Понятие, виды и принципы организации государственных расходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, виды и принципы организации государственных расходов.



Государственные расходыэто часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Государственные расходы включают в себя:

- прямые расходы государства, осуществляемые через систему бюджетных и внебюджетных фондов,

- расходы государственных предприятий, организаций, учреждений.

Виды государственных расходов:

1. Расходы по финансированию народного хозяйства: государственные капитальные вложения, дотации на развитие народного хозяйства, расходы по льготному кредитованию и др.

2. Расходы по финансированию социально-культурных мероприятий: расходы на здравоохранение, расходы на образование, расходы на учреждения культуры, расходы на социальное обеспечение

3. Расходы по финансированию науки

4. Общегосударственные расходы: расходы на оборону, расходы на управление, расходы на содержание судебных и правоохранительных органов. расходы по содержанию государственных резервов, расходы по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.расходы по ликвидации аварии на ЧАЭС

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.

Принципы осуществления государственных расходов:

1. Целевая направленность расходования государственных средств (Государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренных в финансовых планах.).

2. Безвозвратность государственных расходов и э ффективность их использования (Принцип безвозвратности расходованиягосударственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении).

3. Соблюдение режима экономии (данный принцип способствует достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов).

Формы финансирования государственных расходов:

- самофинансирование (используется для покрытия расходов государственных предприятий за счёт их собственных финансовых ресурсов).

- бюджетное финансирование (применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение).

- кредитное обеспечение ( применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита).

 

 

16. Понятие бюджета, его необходимость и условия возникновения.

 

Слово «бюджет» в переводе означает «карман», «мешок», «кожаный мешок.

Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году.

В настоящее время почти все государства финансируют свою деятельность из государственного бюджета страны.

Бюджет, как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, возникает и функционирует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.Государственный бюджет – основное звено финансовой системы государства.

Существует три основные характеристики государственного бюджета:

1. По форме: государственный бюджет – это основной финансовый план государства.

2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население.

3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.

Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются:

1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны.

2. Неполная покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток поступлений по отношению к расходам (профицит).

3. Структура бюджетных расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные нужды, обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.

Основными функциями бюджета являются:

1. Перераспределение НД и ВВП.

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Усиление роли бюджета и его практическое использова­ние в системе государственного регулирования экономиче­ских и социальных процессов в условиях трансформацион­ной экономики Республики Беларусь обеспечивается его следующими специфическими свой­ствами:

· обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам, что создает возможность маневрирования бюджетными средствами;

· влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов;

· обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное фи­нансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;

· осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюд­жета;

· формирование бюджетов по территориальному принципу, что обеспечивает проведение общей бюджетной поли­тики в отдельных регионах, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития;

· возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэконо­мических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов;

бюджет государства с переходной экономикой пред­ставляет собой систему специфических финансовых отноше­ний, опосредующих формирование и использование бюджет­ного фонда для обеспечения макроэкономического регулиро­вания и стабилизации социальных процессов, организации управления и обороны страны.

17. Сос­тав доходов и расходов бюджета

 

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов – покрывать расходы бюджета.

Доходы бюджета как экономическая категория – это совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет.

Эти отношения всегда имеют:

· распределительный характер,

· стоимостную форму,

· их обязательным участником является государство.

Классификация доходов бюджета по следующим признакам:

1. По территориальному признаку:

· доходы республиканского бюджета,

· доходы местных бюджетов.

2. По методам аккумуляции:

· добровольные (пожертвования, проведение лотереи и др.),

· обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы)

3. По социально-экономическому признаку:

· от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства,

· от личных доходов граждан,

· от предприятий, учреждений и организаций.

Согласно бюджетной классификации различают 4 источника поступления доходов государственного бюджета:

-налоговые доходы;

-неналоговые доходы;

-взносы на государственное социальное страхование, безвозмездные поступления.

Расходы государственного бюджета – это экономические отно­шения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целево­му и территориальному назначению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.01 с.)