Ценностные ориентации подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентации подростков



Психологическое исследование мотивации поведения челове­ка невозможно без рассмотрения его системы ценностей. По общему признанию, ценностные ориентации представляют со­бой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедея­тельности. Принято считать, что ценностные ориентации отра­жают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости.

Следует также отметить,, что формирование ценностных ориентации —это длительный и сложный процесс, происходя­щий под воздействием непосредственного социального окру­жения и общих социальных условий. Таким образом, ценност­ные ориентации отдельной личности представляют собой спе­цифическое сочетание общественных ценностей, которые реловек усваивает из общественного сознания своей эпохи, Класса, народа и ближайшего окружения.


Глава 4

В психологии развития именно подростковый и юноше­ский возраст рассматривается как период интенсивного форми­рования ценностных ориентации личности.

Действительно, именно fi подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитинного развития, который позво­ляет ему сформировать свои собственные ценностные пред- ставления о действительности. В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практичес­ки только через родителей, и именно их представления и оцен­ки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влия­ние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом само­сознания подросток начинает понимать, что его личныР социальный опыт не является единственным критерием окру-жающего. Он с любопытством присматривается к другим цен­ностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверст­никами. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собствен­ное видение мира. И именно в Этот период цепкости, приви­тые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли они надежно укоренились в его сознании.

Анализ системы ценностей в подростковом возрасте

Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе сво­его становления, является относительно неупорядоченной и

Неустойчивой.

Интериоризаиия--------- ■—■----- (лат. interior — внутренний)
— формирование внутрен­них структур человеческой психики посредствомусиос-ния структур внешней соци­альной деятельности.

Для анализа особенностей системы ценностей подростков можно использовать два параметра: степень сформирован но -сти иерархической структуры ценностных ориентации и их со­держательную часть, которая характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру (Дубровина И. Б. и др., 1989).

По мнению И. В. Дубро­виной и ее коллег, первый па-

раметр очень важен для оцеи-


 

 

Особениости мотивационной сферы подростка

ки уровня личностной зрелости школьника. Как пишут ав­торы, осознанная иптериоризация ценностей'происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него не­которую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближ­них и дальних целей своей жизни, возможностей их реализа­ции и т. п. Однако такая способность может осуществиться лишь При Достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированное™ выс­ших психических функций, сознания и социально-тихо.ю-гической зрелости.

Второй параметр, характеризующий особенности функци­онирования ценностных ориентации, даст возможность квали­фицировать содержательную сторону направленности лично­сти, находящейся на том или ином уровне развития. В зависи­мости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентации личности, каково сочетание этих цен­ностей и степень большего или меньшего их предпочтения от­носительно других и т. п., можно определить, на какие жизнен­ные цели направлена активность человека.

Исследования

Анализ результатов проведенного И. В. Дубровиной и ее колле­гами исследования показывает, чти учащиеся не одинаково ран­жируют предлагаемые ценности. Это дает основание говорить о там, что одни учащиеся уже имеют более или менее дифферен­цированную структуру ценностей, а дли остальных все предло­женные ценности представляются одинаковыми по своему зна­чению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифферен­цированная структура ценностных ориентации (Дубровина И. В. и др., 1989).

В соответствии с первым параметром, т, с. степенью дифферен­циации ценностных ориентации, авторами были выделены три группы испытуемых: I — учащиеся, у которых имеется в доста­точной мере дифференцированная структура ценностных ориен­тации; П — учащиеся, у которых дифференцированная структу­ра ценностных ориентации начинает формироваться; III — уча­щиеся, у которых она еще не сложилась.

Согласно этим данным, существует определенная возрастная динамика развития: в 10-м классе превалируют учащиеся с вы­сокой лнфферешифовашюстью структуры ценностей. Большие



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


различия обнаруживаются при сравнительном анализе выборки по признаку пола: в группе с отсутствующей дифференциацией девушек-денятиклассниц почти вдвое больше, чем юношей, а де­сяти к.часспиц — трое. Также заметны различия между девушка­ми и юношами в группе с высокой дифференциацией: юношей здесь существенно больше и в 9-м, и в 10-м классе. Эти данные, по всей видимости, указывают натопи развтне механизма диф­ференциации интенсивнее протекает» старшем школьном воз­расте у юношей.

Содержание ценностной структуры подростков

По мнению В. С. Собкина, социализация современного полро­стка в России протекает не просто в ситуации социально-эко­номической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, когда существенно деформи­рованы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему (Соб- кин В. С. 1997). Ценности, которыми руководствовались под­ростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками конца 90-х. Если первым были присущи ценнос­ти коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности.

Для более подробного рассмотрения содержания ценност­ных ориентации современных подростков обратимся к иссле­дованию В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой, проведенному в 1991 и 1996 гг. (Собкип В. С, Кузнецова Н. И., 1998). Данные представлены и табл. 4.1.

Таблица 4.1 Значимость различных жизненных ценностей среди старшеклассников

 

  Жизненные ценности 1991. и = 1162 1996, п= 1604
  Достижение материального благополучия 57,4 53.1
7. Успешная профессиональная деятельность 49.0 42.2
  Успешная политическая карьера 3,3 7.6
  Полноценное общение с людьми 34.4 24,К
■S Счастливая семейная жизнь 73,5 60,2
  Полноценное приобщение к кулыуре 8.0 8,7
  Рвэвш ие споих способностей 25.1 17,7
X Познание себн 13,2 10,1
  Воспитание детей   25,8

Счастливая семейная жизнь

Можно заметить, что ценность счастливой семейной жизни яи-ляется iipi юритетной в ряду других жизненных ценностей стар­шеклассников. Оназанимает первое по значимости место как в 1991, так и в 1996 г.

Действительно, и но многих других исследонлниях подтпер-ждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей челоиека. И это неудивительно, поскольку в постоянно меняющемся, нестабильном обществе семья остает­ся еще пока той незыблемой ценностью, па которую можно опе­реться. Однако и здесь происходят определенные изменения. По абсолютным значениям наблюдается значимое снижение доли школьников, отмечающих ценность счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми в качестве своих жизненны хприоритетов.

Дополнительный анализ полоных различий обнаружил, что ценность счастливой семейной жизни, как и ценность воспита­ния детей, бол ее значима для девушек по сравнению с юношами.


Девушки П Юноши

Рис. 4.1. Значимость ценности счастливой семейной жизни и воспита­ния детей у старшеклассников

Однако и здесь существуют свои особенности. Как видно из рис. 4.1, если значимость ценности воспитания детей среди юношей и денушек практически не изменилась за прошедшие между опросами пять лет, то значимость ценности счастливой семейной жизни резко снизилась именно среди девушек: с 84,6% в 1991 г. до 66,3% в 1996 г. У юношей же она осталась на том же уровне. Данный факт, по всей видимости, указывает на



Глава 4


Особеиности мотивационной сферы подростка



 


то, что молодежь, в маетности девушки, в большей степени ори­ентируются на западные стандарты и один из них — это стрем­ление сделать карьеру, добиться жизненного успеха, самореа­лизоваться за пределами семейной жизни.

Достижение материального благополучия Отдельного рассмотрения требует такая ценность, как дости­жение материального благополучия. Большое число сонремсн-пых исследований, посвященных изучению ценностных ориен­тации подростков и молодежи, обнаруживает высокую значи­мость этого фактора. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно вли­яет на выбор профессии и места работы. Например, по данным О. И. Карпухиной, практически каждый четвертый подросток планирует организовать после получения специальности свое дело. При этом поиск путей достижения благосостояния при­водит к неразборчивости в выборе средств. В молодежной сре­де все больше доминирует позиция «вес средства хороши для достижения богатства, и лаже проти воправные» (Kapi |ухина О. И.,

2000).

Показательны в этом отношении данные исследования, лронеденного Л. Г. Борисовой (табл. 4.2).

Как видно из таблицы, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало представляет собой социально-психологический феномен современного молодежного сознания, и в этом следу- е г иидстъ реальную угрозу дальнейшего риста криминализации общества.

Подобная установка подростков на богатство и жизненный успех формирует и своеобразное их отношение к тем, кому не удалось достичь этих целей. Так, по мнению 47,7% опрошен­ных молодых людей, рост числа бедных п стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособились к жизни*, 21% счи­тают, что они «не избавились от старых идеалов», а 18,2 % ви­дят причину бедности в неумении воровать (Карпухина О. И., 2000).

Культурные и познавательные ценности

Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентации современных подростков следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя и развития своих способностей. Оче-


Таблица 4.2

«Как ты относишься к таким способам зарабатывания денег?» Распределение ответов старшеклассников

 

Отношение к разным способам добывания денег Хочу стать боштмм, даже с риском у голов ноги микамння Хотел бы стать богатым только законнымп VI ем Отношусь безразлично, богатство — не главное в ЖЮНИ
1. Взять то, что плохо лежит    
Юноши, 100% по столбцам    
Одобряв Иногдагодится Отрицаю 44.3 38,0 17,7 10.8 33.8 55.4 7,9 19,1 73,0
Дену тки
Одобряю Иногда годитсяОтрицаю 11,1 33.3 55,6 2,7 20,8 76,5 1,2 12,9 85.У
2. Добыть хитростью
Юноши
Одобряю Иногда годится Отрицаю 62,0 32,9 5,1 31,3 38,7 30,0 I0J 42,7 47,2
Девтшкн
Одобряю Иногда годится (Ирин, mi 33,350,0 16,7 15.11 46,338,7 8,735,8 55.5
3. Взять деньги (.■и. urn    
Юноши
Одобряю Иногдагодится Отрицаю 32,9 38,0 29,1 2,7 23,3 74,0 1.1 6.892,1
Девушки
Одобряю Иногда ГОДИ1СЯ Отрицаю 11,219,4 69,4 1,0 5,9 93,1 0.65,8 93,6

видно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во мно­гом являются отражением существующих в современном об­ществе идеалов, и нематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству подростков, пока не удовлетворены их базовые потребности.

Исследования ----- —---------------------------- —.----------------.--------

Однако существуют также данные о том, что содержание систе­мы ценностей человека зависит от степени его когнитивного раз-



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


шп ия. В частности, Дармоди (но Ф. Раису) обнаружил, что под­ростки с высокими погаавтелявш формального мышления пред­почитали ценностям, дающим мгновенное ноз награжден не, веч­ные ценности, связанные с абстрактными понятиями (например, альтруизм), и ценности, ориентированные на долговременную реализацию. Точно гак же подростки с высокими пмаэате |ямн формального мышления присваивали более высокий рейтинг ценностям инструментам ьного характера, особенно уверенности к себе, компетентности и независимости. С другой стороны, под­ростки с низкими показателями формального мышления оказы- вали предпочтение группам ценностей личностного, гедонисти­ческого характера, которые Связаны С мгновенным вознагражде­нием и общественным одобрением. Эти результаты служат подтверждением концепции Пиаже, который связывал форми­рование ценностей и установок с развитием когнитивных струк­тур (Раис Ф.. 2000).

Религиозные ценности и убеждения подростков В рамках рассматриваемой нами проблемы ценностных ориента­ции, формирующихся в подростковом возрасте, особый интерес представляет вопрос о религиозных ценностях и убеждениях.

Статистика

Различные исследования, по преимуществу социологические,

pei и<.■ i рируют существенный подъем религишноп и среди моло­дежи. Поданным Мчедлова, религиозность l(i 17-летнихдостиг­ла 64%, что в полтора рала превышает средний уровень религиоз­ности в стране (Мчедлов М. ТТ., \99Щ.

В чем причины роста религиозности среди подростков и молодежи, какие мотивы побуждают их обращаться к различ­ным религиозными мистическим учениям? По мнению отдель­ных исследователей, религия — это остатки детской веры в ч\ -деса, склонность к мистическим фантазиям, которая с возрас­том убывает, вытесненная здравым смыслом. В частности, как показали опросы москвичей, у 17-летних значения всех пока­зателей сознания как религиозного, так и оккультпо-магнче-ского превышает такопые у 24- и 31-летних (табл. 4.3) (Культ, миры, 2000).

11скоторая часть исследователей считает, что вера в Бога есть не что иное, как детская привычка, привитая ребенку в ее


мье. Действительно, семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком каких бы то ни было ценностей, и и том числе религиозных. В частности, исследования М. Аргайла и ББ^Х

,1риоашеу1Л^нов1в(радител^

один из важнейших факторов формирования религиозности новых поколений. Они приводят данные опросов студентов в США, в ходе которых те указывал и, что наиболее сильное вли­яние на становление их религиозности оказали родители (по Раису Ф., 2000). Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых роди­тели или старшие родственники сознан ельно и целенаправлен­но воспитывают детей к религиозном духе. Постепенно у ре­бенка формируются определенные навыки религиозного пове­дения, некоторые элементарные религиозные образы и представления. Частое посещение богослужен ий и обсуждение с рсбен ком рели гиозных вопросов в семье также имеют важное значение для формирования соответствующих убеждений. Од­нако в раннем возрасте еще нет подлинной религиозности, ре­лигиозные навыки носят преимущественно внешний характер. Г. Оллиорт приводит следующий факт, когда ребенок, приучен­ный молиться на ночь, попав и новую обстановку, где отсутство­вало привычное для него изображение Богоматери, стал про­являть беспокойство. Затем он нашел на столе популярный иллюстрированный журнал с изображением кинозвезды на об­ложке и, совершив перед этим изображением вечернюю мол ит-иу, успокоенный, отправился спать (Оллпорт Г., 1998).

По мере взрослен ия и вступления в подростковый возраст ребенок уже способен критически переос мы слить те религиоз­ные ценности и установки, которые были заложены в него ро­дителями, семьей. Как правило, реакция эмансипации начина­ет распространяться и на отрицание тех ценностей, которые были имплантированы миром взрослых в раннем и среднем

Таблица 4.3

Распределение отношения респондентов к религиозным и оккультно-мистическим парадигмам

 

 

BospuiT Верят
В колдовство В астрологию В Божийсуд
  48.6 48,7 47.1
  46.5 .15,1 32,2
  45,0 32,2 44,1

нолроака



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


детстве. Тогда перед подростком может встать нешрос истинно­сти того, во что он верил, во что криля его родители. Дело еще более усугубится, если подросток обнаруживает, что ценности и идеалы, декларируем ые родителями или другими взрослы­ми, расходятся с реальностью, с действительным их поведени­ем. В результате подросток становится ярым атеистом, бого­хульником и противником любой религии или же он обраща­ется к другим религитным учениям, в том числе и мистическим. Опираясь на свои возросшие интеллектуальные способно­сти, многие подростки начинают размышлять о смысле жизни, о своем месте в этом мире и соответственно приходят к мысли о Боге. В поисках конечной истины они могут примерить на себя роль последователя не одной конфессии. Отсюда опасность того, что подросток попадет не только в какие-то традицион­ные религиозные общины, но и в различные секты, в том числе и деструктивные. Отчасти именно поэтому значительную часть последователен таких сект составляют подростки и молодежь. Не сформированные в полной мере мировоззренческие прин­ципы способствуют тому, что подростков легче «обработать»,

подчинить своему влиянию,

Конформность------------------- тенденциячеловек» изме­ним, свое- поведение таким образом,чтобы это соответ­ствовало доведениюи требо­ваниям других людей

Однако подлинное обра­щение к религии требует от подростка достаточно'высоко­го уровня когнитивного разви­тия, способности к самореф­лексии, проникновению в свой собственный мир. В связи с этим можно предположить, что массовая религиозность подрост­ков во многом есть результат их повышенной социальной кон­формности, некритического отношения к пропагандируемым it средствах массовой информации ценностям. Хотя в основе этого процесса также лежит процесс поиска своей идентично­сти, но гораздо более поверхностный.

Статистика

Свидетельством того, что религиозность подрос! ков часто явля­ется следствием их социальной конформности, а не результатом глубокой внутренней работы, могут быть исследования, ирове- денные специалистами из МГУ. Так, по их данным, посещаю: церковь в течение года хотя бы рад 45% 17-Летнш (для сравне-


^ия па дискотеки и вечера ходят и два раза больше - 84%). В хра­мы молодые люди тптптитничг в основном изредка, 1 -2 раза в год но праздникам (.48-40%), а более или менее постоянно, т. е. ежемесячно, всего 6-7%. Соблюдающих церконную дисципли­ну и бывающих в храме еженедельно не более 1-1,5% от числа опрошенной молодежи. Соблюдает традиционные культовые об­ряды незначительная часть молодежи - 3-3,5 % и среди них и четыре раза больше девушек (Культ, миры. 2000).

Современное поколение подростков принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность нацио­нальным традициям, как часть своей национальной идентич­ности. Такое положение обусловлено переменами, происходя­щими в нашем обществе. Атеизм, который раньше был частью господствующей идеологии, отвергается, церковь все более под­держивается государством, с раннего детства средствами мас­совой информации начинают закладываться церковные обра­зы и представления, преподносимые в качестве незыблемых культурных ценностей. Отчасти подобное безоговорочное нос-приятие этих ценностей обусловлено тем, что нашему обществу, откинувшему все прежние идеалы, довольно сложно предло­жить другие альтернативные и равные но значимости.

Исследования -----------------------------------------------------------------------

В исследовании В. С. Собкннабыло показано, что старшекласс­ники, считающие себя православными, практически не отлича­ются по структуре своих базовых жизненных ценностей от школь­ников, которые относят себя к атеистам или просто не исповеду­ют никакой религии (Собкин В. С, 1997).

Интересные данн ые были i гилучены также в исследовани и И. В. Жу­равлевой, 3. И, Псйковой. Оказалось, что чем религиознее русский подрос юк. тем он конформнее, и чем религиознее финн, тем он нонконформнее. При этом уровень конформности у рус­ских подростков в четыре раза выше, чем у финских, а самые ре­лигиозные из них продемонстрировали максимальный уровень конформности (Журавлева И. В„ Пейкова 3. И., 1998). Этот факт, по всей видимости, можно объяснить иной социокультурной ат­мосферой финского общества, где религия в большей степени от­делена от государства и общественной жизни и представляет со­бой частную жшнь гражданина. И именно те подростки, кото­рым свойственны более радикальные, отличные от общепринятых взгляды, обращаются к религиозным ценностям.



Глава 4


Особенности мотивационной сферы подростка



 


Обращение подростков к религии может быть обусловле­но и многими другими причинами. Например, религиозность подростков может ныступать какбегп но о т реальности, стрем­ление защититься от жестокой действительности.

Они также могут приобщиться к религии для того, чтобы приобрести друзей: давно известно, что с религией чаще всего связывают судьбу люди, у которых нарушены социальные свя­зи. Принадлежность к какой-то группе значительно укрепляет позиции полростка, прибавляет уверенности, дает чувство бе- эопаа (ости, т. е., по большому счету, рел и гия здесь выступает в своих компенсаторных функциях — функции утешения, сни­жения психологического дискомфорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.192 (0.051 с.)