Упражнения для устранения дефектов дикции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для устранения дефектов дикции



Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к основным упражнениям.

Артикуляционная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. Поднимание языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх – вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта – приближать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5–7 раз.

Далее осуществляются специальные упражнения, развивающие мышцы различных артикуляторных органов. Эти упражнения можно разделить на три вида: 1) произношение слогов, 2) произношение скороговорок, 3) речь с «камушками» во рту[35].

 

1. Произношение слогов.

Упражнение 1. Взяв небольшое зеркало и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными. Каждый звук следует повторять несколько раз.

Звук [у] – рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

Звук [ы] – губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхаемый воздух должен выходить в середину отверстия между зубами.

Звук [и] – расстояние между зубами – кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.

Звук [о] – форма рта – кольцо, более широкое, чем у [у]. Воздух идет широкой теплой струей.

Звук [э] – губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов.

Звук [а] – гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Выдох очень теплый.

Упражнение 2. Произнесите гласные звуки в сочетании. При этом нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе. Упражнение нужно повторят много раз в течение нескольких занятий. С каждым днем упражнение надо делать все быстрее:

У – У – Ы – Ы

У – У – И – И

У – У – О – О

У – У – Э – Э

У – У – А – А

Упражнение 3. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Упражнение выполняется многократно в течение ряда занятий:

ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ

БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ

ДА – ДО – ДУ – ДЭ – ДЫ – ДИ

ХА – ХО – ХУ – ХЭ – ХЫ – ХИ

КА – КО – КУ – КЭ – КЫ – КИ

ГА – ГО – ГУ – ГЭ – ГЫ – ГИ

НА – НО – НУ – НЭ – НЫ – НИ

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

ФА – ФО – ФУ – ФЭ – ФЫ – ФИ

ВА – ВО – ВУ – ВЭ – ВЫ – ВИ

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЭ – ЛЫ – ЛИ

РРА – РРО – РРУ – РРЭ – РРЫ – РРИ

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧЕ – ЧИ

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЕ – ЦЫ

СА – СО – СУ – СЭ – СЫ – СИ

ША – ШО – ШУ – ШЭ – ШЫ

ЩА – ЩО – ЩУ – ЩЕ – ЩИ

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗЫ – ЗИ

ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЭ – ЖЫ

Упражнение 4. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должны оставаться постоянными:

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

БТА – БТО – БТУ – БТЭ – БТЫ – БТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ и т. д. со всеми согласными.

Упражнение 5. Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем ускорять его, доведя до быстрого:

ТТТА – ТТТО – ТТТУ – ТТТЭ – ТТТЫ – ТТТИ

БББА – БББО – БББУ – БББЭ – БББЫ – БББИ

ХХХА – ХХХО – ХХХУ – ХХХЭ – ХХХЫ – ХХХИ и т. д. со всеми согласными.

2. Произношение скороговорок.

Скороговорки (иногда в этом смысле говорят о чистоговорках) также укрепляют мышцы органов артикуляции и обеспечивают хорошую разборчивость даже при быстром темпе речи. Скороговорки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее – четыре раза, и, наконец, в восемь раз быстрее – восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании (на выдохе после глубокого вдоха). Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо.

 

Приведем тексты некоторых популярных скороговорок.

1. На дворе – трава, на траве – дрова.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Сшит колпак не по-колпаковски, его надо переколпаковать и вы-колпаковать.

6. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

7. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб!

 

3. Речь с «камушками» во рту.

Это упражнение является одним из самым популярных и эффективных для развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, конфеты, камушки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подавиться! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно постараться преодолеть неразборчивость. В этом и заключается тренировка. Человек постепенно привыкает говорить, напрягая артикуляторные мышцы, и эта привычка сохраняется в повседневной речи.

Голос

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок.

Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100–250 Гц, у женщин в среднем 200–400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 до 1300 Гц (приблизительно четыре октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет две октавы.

Сила звука – интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие.

Громкость – это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе, т. е. имеют одинаковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий. Поэтому женщине с высоким голосом часто приходится слышать замечания, что она кричит или повышает голос.

Тембр – важная характеристика голоса. Объективно (т. е. с точки зрения акустических показателей) тембр – это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т. п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Он изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т. д. Умение владеть голосом – важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации), сила, полетность, выносливость, большой диапазон. К недостаткам голоса относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание.

Специалисты по сценической речи (которые, главным образом, и занимаются развитием голоса) считают, что хороший природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон, заставить звучать резонаторы и тем самым улучшить тембр. Система упражнений для развития голоса включает:

1) упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;

2) упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полетности.

Важно найти натуральную высоту тона голоса, которая обычно находится в среднем регистре человека и на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других гласных, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.

Однако, по мнению С.М. Волконского, известного педагога по сценической речи, «голос – только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации – все равно, что красивое, но глупое лицо»[36].

 

Интонация

 

Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. С помощью интонации мы выражаем различные коммуникативные цели: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т. е. прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, Абуль-Фараджа (XIII в.) писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза».

Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Для того чтобы овладеть интонационными средствами во всей их полноте, необходимо понять сущность этого сложного феномена.

Прежде всего необходимо усвоить, что интонация – это комплексное средство языка, которое реализуется в устной речи и служит для:

• выражения связи между словами в предложении, обеспечивая единство связанных по смыслу слов (организующая функция);

• разбиения предложения (и потока речи) на смысловые отрезки (делимитативная функция);

• выделения наиболее важных речевых единиц (кульминативная функция);

• выражения цели высказывания – утверждение, вопрос, восклицание, побуждение (иллокутивная функция).

С помощью интонации передается информации об эмоциональном состоянии говорящего, его настроении, физическом состоянии и, самое главное, его отношении к предмету речи и к слушателю.

Комплексным средством интонацию называют потому, что для выполнения перечисленных функций используются различные по своей природе средства, которые тесно взаимосвязаны. К числу таких средств относятся мелодика, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, громкость, темп и тембр, называемые компонентами интонации.

Главным компонентом является мелодика, т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.

Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона. Однако важными для различения смысла высказывания являются прежде всего два указанных основных типа, что можно продемонстрировать на примере следующего анекдота.

 

Судебное заседание закончилось вынесением вердикта: считать гражданина Рабиновича виновным в оскорблении его соседа Зильбермана; обязать ответчика принести публичные извинения пострадавшему. Рабинович искренне раскаялся и выразил готовность здесь же исправить положение.

– Зильберман честный человек? Зильберман не мошенник? – эмоционально начал он.

– Так не пойдет! – остановили его.

– Я что-то не пойму: мы договорились о словах или мелодии? – возразил хитрец[37].

 

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал – это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тональный диапазон – это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

Важными компонентами интонации являются синтагматическое членение и паузация.

Синтагматическое членение – это разбиение высказывания на смысловые отрезки, которые в устной речи характеризуются обособленным интонационным оформлением. Эти отрезки являются интонационно нечленимыми и называются фонетическими синтагмами (другое, устаревшее название – «речевые такты»). Поскольку главным (но не единственным) средством синтагматического членения является мелодика, то его называют также интонационным или мелодическим (ритмико-интонационным или ритмомелодическим).

Одним из средств синтагматического членения является пауза (перерыв в звучании), которая, однако, не всегда сопровождает выделяемые границы синтагм. Более того, слушатели часто слышат паузу там, где ее нет, и наоборот, не воспринимают реально присутствующий в речевом сигнале перерыв в звучании. Это говорит о том, что паузы в речи выполняют не только (и не столько) функцию ее членения на синтагмы, но и некоторые другие функции. В связи с этим можно считать паузацию относительно самостоятельным интонационным средством и определить ее как расстановку пауз (перерывов в звучании).

В зависимости от того, каким образом высказывание разбивается на синтагмы, его смысл может существенно изменяться. Широко известным примером является фраза «Казнить нельзя помиловать». Заметим, что эффект паузы при произнесении этого высказывания возникает не столько потому, что, например, после слова «казнить» делается перерыв в звучании, а именно потому, что это слово характеризуется определенным мелодическим оформлением, – мелодика на этом слове является нисходящей. Если же мы объединяем в синтагму два слова («Казнить нельзя»), то в этом случае мелодика понижается на слове «нельзя». Вы легко сможете произнести эту фразу, мелодически оформив ее указанным образом, но не делая перерыва в звучании, т. е. паузы, – смысловой эффект будет одним и тем же.

Таким образом, синтагматическое членение речи служит для выражения смысловых отношений между словами в высказывании, а основным средством синтагматического членения является мелодика.

 

Продемонстрируем это еще на одном примере. Произнесите фразу: «Американцы работают, если платят хорошо». А теперь – фразу: «Русские работают. Если платят, хорошо».

 

Пауза служит не столько средством разбиения высказывания на синтагмы, сколько, во-первых, средством, облегчающим восприятие и понимание речи, а во-вторых, средством привлечения внимания к отдельным фрагментам высказывания. Паузы необходимы, чтобы дать слушателям возможность осмыслить услышанное, поэтому если в речи паузы слишком короткие или отсутствуют совсем (такое иногда случается, если время речи ограничено), то слушатель может «потерять» часть передаваемой ему информации. Слишком большое количество пауз, а также паузы большой длительности, как правило, раздражают слушателя и мешают адекватно воспринимать смысл передаваемого сообщения, потому что, слушая такую речь, можно потерять нить рассуждений.

Существуют грамматические паузы и паузы хезитации.

Грамматическая пауза (ее называют также логической) диктуется лексико-грамматической структурой предложений и сопровождает, как правило, группы слов, тесно связанных различными типами синтаксической связи; например, определение с определяемым словом (большой дом), сказуемое с дополнением (строит дом), сказуемое с обстоятельством (строит быстро) и др. Пауза обязательно возникает на границе предложений. Часто (но не всегда) пауза совпадает со знаками препинания внутри предложения. Известна следующая закономерность: чем крупнее синтаксические единицы, тем больше длительность пауз между ними. Другими словами, самыми долгими являются паузы между абзацами текста, меньше по длительности паузы между предложениями, а паузы внутри предложений (между синтагмами) самые непродолжительные (их длительность зависит также от грамматического типа синтагмы).

Паузы хезитации (т. е. колебания) возникают в речи в том случае, если человек не подготовлен, не знает, что или как сказать, задумывается при выборе слов и т. п. Часто паузы хезитации наблюдаются при эмоциональной напряженности, возбуждении и т. д. Такие паузы могут возникать в любом месте высказывания и никак не связаны с его лексико-грамматической структурой. Иногда паузы хезитации случаются даже внутри слова. Часто эти паузы бывают «звучащими», т. е. наполняются звуками – «э-э-э», «м-м-м» и т. п. Паузы хезитации называют также незапланированными, поскольку они появляются в речи спонтанно, произвольно. Речь, содержащая паузы хезитации, раздражает слушателей, расценивается как признак неуверенности, некомпетентности говорящего.

Особый вид пауз – это паузы психологические, цель которых – привлечь и удержать внимание слушателя, вызвать у него интерес к сообщению. Психологические паузы могут не совпадать с синтаксическим членением предложения, но являются, как правило, запланированными. Они могут появляться как после слова, к которому необходимо привлечь внимание, так и перед ним. Роль паузы в создании художественного образа неоднократно подчеркивали известные актеры и режиссеры. Следует отметить, что и в обычной (нехудожественной) речи психологические паузы являются средством привлечения внимания. К.С. Станиславский утверждал, что интонация и пауза сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.

Фразовая акцентуация, т. е. расстановка фразовых акцентов в высказывании, – еще один важнейший компонент интонации. Фразовый акцент называют также фразовым ударением, противопоставляя его словесному ударению.

Различают два функционально разных типа фразовых акцентов: нейтральный и выделительный.

Нейтральное ударение реализуется в синтагме всегда (и в этом смысле оно подобно словесному ударению) и при этом всегда приходится на последнее слово синтагмы (поэтому по аналогии со словесным ударением можно сказать, что нейтральное фразовое ударение является фиксированным). Основная функция такого ударения – разграничительная (делимитативная), поскольку оно отделяет в потоке речи одну синтагму от другой.

Выделительное ударение (смысловое, логическое) реализуется в синтагме не всегда, а только в тех случаях, когда говорящий выделяет, подчеркивает слово (слова), которое представляется ему наиболее важным в смысловом отношении. В одной синтагме (фразе) могут реализоваться одновременно и нейтральное, и выделительное ударения. В зависимости от того, на какое слово падает выделительное ударение, смысл фразы может изменяться.

Например: Дети идут в школу (не в кино). – Дети идут (не едут) в школу. – Дети (не взрослые) идут в школу.

Какой бы тип ударения ни реализовался в синтагме, изменение высоты тона, характерное для того или иного типа мелодики, всегда происходит именно на слове, выделенном фразовым ударением, которое является поэтому интонационным центром синтагмы. Интонационный центр – это слово (или даже слог), на котором происходит изменение высоты тона, служащее для выражения коммуникативного типа высказывания (утверждение, вопрос, восклицание, побуждение). Другими словами, слово, отмеченное фразовым ударением (нейтральным или выделительным), всегда является интонационным центром синтагмы.

Расстановка фразовых акцентов имеет большое значение для придания речи выразительности. К.С. Станиславский считал, что фраза, совершенно лишенная ударений или, наоборот, перегруженная ими, теряет всякий смысл. Фразовое ударение – это элемент точности в речи, а речь без ударения – безжизненна. Главная задача фразовой акцентуации – прояснять внутренний смысл фразы.

Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность звучания обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, т. е. более громки, чем малозначимые части предложения.

Общий уровень громкости речи зависит от многих экстралингвистических (неязыковых) факторов.

 

Например, у людей разных национальностей существуют различные представления о допустимом уровне громкости речи. Европейцы постоянно обвиняют американцев в том, что те громко говорят. Американцы не стесняются говорить громко, если собеседник их не слышит, не опасаясь того, что их может услышать кто-то посторонний. Более того, они часто говорят громко, чтобы показать, что им нечего скрывать. Англичане же не склонны к такой открытости. Они развили искусство направлять голос к своему слушателю таким образом, чтобы он без значительного усиления доходил до его ушей, преодолевая окружающий шум и расстояние. Если вы говорите так, что вас слышат окружающие, то, с точки зрения англичан, вы ведете себя нескромно или так, как люди, находящиеся на низком социальном уровне. С другой стороны, негромкая речь англичан кажется американцам признаком заговорщического поведения, поэтому они могут заподозрить в англичанах возмутителей спокойствия[38].

 

Темп речи – скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале.

Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

1) выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное – быстрым темпом);

2) привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);

3) облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);

4) выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, – как правило, положительные эмоции, – ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, – отрицательные эмоции – замедляют его);

5) придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Например, восхищение сопровождается придыхательным голосом, скрипучий голос передает отрицательную оценку, расслабленный – типичен для ласкового обращения (например, к ребенку), а напряженным голосом произносятся приказы (особенно запреты). Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности. Поэтому в данном случае обычно говорят о разных качествах голоса, или типах фонации [39].

Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Умение рационально использовать компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки – одно из необходимых условий ораторского мастерства, которое служит предпосылкой выразительности устной речи.

Для совершенствования навыков интонационного оформления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста – своего рода интонационной транскрипцией. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем:

1) разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая – одной, длинная – двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложения между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т. д.;

2) подчеркните те слова, на которые должен падать фразовый акцент. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение;

3) отметьте движение тона (т. е. мелодику) в акцентированных словах. Нисходящая мелодика отмечается стрелкой, направленной вниз, восходящая – стрелкой, направленной вверх;

4) отметьте наиболее важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки;

5) прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.

Для совершенствования навыков владения интонацией предлагаются специальные упражнения, направленные на расширение диапазона голоса и вырабатывающие умение услышать и понять разницу в интонировании при чтении текста профессиональным диктором и непрофессионалом.

 

Интонационные упражнения

 

Упражнение 1. Подберите любые восемь строк из стихотворения и прочтите их, повышая тон на каждой строке. Пользуйтесь повышением тона расчетливо, чтобы его «хватило» на все строки стихотворения. Определите, если есть возможность, с помощью музыкального инструмента средний тон своего голоса и начинайте читать на два-три тона ниже него. Выполняйте задание до тех пор, пока не научитесь автоматически соразмерно повышать звуковой регистр.

Упражнение 2. Для выбранного восьмистишия нарисуйте схему изменения регистра строк, в которой следует переходить от строки к строке не постепенно, а большими интервалами – через несколько регистров, например:

 

 

Читайте в соответствии со схемой. Если трудно опустить голос «в подвал», помогите рукой: опуская руку, расслабьте область глотки.

Упражнение 3. Запишите на магнитофонную ленту текст «Последних известий», передаваемых по радио в исполнении профессионального диктора. Запишите текст на бумагу и дайте прочитать кому-нибудь из друзей. Прослушайте обе записи и сопоставьте их с точки зрения расстановки пауз, логических ударений и мелодики. Опишите замеченные вами различия двух чтений.

 

Исполнение речи

 

Исполнение речи – это непосредственное произнесение ее перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т. п. Наиболее выигрышным считается метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту.

Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального произнесения: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации и т. п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и телесными движениями.

Под телесньми движениями понимается весь комплекс движений, которые производит человек в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика. Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор.

Ученые установили, что аудитория подвержена состоянию эм-патии, т. е. способности «перевоплощения», проекции своего собственного сознания на действия оратора. Эта проекция сознания является сутью эмпатического отклика. Возможно, многие переживали это состояние в ситуации, когда являлись свидетелями случайного падения человека на улице, ощущая чужую боль как свою собственную. Эмпатия включает в себя мускульную реакцию, поэтому аудитория частично имитирует действия оратора. Когда оратор выглядит смертельно испуганным и напряженным, аудитория как бы «умирает»; когда он устал, аудитория также чувствует усталость и скуку; когда он мечется по аудитории, как лев в клетке, то аудитория устает быстрее него. Таким образом, оратор должен адаптировать свои телесные движения к эмпатическим требованиям и ожиданиям аудитории, стараться использовать такие движения, которые помогли бы достичь цели речи.

Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных вещей, которые не всегда можно контролировать (например, освещение, помещение и т. п.). Однако существуют относительно простые факторь, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления:

1) одежда. Она не должна бросаться в глаза, но должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда должна быть опрятной, аккуратной, чистой;

2) положение сидя или стоя. Как произносить речь (сидя или стоя) зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Оратор может почувствовать себя слишком выделяющимся, если он будет стоять на авансцене перед 3–4 слушателями, сидящими у его ног. Но иногда маленькая аудитория враждебно относится к тому, что оратор сидит: это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный. Поэтому оратору лучше стоять, так как при этом меньше риска потерпеть неудачу. Наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему (в частности, преподавателю), который стоит во время лекции.

 

Элементы телесных движений

 

Разбиение телесных движений на отдельные элементы достаточно условно, потому что в процессе речи они реализуются в комплексе. Однако в методическом плане такое разбиение вполне оправдано.

1. Поза

Поза (положение, осанка) – важная часть общего впечатления об ораторе не только с точки зрения эмпатии, но и с точки зрения его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, то это сказывается на его внутреннем состоянии и чувстве самоконтроля.

Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность (но не расхлябанность), энергичность. Поза ни в коем случае не должна выглядеть заученной, неестественной; плечи должны быть расправлены, подбородок опущен вниз. Каждый человек должен поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобную и уравновешенную позу. При этом надо помнить, что нет позы, подходящей для всех выступлений.

2. Походка

Походка важна для выражения различных настроений и подчеркивания, выделения элементов речи. Она может служить формой физической «пунктуации». Например, переходы и паузы в речи могут быть выражены несколькими шагами в сторону, эмфаза – шагом вперед. Если ходьба оратора по аудитории ничем не оправдана, то она отвлекает слушателей. Умеренная ходьба помогает аудитории расслабиться, отдохнуть. Слишком много ходьбы может буквально вывести аудиторию из себя. Общее правило, которым должен руководствоваться оратор, гласит: чем более официальной является ситуация, тем менее выраженной должна быть ходьба; чем больше аудитория, тем большее количество шагов допустимо.

3. Выражение лица

Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Глаза, по крайней мере в относительно небольшой аудитории, являются средством коммуникации.

4. Жесты

Все люди используют жесты в двух риторических целях: подкрепление идеи и помощь в описании. В соответствии с этим жесты д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.094 с.)