Лекция 2.5. Рыночное поведение конкурентных фирм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.5. Рыночное поведение конкурентных фирм



План лекции

1. Основные типы рыночных структур. Показатели, характеризующие размер фирм.

2. Основные барьеры на пути входа на рынок.

3. Фирма на рынке совершенной конкуренции.

1. Основные типы рыночных структур. Показатели, характеризующие размер фирм. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяют рыночную структуру. Она характеризуется следующими параметрами: количеством и размерами фирм в отрасли; характером продукции; легкостью входа и выхода из конкретного рынка; доступностью информации. Выделяют четыре главных типа рыночных структур:

1) совершенная конкуренция, когда на рынке предприятия предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, имеется возможность свободного входа и выхода из рынка и равная для всех доступность информации;

2) монополия – модель, при которой одна фирма становится единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей, проникновение в отрасль других фирм невозможно из-за существующих барьеров;

3) монополистическая конкуренция – рыночная структура с большим числом фирм, выпускающих схожую, но не идентичную продукцию, при сравнительно легких условиях входа и выхода из рынка;

4) олигополия – модель рынка, когда имеется небольшое количество фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.

Рыночные структуры делят на две группы: идеальные и реальные. К первой относят совершенную конкуренцию и чистую монополию, ко второй – монополистическую конкуренцию и олигополию.

Показатели, характеризующие размер фирм. Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором оно действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

– доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

– доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;

– доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

– доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения (в России признаком доминирования служит контроль не менее 35 % рынка, в Великобритании – не менее 25 % рынка).

2. Основные барьеры на пути входа на рынок. Барьеры входа на рынок – это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем субъектами.

Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные и поведенческие. Структурные барьеры обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребления доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.

Виды структурных барьеров:

экономические и организационные ограничения (государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен; сроки окупаемости капитальных вложений; неплатежи; наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства);

барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (неэффективно предприятие, рассчитанное на выпуск ста грузовых автомобилей в год, а экономически оправдано производство десятков тысяч их), то входящие на рынок конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь большие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными;

неразвитость рыночной инфраструктуры наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п.;

барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат возникают, если затраты на единицу продукции действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов;

экологические ограничения запрещения экологической службой, природоохранными учреждениями расширения масштабов деятельности на данном рынке, строительства новых производственных объектов и т. п.;

ограничения по спросу это высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей;

барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени).

Виды поведенческих барьеров:

1. Административные ограничения – наличие (отсутствие) ограничений деятельности, создаваемых органами власти и управления всех уровней (лицензирование, квотирование, препятствия в отведении земельных участков, предоставление производственных помещений и офисов).

2. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Действующие на рынке хозяйствующие субъекты имеют прочные связи с продавцами ресурсов и покупателями товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцами, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным субъектом более доступны неценовые методы конкуренции.

3. Влияние вертикального объединения действующих на рынке субъектов,из-за чего новый участник не может получить необходимых входных ресурсов или рекламировать свой выходной продукт, не может вступить на выше- или нижестоящие рынки.

Барьеры входа можно разделить на нестратегические и стратегические. Нестратегические барьеры имеют объективный характер, действуют в отрасли независимо от функционирующих предприятий. Стратегические барьеры – это барьеры, вызванные деятельностью продавцов и/или покупателей на рынке.

Виды нестратегических (объективных) барьеров:

а) структурные: абсолютное преимущество в издержках; экономия на масштабе; высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок; дифференциация товара; насыщенность рынка;

б) конъюнктурные: низкая платежеспособность покупателей; сужение географических границ рынка; расширение международных границ.

Виды стратегических барьеров:

а) ценовые;

б) неценовые: дополнительные инвестиции в оборудование; дифференциация товара.

3. Фирмы на рынке совершенной конкуренции. Значение анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели. Совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях.

На рынке совершенной конкуренции выполняются такие условия:

– множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;

– каждая фирма имеет менее 1 % общего объема продаж;

– фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;

– информация о ценах, технологии, прибыли доступна, фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;

– не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него;

– доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала;

– конкурентная фирма не может воздействовать на цену;

– цена устанавливается на основе рыночного спроса и предложения, фирма лишь приспосабливается к цене, которую диктует рынок.

В условиях совершенной конкуренции кривая рыночного спроса представляет типичную кривую спроса, имеющую отрицательный наклон. А объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар.

Кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход также остается постоянным и совпадает с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене. Валовой доходв этом случае определяется как произведение цены на количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства. Для определения его оптимального значения используются два подхода:

– сравнение валового дохода с валовыми издержками;

– сравнение предельного дохода и предельных издержек.

При первом подходе экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Оптимальным объемом выпуска будет тот, при котором прибыль максимальна. В случае, когда цена не покрывает всех затрат, фирма изберет объем выпуска, позволяющий минимизировать убытки. При этом компания будет осуществлять производство до тех пор, пока валовой доход позволяет возместить все переменные и часть постоянных затрат. В противном случае все постоянные затраты придется оплачивать за счет фирмы. Если валовой доход не позволяет возместить даже переменные затраты, лучшим выходом для фирмы является временная остановка производства.

Второй подход предполагает сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции прибавляет к доходу и издержкам. На начальных стадиях производства предельный доход превышает предельные издержки, т. е. каждая дополнительная единица продукции увеличивает совокупную прибыль. Затем в соответствии с законом убывающей отдачи факторов производства предельные издержки начинают возрастать и, в конце концов, превышают предельный доход. Следовательно, совокупная прибыль уменьшается. Разделяет эти два интервала точка равенства предельного дохода и предельных издержек. Таким образом, фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, достигнув точки, где МР = МС.Этот принцип называют правилом равенства предельного дохода и предельных издержек.

Экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными: здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); имеет место эффективное распределение ресурсов, т. е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.

В то же время существуют некоторые ограничения эффективности совершенной конкуренции: не решаются проблемы распределения доходов, общественных благ, отрицательных внешних эффектов; не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования; стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.89.125 (0.024 с.)