Описание акцентуаций по Леонгарду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание акцентуаций по Леонгарду



Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".
Термин "акцентуированные личности" занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Тест содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля личностной акцентуации". Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный,эмотивный).
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании.

Задание 2.

Восстановите соответствие: в левой колонке дается название индивидуальных особенностей человека, в правой – их определения. Ваша задача –соединить стрелками каждое из названий индивидуальных особенностей человека с соответствующими определениями.

№п/п Определение Понятия
  Темперамент Биологический организм, носитель генотипических наследственных свойств биологического вида.
  Характер Саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические, физиологические, социально-групповые и общественно-исторические.
  Личность свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих ус­пех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности
  Индивид Социальная психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественного исторического опыта человечества.
  Человек врожденные, стойкие биологические особенности функ­ции центральных нервных аппаратов, определяющие общий тип высшей нервной деятельности
  Индивидуальность Биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие пользоваться ими в процессе общественного труда.
  Способности система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Задание 3.

Восстановите соответствие: в левой колонке дается название типов темперамента человека, в правой – их характеристики. Ваша задача – соединить стрелками каждый из типов темперамента человека с соответствующими им характеристиками.

№п/п Тип Характеристика
  холерик - замкнутый; - чувствительный; - впечатлительный
  флегматик - энергичный; - общительный; - жизнерадостный
  меланхолик - спокойный; - уравновешенный; - медлительный
  сангвиник - подвижный; - вспыльчивый; - раздражительный

ТЕМА: Малые группы.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Малая группа: структура, динамика, функции.

2. Динамические процессы в малой группе

3. Эффективность групповой деятельности.

4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Значение и проблематика межгрупповых отношений.

Традиции в моей группе.

Специфика коммуникативного поведения всех представителей моей группы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Омега, 2006.

3. Сущенко С.А. Социальная психология. – Р-н-Д:Феникс, 2005.

4. Чернобай В.А. Социальная психология. - – Р-н-Д:Феникс, 2004.

 

ТЕМА: Большие группы.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Общая характеристика больших групп.

2. Структура исследования больших групп.

3. Толпа. Особенности поведения толпы.

4. Способы воздействия в толпе.

5. Взаимодействия людей в неорганизованных группах

6. Социальные движения и их особенности.

7. Способы воздействия в стихийных группах.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Особенности поведения человека в толпе и вне её.

Национально-психологические особенности представителей некоторых наций.

Виды и основные характеристики толпы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Омега, 2006.

3. Психология масс: Хрестоматия. – Самара: Бархан, 1998.

4. Сущенко С.А. Социальная психология. – Р-н-Д: Феникс, 2005.

5. Чернобай В.А. Социальная психология. - – Р-н-Д: Феникс, 2004.

 

ТЕМА: Общение в системе отношений человека.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Общественные и межличностные отношения. Виды межличностного общения.

2. Социальная роль: общая характеристика.

3. Историческое развитие форм общения и развитие общения в онтогенезе. Специфика изучения общения в социальной психологии.

4. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Связь каждой из них с характером совместной деятельности и взаимоотношением партнеров.

5. Виды общения и уровни общения.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Манипуляция как один из уровней общения.

2. Принцип единства общения и деятельности в социальной психологии.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Омега, 2006.

3. Сущенко С.А. Социальная психология. – Р-н-Д:Феникс, 2005.

4. Чернобай В.А. Социальная психология. - – Р-н-Д:Феникс, 2004.

 

ТЕМА: Общение как процесс взаимопознания и заимопонимания людьми друг друга.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Межличностное восприятие: общая характеристика. Социальная перцепция.

2. Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок).

3. Практические средства повышения точности межличностного восприятия – использование специальных программ социально-психологического тренинга.

4. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Омега, 2006.

3. Сущенко С.А. Социальная психология. – Р-н-Д:Феникс, 2005.

4. Чернобай В.А. Социальная психология. - – Р-н-Д:Феникс, 2004.

ТЕМА: «Общение как взаимодействие людей друг с другом»

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Структура взаимодействия: различные способы описания (Т. Парсонс, Я. Щепаньский, В.И. Панферов).

2. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования.

3. Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности.

4. Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

5. «Я» и «Другие». Формы контакта и влияния.

6. Средства и методы психологического воздействия.

7. Конфликтное взаимодействие.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М.: Омега, 2006.

3. Сущенко С.А. Социальная психология. – Р-н-Д:Феникс, 2005.

4. Чернобай В.А. Социальная психология. - – Р-н-Д:Феникс, 2004.

 

2.4. Перечень вопросов и заданий, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа)

РАЗДЕЛ 1. ВВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

1. Что изучает психология?

 

2. В чем заключается роль и значение психических явлений в жизни и деятельности
человека?

3. Какие открытия 3. Фрейда снискали ему мировую популярность?

4. Назовите ведущих советских психологов и их роль в развитии психологии.

5. Назовите принципы советской психологии.

6. В чем сущность генетического принципа? Назовите советских психологов, которые внесли
свой вклад в необходимость использования этого метода.

7. Назовите основные методы психологии и дайте им характеристику.

8. Сравните методы наблюдения и естественный эксперимент. Что в них общего и что
различного?

9. Какие Вы знаете виды анкет? В чем их ограниченность при психологическом
исследовании?

10. Назовите всеобщее свойство материи.

11. Дайте характеристику чувствительности как исходной формы возникновения психики.

12. Назовите примеры, подтверждающие положение научной психологии о том. что психика - свойство мозга.

13. Что является основным свойством психики?

14. Как Вы понимаете положение "психика субъективный образ объективного мира"?

15. Раскройте рефлекторный характер психического отражения.

16. Докажите активность психического отражения.

17. Назовите психологические характеристики сознания.

18. Назовите стадии развития психики. Какой форме поведения животных они соответствуют?

19. Чем характеризуется бессознательный уровень психики человека?

20. Назовите сущность различий психики животных и человека.

21. Почему сложное поведение муравьев, пчел и т. д. нельзя назвать трудом?

22. Дайте определение деятельности.

23. Дайте определения понятий "действие", "цель', "операция", "условие совершения
действия".

24. Охарактеризуйте понятия "потребность", "мотив".

25. Раскройте взаимосвязь внутренней деятельности и внешней.

26. Охарактеризуйте виды деятельности. *

27. Дайте определения и сравнительную характеристику навыков, умений и привычек с
иллюстрацией конкретными примерами.

28. Назовите, что относится к операционно-техническому аспекту деятельности:

а) мотив б) движение в) потребность г) цель д) действие е) операция.

29. Назовите, что относится к мотивационно-личностному аспекту деятельности: а) мотив, б) движение, в) потребность, г) цель, д) действие, е) операция.

30. Выделите черты правильного определения навыка:

а) автоматизированное действие,

б) частичная автоматизированность исполнения движений-
операций,

в) бессознательная регуляция и исполнение движений.

31. Выделите особенности, которые характеризуют умения:

а) наличие знаний.

б) автоматизированность действия.

в) наличие знаний и навыков.

г) действие, выполнение которого стало потребностью.

д) способность выполнять определенное действие при использовании знаний и навыка..

32. Назовите признаки, которые характеризуют ведущую деятельность:

а) деятельность, которой ребенок больше всего занимается по времени.

б) условие умственного, нравственного, физического развития, всех черт личности.

в) в условиях данного вида деятельности происходит формирование новой ведущей
деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

33. В чем сущность отличия эпигенетической концепции Э. Эриксона от
психоаналитической концепции 3. Фрейда?

34. Охарактеризуйте стадии развития личности в рамках концепции 3. Фрейда.

35. Охарактеризуйте стадии развития личности в рамках концепции Э. Эриксона.

36. В чем сущность экзистенциальной теории личности?

37. Охарактеризуйте прогрессивное значение гуманистической концепции личности для современной школы.

38. Охарактеризуйте психологическую структуру личности по Э. Берну.

39. Раскройте понятия "индивид", "личность", "индивидуальность". Покажите их различия.

40. Как понимать положение научной психологии: "Личностью не рождаются, личностью становятся"?

41. Проанализируйте марксистское положение о том. что личность- совокупность общественных отношений.

42. Что называют физической, психической и социальной активностью личности'?

43. В чем проявляется активность личности?

44. Охарактеризуйте разные подходы к вопросу о структуре личности.

45. Отметьте, какие из нижеперечисленных свойств характеризуют человека, как индивида:

а) старательность

б) низкая адаптация к темноте

в) общительность

г) быстрый темп деятельности

д)аккуратность

е) добросовестность

ж) пластичность

46. Выделите движущие силы развития личности, которые характеризуют подход к этому вопросу советской психологии:

а) Развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный) характер.

б) Противоречие между изменяющимися потребностями человека и реальными
возможностями их удовлетворения.

в) Развитие личности определяется наследственными факторами.

г) Личность - продукт фатальных биологических факторов.

47..Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Какую точку зрения следует считать правильной?

а) Личность формируется обществом, что касается биологических особенностей человека,
то они не оказывают влияния на этот процесс.

б) Личность определяется биологическим, наследственным фактором: никакое общество не
может изменить в человеке то, что заложено природой.

в) Личность есть феномен общественного развития человека: процесс формирования личности обусловлен единством биологического и социального, природные стороны и черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы.

48. Что является источником активности человека?

49. Какие потребности человека можно считать базовыми?

50. Что такое направленность личности?

51. Раскройте психологические особенности интереса как мотива личности.

52. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности
личности. Укажите, какие положения характеризуют методологию советского периода:

а) человек активен в меру того, что в нем живут инстинктивные побуждения.

б) активность личности - результат проекции социальной среды, которой личность
автоматически определяется.

в) личность обнаруживает свою активность в деятельности, которая побуждается
потребностями.

53. Какую роль играет самосознание в психической организации человека'?

54. Охарактеризуйте структуру самосознания личности.

55. Что такое самооценка и уровень притязаний личности?

56.Какую роль играет самооценка и уровень притязаний в становлении самосознания личности?

57.Назовите причины неадекватной заниженной или завышенной самооценки.

58.Назовите методические приемы изучения самооценки и уровня притязаний личности.

 

РАЗДЕЛ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

1. Раскройте понятие "ощущение", выделите основные признаки.

2. Раскройте понятие "восприятие", выделите основные признаки.

3. Сравните ощущение и восприятие. Выделите сходства и различия.

4. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений?

5. Можно ли развивать зрительную, слуховую и т.д. чувствительность? Если да, то как?

6.Что такое чувствительность? Охарактеризуйте пороги чувствительности.

7. Что такое адаптация? Почему у человека не происходит адаптации к болевым раздражителям?

8. От каких условий зависит сенсибилизация?

9. Назовите условия развития наблюдения и наблюдательности.

10. Назовите виды ощущений. Чем объяснить, что у орла наиболее развито зрение, у собаки - обоняние, у кошки - слух?

11. В приведенных примерах выделить адаптацию:

а) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;

б) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;

в) под воздействием некоторых запахов повышается чувствительность;

г) после погружения руки в холодную воду раздражи гель, нагретый до 30 градусов С воспринимается как теплый, хотя температура ниже нормальной температуры кожи руки.

12. Отметьте признаки восприятия:

а) субъективное отражение внешнего мира;

б) отражение отдельных свойств предмета:

в) результат совместной деятельности ряда анализаторов:

д) отражение законов природы и общества;

е) целостное отражение совокупности свойств предмета.

13. Назовите определение памяти.

14. Назовите виды памяти.

15. Как Вы понимаете положение о том. что непроизвольное запоминание - строго закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности человека?

16. При каких условиях непроизвольное запоминание учебного материала может быть продуктивные произвольного?

17. Назовите условия продуктивности памяти.

18. Каковы приемы рационального запоминания учебного материала?

19. Дайте характеристику видам воспроизведения.

20. Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстро наступает забывание?

21. В чем сущность "эффекта края"? Как его надо развивать при подготовке домашних заданий, составлении учебного расписания.

22. Выберите те "отличительные особенности отражения, которые характеризует память:

а) отражение общих и существенных признаков предметов;

б) отражение предмета в целом, в совокупности свойств и качеств:

г) отражение прошлого опыта.

23. Чем мышление отличается от процессов чувственного познания?

24. Чем обуславливается общественно-историческая сущность мышления?

25. Охарактеризуйте процессы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

26. Охарактеризуйте формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

27. Чем отличается задача от проблемной ситуации.

28. Назовите виды мышления.

29. Назовите основные качества ума.

30. Выберите особенности отражения, которые характеризуют мышление:

а) отражение отдельных свойств:

б) отражение прошлого опыта;

в) отражение общих и существенных признаков связей и отношений предметов и явлений;

г) отражение при непосредственном воздействии на органы чувств:

д) отражение действительности опосредованным путём;

е) отражение действительности непосредственным путём.

31. Укажите признаки, которые характеризуют сравнение:
а) процесс перехода от частей к целому:

б) выделение признаков различия предметов:

в) расчленение целого на части;

г) нахождение признаков сходства;

д) отражение связи между предметами и явлениями:

е) противопоставление предметов.

32. Назовите признаки самостоятельности ума:

а) объективная оценка других и себя;

б) способность анализировать, сравнивать, находить существенное:

в) умение находить пути решения задач;

г) умение решать задачи свернутыми операциями;

д) увидеть вывод и поставить новый вопрос, проблему.

33. Представьте основные виды мышления и их индивидуальные особенности в таблице.

34. Сравните воображение и мышление, установите сходство и различия.

35. Охарактеризуйте способы (механизмы) создания образов воображения.

36. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?

37. Охарактеризуйте методические приемы, способствующие развитию воображения.

38. Как объяснить, что под влиянием неосторожного слова врача пациент воображает, что он заболел страшной болезнью?

39. Почему мечту можно рассматривать как побудительный мотив деятельности?

40. Выделите особенности, которые характеризуют воображение в отличие от мышления:

а) опережающие отражение действительности происходит в конкретной образной форме:

б) проблемная ситуация характеризуется значительной неопределенностью;

в) опережающее отражение действительности происходит путем оперирования понятиями;

г) проблемная ситуация характеризуется меньшей степенью неопределенности.

41. Выделите положения, которые характеризуют творческое воображение:

а) воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию:

б) самостоятельное создание новых образов;

в) образы воображения, преднамеренно вызываемые, но не связанные с волей, направленной
на воплощение в жизнь:

г) создание неправдоподобных образов, элементы которых в жизни не совместимы.

42. Назовите отличительные особенности отражения, которые характеризуют воображение:

а) отражение предметов и явлений в их связях и отношениях;

б) отражение прошлого опыта;

в) отражение предмета в совокупности свойств и качеств:

г) отражение, в основе которого лежит создание новых образов, которые человек не воспринимает.

43. Составьте схему видов воображения (таблицу).

44. Дайте определение внимания.

45. Что такое устойчивость внимания? Назовите причины, обеспечивающие устойчивость внимания.

46. При каких условиях повышается распределяемость внимания?

47. Перечислите условия (факторы), которые способствуют привлечению внимания.

48. Что такое объем внимания?

а) постановка вопросов;

б) особенности воздействующих раздражителей - новизна, сила и т.д.:

в) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета:

г) использования потребностей и интересов:

д) постановка целей и задач деятельности.

49. Составьте таблицу видов внимания. Охарактеризуйте особенности каждого вида внимания.

 

РАЗДЕЛ 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1. Что такое эмоции и чувства? В чем их различия?

2. Раскройте взаимосвязь потребностей и эмоций.

3. Подберите примеры, иллюстрирующие регулятивную функцию чувств?

4. Как протекает динамика чувств?

5. Чем объясняется внешнее выражение чувств?

6. Можно ли по внешнему выражению определить эмоциональное состояние человека?

7. Какова роль чувств, эмоций в познавательной деятельности человека?

8. Дайте характеристику основным формам переживания чувств: настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрация.

9.В чем выражается социальная сущность нравственных, эстетических чувств?

10. Назовите особенности волевого действия.

11. Что такое волевое усилие?

12.Что такое борьба мотивов в волевом акте? Приведите примеры.

13. Определите волевые качества личности: целенаправленность, настойчивость, решительность, смелость. Подберите примеры, иллюстрирующие эти качества.

14. Назовите основные пути воспитания воли.

15. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как
способности?

16. Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

17. Охарактеризуйте понятия "тип высшей нервной деятельности", "темперамент".

18. Дайте психологическую характеристику типов темперамента.

19. В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие как быстрота и интенсивность реакций, легкость или трудность их возникновения?

20. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

21. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними?

22. Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.

23. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?

24. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно?

25. Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путем воспитания, а не является прирожденным и неизменным.

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

1. Дайте определению понятия "группа".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.252 с.)