. Какие новые моменты в социально-экономическом развитии страны появились после смуты? С чем они были связаны?

3. Что свидетельствует о формировании абсолютизма в России в ХУП веке? Чем этот процесс отличался от аналогичного процесса в Западной Европе?

4. Дайте характеристику причин принятия и основных положений Соборного Уложения 1649 г.

5. Почему ХУП век называют «бунташным»? Каковы причины активного социального протеста? Перечислите основные массовые социальные движения ХУП в.

6. В чем причины проведения церковной реформы? Дайте характеристику основных направлений реформы. Почему она привела к расколу общества?

7. Как складывались отношения между церковной и светской властью после реформ?

8. По каким направлениям развивалась внешняя политика в ХУП веке?

9. Каковы предпосылки петровских реформ?

10. Охарактеризуйте основные направления реформ государственного аппарата.

11. Каковы причины военной реформы, в чем ее смысл? К какому результату она привела?

12. Как складывались отношения с церковью? Почему Петр1 пошел фактически на ликвидацию патриаршества?

13. Охарактеризуйте основные направления экономической политики Петра. К каким противоречивым результатам она привела?

14. Как изменилось положение крестьянства?

15. Как изменилось положение дворянства?

16. Какие изменения произошли во внешней политике Петра 1? В чем проявились имперские амбиции России?

17. К каким результатам привели реформы?

18. Что такое дворцовые перевороты и почему они сыграли большую роль в истории России ХУШ в.?

19. Какие направления можно выделить в социально-экономической политике России в период с 1725 по 1762 гг.?

20. Что такое просвещенный абсолютизм? Как оценивают эту политику историки?

21. Дайте характеристику реформ Екатерины П: в сфере государственного управления, в социальной сфере, в экономической сфере и в области образования.

22. Какие мероприятия были проведены Павлом 1?

 

Дополнительная литература:

 

1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М. 2003.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XYIII века. СПб. 1997.

3. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. М.1998.

4. Брикнер А.Г. История Екатерины II. В.3 т. М.1996.

5. Брикнер А.Г. История Петра Великого. В 2 т. М.1996.

6. Буганов В.И. Екатерина II. // Вопросы истории. 1994. № 11. С.39-49.

7. Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической жизни России XYIII-XIX вв. // Вопросы истории. 1995. № 5,6.

8. Каменский А.Б. Екатерина П. // Вопросы истории. 1989. №3.

9. Каменский А.Б. Российская империя в XYIII веке: традиции и модернизация. М. 1999.

10. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола. // Отечественная история. 2001. №2.

11. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно-историческое исследование. М.1994.

12. Мизун Ю.В. Тайны русского раскола. М.2002.

13. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины П: просвещенный абсолютизм в России. М. 1993.

14. Павленко Н.И. Петр Великий М. 1994.

15. Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. М. 1996.

16. Песков А.М. Павел I. М. 1999.

17. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. №4,5.

18. Торке Х. Так называемые земские соборы в России. // Вопросы истории. 1990. №5.

3. Отечественная история в ХIХ – начале ХХ вв.

Социально – экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Правление Александра I: внутренняя и внешняя политика. Противостояние либеральных и консервативных тенденций. Правление Николая I: внутренняя и внешняя политика. Крымская война. Общественная мысль и особенности общественного движения России в первой половине XIX века. Россия в эпоху "великих реформ". Александр II. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Социально – экономическое развитие России в пореформенный период. Эпоха Контрреформ. Правление Александра III: внутренняя и внешняя политика. Русское общество во второй половине ХIХ в. Народничество. Марксизм. Земский либерализм. Консерватизм. Основные тенденции развития мирового сообщества и России на рубеже XIX-XX веков. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформаторы: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин. Революция 1905 – 1907 гг. Изменение политической системы России в 1905–1906 гг. Политические партии России: создание, классификация, программы, тактика. Россияв 1907 – 1917 гг.: нарастание нового кризиса. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем противоречивость социально-экономического развития России первой половины Х1Хв.?

2. Какие реформы осуществил Александр 1 в системе управления государством?

3. Какие мероприятия периода правления Николая 1 связаны с именами М.Сперанского, Киселева, Канкрина?

4. Какие объективные предпосылки требовали проведения аграрной реформы?

5. Как был решен вопрос о личном освобождении крестьян?

6. Как решился вопрос о наделении крестьян землей, на каких условиях?

7. Сравните основные положения земской и городской реформ. Чем объясняется разное социальное представительство в выборных органах?

8. Как была проведена судебная реформа 1864 г.?

9. По каким направлениям была проведена военной реформы? Как изменился принцип комплектования армии и сроки службы?

10. Когда и почему возникло общественное движение в России в Х1Х веке, каковы его особенности?

11. Что такое консерватизм? Раскройте основные идеи теории официальной народности.

12. Что такое либерализм? Сравните взгляды западников и славянофилов.

13. В чем основные идеи теории «общинного социализма» Герцена?

14. Дайте характеристику основных этапов развития народничества.

15. Почему на смену идеям народничества пришли марксистские идеи?

16. Назовите первые социал-демократические организации. В чем коренное отличие их программных установок по сравнению с идеями народников?

17. Каковы особенности пореформенного развития экономики России?

18. По каким направлениям осуществлялись реформы С.Ю. Витте, какие положительные и отрицательные последствия они имели?

19. Чем отличалось экономическое развитие России в начале ХХ века?

20. Какие «контрреформы» были проведены Александром Ш?.

21. Каким было государственное устройство Росси в начале ХХ века?

22. Чем отличалась социально-классовая структура российского общества на рубеже веков?

23. Объясните особенности формирования политических партий в России.

24. Выделите особенности правоконсервативных партий.

25. В чем сходства и отличия партии кадетов и партии октябристов?

26. Дайте характеристику партии большевиков? Была ли у них своя аграрная программа?

27. Какие основные причины привели к первой русской революции?

28. Можно ли говорить о поражении первой революции? Какие позитивные результаты были?

29. В чем основная идея Манифеста 17 октября 1905 г. и его историческое значение?

30. Дайте сравнительную характеристику четырех Государственных Дум.

31. Выделите основные цели, составные части и результаты аграрной реформы П.А.Столыпина.

32. Какие мероприятия были проведены Временным правительством? Дайте им оценку.

33. Как развивались политические процессы в период от февраля до октября 1917 г.? Можно ли говорить о двоевластии?

34. К каким последствиям привели политические кризисы?

 

Дополнительная литература:

 

1. Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. М. 1999.

2. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М.1991

3. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства России в конце Х1Х – начале ХХ века. // Отечественная история. 2006. №1.

4. Боханов А.В. Император Александр III. М. 1998.

5. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. М.1992.

6. Виттекер У.Х. Граф С.С. Уваров и его время. М. 1999.

7. Волобуев П.В. Февральская революция: ее противоречия, альтернативы и историческое место. // Наука и жизнь. 1992. №10.

8. Выскочков Л. Николай I. М. 2003.

9. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция. СПб. 1991.

10. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. №1. С.60-76.

11. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М. 1993.

12. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.). Механизм функционирования. М. 1996.

13. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М.1994.

14. История политических партий России. Под ред. Зевелева А.И. М. 1994.

15. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность). // Отечественная история. 1991. №2.

16. Леонов С.В. Партийная система России (конец ХIХ-1917 гг.) // Вопросы истории. 1999. №11,12.

17. Леонтович В.В. История либерализма в России. М. 1995.

18. Ляшенко Л.М. Александр П. М. 2002.

19. Морозов С.Д. Население России на рубеже Х1Х-ХХ веков.// Отечественная история. 1999. №4.

20. Пирумова Н.М. Александр Герцен – революционер, мыслитель, человек. М. 1989.

21. Российские консерваторы. М. 1997.

22. Сахаров А.Н. Александр I. М. 1998.

23. Соловьева А.М. Промышленная революция в России. М. 1990.

24. Труайя А. Николай I. М. 2003.

25. Федоров В.А. Декабристы и их время. М. 1992.

26. Чернуха В.Г. Александр Ш. // Вопросы истории. 1992. №11.12.

27. Шацилло К.Ф. Николай П: реформы и революция. // История Отечества: люди, идеи, решения. М.1991.

 

4. Отечественная история в 1917 – 1953 гг.

Россия после Февральской революции 1917 г. Формирование новых органов власти. Противостояние демократических и авторитарных тенденций. Октябрьская революция 1917 г. Приход к власти большевиков. Первые мероприятия советской власти. Формирование новой государственности. Роспуск Учредительного собрания. Брест – Литовский мир. Конституция РСФСР. Начало национализации предприятий и введение продовольственной диктатуры. Гражданская война и интервенция: причины, ход, последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Образование СССР. Формирование однопартийного политического режима. Культурная жизнь страны. Социально – экономические преобразования в 30 – е годы. Индустриализация и коллективизация. Политическая система СССР в 1920–30–е годы. Истоки и сущность тоталитаризма. Оформление режима личной власти И. Сталина. Внутрипартийная борьба и политические репрессии в СССР. Внешняя политика СССР в 20 – 30 – е годы. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги и последствия Второй мировой и Великой Отечественной войны. СССР в первые послевоенные годы. Восстановление экономики страны. Противоречия в развитии политической системы и общества. Начало "холодной войны".

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы причины прихода к власти большевиков в октябре 1917 г.?

2. Перечислите первые экономические мероприятия Советской власти и дайте им оценку.

3. Как формировалась политическая система Советского государства?

4. Как был решен вопрос об Учредительном собрании?

5. Что такое «военный коммунизм»? В чем он проявился на практике?

6. Определите итоги и значение октябрьской революции и гражданской войны.

7. Перечислите основные причины перехода к НЭПу. Можно ли было продолжать политику «военного коммунизма»?

8. Какие мероприятия свидетельствуют о проведении НЭПа? К каким результатам привел НЭП?

9. Как был создан СССР?

10. Каковы причины проведения индустриализации в СССР?

11. Перечислите этапы индустриализации. Дайте всестороннюю оценку итогов индустриализации.

12. Каковы причины форсированной коллективизации?

13. Выделите основные этапы проведения коллективизации.

14. К каким последствиям привела коллективизация?

15. Докажите на примерах, что в СССР в 1930-е гг. было создано тоталитарное общество.

16. По каким направлениям осуществлялась внешняя политика СССР в 1930-е годы?

17. Какие договоры были подписаны с Германией накануне Великой Отечественной войны?

18. Выделите цели, основные периоды и события, итоги Великой Отечественной войны.

19. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?

20. Какие итоги и последствия войны вам известны?

21. Чем характеризуется экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.?

22. Какие политические процессы идут в этот период?

 

Дополнительная литература:

1. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М. 1997.

2. Барсуков Н. На переломе. Советское общество в послевоенные десятилетия. // Свободная мысль. 1994. №6.

3. Бойцов М., Хромова И. Послевоенное десятилетие. 1945-1955 гг. М. 1998.

4. Бровкин В.Н. Россия в Гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории. 1994. №5.

5. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1.

6. Великая Отечественная война 1941-1945: военно-исторические очерки. В 4 кн. М. 1998-1999.

7. Власть и общество в условиях гражданской войны. // Отечественная история. 1998. №3.

8. Волобуев П.В. Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории. 1996. №5,6.

9. Гросул В. Истоки трех революций. // Отечественная история. 1997. №6

10. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны. // Отечественная история. 1995. № 3.

11. Драма российской истории: большевики и революция. М. 2002.

12. Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания. // Вопросы истории. 1992. №1.

13. Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после «революции сверху». // Вопросы истории. 1996. №7. С.14-31.

14. Зеленин И.Е. Революция «сверху»: завершение и трагические последствия. // Вопросы истории. 1994. №10

15. Искандеров А.Л. Первые шаги Советской власти. // Вопросы истории. 2003. №2.

16. Кара-Мурза С. Гражданская война (1918-1921). Урок для ХХ1 века. М.2003.

17. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. // Вопросы истории. 2001. №10.

18. Пережогин В.А. Партизаны и население (1941-1945 гг.). // Отечественная история. 1997. №6.

19. Плеханов И.П., Шаронов П.М. 1917 год и гражданская война в России. Самара 2001.

20. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация. // Отечественная история. 1992. №6.

21. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы. // Отечественная история. 2001. № 3.

22. Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 г. и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну. // Отечественная история. 2000. № 5,6

23. Трукан Г. Была ли демократическая альтернатива большевикам? // Свободная мысль. 1999. №11.

24. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М. 2002.

25. Цветков В.Ж. Белое движение в России 1917-1922 годы. // Вопросы истории. 2000. №7.

26. Шишкин В.А. Власть, политика, экономика: послереволюционная Россия (1917 – 1928 гг.) СПб. 1997.

 

II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Готовя выступление на семинаре необходимо учитывать следующие требования: во-первых, выступление должно строго соответствовать поставленному вопросу; во-вторых, заканчивать выступление необходимо четко сформулированным выводом, в котором должна прозвучать главная идея выступления; в-третьих, время выступления не должно превышать трех-пяти минут. Выполнение этих требований позволит рассмотреть поставленные вопросы в полном объеме и даст возможность всем желающим высказаться по проблеме.

 

ТЕМА № 1.

По первому вопросу.

Рассмотрите процесс формирования соседской общины, появление предпосылок формирования государства. Проследите выделение двух ступеней территориально-политических общностей: племенных княжеств и союзов племенных княжеств. Какие двенадцать союзов племенных княжеств упоминаются в «Повести временных лет»? Какие два очага государственности сформировались у восточных славян? Как складывались отношения с соседями? Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь.

Рассмотрите норманнскую и антинорманнскую теории происхождения государства у восточных славян. Как современные историки рассматривают эту проблему?

 

По второму вопросу.

Охарактеризуйте Киевскую Русь как раннефеодальную монархию. Рассмотрите функции князя: законодательную, военную, судебную, фискальную. Что такое родовой сюзеренитет? Кто был главным в роду? Как шло наследование власти? Какую роль играла дружина? На какие две части она делилась? Как изменялись ее функции? На чем базировалась местная система управления? Что такое лествичное право? Какую роль играли совет старейшин и вече?

 

По третьему вопросу.

Охарактеризуйте предпосылки объединения русских земель. Выделите следующие этапы объединения. 1270-1359 гг. – появление и возвышение Московского княжества, борьба Москвы и Твери. 1359-1425 гг. – начало объединения русских земель, открытая конфронтация с Золотой Ордой (Куликовская битва 1380 г.), правление Дмитрия Донского (1359-1389гг.) и Василия 1 (1389-1425 гг.). Большая феодальная война 1425 – 1462 гг.. Завершающий этап – 1462-1533 гг.- складывание единого государства, окончательное свержение монголо-татарского ига (1480 г.)

 

По четвертому вопросу.

Проследите следующие этапы государственно-административных реформ Петра 1: упразднение Боярской Думы, учреждение Сената, замена приказов на коллегии, образование губерний, упразднение патриаршества и создание Святейшего синода, создание карательных государственных органов (фискалов и прокуратуры), изменение престолонаследия и провозглашение империи. Цели и последствия реформ.

Охарактеризуйте государственно-административные реформы Екатерины П: реформа Сената, секуляризация церковных владений, ликвидация гетманства на Украине, губернская и городская реформы, полицейская реформа.

Далее остановитесь на реформах Александра 1 в сфере государственного управления. Определите преимущества министерств по сравнению с коллегиями. Какой слой начинает активно развиваться в связи с ростом управленческих структур? Существовала или нет должность премьер-министра в Кабинете министров? Если нет, то почему? Как был реформирован Сенат? Какие функции за ним остались? Какие изменения коснулись Святейшего Синода? Какие функции были отведены Государственному Совету? Подводя итог, отметьте, изменилась ли сущность политической системы России в результате проведения реформ? Что усилилось после реформ?

 

ТЕМА № 2.

По первому вопросу.

Какие обстоятельства вынудили Николая П принять Манифест? Перечислите основные положения Манифеста 17 октября 1905 г., дайте им оценку. Каких важных политических вопросов не коснулся Манифест? Какие положительные результаты были у Манифеста?

При характеристике основных положений закона о выборах в первую Государственную Думу необходимо показать его антидемократический характер. Что такое «курия»? На какие четыре курии были разделены избиратели? Как вы оцениваете нормы представительства от каждой курии? Какую цель преследовали такие нормы? Можно ли считать выборы прямыми? Для каких курий существовала многоступенчатая система? Каким был возрастной ценз? Существовал или нет имущественный ценз? Какие категории населения не были допущены к выборам? Срок действия Думы? Кто мог распустить Думу? Докажите, что превращение Государственного Совета в верхнюю палату Думы ограничило ее законодательные права. Мог ли царь издавать законы без согласия Думы? Подводя итог, подумайте, можно ли говорить об ограничении самодержавия в России? Какие политические партии образовались в России? (Дайте классификацию политических партий по направлениям.) Как они были представлены в Государственных думах?

По второму вопросу.

Выделите главные итоги Февральской революции – ликвидацию монархии в России, появление возможностей для демократического пути развития, образование двоевластия. Какие органы власти были сформированы? Какие альтернативные пути развития России они представляли? В политической сфере проследите мероприятия по превращению страны в правовое демократическое государство. Особое внимание уделите демократическим правам и свободам. В чем суть реформы судопроизводства и реформы местных органов власти? Обратите внимание на противоречивые итоги демократизации жизни общества. Подводя итог, докажите, что политика Временного правительства не соответствовала реальной исторической ситуации, сложившейся в России.

 

По третьему вопросу.

Из каких элементов была сформирована политическая система Советского государства? Почему в результате была образована однопартийная политическая система? Среди мероприятий по защите Советской Республики отметьте создание революционных судов, действующих на принципах революционной законности; создание ВЧК, РККА, РККФ, РККВФ. На каких принципах осуществлялось военное строительство? При рассмотрении вопроса об Учредительном собрании и обстоятельствах его разгона, подумайте: «Нужно ли было большевикам Учредительное собрание? Какими были реальные возможности Учредительного Собрания? Какое влияние оказал разгон собрания на ход последующих событий?» Какой важный документ был принят на Ш Всероссийском съезде Советов 10 января 1918 г.? Можно ли говорить о завершении формирования Советского государства?

 

По четвертому вопросу.

Раскройте предпосылки образования СССР (общие хозяйственные связи, исторически сложившееся разделение труда, стремление к единой безопасности, однотипность государственного устройства и др.) Сравните проекты объединения республик, предложенные В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Какие документы закрепили образование СССР?

 

По пятому вопросу.

Докажите, что развитие политической системы СССР протекало в рамках, намеченных И.В. Сталиным, с доминирующей ролью КПСС. Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы страны. Какие органы партийной власти составляли систему сверху донизу? Какие уровни Советов входили в систему органов государственной власти? Какая система органов государственного управления существовала? Какие складывались взаимоотношения между разными системами управления государством?

 

По шестому вопросу.

Какую роль сыграли январский 1987 г. пленум ЦК КПСС и Х1Х Всесоюзная конференция КПСС 1988 г. в проведении политической реформы? Выделите и охарактеризуйте следующие направления реформы: изменение избирательной системы, установление двухуровневой системы высшей законодательной власти, прямое представительство общественных организаций, превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий орган, создание Комитета Конституционного надзора, отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС, начало становления многопартийной системы, учреждение поста Президента.

 

ТЕМА № 3.

По первому вопросу.

Почему возникла необходимость прикреплять крестьян к земле? Проследите процесс закрепощения крестьян по этапам. 1497 г. – Судебник Ивана Ш – ограничение крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня (26 ноября). 1550 г. – Судебник Ивана 1У - ограничение права перехода только Юрьевым днем и увеличение платы за «пожилое». 1581г.- введение «заповедных лет», в течение которых был запрещен переход крестьян. 1592-93 гг. – бессрочное запрещение крестьянского выхода. 1597 г. – введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян (указ Федора Ивановича «Об урочных летах»). 1637-41 гг. – указы Михаила Федоровича об увеличении срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. 1649 г. – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых крестьян, окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян.

 

По второму вопросу.

Выделите три основных направления крестьянской реформы: личное освобождение крестьян, вопрос о земле и о выкупе.

1. Как произошло личное освобождение крестьян? Чем была ограничена реальная свобода крестьян? 2. Как решился вопрос о земле? Было ли сохранено помещичье землевладение? От чего зависел размер надела? Каким был средний надел земли? Можно ли считать, что реальные крестьянские наделы уменьшились? (Докажите). Что такое отрезки и чересполосица? 3. Как рассчитывался выкуп за землю? Определите рыночную стоимость распределяемой земли. Почему выкупная стоимость была увеличена в полтора раза? На каких условиях государство предоставило ссуду? Какое состояние получило название «временнообязанное»? Закончить ответ необходимо оценкой реформы. Обратите внимание на две стороны. С одной стороны, она освободила более 30 млн. крестьян и дала мощный толчок развитию России; с другой – крестьяне не получили экономическую свободу, фактически были законсервированы полуфеодальные экономические структуры. Можно ли считать, что крестьянский вопрос был решен?

 

По третьему вопросу.

Что подтолкнуло Столыпина к принятию проекта реформы? Какие документы составляли юридическую основу реформы? Охарактеризуйте цели реформы, разделив их на социально-политическую (создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников), социально-экономическую (разрушить общину, насадить частное хозяйство), экономическую (подъем сельского хозяйства). Определяя составные части реформы, покажите: 1. Мероприятия, направленные на разрушение общины и насаждение хуторов и отрубов. Дайте определение понятий «отруб» и «хутор». Сравните положение хуторян и отрубщиков с положением крестьян в общине. 2. Политику переселения желающих за Урал. На каких условиях проходило это переселение? Вопрос о результатах реформы дискуссионный. Необходимо привести конкретные факты, связанные с действием реформы. Была ли разрушена крестьянская община? Осталась ли проблема малоземелья? Можно ли говорить о создании широкого слоя крестьян-фермеров? Был ли решен крестьянский вопрос?

 

По четвертому вопросу.

Среди экономических мероприятий особое внимание уделите вопросу о земле. Какие положения нашли отражение в «Декрете о земле» и в законе «О социализации»? Покажите противоречивые итоги действия этих законов? Как вы думаете, связаны или нет введение продовольственной диктатуры и действия продотрядов с осуществлением аграрных преобразований? Можно ли считать аграрный вопрос решенным?

 

По пятому вопросу.

Как изменилась аграрная политика большевиков в условиях крупномасштабной гражданской войны? Почему она получила впоследствии название «военного коммунизма»? Как представляли большевики регулирование социально-экономических процессов? Что такое продразверстка? Чем она отличалась от продовольственной диктатуры? Как был решен вопрос с частной торговлей? Разрешалась или нет аренда земли и наем рабочей силы в сельском хозяйстве? Как относились крестьяне к политике «военного коммунизма»?

Чем была заменена продразверстка в годы НЭПа? Что изменилось в вопросе торговли и частного капитала? Какие изменения коснулись аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве? Удалось ли восстановить сельское хозяйство в результате НЭПа?

 

По шестому вопросу.

Какие причины привели к хлебному кризису 1927 г.? Сформулируйте основную причину ускоренной коллективизации. Как она связана с индустриализацией и ухудшением международной обстановки? Сформулируйте не менее трех целей коллективизации. Выделите основные этапы коллективизации. Обратите внимание на статьи Сталина, постановления партии и правительства по этому вопросу. Дайте оценку ликвидации кулачества как класса. Какие репрессивные меры были предприняты государством для ускорения процесса коллективизации? Подводя итог, разделите результаты с точки зрения интересов государства и с точки зрения крестьянства. Удалось ли создать целостную систему перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный? Чем на самом деле была проведенная коллективизация: действительно коллективизацией или огосударствлением? Оцените последствия этого процесса с точки зрения крестьян: подрыв стимула к саморазвитию, разорение, «раскрестьянивание», массовая гибель, разрушение всего уклада деревенской жизни и др. Как вы считаете, обеспечила или нет коллективизация будущее прогрессивное развитие сельского хозяйства страны?

 

По седьмому вопросу.

При характеристике аграрной политики в 1950-е годы выделите основные направления, а затем остановитесь на объективных и субъективных причинах кризиса в сельском хозяйстве. Какие меры по поддержке колхозов были проведены? Чем объясняется массовое освоение целинных и залежных земель? Какие существовали риски? Какие ошибки были допущены в агрокультуре? Почему успехи целинников не могли быть стабильными? С какой целью началось массовое возделывание кукурузы, к каким последствиям это привело? На какой отчаянный шаг пошло наше правительство в 1963 г. и о чем он свидетельствовал? Почему не удалось переломить ситуацию в сельском хозяйстве? Какие существовали объективные причины кризиса в сельском хозяйстве? Как на развитие сельского хозяйства повлияли эксперименты Н.С. Хрущева? Делая вывод об аграрных преобразованиях 1953-1964 годов, отметьте, что в это время фактически завершился процесс «раскрестьянивания», начатый в 1930-е гг.

Попытки реформы в сельском хозяйстве были предприняты на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Какие причины отставания сельского хозяйства были названы? В чем главная идея предложенной реформы в сельском хозяйстве? Как планировалось изменить планы заготовок и закупочные цены? Какие мероприятия предлагались для укрепления материально-технической базы колхозов? Какой передовой опыт планировалось внедрить в сельском хозяйстве? Обратите внимание, главный акцент в реформировании сельского хозяйства был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельским хозяйством, на увеличении капиталовложений. С какой целью создавались производственные объединения и аграрно-производственные комплексы? Что было записано в Продовольственной программе? Делая вывод, подумайте, удалось или нет решить проблемы сельского хозяйства?

 

 

III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ.

На отдельных факультетах согласно учебному плану студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по отечественной истории, которая приобщает к творческой работе с источниками и литературой, развивает навыки самостоятельной работы. Работа носит исследовательский научный характер. Студенты должны продемонстрировать навыки аналитической деятельности, проведения историографического обзора, оформления научно-справочного аппарата. Особое внимание следует уделить рассмотрению дискуссионных вопросов и проблем в исторической науке. При написании контрольной работы студент не должен ограничиваться компиляцией фактов, простым пересказываем имеющихся точек зрения. Работа должна носить аналитический характер. Также следует избегать частого употребления в тексте цитат, загружать работу излишним количеством ссылок.

Темы контрольных работ.

1. Происхождение восточных славян и их прародина. Формирование древнерусской народности.

2. Норманнская и антинорманнская теории образования древнерусского государства. Современный взгляд на проблему образования государства у восточных славян и роль варягов в этом процессе.

3. Принятие православного христианства и его значение для русской истории.

4. Татаро-монгольское иго и его роль в исторической судьбе России.

5. Сравнительная характеристика основных удельных княжеств (Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Великого Новгорода).

6. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Конец XIII – середина XV вв.

7. Завершающий этап формирования единого Российского государства. Иван III.

8. Опричнина Ивана IV: ее сущность, оценки историков.

9. Формирование системы крепостного права в России.

10. Смутное временя в России на рубеже XYI - XYII вв. и его оценки в историографии.

11. Церковная реформа Никона. Протест старообрядцев. Современный взгляд на проблему.

12. Земские соборы в истории России XYI-XYII вв.

13. Военные реформы Петра I и Александра II: сравнительная характеристика.

14. Реформа органов власти и управления Российской империи Петра I и Екатерины II: сравнительная характеристика.

15. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

16. Россия в годы правления Павла I.

17. Реформы власти и управления Александра I. Проект М.М. Сперанского.

18. Политика Александра I и Николая I: сравнительная характеристика.

19. Европейское направление внешней политики Александра I.

20. Южное направление внешней политики Александра I.

21. Основные направления внутренней политики Николая I.

22. Идейные течения 1830-50-х гг.

23. Начало распространение марксизма в России. Первые марксистские организации.

24. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

25. Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати: сравнительная характеристика.

26. Внешняя политика Александра II.

27. Модернизация российской экономики во второй половине XIX в.

28. Новые явления в экономике России начала ХХ в.

29. Русский консерватизм на рубеже XIX – XX вв. Создание черносотенных партий.

30. Российский либерализм на рубеже XIX – XX вв. Создание партий.

31. Революционное движение в России на рубеже XIX – XX вв. Создание партий.

32. Первая русская революция, ее влияние на дальнейшее развитие страны.

33. Становление и развитие Российского парламентаризма в начале ХХ века. Сравнительная характеристика четырех дореволюционных Государственных дум.

34. Реформы Столыпина и их оценки в исторической науке.

35. Теория и практика политики «военного коммунизма».

36. Альтернативы общественного движения России в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

37. Октябрьские события 1917 г.: дискуссионные проблемы и их решения в исторической науке.

38. Основные проблемы в изучении гражданской войны: оценки историков.

39. Военно-политические силы и движения в годы Гражданской войны: сравнительная характеристика.

40. НЭП: мероприятия, противоречия, кризисы, итоги.

41. Причины перехода к НЭПу. Дискуссия среди современников в 1920-е гг. по вопросу о концепции НЭПа и его последствиях.

42. Дискуссия в партии большевиков в 1920-е гг. по вопросу о дальнейшем развитии страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.149 с.)