Антикризисное управление финансами предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисное управление финансами предприятия.



Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, направленных на прогнозирование, предупреждение наступления и вывод предприятия из кризиса в случае его наступления.

Цель АУ – обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого развития предприятия.


Объект управлениякризис, т.е. крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Субъект управления: государство, арбитражный управляющий (назначается арбитражем для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства), антикризисный управляющий (сторонний специалист или сотрудник организации по выводу из кризиса).

Механизм АУ – совокупность элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений по всем аспектам антикризисного управления. Вкл.:

§ Система внешнего регулирования АУ:

государственное нормативно-правовое регулирование;

- рыночный механизм регулирования.

§ Система внутреннего регулирования отдельных аспектов АУ предприятия:

- внутреннее нормативно-правовое регулирование.

§ Система рычагов:

- платежеспособность; финансовая устойчивость; прибыль; пени, штрафы, неустойки и др.

§ Система методов: балансовый, экономико-статистический, экспертный, экономико-математ.

§ Информационное обеспечение.

Банкротство предприятия неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов (в течение 3 мес. с момента наступления даты их исполнения).

АУ финансами предприятия включает:

ü мониторинг финансового состояния предприятия;

ü определение ключевых факторов, обуславливающих развитие кризисного состояния;

ü определение масштабов кризисного состояния предприятия;

ü формирование системы целей выхода предприятия из кризиса, адекватных его масштабам;

ü выбор внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;

ü выбор эффективных форм санации предприятия;

ü контроль за результатами разработанных мероприятий.

Мониторинг финансового состояния вкл.: экспресс- диагностика; детализированная диагностика.

Экспресс-диагностика – регулярная оценка кризисных параметров финансового развития предприятия на базе данных бухгалтерского финансового учета по стандартным алгоритмам анализа с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния и оценки его масштабов.

Объекты наблюдения: активы; пассивы; денежные потоки; финансовый риск; инвестиции; рыночная стоимость предприятия. Индикаторами явл. объемные (суммы активов, пассивов, собственного и заемного капитала, ЧДП, кредитов и др.) и структурные показатели (коэффициенты ликвидности, платежеспособности, фин. устойчивости, рентабельности, эффект финанс. и операц. рычага).

Оценка несостоятельности предприятия проводится на основе коэф-тов (один из них ниже нормы):

1) коэффициент текущей ликвидности: КТЛ = текущие активы/текущие пассивы (норма >2).

2) коэф-нт обеспеченности собственными оборотными средствами = СОС/ТА (0,1)

СОС = собств. капитал – внеоборот. активы

Коэф-нт восстановления/утраты платежеспособности КВ(У)П =(КТЛ1+6(3)/Т*(КТЛ1-КТЛ0)/2.

Детализированный анализ проводится с пом. методов факторного анализа и прогнозирования. По его результатам окончательно устанавливается масштаб кризисного финансового состояния:

- легкий – нормализация текущей финансовой деятельности

- глубокий – внутренние механизмы финансовой стабилизации, санация.

Формируется система целей выхода предприятия из кризисного состояния (пр., восстановление платежеспособности, финанс. устойчивости; обеспечение финанс. стабилизации в длительном периоде).

В случае легкого кризиса – внутренние механизмы финансовой стабилизации:

- краткосрочные: уменьшение текущих обязательств и увеличение величины денежных активов;

- среднесрочные: достижение точки финансового равновесия предприятия:

- долгосрочные: поддержание достигнутого финансового равновесия в длительном периоде.

В случае глубокого кризиса – внешние механизмы: санация.

Санация – система мер по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемая с помощью сторонних юридических и физических лиц.

М. б. направлена:

ü на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности (избавление от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и т.п.);

ü на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности (расширение ассортимента и рынков, завершение начатых реальных инвестиционных проектов и т.п.).

Формы санации:

§ направленная на рефинансирование долга:

ü дотации и субвенции за счет средств бюджета;

ü целевой банковский кредит;

ü перевод долга на другие юридическое лицо;

ü реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;

ü выпуск облигаций и других ценных бумаг под гарантию санатора;

ü отсрочка погашения облигаций предприятия;

ü списание санаторами-кредиторами части долга.

§ Направленные на реструктуризацию (реорганизацию) предприятия: слияние, поглощение, разделение, выделение, преобразование, передача в аренду, приватизация.

АУ реализуется через разработку антикризисной программы, содержащей:

ü общие сведения о предприятии;

ü оценка кризисного состояния предприятия;

ü обоснование концепции финансового оздоровления;

ü система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

ü показатели эффективности программы.

 


23. Управление текущими активами предприятия (запасы, ДЗ, остаток денежных активов).

Оборотные (текущие) активы - совокупность имущественных ценностей пред-тия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деят-ть и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла.

Элементы ТА: производственные запасы сырья и полуфабрикатов, запасы МБП, объем НЗП, запасы ГП, ДЗ, денежные средства, эквиваленты денежных средств, текущие финанс. инвестиции.

Управление запасами

Запасы – это товары, приобретенные для продажи или сырье, используемое для производства продукции с целью ее дальнейшей продажи. Запасы включают в себя: ТМЦ, НЗП, ГП на складе.

Цель управления – обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном кол-ве в установленные сроки и минимизация расходов на содержание запасов.

Анализ состояния и эффективности управления запасами проводится по показателям: уд. вес запасов в общей сумме ТА; оборачиваемость запасов; продолжительность 1 оборота запасов; величина расходов по содержанию запасов.

Для управления запасами используется метод АВС: запасы делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

- Категория А – ограниченное кол-во наиболее ценных видов ресурсов, требующих постоянного и скрупулезного учета и контроля. Обязателен расчет оптимального размера заказа.

- Категория В – менее важные запасы, оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Приемлемы методики определения оптимального размера заказа.

- Категория С – широкий ассортимент малоценных видов ТМЗ, закупаемых обычно в большом кол-ве.

Классификация АВС-метода позволяет сосредоточиться на контроле только за наиболее важными видами ТМЗ (категория А и В) и сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.

Управление ДЗ

Дебиторская задолженность -сумма долгов, причитающихся предприятию со стороны других предприятий, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Цель управления -оптимизация размера ДЗ и обеспечение своевременной инкассации долга.

Классификация ДЗ:


- за товары, услуги, срок оплаты которых не наступил;

- за товары, услуги, неоплаченные в срок;

- по векселям полученным;

- по расчетам с бюджетом;

- по расчетам с персоналом;

- прочие виды (задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по взносам в уставный капитал; авансы выданные).


Оценка состояния и эффективности управления ДЗ:

1. Определение структуры и динамики изменения каждой статьи ДЗ.

2. Определение оборачиваемости и продолжительности 1 оборота ДЗ.

3. Определение реального размера ДЗ.

Включает оценку вероятности безнадежных долгов в группах по срокам возникновения ДЗ.

4. Разработка реестра старения дебитора.

Определяются крупнейшие кредиторы с пом. метода АВС (гр. А).

Мероприятия по работе с дебиторами: телефонные переговоры, выезды к контрагентам, договоры цессии, разработка бартерных схем, обращение в арбитраж.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения ДЗ необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.

В рамках управлении ДЗ разрабатывается кредитная политика предприятия. Основной критерий КП – рост доходности вследствие увеличения объемов продаж (либерализация кредитования) или ускорения оборачиваемости ДЗ (ужесточение кредитования).

 

Управление денежными активами (ДА)

Цель управления: обеспечение необходимого уровня абсолютной платежеспособности пред-тия и высокого уровня доходности денежных активов.

Остаток ДА предприятия включает в себя:

1.Операционный остаток – для удовлетворения текущих платежей операционной деятельности.

Потребность: ДАоп = Денеж. оборот/ обор-ть ДА

2.Страховой остаток – для недопущения риска несвоевременных поступлений ДС.

ДА стр = ДА оп * Коэф. вариации поступления ДС

3.Компенсационный остаток – формируется на основе соглашения между предприятием и банком, осуществляющим обслуживание. Потр-ть рассчитывается на основе договора.

4.Инвестиционный остаток – для осуществления эффективных краткосрочных вложений при благоприятном состоянии финансового рынка. Потр-ть опр-ся исходя из возможностей предприятия.

Расчет в потребности:

ДА = ДА оп + ДА стр + ДА инв + ДА комп

Процесс управления ДА:

1. Анализ денежных активов предприятия в предшествующих периодах.

Проводится по показателям: уд. вес ДА в общей сумме ТА, коэф-нт оборачиваемости ДА, продолжительность 1 оборота, коэф-нт абс. ликвидности (ДС+КФВ)/тек. пассивы)

2. Определение оптимальной величины операций с денежными активами и остатка денежных средств предприятия с пом. специальных моделей (Баумоля, Миллера-Орра и др.).

3. Выбор эффективных форм регулирования величины ДА и инструментов их использования.

Осн. направления эффективного использования временно свободного остатка ДС:

  • согласование с банком условий текущего хранения остатка ДА с выплатой депозитного %;
  • использование краткосрочных денежных инструментов инвестирования;
  • использование высокодоходных фондовых инструментов инвестирования.

4. Контроль состояния денежных активов на основе критериев:

1) неотложные обязательства ≤ остаток денежных средств

2) краткосрочные обязательства ≤ остаток денежных средств + чистая ДЗ

3) уровень доходности ДА ≥ среднерыночной доходности

4) уровень доходности ДА > уровень инфляции

 

Объем финансирования формирования ТА определяется на основе расчета текущих финансовых потребностей (ТПФ):

ТФП = З + ДЗ – КЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.023 с.)