Краткий путиводитель по храмам Ангкор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий путиводитель по храмам Ангкор



Краткий путиводитель по храмам Ангкор

Если верить одной из легенд, древние династии кхмерского королевства объединились в союз с индийским принцем Пре Тонг, выгнанным из Дели отцом, вместе с женщиной-змеей, дочерью нагараджи (царя змей), властителя страны. Сияющая красотой, она появилась на песчаной скамье, где принц проводил ночь и стала его женой. Эта легенда отражает влияние индийской культуры на развитие страны. С III по VII век королевство индуизировалось в обычаях и религии и поддерживало постоянные отношения с Китаем.

Создать небесный рай на земле - вот о чем мечтали правители, построившие великие храмы Ангкора на камбоджийской равнине. Воплощение этого грандиозного замысла потребовало усилий всего кхмерского народа; плоды его трудов изумляют нас и по сей день. Сокровища Ангкора содержат сведения, помогающие изучать структуру мифологии и общественную жизнь кхмеров - создателей одной из самых могущественных и загадочных азиатских цивилизаций.

Ангкор - это общее название территории, где были построены многочисленные храмы. Само слово "Ангкор" - означает "столица".

Храмы Ангкора были построены между IX и XIV столетиями, когда кхмерская цивилизация достигла вершины своего экстраординарного творческого потенциала. Не имеющий аналогов в Юго-Восточной Азии, Ангкор является одним из выдающихся архитектурных чудес мира.

Из Ангкора короли могущественной кхмерской империи управляли обширной территорией, простиравшейся от того места, которое сегодня является южным Вьетнамом, на север до Юньнани в Китае, и от Вьетнама на запад до Бенгальского залива. Примерно 100 храмов Ангкора образуют священную основу захватывающего административного и религиозного центра. Его дома, общественные здания и дворцы были построены из древесины и давно уже превратились в прах, так как право жить в зданиях из кирпича или камня имели только Боги.

Повторное открытие Ангкора

Французское «открытие» Ангкора в 1860-х годах стало международной сенсацией и вызвало большой интерес к Камбодже. Сначала, когда французский исследователь Анри Муо впервые случайно наткнулся на Ангкор Ват, он посчитал, что это «процветающий монастырь…обслуживаемый более чем 1000 потомственными слугами». Тем не менее, своей книгой «Путешествие по Сиаму, Камбодже, Лаосу и другим центральным областям Индокитая», изданной в 1863 г., Муо впервые сообщил общественности об Ангкоре. Отчет Муо с его богатым описанием и тщательными рисунками карандашом и цветными чернилами храмов, вызвал международное помешательство на этих руинах. Со времени Муо Ангкор становится целью французских экспедиций. Ангкор был «спасен» от джунглей и возвращен современному миру.

Восстановление Ангкора

За исключением Ангкор Вата, который был восстановлен в качестве буддийской святыни в XVI в. кхмерской королевской семьей, памятники Ангкора были скрыты в джунглях в течение многих столетий. Большинство зданий было построено из песчаника, который рассыпаться при длительном нахождении во влажной среде. Помет летучих мышей тоже нанес урон, как и мелкие кражи скульптур и каменных барельефов. В случае ряда сооружений, таких как Та Пром, джунгли тихо провели на них свое решительное наступление, и деревья можно удалить там только с большим риском для сооружений, т.к. они находятся в паутине их корней.

Первые попытки очистить Ангкор столкнулись с техническими трудностями и теоретическими спорами. С технической стороны джунгли стремились вернуться обратно сразу же после их расчистки, а с теоретической стороны ученые спорили о том, в какой мере и какие храмы должны быть восстановлены, и следует ли удалить более поздние добавления (такие как статуи Будды в индуистских храмах).

Окончательное решение было принято только в конце 1920-х годов. Был использован метод восстановления зданий с использованием оригинальных материалов. Новые материалы разрешаются только там, где невозможно найти оригинальные материалы. Здание полностью разбирают, нумеруя каждую деталь, одновременно находят все обломки, упавшие на землю, а потом вновь собирают, а недостающие детали заменяют другими, легко узнаваемыми по специальным меткам. Например, этот метод можно увидеть на правой стороне мостовой, ведущей к входу в Ангкор Ват – это в значительной степени результат реставрационной работы французов.

В 1992 г. ЮНЕСКО включила Ангкор в Список памятников мирового культурного наследия и взяла работы по восстановлению комплекса под контроль. Труднее всего оказалось освободить храмы и памятники из плена буйной тропической растительности.

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

Со времени самых ранних ангкорских построек в Ролуосе кхмерская архитектура постоянно развивалась, часто от правления одного короля к другому. Эволюция кхмерской архитектуры была развитием основной темы - идеи храма-горы. Гору олицетворяла туповерхая башня, построенная в виде ярусов. На вершине находилось центральное святилище, обычно с открытой дверью на восток и тремя фальшивыми дверями, расположенным по остальным сторонам света. Затем эта конструкция стала украшаться. Верхушка центральной башни, например, была украшена 5 «пиками» - 4 располагались по сторонам света, а пятый – в центре. Даже Ангкор Ват отражает эту конструкцию, хотя и в большем масштабе. Другими появившимися отличительными чертами стали входная башня и мостовая, ведущая в храм, обрамленная по краям балюстрадами нагов (мифических змей) или скульптурами.

Внутренние дворики, окруженные галереями с колоннами, и сами богато украшенные галереи, стали окружать центральную башню. Меньшие башни были размещены на воротах и по углам стен, их общее число обычно имело религиозное или астрологическое значение.

Эти утонченности и дополнения достигли высшей точки в Ангкор Вате, и являются наглядным примером эволюции кхмерской архитектуры. Архитектура периода Байона нарушает эту традицию в ряде храмов, таких как Та Пром и Преа Кан, в которых горизонтальная планировка галерей, коридоров и внутренних двориков кажется заслоняющей центральную башню.

Странная узость коридоров и дверных проемов в этих постройках может быть объяснена тем фактом, что ангкорские архитекторы строили своды, лишь укладывая кирпичи один поверх другого, пока они не достигали центральной точки. Это известно как фальшивый свод, и его пролет может быть лишь очень узким.

Малый круг

Этот 17-километровый маршрут начинается от западной стены Ангкор Вата и ведет на север мимо храмов Пном Бакенг (Phnom Bakheng) (с него на закате открывается прекрасный вид), Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong) и Та Пром Кел (Та Prohm Kel) к южному входу в Ангкор Том (Angkor Thom).

На центральной площади Ангкор Тома за храмом Байон (Bayon) путь поворачивает на восток к Воротам победы (Victory Gate) и между удивительно похожими храмами-близнецами Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda) и Тхомманон (Thommanon) следует к храму Та Кео (Ta Keo). Высота центральной храмовой башни, сложенной из песчаника - 50 м. У этого храма путь поворачивает к юго-востоку и в обход пересохшего водохранилища Восточный Барай (East Baray) (7x1,8 км) ведет к храму Та Пром (Та Prohm). Затем нужно пройти между огромным буддистским храмом Бантей Кдэй (Banteay Kdei), окруженным четырьмя концентрическими стенами, и пересохшим бассейном Срас Сранг (Sras Srang), свернуть на юго-запад и мимо индуистского храма Прасат Краван (Prasat Kravan); его легко узнать по пяти кирпичным башням) вернуться к южному входу Ангкор Вата.

Большой круг

Протяженность маршрута 26 км. Он начинается от Ангкор Вата и до храма Байон (Bayon) совпадает с Малым крутом, но из Ангкор Тома (Angkor Thom) выводит уже не через восточные, а через северные ворота (Norh Gate) и сразу же сворачивает на северо-восток к одному из крупнейших храмовых комплексов Ангкора - храму Преa Кан (Preah Khan). Затем путь ведет на восток к буддистским храмам Неак Пеан (Neak Pean) (стоит на острове посреди пересохшего бассейна в окружении четырех других, тоже пересохших бассейнов) и Та Сом (Ta Som). Его оплетенная огромными корнями восточная гопура - одно из самых популярных мест для фотосъемки на память. После этого маршрут резко меняет направление и ведет на юг. Следуя по дну высохшего Восточного Барая (East Baray), посредине которого стоит индуистское святилище Восточный Мебон (East Mebon), украшенное вырезанными из камня слонами, можно выйти к другому индуистскому святилищу Пре Руп (Pre Rup). Около него путь поворачивает на запад, где вновь сливается с Малым кругом и возвращается к Ангкор Вату.

Ангкор Ват (Angkor Wat) 6 км от Сием Рипа

Ангкор Ват является самым большим и, несомненно, наиболее захватывающим сооружением Ангкора. Также он сохранился лучше всех и никогда не разочаровывает возвращающихся посетителей своими ранее незамеченными деталями. Наиболее вероятно, что он был построен в качестве погребального храма Сурьявармана II (правил в 1113-1150 гг.) в честь Вишну – индуистского божества, с которым себя отождествлял король.

В Ангкор Вате есть много того, что делает его уникальным среди храмов Ангкора. Самым интересным является его ориентация на Запад. Запад является символическим направлением смерти, что когда-то привело многих ученых к выводу, что Ангкор Ват был первоначально построен как гробница. Это подтверждается тем фактом, что великолепные барельефы Ангкор Вата были созданы так, чтобы рассматриваться в направлении против часовой стрелки – обычай, который используется в индуистских погребальных обрядах.

Ангкор Ват копирует огромную вселенную в миниатюре. Центральная башня – это гора Меру – обитель богов, с окружающими ее меньшими пиками, которые в свою очередь окружают континенты (нижние внутренние дворики) и океаны (ров). Центральная башня, которую король отождествлял с раем, который ждал его после смерти, представляет величественный пик – место, где апсары (небесные нимфы) веселятся с беспредельным любовным желанием. Внутри горы скрыт фаллос Шивы (линга, лингам) - символ животворящей силы.

АРХИТЕКТУРНАЯ ПЛАНИРОВКА

Средневековые строители смогли добиться интересного эффекта: чем ближе подходишь к храму, тем значительнее и монументальнее кажется его центральная часть с пятью башнями-святилищами (одна в центре и четыре по краям верхней террасы). Главный фасад обращен на запад, дороги подходят с востока, севера и юга, но с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти. Подобный эффект достигается за счет того, что основание храма не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника, окруженном колоннадой.

Храм представляет собой трехуровневую конструкцию с множеством лестниц и переходов. Центральная башня возвышается над третьим уровнем на 31 м (общая высота - 55 м). Вдоль каждого уровня проходят галереи. Внутренние галереи первого уровня (их длина - около 600 м) украшены 2-метровыми барельефами с мифологическими сценами и сценами из жизни древних кхмеров. На барельефах галерей второго уровня изображено около двух тысяч апсар. Ангкор Ват окружен рвом шириной 190 м, который образует огромный прямоугольник размером 1,5 км на 1,3 км. На западе мостовая из песчаника пересекает ров.

 

Песчаник, из которого построен Ангкор Ват, очевидно, добывали за много километров и сплавлялись на плотах по реке Сием Рип. Прямоугольная внешняя стена размером 1025 м на 800 м имеет ворота с каждой стороны, однако главный вход – 235-метровой ширины вход, богато украшенный резьбой и скульптурами, находится на западной стороне. В надвратной башне справа от входа находится статуя Вишну высотой 3,25 м и высеченная из цельного куска песчаника.

Восемь рук Шивы держат булаву, копье, диск, раковину и прочие предметы. Вы можете даже увидеть разбросанные локоны волос. Они срезаются в качестве подношения девушками и юношами, которые готовятся к свадьбе, или людьми, которые ищут благословения своей хорошей судьбе (например, выздоровления после болезни). Дорога длиной 475 м и шириной 9,5 м, обрамленная по обеим сторонам балюстрадами нагов, ведет от главного входа к центральному храму, проходя между двумя изящными библиотеками, а затем двумя прудами.

БАРЕЛЬЕФЫ АНГКОР ВАТА

С внешней стороны комплекса центрального храма, который окружен эспланадой, образуемой балюстрадой нагов (мифических змей), находится серия необычных барельефов, тянущаяся 800 метров. Резьбу когда-то покрывала деревянная крыша монастыря, которая давно Ниже приводится краткое описание эпических событий, изображенных на панелях в Галереи рельефов. Они описываются в том порядке, в котором вы увидите их, если начнете осмотр с западной стороны и рельефы будут от вас слева. При отделке галерей Ангкор Вата мастера использовали сюжеты индийских эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата»

Ангкор Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь — это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую. Я не видел отличий. Пока не стал внимательно присматриваться. У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. Один пояс не похож, например, на другой. Отличаются браслеты на плечах. Если внимательно посмотреть на головные уборы, то они тоже отличаются друг от друга.
Террасы имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект — по мере приближения храм увеличивается в размере.Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект потрясающий. Идешь, и над тобой вся эта громадина нависает. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу. Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя. У центральной башни ощущаешь себя каким-то пигмеем. Тут понимаешь, что легенда о божественном происхождении Ангкор Вата возникла не случайно.

По легенде, Ангкор Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры — он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Ангкор Ват — это точная копия коровника Индры.

Ангкор Том (Angkor Thom)

( Большой город, 900 га) 1,7 км к северу от Ангкор Вата

Укрепленный город Ангкор Том, имеющий протяженность около 10 км, был построен самым великим королем Ангкора Джаяварманом VII, который пришел к власти сразу после того, как в 1177 году тямы полностью разграбили предыдущую кхмерскую столицу Яшодхарапуру. Изгнав врагов, он утвердился на престоле и сразу решил построить неприступный город. Во времена своего расцвета население этого города, ныне известного под названием Ангкор Том («великая столица, великий город»), достигало миллиона человек, в том числе придворных, жрецов, высших чиновников, гражданских служащих и простолюдинов, живших за пределами крепости.

Построенный на месте прежнего поселения, Ангкор Том был окружен прочной стеной с длиной стороны 3,2 км, вокруг которой был выкопан ров шириной 98 и глубиной до 6 метров. С внутренней стороны стен, в высоту достигающих 7,8 метра, был насыпан вал шириной 24 метра, по которому проходил парапет. По углам размещались четыре маленьких храма, называвшихся Прасат Крунг - в них хранились стелы с подробным описанием процесса строительства города. На расстоянии 90 метров от городских стен канал с крокодилами шириной до 39 метров образовывал дополнительный защитный барьер. Вдоль него тянулась дорога для перемещения войск и ритуальных шествий, в том числе осмотра города.

В центре окруженного стенами пространства находятся самые важные монументы города, включая Байон (Bayon), Бапуон (Baphuon), Королевский дворец - Пимеанакас (Phimeanakas), Слоновью террасу (Terrace of the Elefants), Террасу прокаженного короля (Terrace of the Leoer King).

Приблизиться к Ангкор Тому можно было по пяти дамбам, пересекавшим наружный ров и ведущими к пяти монументальным воротам - четырем осевым и пятым «Воротам Победы», находящимся на восточной стороне. От ворот вели пять дорог шириной 30-39 метров, обрамленных рвами шириной 7,8 метра, соединенными по внутреннему периметру. Город был разделен на пады (жилые квадраты) согласно индуистскому канону планировки городов, в которых дороги пересекались под прямым углом, а здания размещались в точном соответствии с их функциями.

Водой город обеспечивала сложная сеть каналов. Излишки воды сливали в озеро Бенг Том в юго-западном углу. Воду из него отводили в южный наружный ров, проходящим под стенами. Рвы, каналы, водозаборы и выпускные канавы были облицованы и составляли одну из самых совершенных гидротехнических систем Индокитая.

Каждые из пяти ворот высотой до 22,5 метра были увенчаны надстройками в форме башенок, состоящих из четырех лиц бодхисатвы Авалокитешвары, с которым отождествляли Джаявармана VII. Лица бога схожие с внешностью короля, их внимательные взгляды обращены на все четыре стороны, куда простирается государство, таким образом, гарантируя ему защиту. Ангкор Том защищали не только оборонительные сооружения, но и сложная символика, отвращающая беду, согласно которой велось строительство. Центром города служил Байон — храм-гора, символ горы Меру.

Длинная многоголовая змея (нага) у входа в Ангкор Том Город также ассоциировался и с мифом о «пахтанье Океана молока», изображенным в знаменитых барельефах Ангкор Вата. Строители установили два ряда «великанов» перед каждыми воротами Ангкор Тома. Слева стояли 54 девата (бога), справа — 54 асура (демона), следовательно, город находился под защитой священного числа покровителей — 108.

Демоны, подчиненные королевской власти, отпугивали зло и врагов. Боги и демоны поддерживали многоголового нага (змея) - кхмерский символ радуги, моста между землей и небесами, эмблемы благосклонности небесных сил, посылающих земле живительный дождь. Наги, семь голов которых готовы излить яд, открывают ряд великанов.

Изваяния богов у южных ворот соответствуют статуям демонов у северных и наоборот, то же самое относится к восточным и западным воротам. Движения богов и демонов, по очереди тянущих змею в разные стороны, обеспечивают жизнь города, защищенного силами света и тьмы, которые одинаково важны, если представляют собой диаметральные противоположности - именно это противостояние создает динамику жизни. Вращение космической горы Меру (Байон) рождает нектар бессмертия, делающий Ангкор Том неуязвимым. Следовательно, Джаяварман построил город, который охраняли божественные силы, и в то же время с их помощью обеспечил себе бессмертие. В углах дверей Индра, воинственный небесный повелитель на трехголовом слоне, стоит на страже, вооруженный ваджрой — божественной молнией, уничтожающей врагов.

Простое население, прежде не имело права бывать во внутренних, самых священных территориях храмов и почти ничего не знало об эзотерическом смысле индийских мифов.

Южные ворота Ангкор Тома являются наиболее посещаемыми, так как они были полностью отреставрированы и множество изваяний находятся на своем месте. Эти ворота находятся на главной дороге, идущей в Ангкор Том из Ангкор Вата, поэтому там всегда оживленно. Более спокойным местом являются восточные и западные ворота, которые являются менее посещаемыми.

Если вы въезжаете на территорию Ангкор Тома со стороны Южных Ворот, то первым на вашем пути будет Байон.

Байон (Bayon) – храмовый комплекс в центре Ангкор Тома, построен в честь Джаявармана VII. Джайяварман VII - один из самых выдающихся правителей Ангкорской империи. Он царствовал дольше всех царей Ангкора и умер прожив почти 100 лет. Джайяварман вел масштабное строительство зданий, дорог, постоялых дворов и больниц. При нем архитектура, скульптура, поэзия и наука пережили последний расцвет. В многочисленных учебных заведениях преподавали философию, историю и риторику. Работала буддистская академия для женщин, в которой преподавала жена императора. Вместо культа Девараджи (бог-царь) император ввел культ Локешвары, который, остался на Земле и стал символом страдания, чтобы утешать смертных в их горестях. Смена культа потребовала постройки нового храма, которым стал Байон

Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы над чамами в битве на озере Тонле Сап.

В 1933 году в скважине фудамента нашли статую Будды, в чертах лица которого было внешние сходство с Джаяварманом VII. Она была отреставрирована и установлена на террасе «Прокаженного короля».

Байон по праву занимает после Ангкор Вата второе по популярности место среди монументов Ангкора. Это место наклонных коридоров, крутых лестниц и больше всего коллекция 54 готических башен, украшенных примерно 200 холодно улыбающимися, огромными лицами Авалокитешвары. Когда вы прогуливаетесь вокруг него, то в любое время видите множество лиц – в анфас или в профиль, почти на уровне ваших глаз или взирающих с высоты.

В Байоне трудно отделаться от ощущения, что за тобой все время кто-то пристально наблюдает. Этот кто-то — буддийское божество Авалокитешвара, олицетворение милосердия и сострадания. Его ликов здесь ровно 200, по 4 на каждой башне. Все башни Байона украшены огромными ликами. Это типично кхмерский тип внешности: широкий нос, сочные, хорошо очерченные губы.

Днем кажется, что у всех изображений одинаковое выражение лица и одинаковая мягкая улыбка. Однако ночью в лунном свете лики преображаются. Среди них нет двух похожих между собой. Сколько ликов - столько оттенков недобрых человеческих чувств они выражают: нескрываемое презрение, злобная ухмылка, снисходительно-брезгливая усмешка, гримаса отвращения. Наступает день, и бесстрастные одинаковые лики вновь устремляют взгляд из-под полуприкрытых век то ли внутрь себя, то ли в бесконечность.

Ориентация Байона на восток заставляет большинство людей посещать его ранним утром, желательно на восходе, когда солнце медленно поднимается вверх, освещая лицо за лицом своим теплом. Однако Байон выглядит в равной степени красивым и на закате, и если вы остаетесь там, чтобы увидеть закат, то вы получите такое же впечатление, как и от восхода. Сегодня японские специалисты восстанавливают его северные ворота.

В отличие от Ангкор Вата, который выглядит внушительно как вблизи, так и издалека, Байон выглядит издалека как нагромождение камней. И только когда вы войдете в храм и поднимитесь на третий уровень, то лишь тогда ощутите его магию.

Первые два уровня – квадратные и украшены барельефами. Они ведут к третьему круглому уровню – там, где вы найдете башни и лица. Центральное святилище третьего уровня представляет собой похожую на пещеру келью в массивной, круглой массе вычурно украшенного камня.

Барельефы Байона

Внутри концентрических галлерей находятся непрерывные барельефные сцены, причем во внешней галлерее — сюжеты главным образом бытовые или повествующие об исторических событиях, а во внутренней галлерее они посвящены эпосу и легендам. Рельефы, описанные в этой части, находятся на первом уровне. Их порядок подразумевает, что вы входите в Байон через восточный вход и осматриваете барельефы по ходу часовой стрелки.

(А) Тямы на марше. В первом ряду кхмерские воины идут с поля битвы; отметьте слонов и телеги, запряженные быками, которые почти точно такие, какие и используются и сейчас. Во втором ряду изображены гробы, которые несут с поля битвы. В центре третьего ряда изображен Джаяварман VII в тени зонтиков. Он едет на коне в сопровождении множества наложниц (слева).

(В) Молитва линге. изображает индуистскую молитву линге. Это возможно первоначально было изображение Будды, которое позднее было изменено индуистским королем.

С) Морская битва одни из самых лучших резных барельефов. Ее сцены представляют собой сочетание изображений морских сражений кхмеров и тямов (с покрытыми головами) и картин повседневной жизни на берегах озера Тонлесап, где произошла битва. Присмотритесь к изображениям людей, ищущих вшей друг у друга в волосах, охотникам на охоте и, в западном конце панели, рожающей женщине

(D) Тямы побеждены. На следующей панели продолжаются сцены из повседневной жизни, а морское сражение перемещается на берег - тямы полностью разгромлены кхмерами. Сцены включают 2 людей, играющих в шахматы (или какую-то подобную игру на доске), петушиный бой и женщин, продающих рыбу на рынке. Затем идут сцены приготовления и подачи блюд на праздновании победы кхмеров над тямами.

(E,F) Военная процессия. Последняя секция южной галереи, изображающая военную процессию, незакончена, также как и следующая панель, на которой слонов приводят с гор. Брахманы залезли на два дерева, спасаясь от тигров.

(G) Гражданская война. Эта панель изображает сцены, которые по утверждению некоторых ученых представляют гражданскую войну. Группы людей, некоторые из которых вооружены, сражаются друг против друга, и сила борьбы усиливается по мере включения в рукопашную схватку слонов и воинов.

(Н) Всевидящий король. Битва продолжается в меньшем масштабе на следующей панели. Внизу антилопу заглатывает огромная рыба. Среди мелких рыб – креветки, надпись под которыми гласит, что король найдет их, даже если они спрячутся.

(I) Парад победы. Эта панель изображает процессию, которая включает короля (несущего лук). По-видимому, это празднование его победы.

(J) Цирк приехал в город. В западном угле северной стены изображен кхмерский цирк. Вы можете увидеть силача, держащего трех карликов, и человека на спине, крутящего ногой колесо; выше изображена группа канатоходцев. Справа от цирка королевский двор смотрит с террасы вниз, где идет процессия животных. Некоторые барельефы в этой секции остались незаконченными.

(К) Страна изобилия. Две реки – одна сразу за дверным косяком, а другая в 3 м правее, изобилуют рыбой.

(L, M, N) Отступление тямов. изображены армии тямов - разбитые и изгнанные из империи кхмеров. Следующая панель изображает наступающие армии тямов, а следующая за ней сильно поврежденная панель показывает тямов (слева), преследующих кхмеров.

(О) Тямы грабят Ангкор. Эта панель показывает войну 1177 г., когда кхмеры были разбиты тямами и Ангкор был разграблен. Раненый кхмерский король спускается со спины слона и раненного кхмерского полководца несут в гамаке, подвешенном на палках. Прямо над ними впавшие в отчаяние кхмеры напиваются. Тямы (справа) яростно преследуют своих побежденных врагов.

(Р) Тямы входят в Ангкор. Эта панель изображает другую встречу двух армий. Отметьте знаменосцев среди тямских войск (справа). Тямы были побеждены в этой войне, закончившейся в 1181 г., как это изображено на панели А.

Бапуон (Baphuon).

Находится в 200 м к северо-западу от Байона. Бапуон находится в довольно плохом состоянии и в настоящее время его восстановлением занимаются французы, запретившие вход в большинство помещений храма. Центральное здание имеет высоту 43 м, однако к несчастью его верхушка рухнула (возможно, ее восстановят).

На западной стороне храма подпорная стенка второго уровня – сделана в виде 40 м лежащего Будды. Незаконченная фигура трудноразличима, его голова находится на северной стороне стенки, а ворота – там, где его бедра. Слева от ворот торчит его рука. Когда вы подходите к его ногам и пяткам – последние полностью разрушены, то должны вполне представить его образ.

Теп Пранам (Tep Pranam)

– это крестообразная буддийская терраса размером 82 х 34 м, когда-то служившая основанием легкой конструкции пагоды. Теп Пранам переводится как «Обожаемый бог» и это скорее не храм, а огромный сидящий Будда. Он находится на западной стороне дороги, идущей от Северных ворот к Байону и его можно увидеть примерно в ста метрах к северу от Террасы Прокаженного короля. К нему ведет дамба, шириной 8 метров и обрамленная балюстрадами из нагов и львов. Статуя Будды высотой 4,5 м. Будда сидит на лотосе в позе бхумиспарса-мудра, которая является положением «Касающийся Земли» (знак клятвы Землей). Здесь же поблизости в деревянном здании живет группа буддийских монахинь.

Пном Бакенг (Phnom Bakheng)

( 1 км к северу от Ангкор Вата,400 м к югу от Ангкор Тома)

Один из старейших храмов Ангкора. Его главной привлекательностью является возможность наблюдать оттуда великолепную картину заката над Ангкор Ватом и озером Тонлесап. Сегодня также можно организовать поездку на слоне до вершины холма, где расположен храм, и это, конечно, будет одним из самых запоминающихся путешествий, которое Вы когда-либо совершали. Холм Пном Бакенг был выбран для строительства одноименного первого храма-горы. Храм был возведен в 889-907 гг. посреди прямоугольного водохранилища размером 640х430 метров. Его окружали три стены с осевыми входами, увенчанными гопурами.

Пном Бакенг представляет собой пятиярусный храм-гору с семью уровнями, включая фундамент и верхушку. На каждой террасе размещены 12 песчаниковых святилищ: по четыре в углах и по одному по бокам каждой лестницы.

Пять просатов, (священных башен), тоже полностью сложенных из песчаника, с четырьмя настоящими дверями. Они расположены в шахматном порядке: четыре по углам, одина — в центре. В центральномой, самом большой, хранилась линга Яшодхарешвары («повелителя, приносящего славу»). Сложный растительный орнамент на колоннах и в нишах по обе стороны от двери особенно живописны. Мастера создавали отчетливый и элегантный рельеф, покрывая резьбой и гравировкой непосредственно песчаник, а не штукатурку.

Подобно другим храмам-горам, Бакенг изображает гору Меру, поднявшуюся из космического моря. В Бакенге всего 108 прасатов, символически расположенных вокруг центрального (44 у основания, 60 — на террасах и четыре — на вершине). Это число вбирает всю целостность вселенной, а также является результатом умножения числа 27 - количества дней в сидерическом месяце, на четыре — число фаз луны (новолуние, нарастание, полнолуние и угасание). У Шивы 108 основных имен, а в мала - индийских четках, 108 бусин.

Центральная башня храма символизирует бинду — точку, из которой возникли пространство и время, и следовательно, весь мир. И это наивысший пик горы Меру — начало и конец сооружения и символ власти, нисходящей на землю, а также символ короля, который после смерти возносится на небеса в своей божественной форме.

Если проанализировать распределение остальных прасатов, можно заметить, что на каждой из пяти террас пирамиды находятся 12 башенок, то есть всего их 60. В индийской астрологии 12 знаков Зодиака, в китайском астрологическом цикле - 12 животных, о которых знали и кхмеры. Более того, планете Юпитер требуется 12 лет (точнее, 11 лет, 314 дней, 20 часов и 25 минут), чтобы совершить оборот вокруг Солнца и пройти по всем знакам Зодиака, на что Солнцу требуется один год. Циклом Юпитера (брихаспати в индийской астрономии), который продолжается 60 солнечных лет и делится на пять двенадцатилетних циклов, пользовались и кхмеры. Эти вычисления дополняет и мифическо-религиозная символика: семь уровней Бакенга — это уровни горы Меру и шапталока (семь небес индуистских богов). Более того, существовали 33 основных божества, а расположение башен и их размеры таковы, что наблюдатель, стоящий посреди какой-либо из сторон, всегда может видеть 33 прасата.

Сверху открывается прекрасный вид на широкую долину. На ней выделяются еще два холма с храмами. В 16 км к юго-западу возле озера Тонле Cап виден Пном Кром (Phnom Krom, Низкая гора, 137 м), а в 14 км к северо-востоку посреди рисовых полей возвышается Пном Бок Ко (Phnom Bok Ко, гора Бычий горб, 235 м).

Краткий путиводитель по храмам Ангкор

Если верить одной из легенд, древние династии кхмерского королевства объединились в союз с индийским принцем Пре Тонг, выгнанным из Дели отцом, вместе с женщиной-змеей, дочерью нагараджи (царя змей), властителя страны. Сияющая красотой, она появилась на песчаной скамье, где принц проводил ночь и стала его женой. Эта легенда отражает влияние индийской культуры на развитие страны. С III по VII век королевство индуизировалось в обычаях и религии и поддерживало постоянные отношения с Китаем.

Создать небесный рай на земле - вот о чем мечтали правители, построившие великие храмы Ангкора на камбоджийской равнине. Воплощение этого грандиозного замысла потребовало усилий всего кхмерского народа; плоды его трудов изумляют нас и по сей день. Сокровища Ангкора содержат сведения, помогающие изучать структуру мифологии и общественную жизнь кхмеров - создателей одной из самых могущественных и загадочных азиатских цивилизаций.

Ангкор - это общее название территории, где были построены многочисленные храмы. Само слово "Ангкор" - означает "столица".

Храмы Ангкора были построены между IX и XIV столетиями, когда кхмерская цивилизация достигла вершины своего экстраординарного творческого потенциала. Не имеющий аналогов в Юго-Восточной Азии, Ангкор является одним из выдающихся архитектурных чудес мира.

Из Ангкора короли могущественной кхмерской империи управляли обширной территорией, простиравшейся от того места, которое сегодня является южным Вьетнамом, на север до Юньнани в Китае, и от Вьетнама на запад до Бенгальского залива. Примерно 100 храмов Ангкора образуют священную основу захватывающего административного и религиозного центра. Его дома, общественные здания и дворцы были построены из древесины и давно уже превратились в прах, так как право жить в зданиях из кирпича или камня имели только Боги.

Повторное открытие Ангкора

Французское «открытие» Ангкора в 1860-х годах стало международной сенсацией и вызвало большой интерес к Камбодже. Сначала, когда французский исследователь Анри Муо впервые случайно наткнулся на Ангкор Ват, он посчитал, что это «процветающий монастырь…обслуживаемый более чем 1000 потомственными слугами». Тем не менее, своей книгой «Путешествие по Сиаму, Камбодже, Лаосу и другим центральным областям Индокитая», изданной в 1863 г., Муо впервые сообщил общественности об Ангкоре. Отчет Муо с его богатым описанием и тщательными рисунками карандашом и цветными чернилами храмов, вызвал международное помешательство на этих руинах. Со времени Муо Ангкор становится целью французских экспедиций. Ангкор был «спасен» от джунглей и возвращен современному миру.

Восстановление Ангкора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.059 с.)