Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука.



К У Л Ь Т У Р А

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

Л И Ч Н О С Т Ь

Информационный контроль ß Ý Энергетические условия

О Р Г А Н И З М

 

 

Важно обратить внимание на то, каким образом происходит обмен энергией и контролем. К примеру, культура определяет предел социальной системы, латентно ограничивая ее изменчивость при помощи культурных образцов и т.д. При этом каждая подсистема обеспечивает энергетические условия, необходимые для деятельности подсистемы более высокого уровня. Необходимо раскрыть основные функции подсистем: адаптация (организм), целедостижение (личность), интеграция (социальная система), латентность (культура) и усвоить общую схему парсоновского видения общества как функциональной системы:

Функции
Инструментальные Экспрессивные
Адаптация (организм) Целедостижение (личность) Интеграция (социальная система) Латентность (культура)
  Подсистемы
Экономика Политика Общественные организации Родство
  Институты
Заводы, банки Партии, государственная бюрократия Школы, средства массовой информации Семья, брак
  Роли и специальные нормы, основанные на фундаментальных ценностях.
Предприниматель, рабочий, банкир Партийный лидер, государственный чиновник Учитель, ученик, слушатель Мать, отец, муж, жена

 

При исследовании теоретического наследия Р.Мертона рекомендуется особое внимание уделить предложенным им одиннадцати заповедям функционализма. Следует подробно остановиться на критике Р.Мертоном некоторых постулатов классического функционализма, а именно: 1) постулата функционального единства, 2) постулата универсального функционализма и 3) постулата необходимости. Для этого необходимо привлечь понятия «дисфункция», «нефункциональность», «функциональный эквивалент», «функциональная альтернатива» и «социологическая амбивалентность», а также парные понятия: «функция — дисфункция», «равновесие — неравновесность», «норма — патология» и т.д. Важно различать явные и латентные функции.

Для изучения функционалистской теории аномии, где аномия понимается как результат дезинтеграции культурно одобряемых целей и средств их достижения, а виды девиантов рассматриваются в отношении к этим целям и средствам, рекомендуется схема:

  Культурно одобряемые цели Средства достижения целей
конформист + +
инноватор + -
ритуалист - +
отступник - -
бунтарь + - + -

 

 

& Литература:

1. Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992..№ 2-5.

2. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

3. Основы теоретической социологии: метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина; ЯрГУ. – Ярославль, 2003.

4. Парсонс Т. Система современного общества. М., 1998.

5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р.Мертона. Социс. 1992. № 2.

8. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

9. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

 

 

Контрольные вопросы к теме:

  1. Какова, с точки зрения Парсонса, структура социального действия?
  2. Как определяет Парсонс социальную систему?
  3. Опишите поэтапно процесс институционализации.
  4. Каковы механизмы социализации?
  5. Каковы механизмы социального контроля?
  6. Каким образом связаны между собой культура, социальная система, личность и организм?
  7. Почему критики обвиняли Парсонса в том, что он пребывал в двух несоединимых мирах?
  8. Что подразумевает Парсонс под латентной функцией культуры?
  9. Каковы, по мнению Р.Мертона, причины аномии?
  10. Что такое «теории среднего ранга»?

 

 

$Тема доклада:

· Понятие аномии в социологической теории Р.Мертона.

Литература:

Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1992. №№ 2-5.

· Неофункционализм Дж. Александера.

Литература:

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

 

Тема 6. Теория систем.

Перед тем, как приступить к изучению общей теории систем Никласа Лумана, необходимо предварительно остановиться на вкладе Уолтера Бакли в развитие социологической теории систем. Далее, рассматривая общую теорию систем Никласа Лумана, рекомендуется обратиться к первоисточнику, а именно — к работе Лумана «Общество общества». В качестве основного источника необходимо взять первую часть этой работы — «Общество как социальная система». Следует, в первую очередь, проследить, каким образом складываются отношения «система — окружающий мир» (соответственно как область меньшей комплексности и область большей комплексности).

Важно также обратить внимание на термин «автопоэзийные (самовоспроизводящиеся) системы» (политика, хозяйство, наука, религия, право):

· элементы которых соотносятся исключительно друг с другом;

· которые в результате являются непрозрачными друг для друга, что существенно затрудняет их взаимопроникновение.

Следует особое внимание уделить вопросу внутрисистемного общения, которое не затруднено так, как межсистемное, поскольку обеспечивается «символически обобщенными средствами коммуникации» (кодом как основным «языком» функциональной системы):

· «власть» в политике;

· «истина» в науке;

· «вера» в религии;

· «любовь» в семье.

Важно рассмотреть положения Лумана об эволюции социальных систем и ее механизмах (изменчивости, отборе и стабилизации), а также о системной дифференциации как основном свойстве современного общества. Необходимо различать виды дифференциации:

· сегментарная;

· стратификационная;

· центрально-периферийная;

· функциональная

и соответствующие им этапы эволюции.

& Литература:

1. Луман Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004.

2. Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации.— М.: Логос, 2005.

3. Луман Н. Общество общества. Часть III. Эволюция.— М.:Логос, 2005.

4. Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация.— М.: Логос, 2006.

5. Луман Н. Общество общества. Часть V. Самоописания.— М.:Логос/ Гнозис, 2009.

6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Контрольные вопросы к теме:

1. Какой вклад в развитие теории систем внес Бакли?

2. Что такое автопоэзийные системы? При ответе проанализируйте слова Н.Лумана из его работы «Понятие общества»: «Система оперирует постоянным воспроизводством различения самореференции и внешней референции. Это и есть ее аутопойэсис. Это и дает возможность осуществить ее оперативную закрытость».

3. Что затрудняет взаимопроникновение систем при межсистемном общении?

4. Что такое языковой код функциональной системы?

 

 

Темы эссе.

1. Три примера действия теоремы Томаса.

2. Тема «одномерности» человека в социологических теориях ХХI века.

3. Современная социология о границах социологического исследования искусства.

4. Перспективы информационнго общества в свете современных социологических теорий.

5. «Современность или постсовременность?»: дискуссионное поле.

6. Латентная функция культуры.

7. Роль сознания в формировании социальной реальности в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

8. Социология о современном этапе глобализации.

9. Проявления формальной рациональности в условиях современности (постсовременности).

10. Ценности современного общества и их исследование в социологических теориях.

11. Симулякры и симуляции.

12. «Коды сигнификации».

13. Теории модернизации.

14. Этнометодология: изучение латентных пластов обыденного сознания.

15. Потребительское общество глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

16. Диалектика Просвещения.

17. Понятие гиперреальности.

18. Массовая культура в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

19. Американизация и/или глобализация: социологический подход.

20. «Символическое насилие» и «структурная мистификация».

21. Концепция «открытого общества».

22. «Макдональдизация».

23. Проблема «играизации» общества.

24. Социологическая критика современного общества.

25. Ценности современного общества глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

Вопросы к экзамену по курсу «Современные социологические теории»

1. Понятие парадигмы. Социология – мультипарадигмальная наука.

2. Макросоциологические и микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

3. Основные положения структурного функционализма.

4. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах.

5. Структурный функционализм: общество как социокультурная система.

6. Структура социального действия по Т. Парсонсу.

7. Информационная иерархия контроля в структурно-функционально теории Парсонса.

8. Механизмы социализации (по Т. Парсонсу).

9. Процесс институционализации, его этапы.

10. Р.Мертон: функционалистская теория аномии.

11. Явные и латентные функции.

12. Теории среднего ранга.

13. Неофункционализм Дж. Александера.

14. Теория конфликта в ХХ веке.

15. «Безобразный облик общества» Р. Дарендорфа против стройности функционализма Парсонса

16. Конфликтный функционализм Л.Козера.

17. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.

18. Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв.Нео- и постмарксизм.

19. Радикальная социология Ч.Р.Миллса.

20. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.

21. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

22. Веберовский ренессанс в Германии и США.

23. Общая теория систем Никласа Лумана.

24. Символический интеракционизм: общество как продукт интерпретаций.

25. Теорема У.Томаса.

26. Ч.Кули: теория «зеркального я».

27. Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Понятие конвенционального жеста.

28. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.

29. Г.Блумер: символы и коллективное поведение.

30. Символический интеракционизм и социальная драматургия И.Гофмана.

31. Проблема конституирования социальнойреальности в феноменологической социологии. А.Шютц: «феноменология социального мира».

32. Современные концепции социологии религии.

33. Социология знания П.Бергера и Т.Лукмана.

34. Этнометодология Г.Гарфинкеля.

35. Теория социального обмена Дж.Хоманса.

36. Теория социального обмена П.Блау.

37. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).

38. Р.Эмерсон о «сетях социального обмена» и «продуктивном обмене».

39. Современная теория феминизма. Феминизм и постмодернизм.

40. Критическая теория общества.

41. Проблематика рациональности и отчуждения в «Диалектике просвещения» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Концепция авторитарной личности.

42. Г.Маркузе об одномерном человеке и массовой культуре. Исследование развитого индустриального общества.

43. Гуманистическая концепция Э.Фромма. Теория социальных характеров.

44. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

45. Современные концепции социологии права.

46. «Открытое общество и его враги» К.Поппера.

47. «Нищета историцизма» К.Поппера.

48. Постиндустриальное общество: основные характеристики (по Д.Беллу).

49. Теория структурации Э.Гидденса.

50. Основная теорема структуралистского конструктивизма П.Бурдье.

51. «Хабитуализация» как основа процесса институционализации.

52. Социология политики П.Бурдье.

53. Учение о П.Бурдье «символическом насилии» и «структурной мистификации».

54. Современные концепции социологии науки.

55. Теории современности и постсовременности.

56. У.Бек: «общество риска».

57. Динамические характеристики современности (по Э. Гидденсу).

58. Дж.Ритцер: макдональдизация.

59. Постмодернистские социальные теории.

60. Постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко.

61. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра.

62. З.Бауман: признаки постмодерна.

63. Постмодернисты о потребительском обществе. Понятие «кода сигнификации». Симулякры и симуляция.

64. Понятие гиперреальности в постмодернизме.

65. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

66. Теория информационного общества (М. Кастельс).

67. Современные концепции социологии искусства.

68. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий.

 

Тема 1. Социология – мультипарадигмальная наука.

Для раскрытия данной темы необходимо вспомнить определения понятий «парадигма» и «мультипарадигмальность» и прояснить причины мультипарадигмальности в социологии. Следует обратить внимание на две основные причины.

Во-первых, мультипарадигмальность в теоретической социологии заложена уже в теориях высшего уровня, поскольку эти теории уходят корнями в различные философские системы основные положения о происхождении общества в целом, движущих силах его развития, о «первичном и вторичном» - положения, которые являются базовыми методологическими и мировоззренческими принципами при изучении конкретных социальных институтов, социальных процессов и социальных групп (примеры: географическое направление в социологии, психологическое направление, теория конфликта, теория обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм и т.д.). Так называемые теории среднего ранга (согласно Р.Мертону) изучают отдельные аспекты социальной системы уже через призму базовых положений теорий высшего уровня, сторонниками которых являются исследователи):

- социальные институты (социология права, социология образования, социология труда, социология семьи, социология религии, социология города и т.д.)

- социальные процессы (социология приватизации, социология урбанизации, социология милитаризации т.д.)

- социальные группы (социология молодежи, социология студенчества, социология детства и т.д.)

Во-вторых, мультипарадигмальность связана с тем, что в процессе развития социологического знания выделились различные уровни социального анализа. Уровни социального анализа в современных социологических теориях наиболее адекватно систематизированы Дж. Ритцером:

  Объективное Субъективное
Макро Макрообъективное. Примеры: общество, закон, бюрократия, архитектура, технология, язык Макросубъективное. Примеры: культура, нормы и ценности
Микро Микрообъективное. Примеры: модели поведения, действия и взаимодействия. Микросубъективное. Примеры: восприятие, убеждения, различные грани социального конструирования реальности.

 

Необходимо также обратить внимание на отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических. Основываясь на знании уровней социального анализа, важно различать:

  • парадигмы социальных фактов: внимание к макрообъективному и макросубъективному уровням;
  • парадигмы социального определения: исследование микросубъективного мира и той части микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действие);
  • парадигмы социального поведения: рассмотрение той части микрообъективного мира, которая не включает в себя мыслительный процесс (поведение);

· интегративные парадигмы: вертикальное пересечение всех уровне анализа.

Чтобы соотнести уровни социального анализа и основные социологические парадигмы, рекомендуется воспользоваться следующей таблицей:

  Уровни социальной реальности     Социологические парадигмы
  Макросубъективный     Парадигма социальных фактов   Интегрированная   социологическая   парадигма
  Макрообъективный  
  Микросубъективный     Парадигма социального определения
  Микрообъективный Часть микрообъективного мира, которая зависит от мыслительных процессов (действия)
Часть микрообъективного мира, которая не включает мыслительных процессов (поведение)   Парадигма социального поведения  

 

& Литература:

  1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. М., 2004.
  2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – М.: Питер, 2002.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие уровни социальной реальности подвергаются анализу в современных социологических теориях?

2. Что такое парадигма?

3. Как Вы понимаете значение понятия «мультипарадигмальность»? Что такое мультипарадигмальная наука?

4. В чем отличие макросоциологических парадигм от микросоциологических?

5. В чем специфика интегративных социологических парадигм?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.057 с.)