VIII. Какой из перечисленных ниже экспериментов боль- ше других похож на естественный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Какой из перечисленных ниже экспериментов боль- ше других похож на естественный.



1. исследование скорости

протекания нервных процессов у шестилетних учеников.

 


2. Экспериментальное изучение «двигательного беспокой- ства» у подростков.

3. Экспериментальное исследование влияния числа пов- торений на прочность запоминания.

4. Исследование электрической проводимости у подрост-

ков.

5. Экспериментальная проверка эффективности нового учебника.

 

IX. Заполните табличку. Знак плюс (+) поставьте там, где метод означает наличие, а минус (-) — отсутствие указанного признака

Метод Предоставляет возможности создания изменения постановки процесса условий гипотезы
Наблюдение эксперимент Лабораторный эксперимент      

Педагогическое тестирование

Слово «тест» в переводе с английского означает задачу, ис- пытание. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро- лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае- мые характеристики педагогического процесса. От других спо- собов обследования тестирование отличается точностью, про- стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование — далеко не новый, но до последнего време- ни мало применяемый в отечественной педагогике метод ис- следования. Еще в гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного экспери- мента — исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кет- и др.). Применение тестов послужило толчком для разви-

психометрического метода, основы которого были

 


Б. и А. Бине. Измерение школьных успехов, интел- лектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предо- ставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соеди- нилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова- ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае- мости. Широко применяются тесты элементарных умений, та- ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера- ции, а также различные тесты для диагностики уровня обучен-

выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Обычно тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости,

нием уровня контролем качества усвоения учеб- ного материала. Итоговый тест содержит большое число во- просов и предлагается после изучения крупного раздела учеб- ной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощ- ности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каж- дого такая возможность есть. Но большинство тестов находит- ся между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содер- жат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

В практике применяется много разновидностей тестовых заданий. Приведем примеры по курсу теоретической педагоги- ки, анализируя которые попытайтесь дать правильные ответы.

1. Задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «где», «когда», «что», а также «почему», «как» и т. д.

Пример. Что показывает коэффициент умственного разви- тия?

2. Задания, в которых надо заполнять пропуски.

Пример. Тестирование — обследова- ние, проводимое в и позволяющее

 

3. Тестовые задания с выбором ответа.

 


Пример. Можно ли отделить педагогическое тестирование от психологического?

Ответы: 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.

4. Тестовые задания с усложненным выбором ответа.

Пример. Какие тесты служат для диагностики успеваемости?

1. Интеллектуальные. 2. Диагностические. 3.

4. Классификационные. 5. Аналитические.

Известны и другие способы организации тестовых заданий, как, например, тестовые задания на определение соответствия, последовательности, тестовые задания на умение выявлять, распознавать, искать определенный объект, классифицировать по заданным признакам и т. д.

 

 

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют кол- лективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетиро- вание). Широко используются также шкалирование и социо- метрические методики, сравнительные исследования. Посколь- ку эти методы проникли в педагогику из социологии, их назы- вают еще социологическими.

Анкетирование метод массового сбора материала с по- мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Одна- ко, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирова-

ния и подрывает доверие к объективности полученных резуль- татов.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быст- рых массовых опросов учеников (учителей, родителей), деше- визной методики и возможностью автоматизированной обра- ботки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а в ре-


жизни — почти такой же «полный провал»), педагоги- ческое анкетирование избавилось от многих недостатков.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применя- ются различные типы анкет: открытые, требующие самостоя- тельного конструирования ответа, и закрытые, в которых уче- никам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, указывать фамилии испытуемого, и обходящиеся без нее; полные и пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применя- емых педагогами анкет — так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные лис- ты для самооценки и оценки других. Например, при исследо- вании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль- ную шкалу:

 

Организованный Неорганизованный

Трудолюбивый Ленивый

Одаренный Малоспособный

 

Число баллов в таких анкетах может быть различным. Час- то применяются двенадцатибалльные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого призрака: минимальное О

+ 1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 — очень ор- ганизован, 4 — организован, 3 — чаще организован, чем неор- ганизован, 2 — неорганизован, 1 — очень неорганизован.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос — такой ответ. Задавая, напри- мер, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» — составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из не- радивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей лени? Наши воспитанники прекрасно знают, какие от- веты удовлетворят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую кар- тину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо зада- вать непрямые завуалированные вопросы, чтобы ученик не до- гадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Можно разрешить ребятам давать расширенные ответы на общие во- просы. В первом случае анкета разрастается до необъятных

 


размеров и мало кто хочет ее заполнять, а во втором — напо- минает ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих

преимуществ.

Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и охотно пользуются учителя, классные руководители для изуче- ния самых разнообразных вопросов. Но не стоит применять

«самодельные», плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование непременно сочетается с другими методами ис- следования.

Широко используется метод изучения групповой дифференци- ации (социометрический метод), позволяющий анализировать

отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристичес- кий поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.). На каждый вопрос дается три

«выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, нако- нец, третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива — наибольшее число выборов, у других — наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — воз- можность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и (рассматри- ваются в курсе психологии), а также количественная обработка результатов.

 

X. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите

свой вариант.

В какой школе ты учишься?

2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?

3. Что движет твоими поступками?

4. Как часто ты чистишь зубы?

5. Нравится ли тебе профессия учителя?

 


6. Тебе нравится история или география?

7. Сколько книг ты читаешь в месяц?

8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение домаш- них заданий по физике?

9. В котором часу, по-твоему, должен начинаться первый урок?

10. Чем ты занимаешься после школы?

 

 

| Количественные методы в педагогике

Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. определяет размеры, отождествляется с мерой, чис-

лом; качество традиционно раскрывается с помощью описания признаков.

Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика. Затем устанавливает причинно-следственные зави- симости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств.

Освоение мира начиналось с качественного познания. Че- ловек без особых трудностей постигал качественное своеобра- зие вещей, успешно пользовался полученными знаниями. Но вскоре практика потребовала выявления у одинаковых в целом вещей различных свойств и сравнения разнокачественных ве- личин по общему свойству. Так была осознана необходимость измерений и вычислений.

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количе- ственные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. В ней хорошо просматривается эмпири- ческая часть, отражающая богатейший материал наблюдений и экспериментов; есть теоретические обобщения, завершающие систематизацию материала. Но пока нет третьей логической части, характеризующей развитую науку, — математической. Известно: наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными


ниями, педагогическая теория приобретает необходимую стро- гость и устойчивость.

На пути количественного исследования педагогических яв-

лений стоит немало препятствий. Наверное, самое слабое сре- ди них — традиции, сложившиеся в прошлом. Педагоги, сфор- мировавшиеся на описательной науке, противятся неизвестно- му им количественному подходу. Среди гораздо более крупных

«камней преткновения» — природа и характер педагогических явлений. Они Точнее, они нам кажутся, потому что у нас пока нет измерителей этих явле- ний. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические. Преодолевается это препятствие двумя способами: с одной сто- роны, представить явления в таком упрощенном виде, который доступен для анализа традиционными математи- ческими методами, с другой — разработкой и применением новых способов формализованного описания. но- вые методы сразу привлекают к себе пристальное внимание специалистов.

Необходимо различать два основных направления в исполь- зовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьюте- ризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями ста- метод. В его пределах широко применяются сле- дующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явле- ний данного класса и подсчет количества по наличию или от- сутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование — расположение собранных данных в опре- деленной последовательности (убывания или нарастания за- фиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или


2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шка- лы; 4) шкалы отношений.

Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характери- стика — принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам — список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.

«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений — обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определен- ные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтмет- ров, конечно, «сильные».

Все более мощным преобразующим средством педагогичес- ких исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирова- ние — это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным обра- зом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование осно- вывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные сис- темы и исследует их функционирование.

Подавляющее большинство созданных ныне педагогичес- ких моделей относится к дидактическим явлениям. Воспита- тельные процессы, на которые прежде всего надо направить гносеологический луч моделирования, исследуются на моделях явно недостаточно. Причиной тому невероятная сложность


воспитания, сотни факторов, влияющих на его результаты, а также вполне объяснимый страх перед формализацией, грозя- вылиться в «безлюдную» математизированную теорию, приложить которую к реальной практике будет невозможно.

Моделирование в дидактике успешно применяется для ре- шения следующих важных задач:

• оптимизации структуры учебного материала;

• улучшения планирования учебного процесса;

• управления познавательной деятельностью;

• управления учебно-воспитательным процессом;

• диагностики, прогнозирования, проектирования обучения. Моделирование, несомненно, метод плодотворный, но и коварный. По существу он служит трем полезным целям. Эв- ристической — для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации по- лученных данных. для решения вычисли- тельных проблем с помощью моделей. Экспериментальной — для решения проблемы эмпирической проверки (верифика- ции) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями. Коварство же моделирования в том, что, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются мо- дели, не имеющие ничего общего с моделируемой действитель- ностью, искажающие ее. Исследовать их — пустая трата време-

ни и сил: нужно сперва доказать справедливость модели.

Математизация педагогики несет в себе огромный гносео- логический потенциал. Она не только избавляет науку от од- ностороннего качественного описания, но и устраивает стро- гую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объектив- ные методы проверки и более совершенный язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; «проигрывание» этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фак- тами, отшлифованными объективной мерой. Эта последова- тельность и составляет логическую цепочку диалектических пе- реходов от явления к его математическому описанию.


Для построения формализованных педагогических теорий сегодня используются новейшие разделы математики: мат-

ричный и факторный анализ, теория игр, массового обслу- управления сложными системами, динамического программирования, микроанализ. Приведем пример новой математической теории, с которой еще мало знакомы педа- гоги, но перед которой, судя по всему, большое будущее именно в педагогике.

Как известно, в нашей науке нет категорических утвержде- ний типа «да» — «нет», нет ярко выраженного «черного» и

«белого». Вся ее действительность — тысячи полутонов всех оттенков, характеристики, расположенные между не всегда четким минимумом и максимумом. Для описания этой реаль- ности требуется особая математика, такая, бы фигуриро- вали не грубые дискретные переходы, а плавные изменения: «чуть меньше», которые тем не менее можно было бы описать на строгом языке, чтобы ЭВМ могла оперировать ими как изменяющимися величинами.

Теория размытых (нечетких) множеств разработана около тридцати лет назад американским ученым На ее языке удается описать довольно аморфные представления, которых так много в педагогике. Например, утверждение

«молодой» на языке теории нечетких множеств будет запи- сано так: молодой = 0,1/15 + 0,9/20 + 1,0/25 + 0,7/30 +

+ 0,2/40 + 0,1/50. Числа 15, 20, 30, 50 означают возраст. Мо- лодому может быть и и 20, и даже 50. Каждому возрасту

«привешены» меры близости. Для 15 лет мера невелика — всего так же как и для 50. Зато для 25 лет максималь- на — Можно пойти дальше — вычислить утверждение

«очень молодой». Оно будет выглядеть так: очень молодой = (молодой в квадрате). «Не очень молодой и не очень старый» = V Дряхлый — очень старый =

Алгебра Л. Заде имеет свои правила, с помощью которых происходит объединение и разъединение множеств, концен- трация и разложение элементов, уменьшение или увеличе- ние нечеткости. На ее языке удается количественно описы- вать различные педагогические утверждения.

 

Какой шкалой является пятибалльная шкала школь- ных оценок?

1) Номинальной;

 


2)
ранговой;

4) шкалой отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.061 с.)