Авто- аква- анти- макро- -тека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авто- аква- анти- макро- -тека



архе- архи- ауди- баро- -фоб

библио- био- гео- гипер- гипо-

-грамма граф- гуман- демо- - дром-

интер- интра- - лог мета- микро- моно- морфо- мульти- нео- поли- пост- прото- псевдо- -скоп суб- супер- фил- хрон- экстра-

 

 

З А Д А Н И Е № 3

Тема занятия: Нарушения лексической сочетаемости слов, трансформация устойчивых выражений, фразеологизмов. Ошибки в употреблении паронимов.

 

Упр. 1 Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература. 2. Иван Степанович Иванов уже защитил кандидатскую степень. 3. Я поднял тост за моих друзей. 4. Один за одним друзья вышли из школы. 5. Кое-кто пытается вбить клин под отношения Таджикистана и Афганистана. 6. Получив с ворот поворот, фирма обратилась к другим поставщикам. 7. Во главе угла были поставлены два вопроса. 8. Когда я об этом узнал, у меня душа отлегла. 9. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 10. Встрече глав правительств всегда уделяют огромное значение. 11.Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную роль при дворе. 12. Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам. 13. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 14. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 15. Специалисты оказывали экономические консультации правительству. 16. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 17. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 18. Нужно держать свое обещание. 19.Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 20. Тело погибшего будет передано земле. 21. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу сложившейся ситуации. 22. Это важный шаг и его нужно пройти.

 

Упр. 2 Как говорят? (в качестве ответа используйте фразеологические выражения).

1) о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо; 2) о том, кто часто меняет свои решения; 3) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 4) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 5) о кротком, безобидном человеке; 6) о человеке, который держится неестественно прямо; 7) о болтливом человеке; 8) о бесследном исчезновении кого-либо; 9) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 10) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном; 11) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 12) о чувстве большой неловкости, стыда; 13) об очень дальних родственниках; 14) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 15) о беспорядке, неразберихе, царящих где либо;

16) о том, кто не знает чего-либо всем известного.

 

Упр. 3 Объясните разницу в значении словосочетаний.

Опасный человек – опасливый человек; освоить прочитанное – усвоить прочитанное; осудить действия – обсудить действия; представить возможность – предоставить возможность; демократический метод – демократичный метод; тактичные шаги – тактические шаги; техническое исполнение – техничное исполнение; фактический материал – фактичный материал; хозяйские дела – хозяйственные дела, гуманный – гуманистический.

 

Упр. 4 Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Длинный – длительный (протяженный, долговременный)

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный)

Злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый)

Комический – комичный (смехотворный, комедийный)

Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый)

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный)

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный)

Понятный – понятливый (ясный, способный)

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный)

Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный)

Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый)

 

Упр. 5 Вставьте впредложения подходящие по смыслу слова-паронимы *представить- предоставить*.

1. Мне... квартиру (дали, выделили). 2.... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить). 4.... вам моего друга (знакомлю). 5. Отца... к ордену (наградили). 6. Все меня... чудаком (считают, называют). 7. Фильм был... на фестивале (показан). 8. Актер умел … пение соловья (копировать). 9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

 

Упр. 6 Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте.

1. Отчет (представляется, предоставляется) в двух экземплярах. 2. Девочка (одела, надела) маскарадный костюм. 3. Его (исполнительный, исполнительский) талант высоко оценен критикой. 4. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень критичный, критический). 5. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 6. Он привык работать (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 7. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нестерпимый, нетерпимый). 8. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 9. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 11. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 12. Я посмотрел ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 13. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

 

Упр. 7 Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Артист завоевал признательность зрителей. 2. Главное для писателя – душевный мир человека. 3. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 4. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

 

Упр. 8 Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

 

Упр. 9 Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.

 

З А Д А Н И Е № 4

 

Тема занятия: Морфологические нормы.

 

Упр. 1 Прочитайте данные словосочетания, употребив существительное в единственном числе.

Заказные бандероли, старинные банкноты, новые расценки, большие мозоли, кожаные туфли, войлочные тапки, центральные процессоры.

 

Упр. 2 Подберите к данным существительным определения (подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени).

Бра, кофе, тюль, мозоль, Тбилиси, Дели, Батуми, Миссисипи, авеню, безе, коммюнике, пони, алиби, рандеву, резюме, жалюзи, шампунь, мартини.

 

Упр 3 Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составное наименование, которое они обозначают, Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, ФСБ, ЛДПР, ГИБДД, СПИД, ЮНЕСКО, АЗС, НИИ.

 

Упр. 4 Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес бухгалтер год благо директор

Договор доктор лектор ордер токарь

Профессор шофер слесарь диспетчер клапан

Ректор шприц

 

Упр. 5 Укажите семантические отличия в данных конструкциях.

Налить воду – налить воды выпить кефир – выпить кефира

Купить масло – купить масла насыпать муку – насыпать муки

Принести сыр – принести сыра из дома – из дому; на доме – на дому

 

Допишите окончания.

Стакан ча.. Выпить ча.. Сортировка ча.. Стакан крепкого ча..

Ложка сахар.. Производство сахар..

Много снег.. Задержание снег..

Много народ.. История народ..

Присутствие дух.. И дух.. твоего чтобы здесь не было

Поддать пар.. Давление пар..

Банка лак.. Изготовление лак..

 

Упр. 6 Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко, шорты, кеды.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

4. Башкир, бурят, грузин, киргиз, монгол, осетин, румын, туркмен, узбек, цыган, якут.

 

От предложенных существительных образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа:

5. Звено, шило, брелок, бюллетень.

 

Упр. 7 Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Момент был для всех (торжествен, торжественен). 2. Вид юноши был легкомыслен, легкомысленен). 3. Директор школы (ответствен, отвественен) за каждого ученика. 4. Актер был (естествен, естественен) в своей игре. 5. Старый лес (величествен, величественен). 6. Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 7. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 8. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 9. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 10. Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 11. Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

 

Упр. 8 Найдите ошибки, исправьте предложения.

Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. Обоим ученицам дали дополнительное задание. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. Для выполнения задания мне не хватила пары часов. На занятиях не было обоих сестер. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. На обеих берегах реки раскинулись поля. Он появился со своим секундантом, у него был прекрасный вид. Витя и Саша завели разговор, и он обещал еще прийти.

 

Упр. 9 Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 7) 88,9% (руководитель) поддержали реформы. 8) Более 51% (опрошенный) высказались «за». 9) За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 10) Более 2500 человек обратились за помощью. 11) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 12) Длина окружности равна 422 (сантиметр). 13) Из 596 вычесть 387. 14) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 15) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 16) К 1778 прибавить 852. 17) От 17464 отнять 11090. 18) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 19) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.

 

Упр. 10 Найдите ошибки.

 

1. Читать произведения Жюль Верна – читать произведения Жюля Верна.

2. Встреча с Геннадием Бурбулис – встреча с Геннадием Бурбулисом.

3. Выступление Ромен Роллана – выступление Ромена Роллана.

4. Братья Томас и Генрих Манн – братья Томас и Генрих Манны.

5. Приветствовать сестер Ольгу и Ирину Рихтер – приветствовать сестер Ольгу и Ирину Рихтеров.

6. Встретиться с Борисом Нейман – встретиться с Еленой Нейман.

 

З А Д А Н И Е № 5

Тема занятия: Синтаксические нормы. Правильное построение словосочетаний и предложений. Порядок слов в речевом общении. Трудные случаи именного и глагольного управления; управление при однородных членах предложения; нанизывание падежей; выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами; выбор правильного падежа и предлога; употребление деепричастных оборотов.

 

Упр. 1 Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Подготовка и руководство - аспиранты: подготовка аспирантов и руководство ими)

Помощь и сотрудничество - предприятия

Руководство и контроль - организации

Надеяться и верить - свои выпускники

Подбор и наблюдение - факты

Понять и смириться - трудности

Координировать и руководить - деятельность организаций

 

Упр. 2 Выберите нужную форму.

1. По приблизительным подсчетам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей. 2. Большинство его произведений (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. Большая часть депутатского корпуса (проголосовала, проголосовали) «за». 4. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 5. Урок-лекция (начался, началась). 6. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 7. Газета «Аргументы и факты» не раз (писала, писали) об этом.

 

Упр. 3 Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

По (окончание) лекции все собрались уходить. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. Хорошей погоды ждали по (много) дней.

Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

Время доказало превосходство этого способа (другие). Все это делается на благо (дети, родина).

Упр. 4 Исправьте ошибки и стилистические недочеты.

Высказывалась критика о том, что мы делаем. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. Магазин, ориентированный специально для школьников. Уверенность каждого за свой завтрашний день. Контролировать за ходом лечения. Участвовать на выборах. Факты говорят за возможность использования резервов. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. Разрушения произошли за счет плохой работы системы. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. По окончанию работы все должны собраться в зале. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу.

 

Упр. 5 Вставьте вместо точек предлоги.

Из / С: вернуться … Крыма, … Урала, …Кавказа, …Карпат, … гор, … моря, … реки, … вокзала, … театра, … школы, … концерта, … работы, … оперы, … балета, … стадиона, … университета, … факультета, … города.

 

Упр. 6 Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

1. Я отредактировал рукопись. 1. Я передал рукопись редактору.

(Отредактировав рукопись, я передал её редактору).

2. Отредактировать рукопись 2. Нужно передать рукопись редактору.

3. Я закончил работу. 3. Мне стало радостно на душе.

4. Я закончил рукопись. 4. Рукопись была передана редактору.

5. Иметь свободное время. 5. Можно многое сделать.

6. Доктор познакомился с 6. Доктор рекомендовал курс лечения.

результатами исследования.

 

Упр. 7 Найдите в предложениях грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 5. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Исправьте нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 3. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 4. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 5. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

 

Выполните упражнение 5 (глава2, часть П) из сборника: Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски?

 

З А Д А Н И Е № 6

Тема занятия: Лексическая неполнота высказывания и речевая избыточность.

 

Упр. 1 Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания и дополните предложения необходимыми лексическими элементами.

1. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить. 2. Я уже чувствую после болезни хорошо. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 3. Дворники обязаны посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 4. Редакция объявляет конкурс на лучший очерк об интересных людях нашего края. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете.

 

Упр. 2 Выделите избыточные конструкции, случаи тавтологии, лексического плеоназма, многословия, стечения однокоренных слов и отредактируйте предложения.

1. Было установлено, что существующие расценки завышены. 2. Обмен имеющимся опытом был полезен. 3. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 4. На конференции присутствовали 120 человек делегатов. 5. Это свойство свойственно всем писателям. 6. О моей автобиографии я уже рассказал во вступительной статье. 7. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 10. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 11. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 12. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». На семинаре автор изложил главную суть книги. 13. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

 

Выполните упражнения к главе 4 (часть П) из сборника: Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по- русски?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1998.

2. Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1999.

3. Русский язык и культура речи. Под ред. Максимова В.И. М., 2000.

4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1997.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

6. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? М., 2000.

 

 

 

Контрольная работа № 1

Расставьте ударения в соответствии с нормами литературного языка.

Вариант 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.065 с.)