Наука как форма общественного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как форма общественного сознания.



Существует множество определений понятия «наука», познакомимся с некоторыми из них:

Наукаэто вид деятельности, целью которой является познание мира, получение новых знаний и их рациональное осмыслении.

Наука – это сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию оценку новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке и др.

Наука – это совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли (например, математическая, историческая, философская науки).

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Наука в целом характеризует:

- установление закономерностей развития мира, т.е. систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах опытных исследований и воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме;

- особая система знаний, отражение мира в понятиях и терминах;

- является необходимой формой познания;

- система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (НИИ, Академия наук, вузы);

- особый вид деятельности – система научных исследований;

- являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства и непосредственной производительной силой общества.

Основные цели науки:

- описание процессов и явлений;

- объяснение процессов и явлений;

- предвидение (предсказание) явлений, процессов и действительности.

Наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере.

Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Основные научные принципы:

- обоснованность, т.е. возможность опытного подтверждения

- системность

- абстрактно-логические формы, творчество

- достоверность

- логичность

- динамичность

- постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Научное знание обладает двойной ценностью:

1) оно самоценно, т.е. ценно само по себе (к науке обращаются, чтобы понять и объяснить);

2) полезно для человеческой деятельности.

Непременным условием развития самоценности и полезности науки является дерзание: «Дерзай знать!» - девиз науки и умение сочетать полученные новых знаний с их применением для блага людей? «Знать, чтобы делать!».

В науке происходят преобразования, изменения, крайние формы этих изменений и преобразований называются научные революции.

Революция в науке - период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Или

Научная революцияэто создание новых фундаментальных научных теорий, опровергающих прежние представления.

Считается, что было 4-ре научных революций:

1) 1-я научная революция свершилась на рубеже XVII-XVIII веков, т.е. в эпоху Просвещения – связана с методами познания и получением классических научных знаний, т.е. возникновение классической науки. Основными методами и научными направлениями (подходами) являлись – эмпиризм (опыт) и рационализм (разум). Основоположниками этих подходов считают Ф. Бэкона и Р. Декарта;

2) 2-я научная революция в конце XVIII – 1-ой половине XIX века – связана с переходом от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке (дифференцированной науке), т.е. к неклассической науке;

3) 3-я научная революция в конце XIX – середине ХХ века, т.е. на рубеже Нового и Новейшего (Современного) времени – связана с новыми множественными открытиями и рядом опровержений прежних представлений, т.е. подтверждается идея об относительности истины и условности научного знания;

4) 4-я научная революция в конце ХХ века (70-е г. ХХ в.), т.е. в Современную эпоху - одной из черт нового этапа становится междисциплинарность научных знаний, обслуживание утилитарных (полезных, выгодных) потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.005 с.)