VI. Для каких типов уроков характерны следующие струк- туры? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Для каких типов уроков характерны следующие струк- туры?



Структура

 

I

Актуализация чувственного опыта и 1. усвоения новых зна- знаний учащихся ний

Мотивация учебной деятельности школь-

ников 2. Урок формирования

Сообщение темы, цели и задач урока ний Восприятие нового учебного материала Осмысление учебного материала

Обобщение и систематизация знаний Подведение итогов урока

Задание на дом

 

 


II

Организация работы 3. Урок знаний,

Мотивация учения школьников, умений цели, задач урока

Применение изученных знаний в но- 4. Урок обобщения и систе- практических ситуациях матизации

Подведение итогов урока Задание на дом

 

Мотивация учебной деятельности 5. и школьников

Сообщение темы, цели и задач

Повторение и систематизация основ- ных теоретических положений и ве- дущих идей предыдущих уроков

Итоги урока

Сообщение домашнего задания

 

|
Нестандартные уроки

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти- ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж- дение и удержание интереса учащихся к учебному Не- стандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мне- ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на- правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита- ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци- пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле- нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру- диться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не- сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про- ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен- ные типы нестандартных уроков.

 


1.

2. Уроки — деловые игры

3. Уроки — пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

Театрализованные уроки

7. Уроки-консультации Компьютерные уроки

9. Уроки с групповыми формами работы

10. Уроки взаимообучения учащихся

Уроки творчества

12. Уроки-аукционы

13. Уроки, которые ведут учащиеся

14. Уроки-зачеты

 

Уроки — творческие отчеты

17. Уроки-формулы


18. Уроки-конкурсы

19. Бинарные уроки

20. Уроки-обобщения Уроки-фантазии

22. Уроки-игры 23.

24. Уроки поиска истины

25. Уроки — лекции «Парадоксы»

26. Уроки-концерты

27. Уроки-диалоги

28. Уроки «Следствие ведут знатоки»

29. Уроки — ролевые игры

30. Уроки-конференции

31. Уроки-семинары

32. Интегральные уроки

33. Уроки — «круговая тренировка»

34. Межпредметные уроки

35. Уроки-экскурсии

36. Уроки-игры «Поле чудес»


 

 

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеуроч- ные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор- ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста- новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро- ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз- но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по- знавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Поделимся опытом Уроки-соревнования

Вот как организует их Смирнова — учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудо- вание для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного

 


такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить); далее — конкурс капита- нов (решение экспериментальных задач); в это время про- слушивается еще один рассказ. Потом — конкурс команд:

«на время» решение расчетных задач. За- вершается урок подведением итогов и объявлением коман- ды-победительницы.

 

Уроки типа КВН

Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и ста- ли популярными. Область их применения — преимуще- ственно повторение тем и разделов.

Вот как проводит такой урок учительница 21-й челябин- ской средней школы Волкова в классе. ние состоит из пяти конкурсов-этапов.

I этап — разминка. Задание: составить рассказ по денной теме; один ученик начинает рассказ, второй продол- жает и т. д.

II этап — конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.

этап — решение задач с выбором ответа.

IV
этап — конкурс «Угадай». Один ученик из команды ухо- дит из а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было загадано (например, «моле-

V этап — конкурс «артистов» и «художников». «Художни- ки» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «худож- ник» должен его узнать и изобразить рисунком.

Заключительный этап — подведение итогов.

 

Подготовка урока

Формула эффективности урока включает две составные час- ти: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроек- тированный и не согласованный с возможностями учащихся

 


урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно- воспитательного процесса, которая в данных конкретных усло- виях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диа- гностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактичес- кий материал, свободно ориентируется в своем учебном пред- мете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тема- тические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллектив- ного которая даст максимальный эффект. Что- бы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его ос- нове — алгоритм подготовки урока, последовательное выполне- ние шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия. Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон- кретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «про- яснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, — а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процес- се — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап полу- чением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность заня- тия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае,

когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

 


Прогнозирование направлено на оценку различных вариан- тов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозиро- вания позволяет выводить количественный показатель эффек- тивности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижа- ет этот идеальный показатель. Величина потерь (она определя- ется по специальной методике) вычитается из идеального ре- зультата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удов- летворяет он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынуж- ден искать более совершенную схему организации, манипули- руя теми влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм- ма управления — это краткий и конкретный со- ставленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спро- сить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возни- кновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Про- грамма управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы- конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех дета- лях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно перехо- дить к сокращенным записям, постепенно снижая объем пла- на, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены сле- дующие моменты:

• дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

• название темы урока и класса, в котором он проводится;

• цели и задачи образования, воспитания, развития школь- ников;

• структура урока с указанием последовательности его эта-

пов и примерного распределения времени по этим этапам;

 


• содержание учебного материала;

• методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

• учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

• задание на дом.

 

VII.
Высокое качество подготовки урока гаранти- рует методика алгоритмическая
Суть ее том, что учитель выполняет подго- товку урока по заранее предусмотренным пунктам, последовательное выполнение ко- торых гарантирует от ошибок и обеспечива- ет учет всех важных факторов
Диагностика урока — это всех обстоятельств, от которых зависит ка- чество урока выяснение
Диагностическая карта урока — это доку- мент, в котором наглядно отражено действие факторов обучения
Прогнозирование урока — это количественного показателя его эффектив- ности   расчет
Заключительный этап подготовки — состав-   плана программы управления
Программа управления познавательной дея- тельностью учащихся на уроке — это доку- мент, в котором зафиксировано:

 

Заполните пропуски






Вспомогательные формы обучения

Вспомогательные формы организации учебной работы — это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К как уже отме- чалось, относятся: кружки, практикумы, конферен- ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур- сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие

 


формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере- шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб- ных заведений и плюрализме форм организации учебного про- цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до- машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс- курсии, могут на время становиться основными формами орга- низации учебной работы.

К числу основных и стабильных видов внешкольных заня- тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав- ная ее цель — расширить и углубить знания, получен- ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду- альные склонности, дарования и способности учащихся. До- машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь- ников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значе- ние, чем активная работа в классе.

Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп- ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

• закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

• расширение и углубление учебного материала, прорабо- танного в классе;

• формирование умений и навыков самостоятельного вы- полнения упражнений;

• развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про- граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

• выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы- резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения озна- меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя- тельной работы учащихся. Распространились призывы работать


без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидакти- ческих отношений. Однако серьезных доказательств бесполез- ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за- бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не а умело руко- водить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необ- ходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школь- ников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планиро- вать домашнюю нагрузку школьников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.49 (0.054 с.)