Расчет влияния изменения структуры оборота розничной торговли на уровень доходов потребительского общества за отчетный год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет влияния изменения структуры оборота розничной торговли на уровень доходов потребительского общества за отчетный год



Группы товаров Структура оборота за год, % Средний уровень доходов за предшествующий год, % к обороту   Процентные числа за год
предшест­- вующий отчет­ный предшест­вующий (кол. 1 х кол. 3) отчетный (кол. 2 х кол. 3)
А          
Продукты питания 52,3 53,2 26,4 1381,5 1404,5
Алкогольные напитки 13,0 12,8 14,0 182,0 179,2
Непродовольственные товары 34,7 34,0 25,0 867,5 850,0
  Всего   100,0   100,0     2421,0   2433,7

 

Данные табл. 10.2 показывают, что средний уровень доходов в предшествующем году составил 24,21% к обороту (2421,0:100) и исходя из структуры оборота отчетного года — 24,34% (2433,7:100). Следовательно, изменение структуры оборота по реализа­ции товаров явилось фактором роста доходов на 0,13% к обороту (24,34% - 24,21%).

Методика анализа прибыли и рентабельности

В торговле

Цель анализа — выявить резервы повышения рентабельно­сти и укрепления финансового состояния предприятия.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи анализа при­были и рентабельности:

· оценка динамики всех показателей, характеризующих финансовые результаты;

· изучение составных элементов формирования прибыли за исследуемый период;

· оценка выполнения плана прибыли за анализируемый период;

· выявление всех факторов, повлиявших на выполнение плана и динамику прибыли;

· изучение динамики отдельных показателей рентабельности;

· систематический контроль за процессом формирования и использования прибыли;

· разработка и осуществление мер, нацеленных на повышение рентабельности;

· подготовка информационной базы для обоснования прибыли и рентабельности на планируемый период.

Анализ всех слагаемых финансовых результатов (доходов, расходов, прибыли) производится во взаимной увязке с основ­ными показателями хозяйственной деятельности. В процессе изучения прибыли и рентабельности рассчитываются следую­щие аналитические показатели:

· динамика суммы и уровня прибыли за ряд периодов;

· степень выполнения плана прибыли в целом по коопера­тиву, по отраслям и отдельным крупным структурным подразделениям;

· доля составных элементов в общей сумме балансовой прибыли;

· доля отдельных направлений в использовании прибыли;

· рентабельность ресурсов, капитала, затрат и др.

Для изучения взаимосвязанных слагаемых прибыли может быть рекомендована сводная аналитическая таблица, составленная на основе данных бухгалтерского отчета о прибылях и убытках.


Таблица 10.3

Прибыль по торговой деятельности потребительского общества

За отчетный год

 

№ П п Показатели Предшест вующий период Отчетный период Динамика, % (кол.3/ кол.1) Измене ния за год (кол.3. – кол.1)
План Факт % выпол нения или отклонение (+,-)
А В            
                                Оборот розничной тор­говли, тыс. руб. НДС и другие аналогические платежи: а) сумма, тыс. руб. б) средняя ставка, % Выручка (нетто) от реа­лизации товаров (стр.1- стр.2а), тыс. руб. Себестоимость продан­ных товаров, тыс. руб. Доходы от реализации: а) сумма (стр.3-стр. 4), тыс. руб. б) уровень, % к обороту Издержки обращения: а) сумма, тыс. руб. б) уровень, % к обороту Прибыль от продаж: а) сумма (стр.5 - стр.6), тыс. руб. б) уровень, % к обороту Операционные доходы, тыс. руб. Операционные расходы,тыс. руб. Внереализационные доходы, тыс. руб. Внереализационные расходы, тыс. руб. Балансовая прибыль (стр.7а + стр. 8 -стр.9 + стр.10 -стр.11), тыс. руб. Налоговые платежи, тыс. руб. Чистая прибыль (стр.12 -стр.13), тыс. руб.   13,1           24,21   22,03     2,18                 13,3           24,01   21,82     2,19       -           13,3           24,03   21,78     2,25               101,1   101,1 - 101.1     101,1     101,2   +0,02   100,9 -0,04   103,5   +0,06 98,4   108,3   121,4   X   97,9     104,0   97,1 119,5   121,0 X 119,3     119,6     118,6   X   118,1 X   123,4   X 95,3   115,4   80,2   110,6   117,4     115,6   117,7 + 14875   +1860 +0,2 +13015     +9578     +3437   -0,18   +3049 -0,25   +388   +0,07 -15   +47   -21   +9   +296     +35   +261

Подобная аналитическая таблица составляется по основным отраслям и в целом по многопрофильной экономике потреби­тельского общества.

Анализ прибыли дополняется глубоким изучением всех показателей рентабельности за ряд лет. Для расчета и изу­чения этих показателей может быть составлена аналитическая таблица 10.4

 


Таблица 10.4

Рентабельность розничной торговли потребительского общества

За отчетный год

№ п.п.     Показатели Предшест- вую­щий год Отчетный Год Отчетный год к к предшест­вующему или отклонения (+ или -), %
А Б      
                        Балансовая прибыль, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб. Среднегодовая сумма вложен­ного капитала, тыс. руб. Рентабельность вложенного капитала, % а) по балансовой прибыли (стр.1: стр.3) б) по чистой прибыли (стр.2: стр.3) Среднегодовая сумма оборот­ного капитала, тыс. руб. Рентабельность оборотного капитала, % а) по балансовой прибыли (стр.1: стр.5) б) по чистой прибыли {стр.2: стр.5) Среднегодовая сумма основных средств, тыс. руб. Рентабельность основных средств, % а) по балансовой прибыли (стр. 1: стр. 7) б) по чистой прибыли (стр. 2:стр. 7) Среднегодовая сумма совокуп­ных ресурсов, тыс. руб. Рентабельность ресурсов, % а) по балансовой прибыли (стр. 1: стр. 9) б) по чистой прибыли (стр. 2: стр. 9) Издержки обращения, тыс. руб. Рентабельность издержек, % а) по балансовой прибыли (стр. 1: стр. И) б) по чистой прибыли (стр.2: стр. 11) Расходы на оплату труда, тыс.руб. Рентабельность трудовых затрат, % а) по балансовой прибыли (стр.1: стр.13) б) по чистой прибыли (стр.2: стр.13) Оборот по реализации товаров, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб. Рентабельность продаж, % (стр.16: стр.15)     1,4   9,9     16,4   14,2     37,8 32,8     7,99   6,93   10,1 8,76     26,5   23,0 2,18     11,4   9,9     16,5   14,3     37,3 32,4     7,96   6,92   10,0 8,73     26,3   22,8 2,25 117,4 117,7 117,7     -   - 117,0     +0,1   +0,1   119,1   -0,5 -0,4 117,9     -0,03   +0,01 118,1   -0,1 -0,03 118,5     -0,2   -0,2 119,5 123,4 +0,07

 


Балансовая прибыль возросла на 17,4%, а чистая — на 17,7%. Более высокий процент роста чистой прибыли объясняется тем, что в отчетном году темпы прироста налоговых платежей были несколько ниже (15,6%).

Положительно следует оценить повышение рентабельности продаж и оборотных средств под влиянием ускорения их оборачиваемости.

Вместе с тем многие показатели рентабельности в анализируемом году ухудшились.

Следовательно, основными направлениями улучшения показателей рентабельности являются:

· увеличение суммы прибыли за счет развития и улуч­шения оборота по реализации товаров;

· повышение эффективности использования ресурсов (ускорение оборачиваемости средств, рост фондоотдачи и производительности труда);

· повышение эффективности всех затрат;

· увеличение операционных и внереализационных доходов и снижение подобных расходов;

· рост доходности от продажи товаров путем осуществ­ления обоснованной и гибкой ценовой политики и стра­тегии;

· улучшение качества работы коммерческой, маркетин­говой, экономической и других служб потребительского общества.

 

Подведем итоги:

Анализ прибыли и рентабельности проводится одновременно. При этом изучается изменение (динамика) суммы и уровня прибыли (рентабельности). Изучается влияние факторов на прибыль; основным их которых является товарооборот:

 

Кроме того, рассчитывается влияние составных элементов в общей валовой прибыли, например доходов: .

Углубленный анализ предполагает изученные прибыли и отдельно рентабельности за ряд лет. Анализ доходов проводится также путем сравнения суммы и уровня доходов и дополняется расчетом влияния отдельных факторов на доходы.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова экономическая сущность системы показателей рентабельности деятельности предприятий торговли?

2. Какие факторы влияют на изменение суммы и уровня доходов предприятий торговли?

3. Как рассчитывается влияние изменения структуры оборота розничной торговли на уровень доходов потребительского общества?

4. Как рассчитывается влияние изменения размера торговых надбавок на доходность розничной торговли?

5. Какие аналитические показатели рассчитываются при изучении прибыли предприятий торговли?

6. Как рассчитывается влияние ценового фактора на изменение суммы прибыли от продажи товаров?

7. Какие аналитические показатели рассчитываются при изучении рентабельности деятельности предприятий торговли?


Библиографический список


РЕЦЕНЗИЯ

на учебное пособие по дисциплине

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

для студентов очно - заочной формы обучения

специальностей 080110,080501

Автор? Аюева Д.К.

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» выполнено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания образования, программой по учебной дисциплине.

В данном учебном пособие рассмотрена первая часть курса, начиная с темы №1 по №10 включительно.

По каждой теме изложен теоретический и практический материал, подведены итоги, даны вопросы для самоконтроля.

Темы №1-5 освещают теоретические основы анализа. Начиная с темы №6, в пособии, излагаются вопросы экономического анализа в розничной и оптовой торговле.

При этом приводится методика анализа количественных и качественных показателей в торговле, которая закрепляется решением практических примеров.

Материал пособия систематизирован, удобен в восприятии, способствует формированию аналитического мышления. Также имеются схемы, таблицы, расчеты по отдельным темам.

Учебное пособие может быть использовано студентами как заочного, так и очного обучения.

 

 

Рецензент: Букус. Р.М.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.210 (0.018 с.)